Образовательные цели



Скачать 200,6 Kb.
Дата06.08.2017
Размер200,6 Kb.
Девиз урока: “Умение ставить новые вопросы, видеть новые возможности, рассматривать старые проблемы под новым углом зрения требует творческого воображения и приводит к подлинным успехам в науке”.  А. Энштейн  

Образовательные цели: сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях.

Развивающие цели: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, развитие логического мышления, продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать литературные источники  и источники интернета.

Воспитывающие: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения

Оборудование: таблица “Строение животной и растительной клетки”, “Строение бактериальной клетки”, “Грибы”, компьютер, проектор, экран, презентация “Клеточная теория строения организмов” (в программе Power Point).

ХОД УРОКА



1. Организация класса

2. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя. На первых уроках мы с вами познакомились с понятием живого и выделили основные уровни организации живой материи. Мы начали изучать тему, знакомую нам с 5-го класса. Ещё с 5-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. Сегодня на уроке мы с вами поведем разговор  об основных вехах в изучении клетки
Представление о том, что клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX веке
Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав выступления об ученых разных поколений на конференции по теме: “Клеточная теория строения организмов”

Этап

Год

Ученый

Вклад в развитие теории

 

 

 

 

Учитель: Клетка – это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Но в тайны клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению микроскопа.
Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Им на смену приходят увеличительные приборы, которые позволили  проникнуть в микромир.  

Ученик:  Ханс Янсен известен в основном по исследованиям, проведённым до Второй мировой войны, так как архив Мидделбурга, содержавший сведения о нём, был практически уничтожен во время немецкой бомбардировки города 17 мая 1940 года. Янсен вместе со своей сестрой воспитывался в Мидделбурге, в то время весьма значительном городе, где получил образование и стал очковым мастером. В то же самое время в Мидделбурге жил Иоганн Липперсгей, также бывший очковым мастером и, тем самым, конкурентом Янсена.                                                                            В 1655 году Пьер Борель опубликовал книгу «De vero telescopii inventore…» («Об истинном изобретателе телескопа»), в которой утверждал, что первый телескоп был сделан Янсеном по чужой модели. С другой стороны, известно, что Иоганн Липперсгей 2 октября 1608 года предоставил Генеральным Штатам «Инструмент для видения на расстоянии» и получил исследовательский грант на его усовершенствование, однако ему было отказано в исключительной лицензии на производство телескопов.  Однако в 2008 году Нидерланды провели празднования 400-летия изобретения телескопа, на которых честь изобретения была поделена между Янсеном и Липперсгеем.

Ученик:   Другим претендентом на звание изобретателя микроскопа был Галилео Галилей. Он разработал «occhiolino» («оккиолино»), или составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами в 1609 г. Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик Галилео Галилей родился в Пизе в знатной, но обедневшей флорентийской семье. Отец его, Винченцо, известный музыкант, оказал большое влияние на развитие и формирование способностей Галилея. До 11 лет Галилей жил в Пизе, посещал там школу, затем семья переселилась во Флоренцию. Дальнейшее воспитание Галилей получил в монастыре Валломброса, где был принят послушником в монашеский орден. В 1609 г., на основании дошедших до него сведений об изобретённой в Голландии зрительной трубе, Галилей строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение. Работа телескопа демонстрировалась с башни св. Марка в Венеции и произвела громадное впечатление. Вскоре Галилей построил телескоп с увеличением в 32 раза. Астрономические открытия послужили поворотным пунктом в жизни Галилея: он освободился от преподавательской деятельности и по приглашению герцога Козимо II Медичи переселился во Флоренцию. Здесь он становится придворным «философом» и «первым математиком» университета, без обязательства читать лекции.

Учитель: Наука начинает накапливать знания о строение клетки в развитии клеточной теории наступает первый этап “Зарождение понятия о клетке”. И сегодня на нашей конференции Машина времени  представляет ученых разных эпох, которые причастны к формированию знаний о клеточной теории.

Ученик:   Долгое время считали, что первый микроскоп изобретен  Робертом  Гуком. Но мы с вами  уже познакомились. Микроскоп впервые изготовил в 1595 году голландский оптик и шлифовщик стекол Ханс Янсен. Позднее этот прибор попал к Галилео Галилею, и он изготовил свой собственный, более совершенный микроскоп. Стоит к тому же отметить, что Галилей совершенно не выдавал себя за изобретателя данного точного прибора, хотя об этом и написано во многих источниках.   А вот Роберт Гук, который   очень увлекался конструированием и сконструировал микроскоп, который увеличивал в 140 раз. Однажды при исследовании тонких срезов древесной пробки увидел, что вся пробка состоит из ячеек или пор. Я эти ячейки назвал клетками. В работе Роберта Гука не было даже намека на представления о клетке, как об основной структурной единице любого живого организма. Английский физик, астроном, ботаник и изобретатель, один из ярчайших представителей науки 17 века, один из создателей и деятельный член Лондонского королевского общества, его секретарь в 1677-83 гг., профессор Лондонского университета. Усовершенствовал микроскоп (7 слайд ) и установил клеточное строение тканей, ввел термин «клетка». (8 слайд) В 1665 вышел из печати капитальный труд Гука — «Микрография». Это было не только изложение результатов принципиально нового применения микроскопа как исследовательского инструмента. В  книге гораздо шире и глубже описано 57 «микроскопических» и 3 «телескопических» эксперимента. Гук исследует растения, насекомых и животных и делает важнейшие открытия, касающиеся не только отдельных органов, но и клеточного строения тканей. Рассматривая окаменелости, Гук, фактически, выступил как основатель палеонтологии. Гук снабдил книгу превосходными, выполненными им и представляющими самостоятельный и научный, и даже художественный интерес гравюрами. Последним изобретением больного и почти ослепшего Гука был морской барометр. Об этом изобретении в феврале 1701 на заседании Королевского общества доложилЭдмонд Галлей, который уже четверть века назад вошел в круг близких друзей ученого. Роберт Гук, один из самых разносторонне одаренных людей своего времени, скончался в своей квартире в Лондоне в Грешемовском колледже 3 марта 1703.

Учитель: Отсюда начинается понятие клетка – клеточное строение организмов.

«Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше». С.И. Вавилов (9 слайд)



Ученик: Марчелло Мальпиги: покоритель микромира  (10 слайд) Развитие медицины прошло долгий путь, полный как гениальных прозрений, открытий, так и заблуждений, разочарований. На этом пути появлялись яркие личности, чьи исследования становились настоящим прорывом в познании и чьи имена с легкостью назовет даже далекий от врачебного дела человек: это всем известные знаменитости: Гиппократ, Авиценна, Парацельс, Гален, Павлов, Склифосовский. Есть и другие, — те, кого нельзя назвать «звездами первой величины». Их открытия не были революционными, однако без их упорного труда и преданности науке мы, наверное, не имели бы медицины в ее современном виде. Именно таков Марчелло Мальпиги — итальянский биолог, анатом и врач, еще до Левенгука приоткрывший дверь в микромир и одним из первых изучивший строение живых организмов при помощи микроскопа. Марчелло Мальпиги итальянский врач, физиолог и анатом, один из создателей микроскопической анатомии. Родился 10 марта 1628 в Кревалькоре. В 1653 окончил Болонский университет, получив степень доктора медицины; в 1656 стал преподавателем этого университета. Основные работы Мальпиги посвящены микроскопической анатомии животных и растений. Он первым применил микроскоп для изучения строения мозга, сетчатки, нервов, селезенки, почек и др. Используя микроскоп со 180-кратным увеличением, описал (1661) сеть капиллярных сосудов, соединяющих артерии с венами, чего не удалось сделать У.Гарвею, открывшему кровообращение. В 1666 наблюдал почечные канальцы и сформулировал первые представления о мочеобразовании. Мальпиги считают основателем анатомии беспозвоночных, начало которой он положил в своем Трактате о тутовом шелкопряде (Dissertatio epistolica de bombyce, 1669). За эту работу он был избран членом Лондонского королевского общества. Еще одна большая работа ученого посвящена тонкому строению растений. Он подробно описал микроструктуру листьев, стебля, корней, почек, цветков. Открыл сосудистые элементы стебля, установил наличие восходящего и нисходящего токов веществ в растениях. Другие ботанические работы касались внешней анатомии растений: органов их размножения, листьев. Мальпиги – автор двухтомного труда Анатомия растений (1675-1679). Именем Мальпиги названы многие открытые им органы и структуры: мальпигиевы тельца (в почках и селезенке), мальпигиев слой (в коже), мальпигиевы сосуды. Умер Мальпиги в Риме 30 ноября 1694.

Сквозь волшебный прибор Левенгука


На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.

Государство смертей и рождений, 


Нескончаемой цепи звено —
В  этом мире чудесных творений 
Сколь ничтожно и мелко оно!

Но для бездн, где летят метеоры,


Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет.

Н. Заболоцкий (11 слайд)

Ученик:_(12_слайд)'>Ученик:  (12 слайд) 1668 год Антонии ван Левенгук голландский натуралист, основоположник научной микроскопии. Еще в молодые годы он  увлекся необычным делом – шлифовкой стекол. Он изготовил линзы с увеличением до 300 раз. Эти замечательные линзы и оказались окном в новый мир.  Известным Левенгука делает его хобби.  Стоит отметить, что линзы Левенгука представляли собой сильную лупу.  (13 слайд) При этом если обыкновенная лупа увеличивала объект исследования раз   в 20, то новое изобретение будущего учёного в 200, а иногда и 300 раз. За свою жизнь Антони ван Левенгук вручную изготовил порядка    250 линз. До него такие стекла, обладающие большой увеличительной мощностью, не были известны. Увеличительные стекла (линзочки) имели величину, равную крупной горошине. Такое стеклышко в оправе на длинной ручке Левенгук прикладывал вплотную к глазу и рассматривал нужный ему объект.  Левенгук был человеком любознательным и   с широким кругом интересов. Он давал поразительную по своему времени точность описаний.  Первой им была описана плесень, выросшая на мясе, позже он описывает «живых зверьков» в дождевой и колодезной воде, различных настоях, в испражнениях,       в зубном налёте. В его препаратах жили “зверушки”, сталкиваясь и разбегаясь, как муравьи в муравейнике. (14 слайд)
В письме Королевскому обществу Левенгук описывает это явление и называет эти объектыанималями (“левенгуковы зверушки”).  Левенгук проводил все исследования один, не доверяя никому. Он ясно понимал разницу между наблюдениями и их интерпретацией.

Ученик: Левенгук забросил всё и усердно начал искать своих анималькулей. Он находил их повсюду: в гнилой воде, в канавах, на собственных зубах. «Хотя мне исполнилось уже пятьдесят лет, — писал он в очередном письме Королевскому обществу — но у меня хорошо сохранились зубы, потому что я имею привычку каждое утро натирать их солью». Сделав соскрёб со своих зубов, он смешал его с чистой дождевой водой и посмотрел на него под микроскопом. На сером фоне линзы он увидел массу невероятно маленьких созданий — настоящий зверинец! Одна к другой, как в вязанке хвороста, лежали длинные неподвижные палочки. Расталкивая их, метались изогнутые, похожие на штопор зверушки.  Он писал: «В полости моего рта их было, наверное, больше, чем людей в Соединённом Королевстве».  К этому сообщению Левенгук приложил рисунки с изображением «зверушек». В них можно узнать различные формы бактерий: бациллы, кокки, спириллы, нитчатые бактерии. 
В 1686 году он наблюдал микроциркуляцию крови при помощи специально созданного им прибора,  показал, что капилляры связывают артерии и вены.  Исследовал микроскопическую анатомию глаза, нервов, зубов.  Ему принадлежит открытие в 1677 г. сперматозоидов. Левенгук приблизился к оценке сперматозоидов как мужских оплодотворяющих деталей; впрочем, для основной массы научных работников их значение ещё длительное время оставалось странным. 
Он впервые наблюдал и зарисовывал:  – отдельные растительные и животные клетки – яйца и зародыши, мышечную ткань и многие другие ткани и органы более чем 200 видов растений и животных.
Открыл и описал коловраток и ряд других мелких пресноводных организмов
Исследовал, кроме того, процесс оплодотворения у лягушек. Свои рисунки Левенгук отправлял в Лондонское Королевское общество. Письма Левенгука в Королевском обществе вызвали большое недоверие, и поэтому было решено провести тщательную проверку. Это дело было поручено Н. Грю. Последний полностью подтвердил безупречность и достоверность всего, о чём сообщал Левенгук. В связи с этим 8 февраля 1680 г. Левенгук был избран действительным и равноправным членом Лондонского Королевского общества. В Делфт от общества был прислан членский диплом в серебряной шкатулке с гербом общества на крышке. Со временем Левенгук стал одним из самых знаменитых членов Общества, наряду с Робертом Бойлем и Исааком Ньютоном. Вскоре Антони Ван Левенгук получил известность во всей Европе.Вёл он свои наблюдения более 50 лет. За период с 1673 по1723 г. он послал 375 писем и докладов.    Эти письма сначала печатались в научных журналах, а потом, в 1695 г., были изданы на латинском языке отдельной большой книгой под названием "Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком при помощи микроскопов".

Ученик: (15 слайд) В мае 1698 года к пристани города Делфт пришвартовался корабль. На его палубу поднялся пожилой, но бодрый не по годам человек. К нему навстречу шёл человек очень большого роста, которого окружала большая свита. Этот человек на ломаном голландском языке поздоровался с гостем, склонившимся в почтительном поклоне. Так познакомились великий царь Петр I и великий ученый Антони ван Левенгук.  Что же побудило любознательного   Петра остановить свой корабль у Делфта. Русский царь был давно наслышан об удивительных делах этого человека.  В 1698 г. Антони ван Левенгук пригласил к себе русского царя Петра Великого, который был в то время в Голландии. Царь был в восхищении от увиденного в микроскоп. Левенгук подарил Петру два микроскопа. Они и послужили началом исследования микроорганизмов в России. Достаточно сказать, что Петр I привёз в Россию микроскоп Левенгука, а позднее были изготовлены первые отечественные микроскопы.
 Левенгук не получил систематического образования и был учёным-самоучкой. Он достиг выдающихся успехов только благодаря огромному трудолюбию  и такому же  таланту. 
Со времени Левенгука и до наших дней наука о микроорганизмах — микробиология  прошла большой и славный путь. Она выросла в широко разветвлённую область знания и имеет очень большое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, для познания законов природы и всей практической деятельности человека. Десятки тысяч исследователей во всех странах мира неутомимо изучают огромный и многообразный мир микроскопических существ.

И все они чтут Антони ван Левенгука — выдающегося голландского биолога, первооткрывателя мира микроорганизмов.

Учитель: Благодаря дальнейшему усовершенствованию микроскопа к середине XIX века было собрано и опубликовано много новых описаний и рисунков различных тканей и поэтому в 30-е годы этого столетия начинается следующий этап в развитии клеточной теории.

Ученик:_(17_слайд)'>Ученик: (16 слайд) Ян Пуркинье чешский физиолог и психолог. Окончил духовную семинарию, затем – философский факультет Пражского университета. Работал воспитателем в дворянской семье. В 1812 г. поступил на медицинский факультет Пражского университета, после окончания которого работал там в качестве ассистента по анатомии и физиологии. С 1819 г. – доктор медицины. С 1822 г. – профессор кафедры физиологии университета Бреславля (Вроцлава). В 1839 г. основал там первый в мире Физиологический институт. Иностранный член Петербургской АН. Проводил фундаментальные работы по физиологии, анатомии, гистологии и эмбриологии. В 1825 г. открыл ядро яйцеклетки. Занимался проблемами ощущений и восприятий.  В 1801 году Вигиа ввёл понятие о тканях животных, однако он выделял ткани на основании анатомического препарирования и не применял микроскопа. Развитие представлений о микроскопическом строении тканей животных связано прежде всего с исследованиями Пуркинье, основавшего в Бреславле свою школу. Пуркинье и его ученики выявили в первом и самом общем виде микроскопическое строение тканей и органов млекопитающих (в том числе и человека). В 1837 году Пуркинье выступил в Праге с серией докладов. В них он сообщил о своих наблюдениях над строением желудочных желёз, нервной системы и т. д. В таблице, приложенной к его докладу, были даны ясные изображения некоторых клеток животных тканей. Тем не менее установить гомологию клеток растений и клеток животных Пуркинье не смог.

Ученик:  (17 слайд) 1831 год шотландский ученый Роберт Броун. Было известно, что растительные организмы состоят из клеток, он очень много рассмотрел растений, но то, что я увидел однажды в микроскоп, меня насторожило. Внутри клетки было хорошо видно крупное плотное образование. Просмотрев большую группу растений, я везде видел такое же плотное образование, как плавило в центре. Тогда я назвал это плотное образование ядром. (18 слайд)Шотландский ботаник. Родился в Монтроузе (Montrose) в семье священника. Получил медицинское образование в Эдинбургском университете, работал военно-полевым хирургом. В 1798 году, познакомившись с Джозефом Бэнксом (Joseph Banks, 1743–1820), выдающимся ботаником своего времени, настолько заинтересовался этой наукой, что решил в корне изменить свою карьеру и достиг в ботанике высот, которым его учитель позавидовал бы. В качестве натуралиста Броун плавал к берегам Австралии. Со временем занял пост главы ботанического отдела Британского музея. Открыл, идентифицировал, классифицировал и изучил морфологию множества растений. Однако прославился прежде всего благодаря открытию им броуновского движения.

Ученик: (20 слайд) 1838 год немецкий ученый – ботаник Матиас Шлейден. Собрав большой фактический материал, он  пришел к заключению, что ядро является обязательным структурным элементом всех растительных клеток. Немецкий ботаник. Родился 5 апреля 1804 в Гамбурге. Изучал право в Гейдельберге, ботанику и медицину в университетах Геттингена, Берлина и Йены. Профессор ботаники Йенского университета (1839-1862), с 1863 – профессор антропологии Дерптского университета (Тарту). Основное направление научных исследований – цитология и физиология растений. Будучи противником узко систематического подхода к ботанике, он предпочитал заниматься микроскопическими исследованиями растений и изучением их физиологии. В 1837 Шлейден предложил новую теорию образования растительных клеток, основанную на представлении о решающей роли в этом процессе клеточного ядра. Он полагал, что новая клетка как бы выдувается из ядра и затем покрывается клеточной стенкой. Несмотря на свою ошибочность, эта теория имела положительное значение, т.к. привлекла внимание исследователей к изучению строения клетки и ядра. Исследования Шлейдена способствовали созданию Т.Шванном клеточной теории. Известны работы Шлейдена о развитии и дифференцировке клеточных структур высших растений. В 1842 он впервые обнаружил ядрышки в ядре. Среди наиболее известных трудов ученого – книга Основы ботаники (Grundzge der Botanik, 1842-1843), ознаменовавшая собой появление современной научной ботаники. Умер Шлейден во Франкфурте-на-Майне 23 июня 1881.                                                                    Работы Шлейдена сыграли важную роль при создании клеточной теории.
Шлейден считался одним из предшественников и сторонников дарвинизма.
Согласно современным представлениям, конкретные исследования Шлейдена содержали ряд ошибок: в частности, Шлейден считал, что клетки могут зарождаться из бесструктурного вещества, а зародыш растения — развиваться из пыльцевой трубки.

«…всякая клетка зарождается из протоплазмы другой клетки, но одни клетки… рождаются путем кариокинетического деле­ния, а другие образуются из протоплазмы без деления самой клетки, внутри ее». Ученик:_(26_слайд)'>Ученик:_(22_слайд)_Немецкий_физиолог_Теодор_Шванн.'>(21 слайд)

Ученик: (22 слайд) Немецкий физиолог Теодор Шванн. Мой друг (обращаясь к М. Шлейдену) я всегда интересовался вашими работами и был очень удивлен, что ядра в мешочках у животных точь-в-точь такие, как и в клетках растений. И тогда мне пришла в голову замечательная мысль. Я догадался, что мешочки животных и клетки растений, по существу, одно и тоже. Что все растения – будь то бузина или морковь – и все животные – будь то блоха или тигр – состоят из клеток. Что клетка – основной элемент всех организмов. В 1839 году в Берлине я издал книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений”, в которой сформулировал положения клеточной теории. Родился 7 декабря 1810 в Нейсе близ Дюссельдорфа. Окончил иезуитский колледж в Кельне, изучал естественные науки и медицину в Бонне, Вюрцбурге и Берлине. До 1839 работал ассистентом физиолога И.Мюллера в Берлине. В 1939-1948 – профессор физиологии и сравнительной анатомии Лувенского университета, в 1848-1878 – профессор Льежского университета. Наиболее известны работы Шванна в области гистологии, а также труды, посвященные клеточной теории. Ознакомившись с работами М.Шлейдена, Шванн пересмотрел весь имевшийся на то время гистологический материал и нашел принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных. Взяв в качестве характерного элемента клеточной структуры ядро, смог доказать общность строения клеток растений и животных. В 1839 вышло в свет классическое сочинение Шванна Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений (Mikroskopische Untersuchungen ber die Uebereinstimmung in der Struktur und dem Wachstum der Tiere und Pflanzen). 
Как гистолог Шванн известен работами по тонкому строению кровеносных сосудов, гладких мышц и нервов. Ученый обнаружил и описал особую оболочку, окружающую нервное волокно (шванновская оболочка). Кроме того, Шванн нашел в желудочном соке фермент пепсин и установил выполняемую им функцию; проиллюстрировал принципиальную аналогию между процессами пищеварения, брожения и гниения. 
Шванн был членом Лондонского королевского общества (с 1879), Парижской Академии наук (с 1879), Королевской бельгийской академии наук, литературы и изящных искусств (c 1841). Умер Шванн в Кельне 11 января 1882.

1. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение. (23 слайд)


2. Растут и развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток.
3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.

Учитель: (24 слайд) Клеточная теория – одно из трех величайших открытий, по словам Ф. Энгельса, после закона о превращении энергии, теории эволюции Ч. Дарвина. Однако М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путем новообразования из неклеточного первичного вещества.

Ученик: (26 слайд) В последующие годы ученые разных стран дополняли знания о строении клетки и тем самым способствовали дальнейшему развитию клеточной теории. Существенное дополнение клеточной теории сделал академик Российской АН Карл Максимович Бэр. Еще в 1827 году  открыл яйцеклетки млекопитающих. А так же сравнивая зародышей позвоночных животных различных классов – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих установил, что все они на разных стадиях развития сходны между собой и по мере дальнейшего развития приобретают все больше отличительных черт. На основании этого я сделал вывод. Сто все организмы начинают свое развитие с одной клетки (зиготы), представляющей собой оплодотворенное яйцо. Это открытие доказывает, что клетка является еще и единицей развития всех живых организмов.

Ученик: (27 слайд) В 1855 году немецкий врач Рудольф Вирхов опроверг ошибочное представление клеткообразования, сформулированное ранее в клеточной теории Шванн-Шлейдена.  Он  был глубоко убежден, что количество клеток в организме увеличивается в результате клеточного деления, то есть клетка происходит только от клетки путем деления. “Omnis cellula e cellula” – всякая клетка из клетки.

Учитель: Каждый представитель своего времени, но все вместе установили общие закономерности клеточного строения живых организмов, так как клеточная теория лежит в основе представлений о единстве всего живого, общности его происхождения и эволюционного развития. Клеточная теория в середине XIX века стала общепризнанной и послужила возникновению науки цитологии – наука о клетке.

Ученик: Клеточная теория сохранила свое значение и в настоящее время. Она дополнена многочисленными материалами о строении, функциях, химическом составе и развитии клеток живых организмов различных царств.

Современная клеточная теория включает в себя следующие положения: (28 слайд)

1. Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.
2. Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).
3. Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.
4. Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.
5. Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения.

В дальнейшем, успехи изучения клетки связаны с усовершенствованием инструментов и развитием методов исследования. Усовершенствование светового микроскопа и методов исследования окраски клеток позволили выделить и описать не только ядро и цитоплазму клетки, но и многие другие заключенные в ней части – органеллы.


В настоящее время клетку изучают, применяя физические и химические методы исследования, новейших приборов. Сканирование клетки. Ультроцентрифугирование клетки. Радиоактивный метод изучения клетки.

Учитель: Клеточная теория, будучи важнейшим достижением естествознания, обосновав единство клеточной организации и общность происхождения растений и животных, сыграла огромную роль в развитии всех разделов биологии, особенно гистологии, эмбриологии, физиологии клетки, эволюционного учения, генетики. На ее основе сложилось и развивалось учение о болезненных процессах у животных, растений и человека. На этом наш симпозиум окончен.

 III. Закрепление знаний

Проверка заполнение таблицы “Основные этапы клеточной теории”. (29 слайд)

IV. Домашнее задание: § 2.1, таблица в тетради.

Прием “Написание синквейна” (30 слайд)

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:


На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. (31 слайд)

Домашнее задание.  Заполнить таблицу.

Какой момент урока вызвал у вас наибольший интерес? А что вы считаете лишним или не интересным на уроке.



Литературные источники:

1. История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М., 1972


2. Биология. 2002, №42. Приложение к газете “1 сентября”,стр.45,
3. Биология для школьников №3 2006 г.
4. Такжин Н.В. Левенгук,его жизнь и деятельность (по его письмам). Л., 1946
5. Интернет-ресурсы

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница