Образовательная область «Речевое развитие» Инвариантная часть. Цель



Скачать 184,54 Kb.
Дата14.06.2018
Размер184,54 Kb.
Образовательная область «Речевое развитие»

Инвариантная часть.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи:

- владение речью как средством общения;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Общие цели и задачи Программы по направлению «Речевое развитие» конкретизируются через цели и задачи образовательной работы с детьми в конкретной возрастной группе, которые представлены в примерной основной образовательной программе «Успех» (проект основной образовательной программы «Успех», под редакцией руководителя авторского коллектива – Н.В. Фединой,/М: Просвещение, 2015, - 234с.

1младшая группа –стр.30 – 31

2 младшая группа – стр. 65 – 68

Средняя группа – стр. 68- 70

Старшая группа – стр. 70 – 72

Подготовительная группа – стр.72 – 74

Описание форм, методов и средств реализации программы представлено в программе «Успех»стр. 98-108.

Модель реализации форм и видов детской деятельности по решению задач образовательной области «Речевое развитие»


Формы и методы работы

Вид культурных практик

Интеграция ОО

Целевые ориентиры в виде социально-нормативных возрастных характеристик ребенка

Сюжетно-ролевые игры

Практики свободы,

Практики культурной идентификации
Правовые практики

ПР, СКР

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других



Словесные игры

Практики расширения возможностей ребенка,

Практики целостности

ПР, СКР

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

Дидактические и развивающие игры

Практики расширения возможностей ребенка,

практики целостности

Практики культурной идентификации,

РР, СКР

Ребенок проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность. Сформировано умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, развит интерес к причинно – следственным связям. Развито воображение и творческая активность;

Элементарные опыты и экспериментирование

Практики расширения возможностей ребенка,

практики целостности


РР, СКР, ПР

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, подражает речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

У ребенка развита способность наблюдать, экспериментировать, сформирована познавательно-исследовательская деятельность и воображение.


Поисково-исследовательская деятельность

Практики расширения возможностей ребенка,

практики целостности

Практики культурной идентификации

РР, СКР, ПР

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных вида деятельности

Ребенок проявляет интерес к причинно – следственным связям, стремится самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей




Проектная деятельность

Практики расширения возможностей ребенка,

практики целостности

Практики культурной идентификации

ПР,СКР,РР, ХЭР

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

У ребенка развита способность наблюдать, экспериментировать, сформирована познавательно-исследовательская деятельность и воображение.Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, овладевает основными культурными способами деятельности,


ЧХЛ

Практики культурной идентификации

Правовые практики

РР, ХЭР

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,



Театрализованная деятельность

Практики свободы,

Практики культурной идентификации


РР, СКР, ХЭР,

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, овладевает основными культурными способами деятельности,

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,



Беседа,

рассказ

Практики культурной идентификаци,

Правовые практики

РР, СКР

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

Свободное общение

Практики свободы,

Практики культурной идентификации



РР, СКР

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Организация предметно-развивающей среды для образовательной области «Речевое развитие» организована в соответствии с примерной образовательной программой «Успех», стр. 131-137

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в том, что пространство группы разделено на Центры детской деятельности.

Реализовать образовательную область «Речевое развитие» помогают Центр «Почитайка», Центр «Грамотейка», центр «Театр и музыка»

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центров

Примерное оборудование

Центр «Грамотейка»

Организовать виды деятельности, способствующие развитию речи детей. Развивать речевую деятельность.

Формировать предпосылки к грамотности.





Настольно-печатные речевые игры,

схемы составления рассказов, загадок, модели вопросов, причинно- следствия, алгоритмы, картинки сюжетные, предметные,

дидактические игры.

Тематические карточки, модели, наборы букв из разных материалов,

Карточки для графических диктантов,прописи,схемы,ребусы,кроссворды,шифровки,книги,азбуки,плакаты.


Центр «Почитайка»

Ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Формировать способность к участию в проектной литературной деятельности и принятию собственных решений с опорой на опыт литературного образования.



Детская литература для чтения, энциклопедии, тематические альбомы и др.

Центр

«Театр и музыка»

Создание условий для участия в играх-драматизациях, показе настольного, кукольного театров, театра-би-ба-бо, вызывающих потребность пересказать небольшое литературное произведение.

Маски; разные виды театра: би-ба-бо, настольный, кукольный, теневой, театр лопаточек театр-баночек, театр живой руки, театр-картинок, театр игрушек.

Реализация образовательной области «Речевое развитие»

(вариативная часть)

С целью расширения возможностей ребенка, применяются парциальные программы и технологии с учетом культурных практик.




Программа

Образовательные задачи по ФГОС

Возраст

Педагог

Формы работы

Культурные практики

По дороге к азбуке

Т.Р.Кислова



Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте



4-7лет

Воспитатель


ВХЛ

-игровые ситуации;

- беседы;

- построение устных высказываний;

- рассматривание иллюстраций с дальнейшим обсуждением;

исследовательская деятельность;

- чтение;

- разгадывание ребусов, кроссвордов.

звуковой анализ слова.

(в образовательной деятельности)



практика свободы,

практики целостности,

практики расширения возможностей ребёнка



Программно-методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

Автор


Наименование издания

Издательство

Акулова О.В., Гризик Т.И., Парамонова М.Ю., Федина Н.В. и др.

Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

М.: Просвещение, 2015.-234с. /

Н.О.Березина

Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов

М.: Просвещение, 2012.-

Акулова О.В., Гризик Т.И., Парамонова М.Ю., Федина Н.В. и др.

Успех. Особенности психолого-педагогической работы: пособие для педагогов

Просвещение, 2015.-105с.240с.

Акулова О.В., Гризик Т.И., Парамонова М.Ю., Федина Н.В. и др.


Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов

М.П.2012

О.Н. Крылова

Успех пособие по программе

Я учусь читать (5-6лет, 6 лет)-



Издательство «Экзамен», 2013г.

О.Н. Крылова

Успех Я учусь писать (5-6 лет. 6 лет)- пособие по программе



Издательство «Экзамен», 2013г.

О.Н. Крылова


Успех Я учусь говорить правильно (5-6 лет. 6 лет)- пособие по программе

Издательство «Экзамен», 2013г.

Е.В.Вербовская,

Успех Подготовка к школе(5-6 лет. 6 лет)- пособие по программе


Москва Просвещение, 2012г.

Т.А. Сидорчук


«Я познаю мир»


Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014

Т.Р.Кислова

По дороге к азбуке 1, 2, 3, 4 часть.

Москва «Баласс»2002г.

Е.А.Пожиленко

Волшебный мир звуков и слов

Москва 2009г.

Л.С.Лылова

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного возраста

Воронеж 2012г.

А.А.Гуськова

Подвижные и речвые игры для детей 5-7 лет

Волгоград 2012г.

Е.Н.Спивак

Речевой материал для автоматизации звуков у детей5-7 лет.

Москва 2012г.

В.В.Москаленко

Формирование графических навыков и временных представлений.

Волгоград 2012г.

О.А. Степанова

Дошкольная логопедическая служба

Москва -2012г.

О.Н.Лиманская

Конспекты логопедических занятий.

Москва -2010г.

Способы и направления поддержки детской инициативы:



3 – 4 года

*Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.

*Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.

*Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

*Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять
ее сферу.


*Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.

*В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться
к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.


*Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. *Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. *Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.

*Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

*Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.

Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность.

4-5 лет

*Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.

*Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).

*Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, создавать «дома», укрытия для игр.

*Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у группы.

*Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

*Соблюдать условия участия взрослого в играх детей: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.

*Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

*Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

*Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5-6 лет

*Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.

*Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

*Поощрять желания создавать что-либо
по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).


*Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

*При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

*Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.

*Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.

*Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

* Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей ( уголок успешности воспитанников)

6-7 лет
*Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

*Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.

*Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. Обращаться к детям с просьбой – показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

*Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

*Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

*При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

*Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.

*Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.

*Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

* Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей ( уголок успешности воспитанников)
Мониторинг. Общая таблица для всех образовательных областей. стр. 94- 111

Мониторинг. Образовательная область «Речевое развитие»

3-4 года-стр. 95

4-5 лет- стр.101

5-6 лет- стр.104

6-7 лет-стр.111





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница