Образование в России в XIX веке



Скачать 61,57 Kb.
Дата25.10.2016
Размер61,57 Kb.
Образование в России в XIX веке

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России в XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)

         «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.) положил начало организации государственной системы начального, среднего, высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народного образования.

Особенностью нового устава явилось то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства народным образованием  – Министерством народного просвещения, начавшего свою деятельность с 1802 года. Для руководства на местах создаются специальные губернские органы – дирекции народных училищ.

Прогрессивными чертами устава 1804 года были:



  1. установление преемственности между приходскими, уездными училищами и гимназиями;

  2. объявление школ бессословными;

  3. отказ от изучения Закона Божьего;

  4. продолжение реформ Петровского времени.

С 1804 года в России была введена государственная система преемственности связанных между собой школ: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обучения), губернские гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения). Каждое нижестоящее учебное заведение готовило к поступлению в последующее. Обучение во всех школах было объявлено бесплатным. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет (Петербургский с 1819 года), управляющий всеми учебными заведениями на территории округа. Ректор университета имел право вмешиваться в дела гимназий. Директору гимназии подчинялись все уездные училища. Директору уездного училища подчинялись директора приходских училищ.

В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и общая физика; 2) история (при ней мифология и древности), география и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика, риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование.

После Отечественной войны 1812 года царское правительство отказалось от устава 1804 года. С 1811 года вводится закон Божий, усиливается сословность и религиозное руководство в образовании. В 1817 году  министерство народного просвещения преобразуется в министерство духовных сил и народного образования.

Уже по расписанию 1818 года гимназический курс  подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика,  риторика, языки (греческий. Латинский, немецкий и французский), чистая математика, начало механики, опытная физика, естественная история и рисование. В 1819 году вводилась плата за обучение во всех школах.

Все эти изменения нашли отражение в «Уставе гимназий и училищ» 1828 года. Этот устав провозгласил принцип Православия, Самодержавия, Народности. Новый устав усиливал бюрократический контроль за деятельностью школ и преподавателей и создавал больше препятствий к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В этих же целях была прервана преемственная связь между уездными училищами и гимназиями.  В приходских и уездных училищах, в младших классах гимназий разрешалось применять физические наказания учащихся.

Положительные моменты в новом уставе: увеличение сроков обучения – курс обучения в уездных училищах возрастал до трех лет, а в гимназиях до  семи, увеличение окладов содержания и улучшение положения учителей.

Реакционные гонения на школы усилились после того, как правительству стало известно о влиянии на молодежь тайных организаций декабристов. Ввиду того, что гимназии  и университеты, предназначенные для дворянства,  заполнились разночинцами, был проведен ряд мероприятий, затрудняющих проникновение в средние и высшие школы лиц недворянского происхождения.

В 1835 году были ограничены права и автономия университетов. Университеты лишались права руководить  школами и создавать учебное общество. Все учебные заведения были переданы в ведение попечителей уездного округа.

Идеологической основой этой школьной политики являлось требование правительства проводить воспитание и образование на началах «православия, самодержавия и народности». Стремясь укрепить путем воспитания расшатывающийся самодержавно-крепостнический строй, царизм упорно прививал подрастающим поколениям  православно-религиозное мировоззрение, воспитывал в них преданность самодержавной монархии, убеждение в том, что основой русского народного быта является крепостное право.

В 1830-е – начале 40-х годов происходит рост школ. Возникает новый тип учебных заведений – училища для детей канцелярских служителей. Их задача: готовить низший персонал для государственных учреждений. Необходимость подготовки грамотных мастеровых побудила начальство Александровского завода открыть училище для детей мастеровых.


Образование в России во второй половине XIX века

Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х годов доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60-70, в уездных — до 70-80, в деревне грамотность была редким явлением.

Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.

В конце 90-х гг. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно.

Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция.

По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направления. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64.Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. При Александре III правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназии “детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.”.

Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения.


Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование.

Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось втрое и составило 17 тысяч человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.

Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.

В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории



К. Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Позднее высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.

В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование (прежде на него меньше всего обращалось внимания). Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа всегда была у него на подозрении как очаг неистребимой “крамолы”.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница