Образовательная программа «Экология и жизнь»



страница1/3
Дата28.10.2016
Размер0,73 Mb.
  1   2   3
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БУ ДО «Обл СЮН»

________Н. В. Рахматулина

«____»____________2014 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Экология и жизнь»

для обучающихся среднего и старшего школьного возраста

(продолжительность образовательного процесса -1 год)
Составитель: Кулиш

Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного

образования

Рассмотрено на

Методическом совете:

Протокол №____от___________
Омск - 14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение………………………………………………………………………….......3

1. Пояснительная записка……………………………………………………….......5



  • Обоснование актуальности программы………………………………..…….5

  • Новизна программы…………………………………………………….…......6

  • Цель и задачи, программы……………………………………………....……7

2. Организация образовательного процесса…………………………..……….…..8

  1. Предполагаемые результаты освоения программы…………………………..10

4. Тематическое планирование...……………………..………………….………..16

5. Содержание образовательной программы……………………………………..20

6. Материальное и методическое обеспечение программы………...……..….....33


  • Материально-техническое обеспечение………………………………….......33

  • Методическое обеспечение…………………..……………………….….........36

7.Список использованной литературы…………………………………………....37

Для иных природа это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.

Для меня природа это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

Михаил Пришвин


Введение

Программа «Экология и жизнь» составлена для работы одноимённого детского объединения, действующего на Омской областной станции юных натуралистов с 2013 года.

Программа предусмотрена для обучающихся среднего и старшего школьного возраста (12 – 18 лет).

Направленность программы  естественнонаучная.

Вид программы  модифицированная (адаптированная).

Тип программы – практико-ориентированная, общеразвивающая. Последняя модификация осуществлялась в августе 2014 года.

Составитель программы – Кулиш Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования БУ ДО «Обл СЮН».

Образование высшее профессиональное.

В 2010 году окончила государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», направление/специальность «Естественнонаучное образование», специализация «Экология».

В 2012 году окончила федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В 2014 году прошла курсы повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании», в объеме 72 часа.

Обучающиеся по программе «Экология и жизнь» показали следующие результаты:

в 2013 году:


  • грамота за активное участие в мероприятиях программы Всероссийского фестиваля «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (ФДООЦ «Смена», г.Анапа);

в 2014 году:

  • диплом за 1 место в областном конкурсе «Полет мечты» («Зоопалитра»);

  • сертификаты участия в мероприятиях станционного уровня.

Контактный телефон: 8-950-798-10-98, E-mail: Kulish-tatyana@mail.ru

Блог: http://multiurok.ru/kulish-tatyana

Сайт: http:// tnkulish.teach.obr55.ru

Адрес учреждения: 644074, г. Омск, ул. Дмитриева, 10,

Бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования (БУ ОО ДО) «Омская областная станция юных натуралистов»

Сайт Обл СЮН: www.dodoosu.omsk.obr55.ru,

E-mail: omskunnat@yandex.ru

Тел./факс: 70-12-27.



1.Пояснительная записка
Обоснование актуальности программы

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему окружающему миру – одна из самых насущных задач современного воспитания.

Данная программа ориентирована на всестороннее развитие обучающихся, образование, формирование знаний о системной организации окружающего мира, о единстве живой и неживой природы, о включённости отдельного человека и человечества в целом в локальные и глобальные биосферные процессы, способы мониторинга окружающей среды.

Программа ориентирована не только на получение теоретических знаний и формирование ценностных ориентиров, но и на формирование практических умений по решению экологических (в т.ч. и других) задач, развитие творческого мышления, активизацию психических процессов (внимание, память), умение формировать и отстаивать собственную точку зрения на существующие проблемы, обучение простейшим мыслительным и логическим операциям, а также, на трудовое воспитание и воспитание патриотических чувств.

Занятия, включенные в образовательную программу отличаются разнообразием применения форм и методов обучения, отличаются типами и видами занятий.

Для реализации занятий по данной программе используется учебно-материальная база СЮН - образовательная зона зимнего сада и зоолого-животноводческой секции (животноводческая ферма, кабинет аквариумистики, кабинет орнитологии) и т.п.

Задействованы такие формы работы как: экскурсии, учебные игры, лабораторные и практические занятия, занятия на открытом воздухе и наблюдения, семинары, викторины, конкурсы, дискуссии, тематических вечера, опыты и исследовательские работы, проводимые и закладываемые как на учебно-опытном участке СЮН, так и в лабораторных условиях, природной среде различных биотопов, что будет способствовать выработке практических навыков, формированию кругозора обучающихся и умению ориентироваться, вести себя в различных ситуациях. Программа построена с учётом способов связи человека с окружающим миром (коэволюция). Этот способ определяет отношение человека к окружающей среде его обитания и жизни.

Новизна программы
Усиление влияния человечества на биосферу приводит к серьезным изменениям во всех оболочках Земли и снижению здоровья (жизнеспособности) людей.

В каждом регионе экологическая ситуация характеризуется своими особенностями. Поэтому, программа «Экология и жизнь» направлена на изучение не только глобальных экологических проблем, но и местных условий, влияющих на состояние живой природы, здоровье населения малой родины – города, посёлка, деревни, улицы. Региональный компонент эффективней влияет на сознание обучающихся и вызывает более эмоциональный отклик, побуждает к действию.



Сегодня, очень важно научить обучающихся действовать сообразно местным условиям, но при этом, помнить о глобальности проблем.

  • занятия в объединении по определенным темам, проходят в образовательной зоне зимнего сада и зоолого-животноводческой секции (животноводческая ферма, кабинет аквариумистики, кабинет орнитологии), т.е. с использованием натуральных объектов живой природы;

  • для проведения опытнической, проектной и исследовательской работы, используется территория учебно-опытного участка СЮН, что позволяет непрерывно наблюдать, контролировать изучаемый объект, процесс или явление;

  • обучающиеся программы «Экология и жизнь» становятся членами НОУ «ЮНИОР» (научного общества учащихся), что дает возможность общения с научными сотрудниками ведущих Вузов г. Омска, формированию целостной научной картины мира и профессиональному самоопределению в области естественнонаучного образования;

  • в летний период времени обучающиеся детского объединения принимают участие в областной профильной экологической смене «Экос», что дает им возможность приобрести практические знания, выработать умения в области естественнонаучного образования на занятиях, организуемых в реальных природных условиях;

  • образовательная деятельность в рамках, данной, программы формирует основы экологической культуры, т.е. возникает осознанная потребность соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе и стремление к здоровому образу жизни;

  • привлечение родителей для совместной деятельности по организации и проведению природоохранных мероприятий.


Цель и задачи программы
Цель – содействие развитию экологической и нравственной культуры личности способом учебно-практической деятельности в сфере экологии, биологии и охраны природы.

Задачи:

  1. сформировать систему базовых знаний в области экологической науки и охраны окружающей среды;

  2. развить интерес к научно-исследовательской, опытнической и проектной деятельности способом предоставления возможности для творческой самореализации и создания ситуации успеха;

  3. содействовать развитию аналитического, творческого, абстрактного, эстетического мышления методом учебно-исследовательской, опытнической и проектной деятельности;

  4. способствовать профессиональному самоопределению обучающихся в области естественнонаучных дисциплин;

  5. способствовать развитию трудовой культуры методом практической деятельности на учебно-опытном участке Омской областной станции юных натуралистов;

  6. способствовать развитию представления о взаимозависимости состояния здоровья человека от состояния окружающей среды, связи экологического поведения и здоровьесбережения, правильного поведения на природных объектах;

  7. содействовать развитию активной жизненной позиции через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологической науки, методом привлечения к участию в организации экологических акций и природоохранных мероприятий.


Характеристика возрастных групп воспитанников

Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста и опирается на возрастные психологические особенности.



Средний школьный возраст характеризуется способностью переходить от одного вида деятельности к другому и предполагает, что подросток владеет общими способами организации своей деятельности в любой форме - умеет сам ставить цель, наметить план действий, может оценить и подобрать необходимые средства и соотнести их с действиями других людей. Ориентируясь на других, он умеет учитывать их чувства и интересы, желания и характер, может понимать другого и себя.

Подростковый возраст - время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. Общечеловеческие ценности добра, справедливости, равенства, красоты, ума понимаются конкретно и применяются в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания.

2.Организация образовательного процесса

Программа «Экология и жизнь» предназначена для обучающихся школьного возраста 12-18 лет.

Образовательный процесс рассчитан на 1 год обучения (144 часа).

Режим работы: 2 занятия в неделю по 2 академических часа.

Количество обучающихся в группе – 15 человек.

Формы организации учебной деятельности на занятиях: в малых группах, в парах, индивидуальная, фронтальная, коллективная.



Используемые образовательные технологии:

  • технология развивающего обучения (Л.В.Занкова);

  • технология проблемного обучения (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов);

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология коллективного, группового обучения;

  • технология личностно-ориентированного обучения (А.В. Хуторской);

  • технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

  • технология исследовательских методов обучения;

  • технология проектного обучения (индивидуальные, групповые, коллективные);

  • технология «дебаты»;

  • технология развития «критического мышления»;

  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, настольных и др. видов обучающих игр;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • технология ИКТ;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология дистанционного обучения;

  • технология «мастерских».


Педагогические принципы, положенные в основу программы:

  • личностно-ориентированный принцип – основан на содействии развитию личности обучающегося посредством учебной деятельности.

  • принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

  • принцип гуманизации – исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологической целесообразности деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф;

  • принцип научности – предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среде жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем;

  • принцип прогностичности – актуализирует проблему формирования у обучающихся чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здорового человека;

  • принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии – позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально;

  • принцип интеграции – естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий, обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности обучающихся.

  • принцип природосообразности- один из старейших педагогических принципов;

Педагогический процесс следует строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

  • принцип единства и непротиворечивости действий образовательной организации и образа жизни обучающегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнения всех сфер жизнедеятельности;

  • принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания;

  • принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретная образовательная организация;

Принципы обучения выступают как основной ориентир преподавательской деятельности.
3. Предполагаемые результаты освоения программы

1. обучающиеся демонстрируют систему базовых знаний в области экологической науки и охраны природы.



Должны знать:

  • основные экологические термины и их определение;

  • возможности размножения живых организмов;

  • законы зависимости организмов от факторов среды;

  • основные пути приспособления живых организмов к среде;

  • основные среды жизни живых организмов;

  • пути воздействия живых организмов на среду обитания;

  • приспособительные формы живых организмов;

  • приспособительные ритмы жизни живых организмов;

  • типы взаимодействия живых организмов;

  • законы и следствия пищевых отношений;

  • законы конкурентных отношений в природе;

  • демографическую структуру популяций;

  • рост численности и плотность популяции;

  • о биоценозе и его устойчивости;

  • законы организации экосистем и биологической продуктивности;

  • о агроценозах и агроэкосистемах;

  • о саморазвитии экосистем;

  • биологическое разнообразие животного и растительного мира;

  • о биосфере Земли;

  • экологические связи человека;

  • историю развития экологических связей человечества;

  • социально-экологические особенности демографии человека;

  • рост численности человечества;

  • демографические перспективы;

  • экологические проблемы региона и мира, пути их решения;

  • основные ООПТ Омской области;

  • о необходимости ресурсосберегающего потребления; сбережения охраняемых природных территорий;

  • о пути загрязнения, мониторинга и охраны экосистем;

  • экологию жилища

  • основные составляющие опытнической, исследовательской и проектной деятельности;

  • основные принципы и правила отношения к живой и неживой природе;

  • правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;

  • принципы организации простейших природоохранных мероприятий;

  • последствия деятельности человека в природе;

  • правила работы на учебно-опытном участке и в лаборатории, при проведении опытов и экспериментов;

  • правила работы с биологическими приборами и инструментами;

  • правила организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных, декоративных растений на УОУ и комнатных в зимнем саду;

  • правила ухода за животными и кормления в зоолого-животноводческой секции, проведения наблюдений, опытов.

Обучающиеся демонстрируют основные умения в области экологической науки:

2. основы научно-исследовательской, опытнической и проектной деятельности;

3. обучающиеся демонстрируют признаки аналитического, творческого, абстрактного эстетического мышления;

4. обучающиеся проявляют интерес к профессиям, связанным с экологией, биологией и охраной природы;

5. обучающиеся демонстрируют позитивное отношение к труду на учебно-опытном участке Омской областной станции юных натуралистов, проявляют старание при выполнении трудовых операций;

6. обучающиеся демонстрируют динамику в развитии экологической культуры;

7. обучающиеся активно участвуют в организации экологических акций и природоохранных мероприятиях.


Должны уметь:

  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • работать с определителями растений и животных;

  • определять основные виды распространенных в Омской области животных, растений и грибов;

  • определять признаки опасных природных и экологических ситуаций;

  • применять в рамках учебных ситуаций знания по составлению простейших моделей решения экологических проблем местности (на локальном уровне);

  • владеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических и экологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • работать с разными источниками биологической и экологической информации;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

  • работать на учебно-опытном участке и в лаборатории, при проведении опытов и экспериментов;

  • работать с биологическими приборами и инструментами;

  • размножать, выращивать и ухаживать за наиболее неприхотливыми культурными, декоративными растениями на УОУ и комнатными в зимнем саду или дома;

  • ухаживать за животными и кормить их в зоолого-животноводческой ферме СЮН, проводить наблюдения, опыты.

  • замечать эстетическую красоту объектов живой и неживой природы;

  • работать индивидуально, коллективно, в группах;

  • самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки по экологической науке или другим дисциплинам.

Реализация образовательной программы «Экология и жизнь» направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Предметные результаты (в познавательной (интеллектуальной) сфере):

  • владеют специальной терминологией и их определением в области экологической науки;

  • выделяют существенные признаки биосоциальных объектов и процессов;

  • приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • классифицируют живые организмы;

  • умеют работать с определителями растений и животных;

  • выявляют изменчивость организмов; приспособление организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • владеют методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; умеют ставить простейшие биологические и экологические эксперименты и объясняют их результаты;

  • владеют информацией о пути загрязнения, мониторинга и охраны экосистем, основных экологических проблемах региона и мира;

  • владеют знаниями регионального компонента.

Метапредметные результаты:

  • владеют составляющими опытнической, исследовательской и проектной деятельности;

  • умеют работать с разными источниками биологической и экологической информации;

  • умеют выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

  • умеют использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

  • владеют знаниями регионального компонента.

Личностные результаты:

  • пользуются установками здорового образа жизни;

  • работают индивидуально, в группах, в коллективе;

  • знают и умеют размножать, выращивать и ухаживать за наиболее неприхотливыми культурными, декоративными растениями на УОУ и комнатными в зимнем саду или дома;

  • знают и умеют ухаживать за животными, кормят их в зоолого-животноводческой ферме СЮН, проводят наблюдения, опыты.

  • используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают разные точки зрения, отстаивают свою позицию;

  • работают с разными источниками биологической и экологической информации;

  • демонстрируют логическое мышление, владение методами анализа и синтеза, моделирования, умений четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли;

  • проявляют самостоятельность в познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности;

  • демонстрируют сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • обладают знаниями основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • владеют навыками организации простейших природоохранным мероприятий;

  • умеют замечать и фиксировать эстетическую красоту объектов живой и неживой природы;

В сфере трудовой деятельности:

  • знают и соблюдают правила работы на учебно-опытном участке и в лаборатории, при проведении опытов и экспериментов;

  • знают и умеют размножать, выращивать и ухаживать за наиболее неприхотливыми культурными, декоративными растениями на УОУ и комнатными в зимнем саду или дома;

  • знают и умеют ухаживать за животными, кормят их в зоолого-животноводческой ферме СЮН, проводят наблюдения, опыты.

  • соблюдают правила работы с биологическими приборами и инструментами.
    В сфере физической деятельности:

  • могут организовать труд и отдых, выращивание, размножение и уход за культурными, декоративными растениями на УОУ и комнатными в зимнем саду;

  • знают и умеют ухаживать за животными и кормят их в зоолого-животноводческой ферме, проводят наблюдения, опыты.

В эстетической сфере:

  • выявляют и фиксируют эстетическую красоту объектов живой и неживой природы.


Методы контроля результативности:

Педагогический контроль знаний, умений и навыков по программе «Экология и жизнь» предусматривает несколько этапов и уровней.



Предварительный (входной) контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность материала. Проводится в форме анкетирования.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Проходит в форме тестирования, беседы, ответа на проблемные и занимательные вопросы.
Тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях: устно или письменно.
Итоговый контроль проводится в конце года, он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе занятий на кружке «Экология и жизнь». Формами контроля могут служить написание исследовательских работ и проектов.

Методы контроля и самоконтроля: педагогическое наблюдение, формирование портфолио творческих достижений и рабочих материалов педагогом и обучающимися, участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях естественнонаучной направленности.

Решение экологических задач, проблем, ситуаций тестов, кроссвордов, ответы на вопросы, написание проектных и исследовательских работ.
Образовательные продукты:


  • портфолио обучающегося;

  • дневники наблюдения;

  • тетради теоретических материалов (рисунки, схемы, диаграммы, графики и.т.д.);

  • исследовательские и проектные работы;

  • стенгазеты;

  • презентации материалов;

  • статьи в газеты;

  • агитационные листовки;

  • фотографии реальных объектов живой и неживой природы;

  • создание фильмов по охране природы;


Перспективы дальнейшего образования для воспитанников кружка

Программа кружка «Экология и жизнь» ориентирует на продолжение обучения в следующих учебных заведениях:



  1. Омский Государственный Аграрный Университет;

  2. Омский Государственный Педагогический Университет;

  3. Омский Государственный Аграрный Техникум.



Работа с родителями

Родители обучающихся привлекаются к планированию работы кружка, приглашаются на занятия, специальные мероприятия, конференции, выставки.



4.Тематическое планирование


п/п


Тема занятий

Количество часов

Всего

теория

практика

1.Общая экология

1.

Вводное занятие.

2

1

1

1.Знакомство с планом работы объединения. Игра на знакомство. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на экскурсиях, в кабинете. Беседа о науке экология. Основные экологические понятия.

2

1

1

2.

Что такое наука экология?

4

2

2

1. Введение в экологию. Цели и задачи экологии. Возникновение науки экология. Место науки в системе естественнонаучных дисциплин.

Структура современной экологии. Входной контроль уровня знаний обучающихся.



2

1

1

2.История возникновения планеты Земля. Возникновение жизни на Земле.

2

1

1

3.

Организм и среда.

8

4

4




    1. Потенциальные возможности размножения живых организмов.

Основные законы зависимости живых организмов от факторов среды.

2

1

1

2.Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни.

2

1

1

3.Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов.

2

1

1

4.Приспособительные ритмы жизни.

2

1

1

4.

Сообщества и популяции

10

5

5




1.Типы взаимодействий организмов

2

1

1

2.Законы следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе.

2

1

1

3.Популяция.Демографическая структура популяций.

2

1

1

4. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе.

2

1

1

5.Биоценоз и его устойчивость.

2

1

1

5.

Экосистемы.

10

5

5




1.Законы организации экосистем.

Законы биологической продуктивности. Пищевые цепи, пищевые сети, экологические пирамиды. Составление цепей питания различных сообществ.



2

1

1

2.Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем-сукцессия.

2

1

1

3. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

2

1

1

4.Биосфера.

2

1

1

5. Экология как научная основа природопользования.

2

1

1

2.Социальная экология

6.

Экологические связи человека

8

4

4




1.Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека

2

1

1

2.Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человечества.

2

1

1

3.История развития экологических связей человечества. Человек разумный.

2

1

1

История развития экологических связей человечества. Современность. Будущее.

2

1

1

7.

Экологическая демография.

4

2

2




1.Социально-экологические особенности демографии человечества.

2

1

1

2.Рост численности человечества. Социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы.

2

1

1

3.Охрана природы

8.


Экологические проблемы и пути их решения

22

8

14




1.Современные проблемы охраны природы. «Кислотные осадки». «Парниковый эффект». «Озоновые дыры».

2

1

1

2.Современное состояние и охрана атмосферы. Видеофильм «Атмосфера».

2

1

1

3.Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Видеофильм «Гидросфера».

2

1

1

4. Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Видеофильм «Литосфера».

2

1

1

5.Проблема утилизации мусора. Видеофильм «Бытовые отходы».

2

1

1

6.Современное состояние и охрана растительности. Экскурсия в зимний сад БУ ДО «Обл СЮН»

2

1

1

7. Рациональное использование и охрана животных. Экскурсия в зоолого-животноводческую секцию БУ ДО «Обл СЮН».

2

1

1

8. Экологические проблемы Омской области.

2

1

1

9. Изучение ООПТ Омской области. Подготовка рефератов и презентаций.

6

0

6

4.Исследовательская, опытническая, проектная деятельность.

9.

Исследовательская деятельность

20

10

10




1.Методы исследования в экологической науке.

2

1

1

2. Правила формирования темы исследования, актуальности работы, цели, задач, объекта, предмета исследования, гипотезы.

2

1

1

3. Организация и методика проведения исследования. Закладка опытов в лабораторных условиях и на УОУ СЮН. Статистический анализ полученных результатов и их оформление.

6

3

3

4.Основные требования к оформлению научно-исследовательских и проектных работ. Работа с литературными источниками, оформление списка литературных источников. Использование информационных ресурсов сети интернет при организации научно-исследовательской работы.

2

1

1

5. Культура умственного труда. Подготовка к защите исследования. Правила написания выступления. Ораторское искусство.

4

2

2

6. Правила успеха исследования. Перспективы занятия исследовательской, проектной, опытнической работой. Экскурсия в ФГБОУ ВПО «ОмГАУ им.П.А.Столыпина»

4

2

2

5.Экологический мониторинг

10.

Экологический мониторинг загрязнения окружающей среды.

34

17

17

1.Вводная часть. Экологический мониторинг: общие понятия и формы организации. Методы экологического мониторинга.

4

2

2

2. Методы мониторинга биологических объектов.

6

3

3

3. Методы мониторинга воздушной среды.

6

3

3

4. Мониторинг состояния почв.

6

3

3

5. Методы мониторинга водных объектов.

6

3

3

6.Физические методы экомониторинга.

6

3

3

6. Здоровье человека и окружающая среда

11.

Здоровье человека и окружающая среда

22

8

14

1. Город и человек: загрязнение окружающей среды, влияние городской среды на здоровье человека.

4

2

2

2.Жизнь растений в городе. Жизнь животных в городе. Экскурсия в зоолого-животноводческую ферму Обл СЮН.

2

1

1

3.Экология здания станции. Экологический паспорт станции.

2

1

1

4.Чистота школьных помещений и их влияние на здоровье школьников.

2

1

1

5.Экология жилища.

2

1

1

6. Комнатные растения и их роль в очистке воздуха в помещении. Экскурсия в зимний сад СЮН

2

1

1

7. Правила посадки, пересадки комнатных растений.

2

1

1

8. Конференция по теме «Комнатные растения».

2

0

2

9.Фитонциды и их влияние на здоровье человека. Режим питания школьников. Выпуск газеты «Что мы едим?». Итоговый контроль уровня знаний обучающихся.

2

0

2

11.Итоговое занятие создание стенгазеты: «Сохраним природу- сохраним планету».Совместно с родителями.

2

0

2

Итого:

144

66

78


5.Содержание дополнительной образовательной программы

«Экология и жизнь»

1.Общая экология

Раздел 1.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница