Общественно – государственная подготовка



страница1/8
Дата16.12.2017
Размер2,32 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Общественно – государственная подготовка

Тема 1. Назначения, состав и боевые традиции Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Источники военной опасности. Политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности России. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности.

Цели, принципы строительства и основы применения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности. Основные направления развития оборонно-промышленного потенциала страны. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами: цели, принципы и основные направления. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Что включает в себя организация обороны? Полномочия органов государственной власти и обязанности предприятий и организаций в области обороны.

1 Вопрос: История становления и развития Русской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные военные реформы их характеристика и значение для строительства ВС РФ. Русские полководцы и их роль в развитии военной организации в России.
От древнерусского войска до регулярной армии и флота


    1. Племенные ополчения и дружины


Во времена, когда у древних славян понятия "вооруженные силы" еще не существовало, многочисленные войны велись племенными ополчениями, формируемыми из народа. Тогда же зародились и княжеские дружины. Однако основным элементом военной организации долгое время являлось народное (племенное) ополчение, созываемое в случае серьезной военной опасности. Их основу составляли пешие воины, вооруженные копьями, луками и мечами. Конница у ополченцев выполняла вспомогательные функции (сторожевую и разве­дывательную). Флот в те времена состоял из легких лодок, вмещавших до 50 воинов. Тогда же стали зарождаться и дружины, собираемые только на период военных действий.

Во главе племен стоят князья — военачальники, вокруг которых объединяется дружинно-племенная знать. Впоследствии, в период образования Древнерусского государства (IX в.), княжеская дружина стала постоянно действующим ядром русского войска и представляла собой вооруженный отряд, состоящий из воинов-профессионалов. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав старшей дружины входили «княжьи мужья», «бояре светлые» — люди, имевшие большой жизненный и военный опыт. Из них назначались посадник и тысяцкие. Старшие дружинники были начальствующим составом не только в самой дружине, но и возглавляли отряды созываемого ополчения.

Ополчение составляло основную массу войска. Оно созывалось по мере необходимости и в количестве, которое определял князь.

Младшая дружина состояла из «отроков» — сыновей княжеских дружинников.



В Древней Руси основным родом войск была пехота. Кроме того, князья имели свою конницу, по численности достаточную для обеспечения флангов боевого порядка пехоты и для нанесения стремительных фланговых ударов в ходе сражений.

Важное место в государственной иерархии занимали воеводы. Воеводы первоначально возглавляли племенные ополчения, затем стали предводителями княжеских военных отрядов (полков) в военное время и посадниками (с XII века — наместниками) князя в подвластных городах и областях в мирное время. Во главе народного ополчения стояли тысяцкие, возглавлявшие ополчения своей «тысячи». Первоначально тысяцкие. избирались вечем, затем стали назначаться князем из старших дружинников.

Из княжих мужей назначались «сотские».

Младшие дружинники значительно реже назначались на командные должности.

Из состава дружины для выполнения различных функций назначались данники (сбор подати), мечники (судебные функции), мытники (сбор пошлины), тиуны (управление княжеским хозяйством), мостники (строительство мостов) и т.д.

Дружина Древнерусского государства являлась политической и военной опорой киевских князей, во всем помогая князю — в военных и государственных делах.

В XI - XII вв. дружинники за службу стали получать земельные владения и превращаться в князей. Начался процесс разложения дружинной организации, что пагубно сказывалось на системе обороны Древнерусского государства. Это было одной из причин того, что в XIII в. Русь пала под ударами монголо-татар.

В XIV веке постоянным ядром вооруженных сил русских земель были немногочисленные княжеские дружины, вооруженные мечами, саблями и луками. Тогда же применялись осадные и метательные орудия - тараны, самострелы и др. В третьей четверти XIV века появилось огнестрельное оружие.


1.2 Военное управление в XIII - XIV веках. Реформы при Иване Грозном.
С образованием в XIV - XV вв. единого централизованного Московского государства возникла и новая, более сильная военная организация - поместное войско. Теперь главной военной силой государства стало служивое дворянство.

За государеву службу дворянин получал в пользование землю и по царскому указу должен был прибыть в назначенное время для несения военной службы. Дворянское ополчение стало ядром русского войска. Оно состояло в основном из конных воинов, вооруженных саблями, луками, ружьями и пистолетами. В состав русского войска входили также городовые казаки и стрельцы.

В ходе объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III

- расширена база поместного войска;

- начала развиваться система обороны приграничья (построены мощные каменные крепости Зарайск и Тула);

- четко решались вопросы военного управления;

-было упорядочено комплектование войск, снабжение оружием, провиантом.

Для упорядочения управления была использована «лестница чинов» — местничество. Чем родовитее был боярин, тем более высокое место он занимал. И хотя на первых порах это сыграло положительную роль в ослаблении власти крупных князей, впоследствии местничество значительно усложнило управление войсками. При назначении на командные должности князь вынужден был считаться не с личными качествами, а с родовитостью кандидатов.

Необходима была более четкая организация военного аппарата, так как «княжий двор» приближенных великого князя уже не в состоянии был эффективно управлять разраставшимся военным организмом.
Новая система военного управления сложилась в результате реформ Ивана IV Грозного. Общее руководство всеми вооруженными силами государства осуществлял царь, опираясь на постоянно действующий орган — Боярскую думу.

При Иване IV произошло упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске. В 1550 г. был издан высочайший указ о создании нового войска из «выборных стрельцов из пищалей».



Непосредственное руководство строительством и подготовкой вооруженных сил сосредоточилось в приказах. Высшим органом военного управления с 1531 года являлся Разрядный приказ.

Он ведал всеми ратными людьми государства: вел учет поместного войска, распределял его по полкам, осуществлял смотры и сбор войска. По указанию царя и думы назначал главного воеводу и воевод полков, доводил до них планы военных действий: Стрелецкий приказ (с 1571 года) ведал стрельцами, Оружейный - хранением и изготовлени­ем огнестрельного оружия, Бронный - (с 1573 года) - холодного оружия и доспехов, Пушкарский - (с 1577 года) стал главным артиллерийским управлением, Ямской - (с 1574 года) готовил транспорт для перевозки военных грузов, Аптекарский осуществлял медицинскую помощь ратникам, Каменных дел (с 1584 года) ведал строительством укреплений и крепостей, Казанского дворца и Мещерский занимались комплектованием служилых людей Поволжья и Мещерского края (татары, городовые казаки), Посольский - иноземцами, донскими казаками и «черкасами». Поместный и Большого прихода приказы обеспечивали служилых людей земельными наделами и денежным жалованьем. Реорганизация коснулась и управления полевым войском. По указанию царя и думы разрабатывался план ведения войны, намечался состав и пункты сбора войска маршруты походов.

Всем войском командовал государь, в его отсутствие — Большой (главный) воевода первый воевода Большого полка.

Стрелецкое войско в отличие от дворянского ополчения несло службу постоянно. Оно комплектовалось путем вербовки всех желающих. Службу стрельцы несли по наследству и пожизненно. Их вооружение состояло из огнестрельного и холодного оружия. Они нахо­дились на государственном содержании и имели единообразное вооружение и одежду, пе­риодически проходили военную подготовку. Это было первое на Руси постоянное войско. Войско первоначально делилось на «статьи» (приказы) в дальнейшем полки по 500 стрельцов. В состав статьи входили сотни, полусотни, десятки. Организационно оно подразделялось на полки.

Стрельцы были:

- стремянные, которые несли охрану царского двора и сопровожда­ли государя во время выездов;

- московские, служившие в столичных приказах;

- городовые, которые несли службу в гарнизонах прочих городов, прежде всего на южной и западной границах (в состав гарнизонов по мимо стрельцов входили пушкари, плотники, кузнецы, воротники и городовые казаки).

Форму носили единообразную для каждого приказа: в различных приказах форма отличалась цветом кафтанов, сапог и шапок. Например, стрельцы Московского приказа носили красный кафтан с малиновыми петлицами и темно-серые шапки. Каждый приказ имел свое знамя.

Вооружение составляли:


  • гладкоствольная ручная пищаль;

  • сабля;

  • бердыш.

Каждый стрелец обеспечивался:



  • вооружением, пороховницей, свинцом, порохом (в военное время 1—2 фунта на человека);

  • денежным жалованьем: рядовые стрельцы получали 4—7 рублей в год;

  • хлебным жалованьем: по 12 четвертей ржи и овса (1 четверть равна 96 кг);

  • вещевым довольствием: шапки, готовый верхний и нижний кафтаны, порты, сапоги, перчатки, кушаки;

  • земельными наделами: городовым стрельцам отводились по 4 чет­верти пашни в поле (1 четверть — 360 кв. саженей).

Проживали стрельцы в особых слободах. Им разрешалось заниматься ремеслами и промыслами, торговлей, огородничеством, так как жалованье выдавалось нерегулярно и не обеспечивало должный жизненный уровень.

Общая численность войска составляла первоначально 3000 человек.

В бою стрельцы действовали «правильным» воинским строем. Боевой порядок состоял из нескольких шеренг, залповую стрельбу в начале схватки одновременно вели две передовые шеренги.

В 1571 г. разработан первый регламентирующий пограничную службу документ — «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Разрабатывался он под руководством воеводы М.И. Воротынского. Сторожевая служба продолжалась с 1 апреля по 1 декабря. Приговор предписывал воеводам городов и головам сторожей посылать в дозор подготовленных людей и предусматривал строгие наказания за нарушения сторожевой службы.

В период проведения этой военной реформы в Московском царстве была создана крупнейшая по численности армия в Европе, насчитывавшая 250—300 тыс. человек (примерно 3% от всего населения тогдашней Руси).

Девятнадцатого января 1998 г. Российский организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов рекомендовал использовать дату 1 октября 1550 г., знаменующую начало создания постоянного войска Русского государства с элементами ре­гулярной армии, для установления Дня создания Российской армии.


1.3 Изменения в системе военного управления и военные реформы XVII века.

В ходе военных преобразований в 1632 - 1634 гг. в России наряду с дворянским поместным ополчением и стрелецким войском начали создаваться новые воинские части: солдатские, рейтарские и драгунские полки, получившие названия полков нового строя. Они внесли коренные изменения в организацию вооруженных сил России. С их появлением зародилась войсковая организация мирного времени.

Постепенно полки нового строя вытесняли старое войско. К 1680 г. они составляли уже до 67% от всего войска. Полки состояли из рот. Но это были еще не регулярные войска, так как после похода рядовой состав и часть офицеров распускались по домам.

В целях укрепления командного корпуса и повышения власти командиров в 1682 году было окончательно ликвидировано местничество, на первый план выходила не родовитость, а служебные заслуги. Вводилось единоначалие в войсках.

В полках «нового строя» командный состав получил офицерские и генеральские звания западноевропейского (типа (прапорщик, поручик, капитан, ротмистр, майор, подполковник, полковник, генерал-майор и др.). Стрелецкие «головы» стали полковниками, а сотники — капитанами.

Проведенные преобразования привели к дальнейшей централизации военного управления, однако сложная политическая обстановка обострившаяся из-за борьбы за власть придворных партий после смерти царя Федора Алексеевича, затормозила создание единой системы управления вооруженными силами. Оно осуществлялось по-прежнему несколькими приказами. Необходимо было реформировать весь государственный организм, а не отдельные его части, такие, как армия и управление ею.
1.4 Преобразование в армии в XVIII - первой половине XIX веков.
К началу XVIII в. в России объективно назрели политические, эко­номические, управленческие, культурные, бытовые и, конечно, воен­ные реформы.

Военные реформы Петра I были первыми в ряду начатых им пре­образований, поскольку без сильных армии и флота создать мощную державу было невозможно.

Основное содержание военных реформ Петра I



  • Ликвидируется дворянское ополчение и стрелецкое войско, сохраняется только как часть вооруженных сил украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования: башкиры и калмыки.

Армия и флот укомплектовываются только из рекрутов. Первоначально ежегодным рекрутским наборам подлежал один человек с 20 дворов, а с 1724 г. - 5 - 7 человек с тысячи мужских душ. От рекрутской повинности были освобождены лица духовного звания, кроме того, состоятельные люди могли "откупиться" от службы, отдав вместо себя в рекруты "купленных людей". Срок службы в 1795 г. был установлен в 25 лет, а с 1834 г. - 20 лет и 5 лет в запасе.

  • Юноши из дворян начинали службу в гвардейских полках, которые являлись своеобразными офицерскими школами.

  • На Балтике и на Дону был создан военно-морской флот. Было построено 105 кораблей, 28 фрегатов, 13 бомбардировочных судов, 9 брандеров, 16 яхт, 199 бригантин, 305 галер и 220 мелких судов. В документе от 31 октября 1717 г. указывалось, что надлежит быть во флоте унтер-офицеров, пушкарей и матросов 13 280 человек и такое число необходимо содержать и ежегодно комплектовать.

  • Армия и флот оснащаются современным вооружением (это связано с бурным развитием отечественной металлургии). Совершенствуется артиллерия, сыгравшая значительную роль в Полтавском сражении и при Гангуте.

  • Боевая подготовка ведется по Воинскому уставу 1716 г. и Морскому уставу 1720 г.

  • В Москве открылись пушкарская и математико-навигационная школы. Последняя послужила основой для создания Морской- академии в Петербурге.

С 1721 г. казачество подчинено военному ведомству, а не внешнеполитическому, как прежде.

К концу царствования Петра I регулярные войска были представле­ны регулярной пехотой и конницей драгунского типа. Частей регуляр­ной кавалерии, артиллерии и инженерных войск постоянного состава не предусматривалось. Служба была пожизненная, прекращалась толь­ко в случае инвалидности.

Управление войсками и их обеспечение были сосредоточены в трех независимых друг от друга центральных органах военного управ­ления: Военной коллегии, Артиллерийской канцелярии и Комиссариате; При этом президент Военной коллегии согласно регламенту не обладал правом единоличного принятия решения.

В ходе петровских военных реформ были только заложены основы для создания в России регулярной армии. Следующий шаг был сделан президентом Военной коллегии генерал-фельдмаршалом Минихом .

В результате его реформ были преобразованы центральные органы военного управления. Ранее независимые комиссариатское, провиантское и артиллерийское ведомства были подчинены Военной коллегии, в составе которой были созданы исполнительные органы (канцелярии) по всем вопросам управления и снабжения. С 1733г .началось формирование регулярной кавалерии, состоящей из кирасирских, конно-карабинерских и гусарских полков. Кроме того, в 1731г был открыт Шляхетский кадетский корпус, который стал первым в России военно-учебным заведением..

Елизавета Петровна при общем своем стремлении к восстановлению петровских учреждений отменила все нововведения Миниха в Военной коллегии, что привело к значительному снижению эффективности всей системы военного управления и на пятьдесят пять лет приостановило строительство регулярной армии в России.

Основным содержанием военных преобразований во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II стало совершенствование боевого применения тех сил и средств, которые достались в наследство от предыдущих царствований. Важнейшее место в развитии военного искусства заняла пришедшая на смену маневренной стратегии, привязанной к коммуникациям и крепостям, стратегия, нацеленная на генеральное сражение и разгром живой силы противника. Единственным новшеством в военном управлении стало учреждение в 1763 г. при Военной коллегии Генерального штаба.

Практически остался незамеченным и до настоящего времени не изученным опыт строительства наследником престола великим князем Павлом Петровичем3 Гатчинских войск. Историки за прусскими мундирами и испугом от детальной регламентации службы в Гатчине и Павловске не разглядели самого главного: данные войска стали для будущего императора той военной лабораторией, в которой были выработаны основные принципы строительства регулярной армии, поддержания ее боевой готовности, централизованного управления и снабжения.

Павловские войска были сформированы в 1786—1796 гг. в Гатчине и Павловске. Управление этими войсками осуществлялось пехотной, кавалерийской и артиллерийской инспекциями. К ноябрю 1796 г. Гатчинские войска включали: 6 пехотных батальонов, 1 егерскую роту, 3 кавалерийских полка, 1 казачий эскадрон, 1 артиллерийскую роту и резервную флотилию небольшого состава. Всего около 25 тыс. человек и около 60 орудий. На основе опыта управления Гатчинскими войсками цесаревичем в этот период были написаны уставы для пехотного и кавалерийского полков. Определены постоянные штаты для всех родов войск.

Начатые императором Павлом I реформы в конечном счете привели к завершению создания регулярной армии.

Введенные в 1796 г. уставы закрепили ряд мер, направленных на поддержание боевой готовности армии в мирное время.



  • Были определены функциональные обязанности для всех должностных лиц пехотных и кавалерийских полков в мирное и военное время.

  • При производстве в офицеры в значительной степени учитывались знания и умения, а также отношение к воинской службе, любовь к форме и своему оружию.

  • Установлен порядок поддержания боевой готовности полков (от одиночной подготовки через ротное и батальонное учения к полковому).

  • В целях привлечения к постоянной службе всех произведенных в царствование Екатерины II сверхштатных генерал-фельдмаршалов, полных генералов и генерал-поручиков уставами были учреждены должности инспекторов, а для генерал-майоров в штаты полков введены должности шефов полков. На инспекторов и шефов полков уставами была возложена ответственность за укомплектованность подчиненных инспекций и полков и за состояние их боевой готовности. Генералы, непригодные к службе по возрасту и по своей военной безграмотности, увольнялись с военной службы.

Отменены для офицеров бессрочные отпуска. Согласно уставу для всех генералов, штаб- и обер-офицеров был установлен отпуск продолжительностью 30 суток в период с ноября по апрель.

В Военной коллегии вновь было сосредоточено решение всех во­просов управления и обеспечения войск.

Для повышения качества военного управления вместо Генерального штаба была учреждена Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. Для контроля за повседневной деятельностью войск и Военной коллегии в 1797 г. была создана Военно-походная Его Императорского Величества канцелярия. Эти два центральных органа военного управления стали в последующем основой формирования действенного Генерального штаба а в составе Военного министерства.

Следующий этап строительства регулярной армии пришелся на деятельность генерала от артиллерии А.А. Аракчеева. При нем были осуществлены крупные преобразования в артиллерии, которая стала регулярной. Были сформированы 23 артиллерийские бригады, введены артиллерийские уставы и постоянные штаты артиллерийских соединений и частей. В годы пребывания Аракчеева на посту военного министра улучшилось комплектование и обучение строевого состава, созданы рекрутские депо, введена корпусная и дивизионная организация армии, изданы положения по различным частям военного управления.

Почетная задача завершить создание российской регулярной армии выпала на долю генерал-фельдмаршала М.Б. Барклая-де-Толли в бытность его военным министром. В ходе проведенных им в 1812 г. реформ была осуществлена коренная реорганизация всей системы военного управления. Было разработано первое в России положение о полевом управлении войсками — «Учреждение для управления большой действующей армией». Военное министерство, сосредоточив в себе управление и всестороннее обеспечение регулярных войск, стало истинным центральным органом военного руководства, а для непо­средственного управления в войсках были учреждены штабы корпусов и дивизий.

Таким образом, в начале XIX в. в России было завершено создание полноценной регулярной армии, имеющей в своем составе регулярные рода войск и единый, центральный орган военного управления.
От массовой армии к армии нового типа
Тридцать лет царствования Николая I (1825-1855 гг.) прошли под знаком восстания декабристов 1825 года и нараставшего структурного кризиса в Империи.

Пронеся через всю жизнь страх бунта в армии, Николай I создал в России четко отлаженную бюрократическо-полицейскую систему, которая обеспечивала внутренний порядок, не допускала свободомыслия, покушения на основы имперского мироздания. Застывшие формы крепостного права, гонения на все передовое привели к застойным явлениям во всех сферах жизни, в том числе военной.

После поражения в Крымской войне (1853 - 1856 гг.) и отмены крепостного права вооруженные силы вступают в новый этап своего развития. В 60-х годах XIX века, правительство Александра II приступило к проведению в стране буржуазных реформ. В связи с отменой крепостного права в 1861 г. складывались новые возможности для изменения принципов комплектования вооруженных сил, другой становилась и социальная база армии.

Уровень развития государства и военного дела требовал коренных изменений системы комплектования, что и было осуществлено в ходе военных реформ под руководст­вом военного министра Д.А. Милютина.
1.5 Реформы под руководством военного министра Д.А.Милютина 1862-1871 годов
В ходе военных реформ Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912 гг.), (военный министр 1861- 1881 гг.) в России создается массовая армия буржуазного типа.

Среди сподвижников Д. Милютина необходимо отметить генерала Н. Обручева, Н. Корсакова, Н.Исакова, П. Бобровского, действительно статского советника барона Н.Веселя и др.



Основное содержание реформ

  • Замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обученного резерва запаса (к службе привлекались все мужчины по достижении 20-летнего возраста).

  • Образование военно-окружной системы управления (13 округов: Петербургский, Финляндский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский, Приамурский и особая военно-территориальная единица, составляющая область войска Донского).

  • Введение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время».

  • Перевооружение армии нарезным стрелковым оружием (приняты на вооружение однозарядная винтовка системы Бердана3, а в 1891 г. винтовка СИ. Мосина4).

  • Осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту (107 боевых судов).

  • Реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов).

  • Реорганизация системы подготовки офицерских кадров: замена кадетских корпусов на военные гимназии, учреждение военных и юнкерских училищ.

  • Военно-судебные реформы.

И, наконец, внесены были изменения в методику обучения и воспитания личного состава – оно подчинялось суворовскому принципу: учить тому, что необходимо на войне.

В казарму допустили букварь, неграмотных солдат стали учить офицеры. В результате реформ русская армия повысили свой боевой потенциал.



Проведенные реформы значительно повысили боеспособность русской армии и флота, что сказалось на успехах в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.

Однако, несмотря на прогрессивность в целом, реформы несли на себе печать незавершенности, непоследовательности. Их проведение в жизнь наталкивалось на сильное сопротивление со стороны противников реформ.




    1. Военные преобразования русской армии начала XX века


Русско-японская война выявила серьезные недостатки в организации подготовки и оснащении вооруженных сил.

Правительство предприняло ряд мер по реорганизации высшего военного управления.

Преобразования 1905—1912 гг. проводились по плану военного министра А.Ф.Редигера. Особенностью проведения реформ было то, что они осуществлялись в условиях полного расстройства экономики страны, вызванного, с одной стороны, Русско-японской войной и подъемом революционного движения — с другой. Эти причины привели к двухэтапному проведению реформ. Первый этап проходил с 1905 по 1908 г., второй - с 1909 по 1912 г.

Основное содержание реформ


  • Усиление централизации военного управления (введена территориальная система комплектования).

  • Принят новый закон о воинской повинности.

  • Сокращены сроки службы, омоложен офицерский корпус.

  • Приняты новые программы для военных училищ.

  • Утверждены новые уставы (в которых обобщался опыт войн конца XIX — начала XX в.).

  • Появились новые образцы артиллерийских орудий, создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные Войска (в 1909—1910 гг. на вооружение были приняты гаубицы калибром 122 и 152 мм, пушки калибром 107 мм), в полках формировались пулеметные команды по 8 пулеметов, внедрялось радио, в корпусах появились авиаотряды.

  • С 1906 г. началось восстановление русского военного флота.

  • Улучшено материальное положение офицерского состава.

Все эти реформы существенно подняли боеспособность войск, хотя и не устранили многих недостатков, порожденных внутриполитическим состоянием Российской империи.

В 1914 г. Россия имела самую многочисленную армию в мире — свыше 1,4 млн. человек (в августе 1914 г., после мобилизации, — 5 338 000). . На ее вооружении находилось 7088 орудий, из них 240 тяжелых, 4157 пулеметов системы «Максим», 263 самолета, 4000 автомобилей.




    1. Советская армия и этапы ее совершенствования


После революционных событий 1917 года старая российская армия перестала существовать. Победа Октябрьской революции в России положила начало новой системе организации армии и флота страны.

Угроза вторжения германских войск заставила Советское правительство сосредоточить усилия на ускорении комплектования совершенно новой армии. Народ устал от тягот Первой мировой войны, и единственно возможным средством создания боеспо­собных частей в условиях развала старой армии было добровольчество.

Красная Армия, образованная декретом Совета Народных Комиссаров 15 (28) января 1918 г., строилась на классовом принципе. В нее принимали на основе индивидуального отбора солдат, матросов, рабочих и крестьян-бедняков, что обеспечивало социальную однородность и преданность Советской власти. Командный состав комплектовался на выборной основе (до апреля 1918 г.).

Разгоравшаяся Гражданская война и интервенция требовали для защиты Советской Республики создания массовой регулярной армии, чего не мог обеспечить добровольный принцип ее комплектования. Декретом ВЦИК РСФСР в апреле 1918 г. вводится всеобщее военное обучение, а уже в мае постановлением "О принудительном наборе в Рабоче­Крестьянскую Красную Армию" начался переход к всеобщей мобилизации беднейших слоев крестьянства и рабочих. Почетное право защищать революцию предоставлялось только трудящимся. Впоследствии социально-классовая база комплектования значительно расширилась за счет крестьян-середняков.

Основу Красной Армии составили сухопутные войска, включавшие пехоту, кавале­рию, артиллерию и специальные войска. Сохранилась структура: полк - бригада - дивизия - корпус. С осени 1918 г. стали создаваться армии и фронты.

В ходе военных реформ 20-х годов был учтен опыт Гражданской войны. По окончании Гражданской войны возникла необходимость сокращения численного состава Вооруженных Сил и перехода на организационную структуру мирного времени. В ре­зультате военных реформ 20-х гг. был совершен переход к территориально-милиционной си­стеме, позволявшей при общем сокращении численности армии мирного времени в сжатые сроки развернуть ее до штатов военного времени. На эту основу была переведена большая часть стрелковых и кавалерийских дивизий. Технические войска продолжали строиться на кадровой основе. Численность армии сократилась до 516 тыс. человек.

18 сентября 1925 г. принимается Закон об обязательной военной службе, уста­новивший смешанное кадрово-милиционное устройство Вооруженных Сил. Закон установил обязательную военную службу лиц мужского пола с 19 до 40 лет: первые 2 года - допризывная подготовка, 5 лет - действительная служба и нахождение в запасе до 40 лет.

Стремительное ухудшение внешнеполитической обстановки в середине 30-х годов и нараставшая угроза новой мировой войны настойчиво диктовали Советскому Союзу необходимость строительства массовой армии на основе введения всеобщей воинской обязанности. Основой этому стала отмена социально-классовых ограничений для прохождения службы в рядах Вооруженных Сил, провозглашенная Конституцией СССР 1936 г. Проведению реформ способствовали и возросшие экономические* финансовые и научно-технические возможности страны.

31 августа 1939 г. был принят Закон о всеобщей воинской обязанности, определивший, что "все мужчины - граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР".

Сроки действительной военной службы устанавливались: в сухопутных и внутренних войсках - для рядового состава 2 года, для младшего начальствующего состава - 3 года; в авиации, армии, флоте и сухопутных частях погранвойск - 3 года; в частях береговой обороны и на кораблях погранвойск - 4 года; в ВМФ - 5 лет. В школах вводилась начальная и допризывная военная подготовка. Призыв на службу осуществлялся с 19 лет, для окончивших среднюю школу - с 18 лет. Увеличен был предельный возраст нахождения в запасе рядового и младшего начсостава с 40 до 50 лет. Ограничены льготы и отсрочки.

Одновременно совершенствовалась организационная структура войск. В стрелковых дивизиях было ликвидировано бригадное звено, выработана однотипная организация всей пехоты, на единый корпусной штат была переведена кавалерия, корпусная артиллерия получила полковую организацию. Реорганизация Вооруженных Сил внесла большую организованность и стабильность в их состояние, позволив сохранить боеспособность при поэтапной демобилизации армии. Однако в силу экономической слабости страны реформа почти не затронула вопросы перевооружения армии.

Но уже в 30-е гг. на вооружение стрелковых частей поступили новые образцы авто­матического оружия - самозарядная винтовка Токарева, пистолеты-пулеметы Шпагина и Дегтярева. Однако их количество было недостаточным.

На вооружении механизированных войск состояло более 10 типов танков, однако большинство из них предназначалось лишь для борьбы с пехотой противника. Новые образ­цы - средний танк Т-34 и тяжелый КВ-1 - составляли только 9% танкового парка.

Совершенствовалось артиллерийское вооружение. Войска оснащались 120-мм и 152­мм гаубицами, 120-мм и 82-мм минометами, 45-мм противотанковой и 76-мм дивизионной пушками, артиллерийскими системами большой мощности. Советская артиллерия по своим боевым возможностям превосходила зарубежную. Перед войной создается реактивная уста­новка БМ-13 ("катюша").

В короткие сроки разрабатываются современные образцы боевых самолетов: истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, штурмовик Ил-2, пикирующий бомбардировщик Пе-2. Но они составляли лишь 20%, остальные самолеты были устаревших конструкций.

Крупномасштабное реформирование организационной структуры Вооруженных Сил с одновременным увеличением их численности до 5 млн. человек не было закончено перед войной из-за многочисленных просчетов, что поставило армию в крайне тяжелое положение.

К началу войны имелось три вида Вооруженных Сил: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Ведущая роль принадлежала Сухопутным войскам, состоящим из стрелковых и механизированных войск, артиллерии, кавалерии, воздушно-десантных и специальных войск.

Если перед войной шло разукрупнение частей и соединений, увеличившее их количество, но снизившее боеспособность, то в ходе войны имела место тенденция создания крупных однородных формирований с высоким огневым и маневренным потенциалом.

Великая Отечественная война потребовала напряжения всех сил нашего народа. Было введено всеобщее военное обучение. Своевременно закончилась мобилизация военнообязанных, начавшаяся 23 июня 1941 г. В течение недели было призвано 5,3 млн. человек. За все время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек примерно 40 возрастных категорий (возрастные границы мобилизуемых были расширены от 16-, 17­летнего возраста до 55-летнего).

Свыше 20 миллионов советских граждан подали заявления с просьбой о зачислении в Красную Армию добровольно. Создавались дивизии народного ополчения - резерв действующей армии. Они комплектовались людьми, не пригодными для военной службы. Народ служил в армии или работал на нее. Это и стало залогом Великой Победы.

Несмотря на потерю в 1941-1942 гг. значительной части территории и уничтожение больших производственных мощностей, СССР выиграл в экономическом и военно-тех­ническом противоборстве с Германией и ее союзниками и произвел вооружения больше своего противника: автоматов - в 4,7 раза; пулеметов - в 1,4 раза; орудий всех видов и калиб­ров - в 1,5 раза; минометов - в 5 раз; танков и САУ - в 2,2 раза; боевых самолетов - в 1,1 раза. Усилению боевой мощи способствовали и поставки из США. Доля новых образцов во­оружения уже в 1943 г. составила: стрелкового - 43,3%; артиллерийского - 83%; бронетанко­вого - более 80%; авиационного - 67%. Только в авиации в серийное производство за годы войны поступило 25 новых моделей самолетов.

В послевоенный период была проведена демобилизация, сократившая численность Вооруженных Сил с 9,4 млн. человек до 2,8 млн. человек. Совершенствовалась структура и организация армии и флота. Вооруженные Силы СССР стали включать Ракетные войска стратегического назначения (с 1960 г.), Сухопутные войска, Войска ПВО страны, ВВС, ВМФ, другие формирования и учреждения.

РВСН, обладая мощным ракетно-ядерным оружием, стали главной ударной силой в современной широкомасштабной войне. Организационно в их состав входили ракетные части и соединения, научно-исследовательские учреждения, а также части обеспечения и обслуживания.

Сухопутные войска остались самым многочисленным видом Вооруженных Сил. Кавалерия полностью утратила свое значение. Пехота превратилась в мотострелковые войска, бронетанковые и механизированные войска были переименованы в танковые. Артиллерия и ракетные войска составили главную огневую силу Сухопутных войск. Появились в их составе Воздушно-десантные войска и Войска ПВО. Продолжали раз­виваться специальные войска.

В войсках ПВО страны основными родами войск являлись: войска ракетно-космиче­ской обороны, зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радио - технические войска, а также специальные войска.

Военно-Воздушные Силы состояли из авиации Верховного Главнокомандования (дальней и военно-транспортной), фронтовой и армейской авиации, специальных войск.

Военно-Морской Флот стал океанским, оснащенным ракетно-ядерным оружием. В составе флотов создавались соединения подводных лодок и морской авиации, совершенствовалась организационная структура надводных сил, береговых ракетно­артиллерийских войск, морской пехоты, войск береговой обороны, сил ПВО флота и специальных войск.

Принципиально новым направлением в строительстве Вооруженных Сил в 80-е годы стали создание и развитие Военно-космических сил. В их состав вошли средства запуска, управления и орбитальные группировки космических аппаратов военного назначения. Они входили в состав специальных войск и предназначались для обеспечения боевой деятельности Вооруженных Сил.

Значительное внимание уделялось оснащению Вооруженных Сил техникой и вооружением, отвечавшим требованиям современной войны, как по количественным, так и по качественным параметрам.

Правопреемницей Советских Вооруженных Сил явились Вооруженные Силы Российской Федерации. В сложных экономических условиях началась военная реформа. Было признано целесообразным Сухопутные войска развивать в направлении разукрупнения: перехода от армейской структуры к корпусной, от дивизионной к бригадной с минимумом органов управления. Главным явилось сокращение численности армии и флота с сохранением их боеспособности.

В настоящее время Министерством обороны в целях ускорения и перевода реформы в практическую область разработана система мер по преобразованию Вооруженных Сил. Содержание и характер этой работы определяются целью реформирования. Она состоит в "приведении военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также реальными экономическими возможностями страны". Реформирование Вооруженных Сил РФ проходит по пути оптимизации структуры, состава и численности, подъема качественного уровня технической оснащенности, подготовки и обеспечения социального статуса военнослужащих.

В рамках первого этапа (1997-2000 г.г.) уточнялись задачи Вооруженных Сил, каждого вида и рода войск, осуществлялось упорядочение их структуры и состава. Реорганизовывалась система заказов вооружения и военной техники, создавался научно­технический, конструкторский и производственный задел по всему спектру вооружения и военной техники, совершенствовалась система тылового и технического обеспечения.

Решение этих задач позволило создать базу для второго этапа реформирования (2001­2005 г.г.). На этом этапе планируется осуществить переход от четырехвидовой, созданной на первом этапе, к трехвидовой структуре Вооруженных Сил. Виды планируется иметь по сферам применения: суша, воздух и космос, море.

В послевоенные годы безопасность страны была связана с угрозой применения военной силы, гонкой вооружений, подстегиваемой классовым противоборством на мировой арене двух общественно-политических систем. Военное противостояние и конфронтация стали основополагающими чертами "холодной войны". Политика силового давления, характерная для обоих противоборствующих лагерей, вынуждала СССР иметь мощную кадровую армию, гарантирующую обеспечение безопасности государства.

В настоящее время система комплектования основывается на Законе РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., которым определен срок военной службы по призыву 12 месяцев для всех. Призывной возраст не изменен.

Другая форма военной службы - по контракту (добровольная) - предусматривает поступление на службу в возрасте от 18 до 40 лет на срок контракта (3, 5, 10 лет). Контракт могут заключать и военнослужащие, проходящие службу по призыву.

Изменены основания для отсрочек от призыва граждан на военную службу, а также введен ряд новых оснований для предоставления отсрочек.

Переход от всеобщей воинской обязанности к смешанной системе комплектования является одной из главных составляющих военных реформ в современной России.

Развитие и совершенствование системы комплектования Российской армии в соответствии с военно-экономическими и социально-политическими факторами предопределило характер и структуру военной организации государства. С развитием Вооруженных Сил совершенствуются виды и рода войск, приобретая большую специализацию, изменяясь в соответствии с уровнем технического прогресса. Одновременно со специализацией в масштабе всех Вооруженных Сил происходит унификация частей и соединений, насыщение их всеми видами современного оружия для придания им большей живучести и самостоятельности.
2 Вопрос: Боевые традиции Русской и современной Армии.
Военная история России является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой ратной славой в сражениях за целостность и независимость родной земли. В периоды тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Дух народа оказывал решающее воздействие на боеспособность защитников Отечества. Александр Невский, Дмитрий Дон­ской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Георгий Жуков и многие другие славные имена останутся навечно в памяти народной.
Дни воинской славы (победные дни) России.
10 февраля 1995 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный Закон РФ № 32 «О днях воинской славы и памятных датах России», который был утвержден Указом Президента Российской Федерации 13 марта 1995 г.

В соответствии с данным законом в России установлены следующие дни воинской славы (победные дни):

18 апреля (1242 год) — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище);

21 сентября (1380 год) — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве;

  1. ноября (1612 год) — День народного единства;

  1. июля (1709 год) — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении;

9 августа (1714 год) —День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут;

  1. сентября 1790 года — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра;

24 декабря (1790 год) — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова;

  1. сентября (1812 год) — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией ;

  1. декабря (1853 год) — День победы русской эскадры под командованием П.С. .Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп;

23 февраля (1918 год) — День защитника Отечества;

  1. декабря (1941 год) — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой;

  1. февраля (1943 год) — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;

23 августа (1943 год) — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве;

  1. января (1944 год) — День снятия блокады города Ленинграда;

  1. мая (1945 год) — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

7 июля (1770 год) - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

  1. ноября (1941 год) - День проведения военного парада на Красной площади в г. Москве в ознаменование XXIV годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.


3 Вопрос: Объективная необходимость наличия боеспособной военной организации России в современных условиях. Назначение ВС РФ их состав и структура
Исторический опыт России подтверждает, что совершенствование обороны для России всегда являлось объективной необходимостью. Не благодаря миролюбию наших соседей сумела Россия сохранить свою государственность, а благодаря мощным армии и флоту, благодаря высоким морально-психологическим качествам российских воинов.

И сегодня нашему государству необходимы мощные Вооруженные Силы, так как угрозы военной безопасности нашей Родине, несмотря на их снижение, сохраняются.



Война – это общественно-политическое явление, особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами, народами, социальными группами, с переходом к применению вооружённого насилия для достижения политических, экономических, военных и других целей.

Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и вооружённых конфликтов исключительно в целях предотвращения, отражения и пресечения агрессии, защиты независимости, суверенитета государственной и территориальной целостности, обеспечения военной безопасности России и её союзников.

По подсчётам В.О. Ключевского, великорусская народность в период своего формирования за 234 года (1228-1462) вынесла 160 внешних войн.

В XVI в. Московия защищалась на северо-западе от Речи Посполитой, Войск Ливонского ордена и Швеции в течении 43 лет, ни на год не прерывая между тем борьбы против кочевых племён на южных, юго-восточных и восточных границах. В XVII в. Россия воевала 48 лет, а в XVIII в. – 56 лет. В целом для России XVIII – XIX вв. состояние мира было скорее исключением, а война – жестоким правилом.

Двадцатый век вместил в себя две мировые войны и более 250 локальных вооруженных конфликтов. Наиболее крупные из них:

• в Корее (1950-1953);

• во Вьетнаме (1964-1975);

• на Ближнем Востоке (1967, 1973, 1982);

• на Фолклендских островах (1982);

• в Афганистане (1979-1989);

• в зоне Персидского залива (1991);

• Российская армия принимала участие в двух чеченских войнах — 1994-96 («установление конституционного порядка») и 1999-фактически до 2006 («контртеррористическая операция») — и в войне в Южной Осетии в августе 2008 («Операция по принуждению к миру»).

Начиная с 1945 г. по настоящее время войны унесли более 30 млн. человеческих жизней.

Россия была в эпицентре основных военных событий XX столетия. Таким образом, с позиций прошлого исторического опыта совершенствование обороны для Российского государства является объективной необходимостью. К защите Отечества надо быть готовым постоянно.



Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» подписан Президентом РФ 7 мая 1992 г.

Вооруженные Силы Российской Федерации - военная организация, предназначенная для защиты суверенитета и территориальной целостности Российского государства.

К основным задачам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:

- отражение агрессии;

- вооруженная защита целостности и суверенитета Российской Федерации;

- ядерное сдерживание;

- миротворческая деятельность;

- оказание в необходимых случаях помощи пограничным и внутренним войскам в борьбе с терроризмом.

Вооруженные силы состоят из:

• центральных органов военного управления;

• объединений;

• соединений;

• воинских частей;

• подразделений;

• учреждений (предприятий, организаций);

• тыла;


• войск, не входящих в виды и рода Вооруженных Сил России.

Органы управления предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие постоянно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертываются пункты управления.

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего состава, а также частей и учреждений (например, территориальные общевойсковые объединения — военные округа; оперативные объединения — армии, флотилии).

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, а также частей и подразделений обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, бригады и другие, приравненные к ним воинские формирования.

Воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах ВС РФ. К воинским частям относятся все бригады, корабли I, II, III рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты. Бригадам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

К учреждениям МО РФ относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности ВС, как дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, военно-медицинские учреждения, санатории, дома отдыха, турбазы и т.п.

К военно-учебным заведениям относятся: военные академии, университеты, институты, Суворовские и Нахимовское военные училища, кадетские корпуса, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава (см. табл.).

В основе деления вооруженных сил на виды лежит главным образом специфика их стратегического использования, способность вести боевые действия в определенной сфере (на суше, на море, в воздухе), возможность самостоятельно решать стратегические и крупные оперативные задачи.




Состав войск Вооруженных Сил РФ

1.Виды вооруженных сил

- Сухопутные воска (СВ)

- Военно - воздушные силы (ВВС)

- Военно - морской флот(ВМФ)
2.Самостоятельные рода войск ( не входящие в виды ВС РФ)

- Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)

- Воздушно-десантные войска (ВДВ)

- Войска воздушно – космической обороны (ВВКО)

3. Тыл Вооруженных Сил

4. Служба расквартирования и обустройства ВС

5. Железнодорожные войска ВС

6. Главное военно-медицинское управление ВС

7. Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)
Сухопутные войска - вид вооруженных сил Российской Федерации, предназначенный для отражения ударов и разгрома группировок войск агрессора на различных театрах военных действий и удержания занимаемых территорий, районов и рубежей.

В состав сухопутных войск входят:

а) рода войск

-мотострелковые

-танковые

-ракетные войска и артиллерия

-войска ПВО СВ

б) специальные войска

-разведывательные

-связи

-РХБ защиты



-радиоэлектронной борьбы

-автомобильные

-инженерные

-технического обеспечения

-охраны тыла, частей и организаций тыла
Сухопутные войска составляют основу группировок, действующих на стратегических направлениях (континентальных театрах военных действий).
Организационно сухопутные войска состоят из:

-военных округов (Западный ВО, Южный ВО, Центральный ВО, Восточный ВО)

- общевойсковых армий;

- армейских корпусов;

- мотострелковых (танковых), артиллерийских, пулеметно-артиллерийских дивизий ;

- укрепленных районов;

-бригад;

- отдельных воинских частей;

- военных учреждений, предприятий и организаций.
С 1 декабря 2010 года дислокация военных округов следующая:

а).Восточный военный округ дислоцируется в административных границах 11 субъектов Российской Федерации:

2 республик: Бурятия, Саха(Якутия);

4 краёв: Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский;

3 областей: Амурская, Магаданская, Сахалинская;

1 автономной области: Еврейская;

1 автономного округа: Чукотский.

Общая площадь округа 6,966 млн. кв. км (41,3% территории России).

Население 8,5 млн. человек (5,9% населения РФ).

Штаб округа расположен в Хабаровске на базе Дальневосточного военного округа, местной военной авиации, ряда соединений Сибирского военного округа, Тихоокеанского флота.


б).Западный военный округ дислоцируется в административных границах 30 субъектов Российской Федерации:

2 республик: Карелия, Коми;

25 областей: Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская,

Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Костромская, Курская,

Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская;

2 городов: Москва и Санкт-Петербург;

1 автономного округа: Ненецкий.

Общая площадь округа 2,229 млн. кв. км (13,3% территории России).

Население 53,9 млн. человек (37,2% населения РФ).

Штаб округа расположен в Санкт-Петербурге на базе Ленинградского и Московского военных округов, а также все авиабазы, зенитно-ракетные и радиотехнические бригады региона(1-ое командование ВВС и ПВО)),Северный и Балтийский флот,


в). Южный военный округ дислоцируется в административных границах 13 субъектов Российской Федерации:

8 республик: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня ;

2 краёв: Краснодарский, Ставропольский;

3 областей: Астраханская, Волгоградская, Ростовская;

Общая площадь округа 0,589 млн. кв. км (3,5% территории России).

Население 23,7 млн. человек (16,4% населения РФ).

Штаб округа расположен в Ростове-на-Дону на базе Северо-Кавказского военного округа с подчинением ему воздушной армии, Черноморского флота и Каспийской флотилией.
г)Центральный военный округ.

В целях совершенствования управления войсками, повышения боевой готовности группировки, дислоцированной на Центрально-Азиатском стратегическом направлении, на базе Приволжско-Уральского и Сибирского военных округов указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" с 1 декабря 2010 года сформирован Центральный военный округ - объединенное стратегическое командование “Центр”.

Он дислоцируется в административных границах трех федеральных округов (Приволжского, Уральского и Сибирского), 29 субъектов Российской Федерации:

3 краёв: Пермский, Алтайский и Красноярский;

9 республик: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмурдская, Чувашская, Алтай, Тыва и Хакасия;

15 областей: Кировская, Курганская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Ульяновская, Иркутская, Кемеровская,

Новосибирская, Омская и Томская;

2 автономных округов: Ханты-Мансийский Югры и Ямало-Ненецкий.

Общая площадь округа 7,082 млн. кв. км (41,9% территории России).

Население 58,6 млн. человек (40,5% населения РФ).

Штаб округа расположен в Екатеринбурге (на базе всех сухопутных и авиационных соединений Приволжско-Уральского и западной части Сибирского военных округов).
Военно-воздушные силы (ВВС)

Предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.

Данный принципиально новый вид Вооруженных Сил РФ создан в 1998 г. Он включил в себя военно-воздушные силы (авиацию) и войска ПВО, существовавших ранее как два отдельных вида.

Как род войск ВВС России существуют с 1912 г.


Военно-Морской Флот (ВМФ)

ВМФ — вид вооруженных сил, предназначенный для ведения боевых действий на морских и океанских акваториях, для нанесения ракетно-ядерных ударов по стратегическим объектам в глубоком тылу противника, для завоевания господства в воздухе в прибрежном воздушном пространстве и при сопровождении своих кораблей, для защиты прибрежных территорий от нападений противника, а также для высадки морских десантов и перевозки войск.



Структурно ВМФ России состоит из следующих родов сил: Подводные силы Надводные силы Морская авиация Войска береговой обороны Морская пехота Другие части (части центрального подчинения, части и подразделения тыла)

На сегодняшний день ВМФ РФ состоит из флотов: • Северного; • Балтийского; • Тихоокеанского; • Черноморского и Каспийской флотилии.

В состав ВМФ входят морские стратегические силы и силы общего назначения.

Организационно в состав флотов входят флотилии или эскадры разнородных сил, флотилии или эскадры подводных лодок, ВВС флота, оперативные эскадры морских десантных сил (только в военное время), военно-морские базы, флотилии или дивизии речных кораблей, а также специальные части, соединения, учреждения и другие подразделения тыла.

Флотилия подводных лодок (ПЛ) включает дивизии ПЛ различного назначения:

• подводные лодки атомные с баллистическими ракетами (ПЛАРБ);

• подводные лодки атомные с крылатыми ракетами (ПЛАРК);

• подводные лодки атомные (ПЛА);

• подводные лодки дизель-электрические (ПЛД).

Оперативная эскадра включает дивизии или бригады надводных кораблей, подводных лодок, корабли и суда тыла.

Военно-морские базы (ВМБ) являются территориальными объединениями ВМФ. В их состав входили бригады и дивизии кораблей противолодочной обороны (ПЛО), противоминной обороны (ПМО), охраны водного района (ОВРа), части береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ) и тыла (в конце 1980-х гг. в составе ВМФ СССР числилось более 30 ВМБ).

Надводные силы флота оснащены:

• боевыми надводными кораблями: авианесущими кораблями, крейсерами, эскадренными миноносцами, сторожевыми и патрульно-дозорными кораблями;

• малыми боевыми надводными кораблями и катерами;

• минно-тральными кораблями;

• десантными кораблями.

Подводные силы флота:

• подводные лодки атомные;

• подводные лодки дизель-электрические.

Подводные силы флота оснащены баллистическими ракетами, крылатыми ракетами и самонаводящимися торпедами.

Морская авиация подразделяется на:

• минно-торпедную;

• бомбардировочную;

• штурмовую;

• разведывательную;

• истребительную;

• вспомогательную.

Морская авиация способна наносить удары по объектам противника в глубине обороны и уничтожать его надводные корабли и подводные лодки.


Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) предназначены для решения задач ядерного сдерживания нападения извне в интересах Российской Федерации и наших союзников, обеспечения стратегической стабильности в мире.



Решение об их создании было принято 17 декабря 1959 года. Сегодня РВСН способны самостоятельно решать любые задачи в любом уголке нашей планеты. За короткий срок они стали главной составляющей стратегических ядерных сил страны.

Организационно РВСН состоят из объединений и соединений. На их вооружении состоят межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования, ракеты двойного базирования (шахтные и железнодорожные), а также ракеты, имеющие мобильные пусковые установки.
Воздушно-десантные войска (ВДВ)

Второго августа 1930 г. на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем было выброшено на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек — эта дата считается днем рождения ВДВ.

Воздушно-десантные войска составляют основу резерва Верховного Главного Командования.

Организационно они состоят из дивизий, бригад, отдельных частей.

Воздушно-десантные войска предназначены для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в тылу противника в наступательных (контрнаступательных) и оборонительных операциях, а также выполнения задач в составе Мобильных сил.

Применение воздушно-десантные соединений во фронтовых наступательных (контр наступательных) и оборонительных операциях и в операциях группировок войск на Театре войны (ТВД) осуществляется в форме воздушно-десантных операций (Воздушно-морских десантных операций), десантно-штурмовых операций и десантно-штурмовых действий.

Основными задачами воздушно-десантных соединений в бою и операции являются:

1. Захват и уничтожение важных объектов в тактической и оперативной глубине обороны противника (пункты управления, средства ядерного нападения, аэродромы, объекты тыла, энергетические и промышленные объекты, атомные электростанции и др.);

2. Захват и удержание важных районов и рубежей в тактической и оперативной глубине обороны противника (участки форсирования, переправ, перевалов, горных проходом, островов, участков морского побережья, проливных зон и др.);

3. Воспрещать противнику организованно использовать резервы и осуществить отход в тыл.

Основным способом ведения боя воздушно-десантными соединениями являются последовательное уничтожение противника в районе десантирования огнем и атакой парашютно-десантных частей, овладение намеченными объектами и их удержание до подхода своих войск.
Войска воздушно – космической обороны (ВВКО)

Космические части появились в СССР в 1957 г. Днем рождения принято считать 4 октября — день запуска первого искусственного спутника Земли.

Космические войска становятся родом вооруженных сил 1 июня 2001 г.

Космические войска — принципиально новый род войск. Среди основных задач, возложенных на них:


  • ведение информационно-разведывательных действий в космическом пространстве;

  • выявление угроз национальной безопасности, исходящих из космоса (через космос); -уничтожение боевых блоков баллистических ракет вероятного противника.

В состав Космических войск входят: космодромы (Байконур, Плесецк, Свободный), Главный центр управления космическими аппаратами им. ГС. Титова, соединения и части предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны.

Основными задачами КВ являются:

• ведение информационно-разведывательных действий в космическом пространстве;

• выявление угроз национальной безопасности, исходящих из космоса (через космос);

• уничтожение боевых блоков баллистических ракет вероятного противника.

Войска воздушно – космической обороны включают:


  • объединение ракетно-космической обороны

  • Первый государственный испытательный космодром «Плесецк» (до 2007 года функционировал также Второй государственный испытательный космодром «Свободный», до 2008 года - Пятый государственный испытательный космодром «Байконур», впоследствии ставший чисто гражданским космодромом)

  • Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова

  • управление по вводу средств РКО

  • военно-учебные заведения и части обеспечения


Тыл Вооруженных Сил организационно включает:

  • Главное управление торговли.

  • Центральное управление военных сообщений.

  • Центральное продовольственное управление.

  • Центральное вещевое управление.

  • Центральное управление ракетного топлива и горючего.

  • Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства обороны Российской Федерации (ЦАДУ МО РФ).

  • Управление сельского хозяйства.

  • Управление начальника Экологической безопасности ВС РФ.

  • Служба пожарно-спасательной и местной обороны ВС РФ.


Заключение

Вооруженные Силы Российской Федерации готовы к отражению агрессии, вооруженной защите целостности и суверенитета Российской Федерации, ядерному сдерживанию, миротворческой деятельности, оказанию в необходимых случаях помощи пограничным и внутренним войскам в борьбе с терроризмом.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница