Образовательное путешествие



Скачать 101,27 Kb.
Дата13.06.2018
Размер101,27 Kb.
Елена Викторовна Семерикова,

преподаватель истории НОУ «Православная школа «Рождество».

Образовательное путешествие



О смыслах православного воспитания

Бесконечны споры о том, что такое педагогика – наука или искусство, слишком много аргументов у приверженцев обеих точек зрения. Выращивание и цветение человека, сияние Божественного света в нем или зияющая бездна тьмы. Трудно, почти невозможно писать о растущем ребенке языком абстрактных понятий. Тем более, когда речь идет не о методах преподавания точных наук или словесности, а о развитии детской души.

Я уверена, нельзя, невозможно исключать Бога из образования ребенка. Образование – восстановление в себе порушенного, данного нам в зачатии образа Божьего. Все самые прекрасные слова, без которых не обойтись в воспитании, принадлежат области веры: добро, правда, дух, душа, радость, мир, любовь, надежда, терпение, совесть, мужество. Да и красоту, и гармонию мира принять и почувствовать во всей полноте, думается, может лишь душа верующего человека, как и вырастить в себе внутренний стержень простой человеческой порядочности. «Если бы отцы тщательно (по-христиански) воспитывали своих детей, - говорит святитель Иоанн Златоуст, то не нужно было бы ни судилищ, ни лишений и наказаний, ни публичных убийств» (1).

В христианской антропологии общепризнано трехчастное устроение человека. Тело, душа и дух равновелики в нем и даны Богом для осуществления пути спасения. Собственно и воспитание вообще понимается в этой связи как путь спасения, обновления человека, пораженного грехом, возвращения ему образа Божьего, обожения человека, постепенного восхождения его к Царству Небесному (2). Следовательно, подлинное воспитание возможно лишь через возрастание в вере, воцерковление человека. Не столько через теоретические понятия богословия, изучение истории Православной Церкви, родной и общечеловеческой культуры, сколько, прежде всего, через воцерковление всех сторон жизни. Когда Православие становится образом бытия человека, а не системой идей или, тем более, набором обрядов. Когда великие ценности христианства проживаются собственным опытом и присваиваются с течением времени как свои. Однако для того, чтобы это проживание-переживание-присвоение произошло, в жизни растущего человека должны быть так называемые «воспитывающие обстоятельства», которые заставляют его поступать так, а не иначе. Одна из таких универсальных ситуаций – путешествие куда- либо, одиночное или групповое.

Путешествие вообще может смело считаться метафорой жизни христианина. По слову Апостола, время земной жизни человека, дано именно для странствия, неустанного движения от земли на небо, возвращения в рай (3). Человеческая природа, поврежденная первородным грехом, зараженная непослушанием Адама, стремлением преодолеть Божьи заповеди, нуждается в постепенном изменении, возвращении к первообразу. Православная Церковь учит, что люди уже избавлены от плена Адамова греха Страстями Христовыми. Его Кровью и страданиями роду человеческому даровано спасение от тьмы грехов и даже самой смерти. Всякому человеку открыты двери в Царство Небесное – через соединение своей жизни с Христом, постепенное уподобление Ему, изменение и устроение ежедневного бытия по евангельским заповедям, возвышающе-легким и невероятно-трудным для человека. Следовательно, есть и цель путешествия, и дорога, на которую требуется вся жизнь. И к этому единственному, узкому евангельскому пути мы все призваны, без различий. Тем более дети, о которых Христос сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (4).

Сейчас много говорится о возрождении духовности в педагогической деятельности, о духовных ценностях. Но часто под ними понимается лишь более углубленное знакомство детей с историей и литературой своего народа, что само по себе прекрасно, важно, но недостаточно. Замечательное определение духовности дал митрополит Сурожский Антоний, крупнейший современный православный богослов: «На самом деле, если вы хотите найти вернейшее ее определение и стремитесь обнаружить глубинную сердцевину духовности, вы обнаружите, что духовность не есть знакомые нам состояния души, духовность – присутствие и действие Святого Духа в нас, через нас и посредством нас в мире» (5). Принимая эту трактовку, мы должны принять и иное представление о назначении учителя в этом случае. Он не только передает информацию, но и строит отношения в школе так, чтобы они сияли в свете Духа, растит детей в любви, заботе, правде, терпении, послушании, смирении, мужестве и сам живет так. Это последнее очень важно, иначе все его действия и слова становятся нежизненными, специально-дидактическими, что безусловно отражается на качестве отношений в классе.

Сразу оговорюсь, мне не кажется целесообразным обязательное преподавание Закона Божьего во всех школах без разбора. Бог создал человека свободным, наделив его правом сознательного, ответственного выбора – идти ему к свету или к тьме. Другое дело – собственно православные школы, в которых обучение и воспитание происходит в лоне Православной Церкви. Но и здесь требуется вдумчивость и осторожность. Еще одним теоретическим предметом трудно вырастить живую веру и православное самосознание. Важнее наполнить жизнь ребенка светом истины, просвечивающим в словах и поступках людей, его окружающих. И только гораздо позднее, на пороге юности, когда молодой человек действительно свободно и радостно осознает себя христианином, имеет смысл систематически и строго излагать вероучение. Повторим еще и еще раз: цель, смысл и метод православного образования в младших и средних классах школы – воцерковление, освящение всех сторон жизни человека, ибо каждый идет к Богу своей дорогой, каждый для решения своей задачи призван Богом в этот мир. Когда Давид умирал, он призвал своего сына и говорил, что если захочешь, дитя, жить по законам Божьим, то ничего с тобою неожиданного не случится, все дела потекут у тебя по желанию и большою будешь ты наслаждаться безопасностью; если же ты отпадешь от этой помощи, то никакой пользы не будет тебе от царства и от этой великой власти… Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели» (6).

Дорога дает детям и подросткам опыт постепенного изменения себя к лучшему, открытия мира и присутствия Бога в мире, в природе, в человеческих отношениях. То есть здесь происходит настоящее, живое, действенное воспитание и образование человека. Следовательно, имеет смысл говорить об образовательных путешествиях как неотъемлемой и значительной части педагогического процесса.


Типы путешествий и путешественников

В книге «Секретный мир детей» известного петербургского психолога Марины Осориной есть глава «Поездки без взрослых: новые возможности», где специально исследуется потребность младших подростков в путешествиях как способе узнать нечто новое о мире и о себе. Она считает, что, даже просто перемещаясь по родному городу на общественном транспорте, дети приобретают бесценный и жизненно важный образовательный опыт – учатся взаимодействовать с другими людьми, не ущемляя их интересов и защищая собственные, учатся ориентироваться в незнакомом пространстве, опознавая его по характерным объектам, да и просто расширяют сферу освоенной, своей земли. Гуляя по городу в одиночку или с друзьями, ребенок, подросток, освоив сначала его инфраструктуру, обращает потом внимание и на городскую архитектуру, историю, прогулки приобретают характер исследовательских экспедиций (9).

Таким образом, можно с уверенностью признать три ведущих детских мотива путешествий – открытие новых мест и внутреннее присвоение их себе, открытие разных типов взаимоотношений между людьми и выбор некоторых как своих, исследование самого себя как изменяющегося субъекта. Соответственно, и перед педагогом встает целый ряд задач. Во-первых, открыть ребенку возможности созерцания как способа познания мира, артикулировать его часто беспомощные попытки передать свое эмоциональное состояние, возникшее в том или другом месте. Во-вторых, создать условия, в которых ребенок выберет христианский стиль отношений к человеку, основанный на помощи и уважении, как свой, желанный, радостный и единственно возможный. В-третьих, научить ребенка фиксировать свои ощущения, воспоминания, переживания, вообще все, с чем он сталкивается в дороге, открыть ему путь к самопознанию. Наиболее характерными в этой связи представляются три типа путешествий: испытание (как правило, поход с ночевкой), экспедиция в новые земли (это может быть поездка, экскурсия, в том числе и в ближайший музей, ибо все поле культуры для ребенка – неизведанная земля), паломничество к святым местам. В них ребенок играет разные, соответствующие общей задаче роли – странник, искатель приключений, исследователь, пилигрим.

Путешествие-испытание глубже всего укоренено в детской натуре, подготовлено сказками, слышанными в младшем возрасте, где мотив опасного неизвестного пространства за домом, мотив дороги, требующей выбора и ответственности за него, мотив испытания-инициации, делающего человека взрослым – основные. Две другие формы обусловлены развитием человеческой культуры, причем паломничество по своей сути старше и глубиннее идеи исследования новых территорий с научными или социальными целями. Следовательно, в качестве рабочей гипотезы для будущих исследований мы можем предположить именно такую последовательность путешествий для детей разных возрастов: испытание – исследование – паломничество. Причем первая форма реализуются преимущественно в детстве (до 11-12 лет ), в то время как исследовательская и социальная функция путешествий становится особенно важной в подростковом и юношеском возрасте.


Путешествие-испытание

Главная цель такого путешествия – помочь ребенку обрести истинный образ своего «Я», как бы увидеть себя со стороны, научиться различать в себе хорошее и дурное, посмотреть «новыми глазами» на своих друзей, проверить и подтвердить старую дружбу и может быть, найти новую. Не менее важные цели – сохранить (а то и возродить) имевшиеся в младшем возрасте навыки взаимодействия с неизвестным пространством. Некоторые дети в таких путешествиях как бы заново учатся осваивать новое место не только при помощи ног и глаз, они стараются вчувствоваться, внюхиваться, ощупывать, сравнивать, запоминать, действовать (эти навыки абсолютно необходимы и в путешествиях других типов, описанных ниже). Маршрут такого пути может быть далеким и намеренно трудным, а может и заканчиваться за несколько километров от дома. Здесь главное – совместное участие детей и взрослых на всех этапах испытания – от разработки маршрута, подготовки к нему, до собственно самого путешествия. Правда, отметим сразу педагогическую целесообразность сохранения некоторых аспектов дороги в тайне. Как и положено в настоящем испытании, вокруг него должен быть ореол неизвестности и опасности. Оно ни в коем случае не должно быть облегченно-прогулочным, когда детям предоставляется возможность побыть на природе, а взрослые берут на себя большую часть забот. Иначе всякий образовательный смысл пути автоматически уничтожается. Все участники испытания должны нести предельно допустимые для возраста нагрузки, иметь собственные обязанности. Тогда даже дорога в несколько десятков километров может оказаться настоящей инициацией для подростка, когда проверяется крепость его тела и духа, его социального развития, ответственности, человечности. А он сам с удивлением обнаруживает свою близость к людям, свою нужность им. И близость к Богу, отвечающему помощью на его горячие молитвы, произносимые из последних сил.


Путешествие-исследование

Если путешествие-испытание наиболее привлекательно для подростков, соответствует их возрастным потребностям в риске, опасностях и приключениях, то путешествия-исследования – это оптимальная форма построения для них учебного процесса. Учеников 11-15 лет уже не удовлетворяет академический стиль начальной школы, но у них нет и мотивации к серьезным ученым занятиям, как у старшеклассников. Путешествия-экспедиции – наиболее приемлемый образ учения в подростковой школе. На этом поле пересекаются интересы учеников, нуждающихся в это время в активной, практической школе, и учителей, которым необходимо, чтобы ребята постепенно присваивали культурные ценности человечества. И здесь чрезвычайно важно, чтобы все, что будет делаться, делалось абсолютно серьезно, без скидок на возраст и неподготовленность. Четкие экспедиционные цели, задачи, задания, формы и сроки отчетности абсолютно необходимы – тем основательнее будут мотивы что-либо изучать.

В современной педагогической практике накоплено достаточно опыта работы с детьми в условиях археологических, фольклорных и этнографических экспедиций университетов, помощи заповедникам и национальным паркам. Факты говорят об одном – работа подростков наравне с настоящими учеными дает огромный образовательный эффект, повышает их самооценку, мотивацию к дальнейшему учению (как правило, значительный процент юных участников взрослых экспедиций поступает затем в высшие учебные заведения по специальности, с которой впервые столкнулись в отрочестве).
Путешествие-паломничество

Паломничество – путешествие совсем другого рода. Физические нагрузки, ответственность, сообразительность, дружелюбие также необходимы, но они словно бы отступают на задний план. Главное в этом случае – суметь открыться тому, о чем почти невозможно сказать словами. Но по-прежнему чрезвычайно важно, чтобы дорога паломника была длинной, чтобы, по возможности, он проделал ее собственными ногами, потрудился телом и душой, прежде чем «зачерпнуть благодати» в святом месте. Необходимо минимально пользоваться современными видами транспорта, сокращающими время на размышления. А паломнику как раз необходимо это время – чтобы побыть наедине с собой, подготовиться к Встрече. Как сказал один тринадцатилетний мальчик: «Мы идем в паломничество для того, чтобы вдохновиться на жизнь для Бога, чтобы стараться жить, как святые жили».

Опыт прикосновения к святыне, пребывание в святом месте, где жизнь течет по заповедям Божьим – это новый опыт, который невозможно приобрести нигде больше. Это опыт соприкосновения с вершинами духа, которых может достигнуть человек, если захочет. И ребенок, поставленный лицом к лицу с этим новым опытом, получает шанс его осуществить в своей жизни, захотеть вырасти в ту полноту, которая возможна человеку с помощью Божьей. Паломничество – сложный, серьезный труд души, в котором участвуют эмоции и разум. Поэтому существенными они могут оказаться для подростка, начиная лет с одиннадцати, если он уже начал задумываться о своем месте в мире, о своем пути жизни. Особенную, непреходящую ценность такие паломничества имеют для молодых людей 15-17 лет, выросших в Церкви и ставших христианами по собственному сознательному выбору. Для них Суздаль, Ростов Великий, Кириллов, Оптина пустынь, Соловки – не только очаги национальной культуры и памятники зодчества, но прежде всего – духовные центры, где можно искать ответы на все самые главные вопросы человеческой жизни.

Однако, заметим в заключение, что большинство образовательных путешествий не имеет четких границ единственной формы, а сочетает в себе все, делая переживание ребенком дороги более объемным, цельным, обогащая отношения в детской группе, отношения между учителями и учениками, продвигая каждого из них вперед по дороге жизни.


Примечания.

1) Святитель. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей//Воспитание детей, М., 2000. с. 31

2)Протоиерей В.В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993 с.131-132

3) 1 Пет.1,17. (Здесь и далее - общепринятые сокращения ссылок на различные места Священного писания Нового Завета (в Синодальном переводе). 1 Пет., 1,17 - 1 соборное послание святого апостола Петра, глава 1 стих 17, Мк. - Евангелие от Марка, Ин. - Евангелие от Иоанна, 1 Ин - первое соборное послание святого апостола Иоанна)

4)Мк, 10,14

5)Митр. Антоний Сурожский. Святость//Труды. М.2002, с.356.

6)Свт. Иоанн Златоуст. Слово о воспитании детей//Воспитание детей. с.7

7)Ин.,15,13

8)1 Ин.4,20-21

9)М. Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, с.189-192







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница