Образовательная программа по дополнительному образованию детей от 2 до 7 лет мадоу «детский сад №257»



Скачать 475.82 Kb.
страница1/3
Дата30.10.2016
Размер475.82 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

МАДОУ «Детский сад №257»

от 31.08. 2015 Протокол № 3


УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

МАДОУ «Детский сад №257»

от 31.08.2015 №______

заведующий_____ С.С. Овечкина



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №257»

Барнаул 2015



Содержание










1. Целевой раздел

……………………3

1.1. Пояснительная записка




1.2. Цель рабочей программы




1.3. Задачи рабочей программы




1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса




1.5. Особенности развития детей дошкольного возраста




1.6. Планируемые результаты освоения программы





2. Содержательный раздел

……………………9


3. Организационный раздел

…………………..16


4. Список литературы

…………………..28


I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в МБДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в МБДОУ и качества образования в целом.

В настоящее время у дошкольных образовательных учреждений появилась возможность привлечения дополнительного финансирования за счет оказания учреждением дополнительных услуг.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.

Сегодня дополнительное образование успешно реализуется не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в детском саду. В последние годы деятельность дошкольных учреждений в основном была направлена на разработку и внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей и развивающих их интеллектуальный, эмоциональный, действенно - практический потенциал. Поэтому наряду с основными образовательными программами в МБДОУ важное место стали занимать программы дополнительного образования дошкольников.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения, накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольных образовательных учреждений всех типов и видов.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах.



  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

  • Гражданский Кодекс РФ от 26.01.1996 №14 – ФЗ;

  • Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013 308-950;

  • Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (12 марта 1999 года, глава 111, ст. 28, гл 11 ст.2).,

  • «Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно - образовательного процесса» – СанПиН 2.4.1 3049-13 раздел X.



Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 2 – 7 лет, направлена на конкретные виды кружковой работы, которые пользуются спросом. По каждому кружку разработана программа, авторами, которых являются руководители кружка.

1.2.ЦЕЛЬ программы дополнительного образования:

  • Создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сферы в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг.

  • Повышение эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг.

  • Обеспечение вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования.

1.3.ЗАДАЧИ программы дополнительного образования:

  • Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.

  • Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.

  • Способствовать адаптации ребенка в социуме через общее речевое развитие; формировать чистую речь в дошкольном возрасте.

  • Развивать творческие способности у детей дошкольного возраста через занятия в кружках.

  • Укреплять здоровье детей дошкольного возраста, способствовать развитию двигательных навыков и качеств ребенка, координации движений и ориентации в пространстве, учить детей управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

  • Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.

  • Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка- дошкольника.

  • Удовлетворить потребностей детей в занятиях по интересам.

  • Разработать содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:



  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

  • Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

  • Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

  • Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.


Особенностями данной программы являются:

  • отбор воспитанников по принципу добровольности;

  • многопрофильность и многоуровневость организации образовательного пространства;

  • интеграция педагогических, здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих позитивный результат комплексного развития личности.


1.5. Особенности развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 3-го года жизни проявляются в предметной деятельности: действия с предметами по исследованию физических, динамических, конструктивных свойств, пространственных отношений. Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и др. Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам — в своей самостоятельной сюжетно-отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек, игрушек) отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.

К концу раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей, но и «распорядителем» отношений, т.е. взять на себя роль другого человека, персонажа сказки. В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.



Возрастные особенности младших дошкольников (3—5 лет) проявляются в дальнейшем росте и развитии детского организма, совершенствовании физиологических функций и процессов. Активно формируется костно-мышечная система. Продолжает расширяться круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет во всем походить на него.

В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На ее основе (в первую очередь игры) формируется детское сообщество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.

Возраст от 2 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Познавательное развитие продолжается по следующим направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания его о мире.

Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

К 5 годам начинает формироваться произвольность — в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру(природе, окружающей предметной среде, людям).



Возрастные особенности старших дошкольников (5 -7 лет) проявляются в совершенствовании нервной системы ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.

Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь. Диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий.

Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, время, предмет – система предметов и т.д.).

Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. У них возникает особый интерес к печатному слову, математическим отношениям (узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов).

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и создавать ее.

1.6.Планируемые результаты освоения программы:


  • овладение определенными навыками организации своего свободного времени, активного досуга;

  • приобретение и закрепление определенных знаний, умений, навыков в области художественно-эстетического, познавательного, речевого и физического развития, в которой он проявляет повышенные способности;

  • освоение основных приемов укрепления и сохранения своего здоровья;

  • развитие способностей, способствующих формированию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.


Тип программы: дополнительное образование детей и взрослых; по форме организации– практическая.

Продолжительность – 5 лет.

Участники – воспитанники МАДОУ, специалисты и педагоги дополнительного образования.
II. Содержательный раздел

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.

На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ. К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования. Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном учреждении индивидуален, разнообразен и ведется по нескольким направлениям:

● физическое развитие,

● социально-коммуникативное развитие;

● речевое развитие;

● художественноэстетическое развитие;

● познавательное развитие.
Качество содержания и комплексный подход Программы дополнительного образования в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом развитии детей обеспечивают рабочие программы, разработанные самостоятельно специалистами и педагогами дополнительного образования, соответствующие потребностям и интересам детей, возможностям педагогического коллектива, социальному заказу родителей:

в области познавательно-речевого направления:


Таблица 1


Наименование

услуги

Рабочая

программа

Преподаватель,

ответственный

Цель и задачи программы

1. Секция спортивной гимнастики

«Игровой стретчинг»



Г. А. Назарова

«Игровой стретчинг»



Пинягина Марина Александровна

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Задачи:


1.физическое развитие детей дошкольного возраста и приобщение их к регулярным занятиям физической культурой;

2.сокращение уровня детской заболеваемости



2. Английский язык для детей старшего возраста


«Английский язык в детском саду» Е. А. Аркин

Фаст Нина Евгеньевна

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к англоязычной культуре посредством активизации их игровой и творческой деятельности.

  1. Развитие речевых и познавательных способностей ребёнка, опираясь на речевой опыт в родном языке.

  2. Развитие речемыслительных способностей ребёнка.

  3. Формирование личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят.

  4. Развитие творческой личности.

3. Вокальная студия

«Золотая нотка»




Программа дополнительного образования составлена на основе программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной.


Другова Лидия Борисовна

Цель: совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию

Задачи:


1. Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания.

2. Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).

4. Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года.

5. Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам).

7. Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье.


4. Хореографическая студия «Ритмическая мозаика»


Программа по ритмической пластике А. И. Буренина «Ритмическая мозаика»

Наумова Евгения Сергеевна

Цель: Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи:


1. Развитие двигательных качеств и умений;

2. Развитие музыкальности

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;

4. Развитие и тренировка психических процессов;

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности


5. Изостудия «Арт-детство»

«Обучение в игре» И. И. Волобуева

Ножкина Надежда Викторовна

Цель: пробуждение у ребенка стойкого интереса к культурному наследию страны, перерастающего в потребность к познанию и сохранению народных традиций и желанию творческих преобразований своей малой родины.

Задачи:


1.развитие сенсорных способностей восприятия, чувство цвета, ритма, внимания;

2.развитие графических способностей - линия, форма, предмет;

3.освоение различных техник;

4. создание условий для полноценного самовыражения ребенка как творца;

5. воспитание художественного вкуса и чувства гармонии


6. Студия макраме «Веселый узелочек»


Перспективный план педагога согласно требованиям к организации ручного труда в детском саду

Даниловская Алена Алексеевна

Цель: Познакомить детей с новым видом художественной деятельности - макраме.

Задачи:


1.Научить работать с оборудованием (подушка, английская булавка, веревка).

2.Научить технике работы по макраме.

3.Дать детям понятие о разных узлах: первый и второй плоский узел квадратный узел горизонтальный и диагональный репсовый узел.

4.Обучать умению составлять из узлов узоры, изображения предметов: брелок, подставка под горячие блюда.

5.Ознакомить детей с правилами по т/б при работе с англ. булавкой.

6.Развивать мелкую моторику рук.

7.Вырабатывать усидчивость и терпение.



Содержание деятельности отдельных служб, оказывающих платные услуги:

Функции заведующего МАДОУ:

  • соблюдение законодательной базы;

  • порядок документального оформления оплаты услуг;

  • начисление заработной платы и перечисление налогов;

  • качество проведения платных образовательных услуг.

Функции старшего воспитателя:

  • планирование по превышению стандарта образования;

  • соответствие нагрузки детей нормам при оказании платных образовательных услуг;

  • качество проведения услуг в соответствии с планом;

  • организация педагогической деятельности в рамках единого образовательного пространства




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал