Образование в России и в Англии Образование в Англии История образования в Англии



Скачать 276,19 Kb.
Дата06.08.2017
Размер276,19 Kb.
Образование в России и в Англии



Образование в Англии

История образования в Англии

История народного образования в Англии может быть прослежена со времён заселения Англии англосаксами и даже ранее. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним в Кембридже. Во времена царствования Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты (англ. Grammarschools, в русском языке также называются «грамматическими школами»).



Школьное образование в Англии

В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными, существуют и частные, платные учебные заведения.

Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:

1. Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе).

2. Среднее – для детей от 11 до 16 лет.

Если родители хотят обучать своего ребенка дома, им необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Имеется три основных типа неполных средних школ:

- «грамматические школы», где основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;

- «современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;

- «единые» школы, где предлагаются образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.



Младшая школа.

Детство у английских детей очень короткое: в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.

В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.

Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик вам формулирует тему и подбирает материал.

Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой игровой форме без всяких попыток подогнать всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей.

Отнюдь не все учащиеся в конце каждой ступени соответствуют нормативам знаний государственного учебного плана. По статистике примерно 1/5 учеников к концу начальной школы нуждается в специальных образовательных программах.



Средняя школа.

Имеется три основных типа неполных средних школ:

- «грамматические» школы – основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;

- « современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;

- «единые» школы – являются преобладающими по охвату ими учащихся, предлагают образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.

Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое.

По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года; отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.

Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен A-levels является вступительным в университет. Для того, чтобы оценить шансы поступления абитуриенту нужно сложить предполагаемые баллы по предметам и сравнить их со вступительным баллом выбранного факультета.

Выбрав курс профессиональной подготовки, и пройдя соответствующее обучение, ученики сдают экзамены на профессиональную квалификацию продвинутого уровня – Vacational A-levels, которая в 2000 году заменила собой прежнее национальное свидетельство о профессиональной квалификации. Как и A-levels новая профессиональная квалификация требует двухлетней подготовки. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить предвузовскую подготовку и сдать экзамены A-levels.

Студенчество в Англии

Высшее образование британцы получают в трех видах вузов: университетах, университетских колледжах и колледжах высшего образования. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную финансовую помощь за исключением трех частных институтов. В университеты поступают более 30% выпускников школ.

Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения.

Оценки в Англии

В Англии нет унифицированной системы оценок, она отличается не только в различных регионах (Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия) , но и в зависимости от программы обучения.

Оценивание General Certificate of Secondary Education (GCSE):

GCSE оценивается по восьми бальной шкале: A*-A-B-C-D-E-F-G, A* - является наивысшим баллом, а G — самым низким. Существует также оценка U от Unclassified т. е. неуд, в случае получения этой оценки на экзамене, считается, что он не сдан.



Форма в Англии

Школьная форма – обязательный атрибут практически каждой престижной британской школы. Стоит отметить, что впервые формы ввелись во времена царствования Генриха VIII, однако в то время расцветка её была исключительно синей, ведь многие считали, что такой тон приучает детей к смирению и подчинению. Но основной, не называемой причиной такого введения стала цена на ткань.

Однако, с течением времени у каждого образовательного заведения появилась своя отличительная черта – школьная форма разного цвета, а обязательным условием является нашивка с эмблемой школы или гимназии. Стоит отметить, что эволюция формы продолжалась вплоть до 50-х годов, а на сегодняшний день форма учеников в Британии выглядит примерно следующим образом:

- Строгий пиджак, блейзер или свитер с эмблемой учебного заведения;

- Рубашка, соответствующая расцветке, которой обладает школьная форма;

- Строгий галстук (как для девочек, так и для парней);

- Строгие брюки для парней, длинные и строгие юбки для девушек;

- Лакированные туфли для парней, туфли с небольшим каблуком для девушек.





Система образования в России

Школьное образование в России

Рассмотрев подробно систему образования в Великобритании, можно перейти к описанию образования у нас в России. Выделяют следующие школы:

Начальная школа

Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Старшие классы

Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

Студенчество в России

Системой высшего образования в России принята пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования с исторически сложившимся разделением на старшие и младшие курсы, однако уже несколько лет идет создание двухуровневой системы высшего образования (Европейская система образования – Болонский процесс). Ряд специальностей предполагает дополнительный период преддипломной практики в течение полугода по окончании пятилетнего периода обучения. Шесть лет и более обучаются студенты медицинских вузов, а также студенты – заочники.

Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии. Формы обучения: очная, заочная, очно – заочная (вечерняя), экстернат. Студенты поступают на определенную специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Оценки в России:

Разных странах существуют разные системы оценивания, и 5-ти, и 6-ти, и 7-ми, и 10-ти, и 12-ти бальные и иные. Более того, в разных регионах, в разных школах могут быть разные системы оценивания. В России пятибалльная система оценивания была установлена в качестве единой для всех школ в 1937 году. И к 70-ым годам прошлого века означала:

- Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

- Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

- Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

- Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.

- Оценка «1» (очень плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

Однако, постепенно, единица стала некоторой эмоциональной отметкой, которая в последующем, как правило, исправляется учителем после пересдачи.

Форма в России

Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1994 года.

Исследование компании «Будь в Форме!», проведенное в 2005 году, показало, что из 2200 средних и частных школ в Москве примерно 60 процентов ввели или собираются вводить форму, а в Санкт-Петербурге эта цифра составила не менее 90 процентов.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.



Школьная форма советского времени (или платья, стилизованные под неё) с белыми фартуками традиционно надевается выпускницами на Последний звонок как символ прощания со школой, и реже — на другие праздники. Однако, в ряде школ (несколько лицеев г. Набережные Челны, Прохоровская гимназия, ряд школ Красноярска и Уфы) платья и фартуки для девочек либо сохранились с советского времени, либо были введены вновь в 2000-е годы с целью поднятия дисциплины учащихся.



Различия и сходства образования в Англии и России

В чем же различия и сходства? В России активный процесс обучения начинается с 7 лет, а заканчивается он в 16-17 лет. Обучение осуществляется в довольно наполненных классах, как правило, их численность составляет 23-28 человек. В начальных классах детей обучают первоначальным навыкам: счёту, письму, чтению. Как правило, здесь отличий с английским образованием практически не имеется, единственным нюансом является то, что в Англии обучение начинается с 5 лет. А в дальнейшем обучение в России и Англии в средней школе во многом схоже.

Особенностью английского образования можно считать наличие специального перечня предметов обязательных и факультативных, т.е. тех, которые ученик себе выбирает сам. По окончанию 9 класса русскому школьнику предлагают 2 варианта продолжения учёбы: поступить в средне – специальное учебное учреждение (училище, техникум, колледж и т.п.) или же продолжать обучение в родной школе ещё на протяжении 2 лет (до 11 класса).

Именно на этом заключительном этапе образования в школе чётко просматриваются различия английского и российского образования. У русских школьников в последние 2 года обучения происходит изучение ряда обязательных предметов, которые в дальнейшем могут вовсе не пригодиться человеку. А вот в образовательной системе Англии для учащихся школ созданы условия намного комфортнее. Для учащихся, которые выбрали дальнейшее обучение в высших колледжах, университетах, технических институтах в период окончания обязательной средней школы наступает наиболее ответственный период за время всего обучения – подготовительный процесс к поступлению в ВУЗ. Поэтому на протяжении 2х лет английские школьники активно изучают те дисциплины, которые нужны им именно для поступления в выбранное ими учебное заведение.



Заканчивается такое обучение сдачей экзамена для получения сертификата A-level. В данном случае можно провести параллель с единым государственным российским экзаменом, который в последние годы был введён в России. Если же для поступления в российский университет вполне достаточно сертификата ЕГЭ по всем необходимым предметам, то в английской системе образования помимо предоставления сертификата A-level абитуриенту будет необходимо ещё и пройти специальное собеседование.

В связи с этим можно говорить о том, что главными отличиями английской системы образования от российской системы является возможность углублённого освоения дисциплин, индивидуальный подход, и также нацеленность на определённый ранее поставленный результат.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница