Общая задача сферы применения Транспортная система Эстонии обеспечивает доступное, удобное, быстрое, безопасное и бесперебойное передвижение людей и грузов



страница1/6
Дата14.06.2018
Размер1,5 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Название и продолжительность программы

Программа по безопасности дорожного движения

2016–2025



Сфера применения

Транспорт

Общая задача сферы применения

Транспортная система Эстонии обеспечивает доступное, удобное, быстрое, безопасное и бесперебойное передвижение людей и грузов.

Цель программы

Сокращение смертности и тяжелых травм в дорожном движении

Ответственный

(несут солидарную ответственность)

Министерство экономики и коммуникаций. Несут солидарную ответственность: Министерство образования и науки, Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство внутренних дел и Министерство социальных дел.

Краткое содержание

Ни один человек не должен погибнуть или получить тяжкие увечья в результате ДТП. При принятии решений в отношении системы дорожного движения на всех уровнях главная цель состоит в обеспечении максимальной безопасности движения. За отправную точку принимается такой концептуальный подход к проблеме безопасности движения, как нулевая смертность. Нулевая смертность не является целью программы безопасности дорожного движения, речь идет скорее об образе мышления в сфере безопасности дорожного движения и следующих из него выводах и действиях. Для достижения цели по обеспечению безопасности дорожного движения необходимо сосредоточиться на трех основных направлениях воздействия. Направление «Ответственный, предусмотрительный участник дорожного движения» посвящено формированию навыков безопасного поведения на дороге и надлежащего отношения к безопасности всех участников движения. Направление «Безопасная среда» включает повышение безопасности и эффективности движения, его социальной приемлемости и экологической безопасности, а также учет специфики дорожного движения в разные времена года. Направление «Безопасное транспортное средство» предусматривает повышение безопасности самих транспортных средств, участвующих в движении.
Мероприятия Программы по безопасности дорожного движения будут проводиться согласно четырехлетнему плану реализации. План реализации согласован с государственной бюджетной стратегией и разрабатывается поэтапно, то есть ежегодно пополняется одним плановым годом. План реализации согласовывается министерствами, которые финансируют программу безопасности движения или принимают в ней участие, его утверждает правительство Республики вместе с планом реализации Программы развития транспорта.


Организация управления

При правительстве Республики образована комиссия по безопасности дорожного движения, в задачи которой входит постановка стратегических задач и приоритетов в вопросах безопасности дорожного движения и координация мероприятий Программы по безопасности дорожного движения. Реализацию Программы по безопасности дорожного движения координирует Министерство экономики и коммуникаций. Задачами Департамента шоссейных дорог при реализации Программы по безопасности дорожного движения являются общий надзор, координация действий участников и разрешение разногласий между ними, а также отчетность и обновление Программы по безопасности дорожного движения. Другие участвующие в реализации Программы по безопасности дорожного движения министерства и подведомственные им организации действуют в соответствии с разработанным планом реализации Программы по безопасности дорожного движения. Координацией реализации мероприятий регионального и местного уровня в уездах занимаются региональные комиссии по безопасности дорожного движения.
Министерства и департаменты, участвующие в реализации Программы по безопасности дорожного движения, ежегодно составляют отчет о результатах внедренных мер и проведенных мероприятиях в своей сфере ответственности и к 1 февраля следующего года представляют его в Департамент шоссейных дорог. По их итогам Департамент шоссейных дорог составляет отчет о выполнении плана реализации. До утверждения отчет представляют на ознакомление в комиссию по безопасности дорожного движения при Правительстве Республики.




Вступление 4

1.Обзор текущей ситуации 4

1.1. Предварительная оценка «Первой национальной программы по безопасности дорожного движения Эстонии» 4

1.2.Обзор текущей ситуации с безопасностью дорожного движения 6

2.Цель и показатели Программы по безопасности дорожного движения 13

2.1. Изменение осведомленности участников движения и развития безопасности дорожного движения 16

3.Принципы безопасности дорожного движения и модель управления деятельностью 18

3.1.Нулевая смертность как подход. Разделенная ответственность. 18

3.2.Системность 19

3.3.Предотвращение, а не реагирование 19

3.4.Научно обоснованные действия 20

3.5.Модель управления мерами безопасности дорожного движения 20

4.Ответственный и предусмотрительный участник дорожного движения 22

4.1. Мера: безопасность пешехода 22

4.2. Мера: безопасность велосипедистов 23

4.3.Мера: безопасность пожилых участников дорожного движения 24

4.4. Мера: просвещение в области дорожного движения 24

4.5.Мера: обучение водителей 26

4.6.Мера: профилактика 26

4.7.Мера: здоровье водителя 27

4.8.Мера: надзор за дорожным движением 27

4.9.Мера: реабилитация 28

5.Безопасная среда дорожного движения 28

5.1.Мера: землепользование и планирование дорожной сети 29

5.2.Мера: проектирование, строительство и реконструкция экономичной и безопасной инфраструктуры 29

5.3.Мера: обслуживание дорог 29

5.4.Мера: организация дорожного движения 30

5.5.Мера: безопасность железнодорожных переездов 30

5.6.Мера: безопасная скорость транспортного средства 30

5.7.Мера: интеллектуальные транспортные системы (ИТС) 32

6.Безопасное транспортное средство 32

6.1.Мера: система поддержки водителя 32

6.2.Мера: безопасность транспортного средства 33

6.3.Мера: безопасность связанного с работой транспортного средства 33

7.Резюме 34



Вступление


Программа по безопасности дорожного движения относится к области деятельности бюджетной стратегии «Транспорт» и составляется на основании 3-й подцели «Программа развития транспорта 2014–2020» – «Сокращение дорожно-транспортных происшествий» и статьи 5 Закона о дорожном движении «Национальная программа по обеспечению безопасности дорожного движения». Программа по безопасности дорожного движения (далее программа по безопасности дорожного движения) составляется на период 2016–2025 гг.1 и является продолжением первой «Национальной программы по обеспечению безопасности дорожного движения Эстонии 2003–2015». Программа по безопасности дорожного движения учитывает выполнение задач и приобретенный практический опыт предыдущего периода, опираясь на лучшую практику добившихся успеха стран. За 12 лет дорожная система, поведение на дорогах и транспортные средства существенно изменились. Изменилась и ужесточилась также политика Европейского союза (далее ЕС) в области дорожного движения.


Цели Европейской комиссии в сфере безопасности дорожного движения ясны и амбициозны – к 2050 году сократить до нуля число погибших в дорожно-транспортных происшествиях и, согласно этой задаче, к 2020 году сократить смертность на дорогах вдвое по сравнению с 2010 годом. Эстония разделяет позицию Комиссии2 по долгосрочным целям и вносит свой вклад в их реализацию. Безопасность дорожного движения охватывает множество сфер жизни, и поэтому с ней связано множество разных сторон. Повышение безопасности дорожного движения прежде всего предполагает постоянную, систематическую скоординированную деятельность этих сторон на протяжении длительного времени. Достигнуть цели можно только в том случае, если принципы, общие основы и мероприятия по безопасности дорожного движения согласованы и успешно реализованы. Целью национальной Программы по безопасности дорожного движения является повышение эффективности реализация мер по последовательному повышению безопасности дорожного движения и постоянному сокращению числа людей, погибающих или получающих тяжелые травмы в результате дорожно-транспортных происшествий.
  1. Обзор текущей ситуации

    1. Предварительная оценка «Первой национальной программы по безопасности дорожного движения Эстонии»

«Национальная программа по безопасности дорожного движения Эстонии»3 (далее RLOP) предусматривала на период 2003–2015 гг. всего 255 мероприятий, которые были поделены на три этапа реализации45. В 2003–2014 годах было выполнено в полном объеме (т.е. согласно плану) 37% от предусмотренных RLOP мероприятий. 40% было реализовано частично, в объеме меньше запланированного и/или позднее. 23% мероприятий RLOP остались не реализованными, были отложены или от их реализации отказались.


Первоначальной общей целью RLOP было добиться того, чтобы в 2015 году в дорожном движении не погибло больше 100 человек. При составлении последнего этапа плана реализации прогнозы были весьма оптимистическими (в 2010 году в дорожно-транспортных происшествиях погибло 79 человек), и общую цель скорректировали. Новая, исправленная общая цель предусматривала достичь к 2015 году ситуации, когда средний показатель количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях не превышал бы 75 человек в год, а число пострадавших в ДТП в 2013–2015 годах составило бы не более 1500 человек в год. Кроме того, были определены целевые группы и сферы, влияние на которые могло бы существенно исправить ситуацию в дорожном движении. Ими стали:

  • движение пешеходов и велосипедистов;

  • дети и пожилые люди;

  • пассажиры;

  • молодые и неопытные водители транспортных средств;

  • управление транспортным средством в состоянии опьянения;

  • степень тяжести дорожно-транспортных происшествий;

  • городское движение;

  • движение в темное время суток;

  • движение в зимнее время.

В течении действия RLOP больше всего было выполнено мероприятий, направленных на участников дорожного движения: повышение эффективности системы образования и обучения в сфере безопасности дорожного движения, улучшение знаний участников дорожного движения о дорожном движении, формирование отношения, норм и моделей безопасного поведения на дорогах. Изменение дорожной среды в сторону безопасности было, с точки зрения RLOP, скорее случайным и бессистемным и исходило скорее из потребностей и нужд других программ развития (например, программы обслуживания дорог, программы развития транспорта). Если из мероприятий, направленных на участника дорожного движения, было полностью реализовано 49%, то из мероприятий, направленных на транспортные средства, было проведено 36%, а из мероприятий по среде дорожного движения – только 17%.


Основными препятствиями при реализации RLOP были:

  1. Отсутствие комплексной системы управления безопасностью дорожного движения. Мероприятия по безопасности дорожного движения были нерегулярными, отсутствовала их четкая организация на региональном и местном уровнях (например, в виде региональных программ по безопасности дорожного движения).

  2. Так как безопасность дорожного движения является многопрофильной сферой, реализация RLOP потребовала привлечения и заинтересованности самых разных участников. Мероприятия RLOP не были приоритетными для ответственных лиц, и их реализация стала скорее формальной. Существенное влияние оказала ограниченность финансовых средств.

  3. При планировании мероприятий RLOP RLOP исходили из того, что безопасность участника дорожного движения зависит прежде всего от его поведения и привычек. Поэтому большинство мероприятий (63%) было направлено именно на участника дорожного движения. Безопасность транспортной системы и повышение ответственности планирующих ее сторон не были охвачены в достаточной степени.

  4. И хотя за время действия RLOP заметно возрос интерес общественности к тематике безопасности дорожного движения и осознание ее значения, освещение в СМИ целей, мероприятий и достижений RLOP было недостаточным.

Более подробно анализ реализации RLOP, влияние запланированных в ней мероприятий на безопасность дорожного движения и результативность Программы по безопасности дорожного движения в 2016 году будут даны в готовящемся итоговом отчете.
    1. Обзор текущей ситуации с безопасностью дорожного движения

Начальный этап программы 2003–2007 года принес рост числа погибших в ДТП на 19%. Существенные изменения II этапа RLOP в 2008–2011 годах сократили число погибших в ДТП, по сравнению с итогом I этапа, на 48%. В ходе начавшегося в 2012 году III этапа RLOP существенных улучшений ситуации в безопасности дорожного движения не произошло. Как число ДТП, так и число погибших и пострадавших в ДТП не показали положительных изменений на протяжении всего этапа.


И хотя не стоит недооценивать то, что было реализовано в ходе RLOP за весь период ее действия, существенную роль в быстром сокращении числа ДТП в 2008–2010 годах сыграл экономический кризис, которому сопутствовало сокращение интенсивности дорожного движения, что положительно повлияло на безопасность. С 2011 года удается только сохранять достигнутый уровень безопасности дорожного движения, но дальнейшего улучшения ситуации не наблюдается.. По сравнению с 2010 годом6 (79 погибших), число погибших сократилось всего на 1,3% (78 в 2014 году). Конечной целью RLOP было достижение к 2015 году уровня, когда за три года (2013–2015) число погибших в ДТП в среднем не превышало бы 75 человек в год.


Рисунок 1. ДТП, погибшие и пострадавшие в 2003–2014 гг.
За период 2010–2014 гг. число погибших пешеходов выросло на 85%. Число погибших водителей транспортных средств с 2010 года уменьшилось на 8%, число погибших пассажиров сократилось на 31%.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница