Образовательная программа уровень высшего образования подготовка кадров высшей квалификации



Скачать 444,43 Kb.
страница1/3
Дата27.08.2017
Размер444,43 Kb.
  1   2   3
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Отечественная история»


Перечень дисциплин:
История исторической мысли в России XIX в.

История как историография

История России в проблемном освещении

Политическая история современной России

Современные исторические исследования в России

Современные методы исторического исследования

История российской государственности

Современные концепции гуманитарного знания

Отечественная история

Модели познания истории в новое и новейшее время

Педагогическая практика

Архивная эвристика


Аннотация рабочей программы дисциплины



История исторической мысли в России XIX в.

по направленности программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Отечественная история»



Цели дисциплины:

Дисциплина «История исторической мысли в России XIX в.» адресована аспирантам, обучающимся по направленности «Отечественная история». Программа разработана на межфакультетском уровне, она направлена на освоение историко-филологических подходов к практикам изучения исторической мысли и исторического познания.

Предметом является трансформация исторических знаний и «технологий» исторического письма, изменения в представлениях о прошлом и связи времен в историческом сознании и их отражение в развитии исторической мысли XIX в. на основе изучения истории овладения российской исторической наукой и трансляции ею общественному сознанию западноевропейских историографических практик.

Цель дисциплины состоит в освоении аспирантами культуры исторических и историографических практик в XIX в., понимании их динамики в связи с познавательными «поворотами» и изменениями общенаучной парадигмы.



Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (аспирантура):

Дисциплина «История исторической мысли в России XIX в.» входит в блок «Факультативные дисциплины» по данной направленности.

Композиция и проблематика дисциплины концептуально связаны с другими дисциплинами этого блока. Освоение курса позволяет аспирантам углубить знания о возможностях и границах исследовательских подходов и конкретных познавательных приемов, применяемых при изучении истории исторической мысли.

В качестве основной формы контроля знаний и отчетности аспирантов предлагается аналитическое сообщение, посвященное анализу историографического письма российских историков и его бытования в исторической мысли XIX в.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 10 часов, самостоятельная работа аспиранта – 62 часа.
Задачи дисциплины:

Задачи дисциплины - содействовать формированию у аспирантов процедур анализа особенностей культурных «практик» и трансформации исторического познания на протяжении XIX в. на основе современного теоретико-методологического инструментария, профессиональных научно-практических компетенций, необходимых для индивидуальной исследовательской и преподавательской работы.

История исторической мысли имеет собственный предмет, не совпадающий с предметом истории исторической науки или предметом истории историографии. От первой ее отличает отсутствие интереса к институциональным формам и способам существования исторического знания, от историографии – интерес к историческому письму. Вместо традиционной смены историографических направлений и течений, а также персональных очерков, главной задачей дисциплины является историографический дискурс, его развитие и трансформация.

В результате освоения данной дисциплины аспиранты приобретают способность свободно ориентироваться в потоке исторической информации, выделять основные типы исторического письма, атрибутировать исторические описания различным направлениям и историографическим школам по их коммуникативным стратегиям. Перечисленные способности призваны выработать знание и умение, которые станут в итоге мыслительными стратегиями и инструментарием диссертационных исследований аспирантов и соискателей.

Лекционный курс призван расширить предметный кругозор аспиранта и привнести в его исследовательский арсенал новые аналитические процедуры. Современное представление о близости исторического и художественного дискурсов предполагает оснащение арсенала историков историографическими методами работы с научной и художественной литературой. На это указывает факт длительной нерасчлененности обоих дискурсов в их диахроническом движении в истории России и в российской исторической науки. История исторической мысли объективирует эту особенность.

Самостоятельная работа предполагают знакомство аспирантов с историографическими произведениями XIX в., собранными в многослойный текстовой коллаж, имеющий ту или иную общую фабулу. Такой историографический комплекс (пакет материалов) позволяет вычленить в качестве предметного поля историографическое письмо историка.

Параллельно с освоением специфики историографического письма историка целью лекций и самостоятельной работы аспирантов по истории исторической мысли в России XIX в. является реконструкция историографического быта и историографических репутаций XIX в. Данные понятия близки к известным литературоведческим категориям «литературный быт» и «литературные репутации», но имеют собственное предметное наполнение.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к совершенствованию научного и научно-производственного профиля будущей профессиональной деятельности;

  • способность применять историографические знания в профессиональной деятельности и социальной практике; свободно владеть теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, социальных практик исторического письма и исторической мысли;

  • способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований и решать их с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта;

  • способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; свободно владеть методами обработки, анализа и синтеза информации.


В результате изучения курса аспирант должен:

Знать:

  • основные теоретические концепции по истории исторической мысли;

  • методологические основания исторических и историографических исследований;

  • ключевые исследовательские проблемы, которые разрабатываются и обсуждаются в отечественной и зарубежной историографии;

Уметь:

  • сопоставлять и анализировать различные научные подходы и концепции;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией.

Владеть:

  • концептуальным аппаратом современной исторической науки;

  • навыками источниковедческого анализа текстов;

  • способностью использования фундаментальных научно-исторических знаний на практике;

  • навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

Аннотация рабочей программы дисциплины



История как историография

по направленности программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Отечественная история»



Цели дисциплины:

Предметом курса является углубленное изучение современных теорий складывания и эволюции исторических представлений, исторических взглядов, научных концепций в европейском и российском интеллектуальном поле.

Цель дисциплины состоит в освоении аспирантами понимания историографии как формы научной рефлексии, что придает важнейшее значение ее интеллектуальным составляющим. Основная логика курса подчинена идее последовательного и усложняющегося развертывания во времени исторических интеллектуальных конструкций.

Для овладения материалом предлагаемого курса на уровне послевузовского образования слушатели должны иметь предварительную фундаментальную подготовку гуманитарного (исторического) содержания. Аспирантский курс требует активизации знаний по университетским курсам истории России в объеме не менее шести академических семестров и по истории исторической науки в объеме четырех академических семестров.



Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (аспирантура):

Дисциплина «История как историография» входит в блок специальных дисциплин отрасли науки и научной направленности «Отечественная история».

Композиция и проблематика дисциплины концептуально связаны с другими дисциплинами этого блока. Освоение курса позволяет аспирантам углубить знания о возможностях и границах исследовательских подходов и конкретных познавательных приемов, применяемых при изучении современной исторической науки.

Формами промежуточного контроля служат практики включения аспирантами процедур историографического анализа в работу над темой диссертации.

Курс построен по проблемному принципу и ориентирован на наиболее дискуссионные области историографического знания. В центре внимания лежит потенциал многообразия исторического знания, возможность интерпретаций источников, многовариантность исторического моделирования.

Общая трудоемкость освоения дисциплины по направленности «Отечественная история» составляет 4 зачетных единицы, 144 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 36 часа, самостоятельная работа аспиранта – 108 часов.



Задачи дисциплины:

  • формирование у аспирантов представлений о современной исторической науке как об открытой, динамично развивающейся системе;

  • характеристика проблемного поля и современного состояния исследований по историографии;

  • расширение интеллектуального и профессионального багажа слушателей;

  • совершенствование навыка формулировки научных проблем и поиска методов их решения.

Хронологические рамки курса охватывают современный период и включают в себя исторические представления с конца ХХ века по настоящее время, т. е. временной период, обозначаемый в мировой исторической науке как Contemporary history.


Требования к результатам освоения дисциплины:

По завершению курса аспирант должен владеть основными комплексами знания, которые включают в себя следующие знания, умения и навыки:



Знать:

  • историографические понятия и термины, используемые и дискутируемые в современной исторической науке;

  • основные исторические научные школы и продукты их деятельности – научные концепции;

  • главные (концептообразующие) труды крупнейших историков и исследователей исторической науки.


Уметь:

  • сопоставлять и анализировать различные методологические подходы и концепции;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией.

Владеть:

  • навыками анализа исторических трудов с точки зрения их теоретических оснований, концептуальной завершенности и аргументированности.

  • навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную научную литературу.

  • Навыками историографического обоснования собственной исследовательской проблемы.

Аннотация рабочей программы дисциплины



История России в проблемном освещении

по направленности программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Отечественная история»



Цели дисциплины:

Профессиональные знания и умения, которыми должен обладать историк предполагают креативный уровень формулировки научных проблем и их решения. Компетентностные подходы Болонского процесса в модернизации европейского образования диктуют проблематизацию базового знания. Предлагаемый в РГГУ курс Истории России ориентирован на проблемные подходы и применение всего спектра методологических навыков и теоретических концепций.

Обучение в аспирантуре РГГУ по направленности «Отечественная история «структурно состоит из цикла установочных проблемных лекций по проблемам российской истории, нескольких семинаров-коллоквиумов для обсуждения узловых историко-философских проблем, консультаций ведущих преподавателей и значительной самостоятельной работы аспиранта.

Аттестационные позиции по каждому циклу работы аспирант защищает в разнообразных формах: публикации, рефераты, выступления на конференциях и спецсеминарах и др. Работа по подготовке к сдаче основного профессионального экзамена – кандидатского минимума по истории России – поддержана предлагаемым базовым курсом «История России в проблемном освещении», а также дополнительными обзорными курсами «История исторической мысли в России», «Современные исторические исследования в России» и др.

Основная цель программы – ориентировать аспирантов на рассмотрение истории России как многовариантной основы объемного гуманитарного знания, обладающей способностью продуцировать концептуальные системы и научно-теоретические модели.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (аспирантура):

Настоящая программа базового курса – «История России в проблемном освещении» – предназначена для аспирантов РГГУ, которые обучаются по направленности «Отечественная история» и сдают кандидатский экзамен по Отечественной истории. Она подготовлена на основе программ трех кафедр Отечественной истории РГГУ.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 10 часов, самостоятельная работа аспиранта – 62 часа.

Задачи дисциплины:

Для достижения поставленной цели курс истории России представлен в проблемном освещении, что предполагает акцентирование дискуссионных сюжетов отечественной истории и требует от исследователя умения видеть и формулировать научную проблему, а также создавать эффективные программы решения научных проблем.

Поликонцептуальные характеристики современной исторической науки требуют знания методологического и историографического языка современной исторической науки, умения ориентироваться в подходах, направлениях, школах. Программа ориентирует как на знание исследовательской практики, так и на владение навыками методологических операций в научно-исследовательской работе.

В соответствии со сложившимся полем научных интересов, программа разделена на четыре части: период древности и средневековья; новое время; советский период российской истории и проблемы изучения современной посткоммунистической России. Вместе с тем она оставляет место для дискуссий о хронологических рамках исторических периодов и принципах их выделения.

Приведенный в программе список исследовательской литературы носит рекомендательный характер и предполагает обоснованное аспирантом включение новейших монографий, имеющих статус историографического факта. В корпус рекомендованных источников включены лишь крупные собрания документов, и аспирант вправе аргументировано дополнить этот список комплексом материалов по разрабатываемой им теме. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знание методологического и историографического языка современной исторической науки, умение ориентироваться в подходах, направлениях, школах; знание исследовательской практики, владение навыками методологических операций в научно-исследовательской работе.

Аннотация рабочей программы дисциплины

Политическая история современной России

по направленности программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Отечественная история»



Цели дисциплины:

В основе концепции курса «Политическая история современной России», предлагаемого аспирантам лежит развивающий тип обучения, предполагающий постановку, осмысление и решение актуальных научных проблем новейшей истории. Постановка в качестве базовых, актуальных научных проблем - это одно из принципиальных отличий курса предназначенного для аспирантов от курса для студентов, которые решают искусственно смоделированную преподавателем учебную проблему.

Иная роль в данном случае и у преподавателя. Его главная задача – создание общего интеллектуального пространства, введение и акцентировка научных проблем, поощрение слушателей к генерированию собственного проблемного поля, формированию научных гипотез, развитию исследовательских навыков и навыков прогностики. Собственно изучаемый курс становится в таком случае основой формирования проблемной «исследовательской лаборатории», в которой генератором идей выступает не только ее начальник (в данном случае преподаватель), но и участники группы, предлагающие собственные исследовательские проекты и гипотезы. Основополагающим является подход, основанный на интеллектуальном равенстве «голосов» участников единого проекта, на отсутствии доминанты преподавателя, изначально предопределяющего (как это происходит в курсе для студентов) характер и направление исследовательского анализа. Важнейшей частью формируемых в курсе навыков и умений является собственно умение постановки актуальных проблем – «поисковых» вопросов и способов их решения.

В предлагаемом курсе делается акцент на политических событиях новейшей истории России, рассматриваемых в качестве взаимосвязанной диалектической системы «вызовов и ответов». Опираясь на знания, полученные специалистами из общих курсов «История России», «История мировых цивилизаций», «Теория политики» и специальных курсов «Политическая история России», «Политический анализ и прогноз» и др., слушатели имеют возможность выделить только самые современные события, формирующие политическое пространство. В данном случае интеллектуальный поиск лежит скорее в плоскости политического анализа, чем собственно в исторической проблематике. Это обусловливает актуальность изучаемого курса для специалистов-политологов, для которых собственно историческое знание является «материалом» к построению политических прогнозов.

Процесс возникновения нового историко-политологического знания понимается нами как диалектическое взаимодействие междисциплинарных когнитивных исследовательских подходов.

Предметом курса является изучение политической истории современной России (1996-2010 гг.).

Цель курса - формирование базовой основы политологического дискурса для решения актуальных научных проблем политической науки.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (аспирантура):

Дисциплина «Политическая история современной России» является факультативной дисциплиной для направления «Отечественная история».

Современная российская политическая история в подготовке аспирантов является предметной исследовательской базой для политической аналитики и целеполагания, собственно и составляющей основную задачу формирования специалиста высшей квалификации. Трансформации, переживаемые современной Россией, в определенной степени уникальны и представляют исследователю интересный набор интеллектуальных задач, требующих разрешения. Соответственно постановка данного курса для аспирантов представляется обоснованной и актуальной.

Междисциплинарные связи

Курс «Политическая история современной России» входит как один из компонентов в общую программу подготовки специалистов высшей квалификации. Наиболее тесно он связан с курсами «Современная демократия: теория и практика», «Политические партии современной России», «Миграционные процессы в России» и др. Междисциплинарный подход в рамках общей подготовки аспирантов состоит в том, что курсы дополняют друг друга и позволяют решать сложные интеллектуальные политологические проблемы современности.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия –10 часов, самостоятельная работа аспиранта – 26 часов.

Задачи дисциплины:

Основные задачи курса:



  • формирование у аспирантов конкретного и концептуально цельного представления о современной российской политической действительности как предмете научного анализа;

  • освоение проблемного поля современной политической истории России и состояния научных исследований в данной предметной области;

  • приобретение навыков различных методических и исследовательских подходов к решению актуальных проблем политической науки;

  • выработка навыков постановки и решения научно-исследовательских проблем.

Решение основных задач достигается с помощью актуализации знаний политической теории и истории с помощью моделирования исследовательской проблемной лаборатории, основанной на общей интеллектуально-коммуникационной атмосфере, благоприятствующей генерации творческих идей. Самостоятельные творческие задания помогают выработать навыки проблемно-логического подхода в решении прикладных политологических задач.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница