Обзор отрасли: железнодорожное машиностроение Характеристика отрасли



Скачать 158,7 Kb.
Дата26.09.2017
Размер158,7 Kb.
Обзор отрасли: железнодорожное машиностроение
Характеристика отрасли

Железнодорожное машиностроение в России начало развиваться лишь в начале 90-х годов, до этого времени необходимости в этом не существовало. Так, электровозы в Россию поставляла Чехословакия, купейные вагоны - Германия, электрички и дизельпоезда - Венгрия и Латвия. В России, на Тверском машиностроительном заводе производились лишь плацкартные вагоны, остальные заводы отрасли осуществляли ремонт имеющегося подвижного состава. С развалом СССР и соцлагеря импортные поставки стали дорогостоящими, и темпы обновления парка электровозов и вагонов значительно снизились, поэтому перед железнодорожниками остро встал вопрос об организации производства подвижного состава в России.

Проблема обновления железнодорожного парка широко обсуждалась на правительственном уровне, результатом этого обсуждения стала федеральная целевая программа "Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России (1996-2005 гг.)", которая предусматривает создание пассажирских вагонов различного назначения, электро- и дизельпоездов, пассажирских локомотивов. Финансирование программы в основном осуществляет МПС, объем государственных инвестиций невелик и составил с 1996 г. всего 31 млн руб. Местные бюджеты, хотя и заявляли о своем участии в реализации программы, денег под это участие не выделяли. При продолжающемся росте объемов перевозок обостряется проблема грузового подвижного состава. Для ее решения сформирована и реализуется Федеральная программа "Разработка и производство в России грузового подвижного состава". Программа предусматривает начало массового производства грузового подвижного состава в 2003 г. Это будут скоростные, большой грузоподъёмности вагоны, обеспечивающие сохранность и гарантированные сроки доставки грузов.

Внедрение на российских железных дорогах пассажирского тягового подвижного состава нового поколения позволит повысить их производительность на 10-15%, снизить расход электроэнергии на 15-18%, дизельного топлива на 8-10%, на текущее обслуживание и ремонт на 20-25%. Для осуществления общего руководства разработкой и производством подвижного состава была создана Промышленно-финансовая группа "Росвагонмаш", в состав которой как учредители вошли железные дороги, Тверской и Демиховский машиностроительные заводы, Новочеркасский электровозостроительный и ряд вагоноремонтных заводов и КБ.


Современное состояние подвижного состава железнодорожного транспорта

В настоящее время, по данным МПС РФ, износ подвижного состава железнодорожного транспорта достигает 50%. Около 40% пассажирских электровозов, 42% электропоездов и 18,6% пассажирских тепловозов уже выработали свой срок. Более 60% пассажирских перевозок осуществляется грузовыми локомотивами, что экономически неэффективно. Парк пассажирских вагонов также имеет износ около 50%. За последние восемь лет он уменьшился на 10 тыс. ед. Кроме того, уровень комфортности пассажирских проездов не соответствует современным требованиям.

Средний возраст транспортных средств составляет:

- по электровозам - 20,8 лет;

- по тепловозам – 16,6 лет;

- электросекциям – 22,4 года;

- дизельсекциям - 21 год.

Проблема износа подвижного состава и острый дефицит электровозов и вагонов встала еще более остро в конце 90-х годов на фоне оживления железнодорожных перевозок. Так, в 2000 г. пассажирооборот железнодорожного транспорта вырос на 18,5%, грузооборот - на 10%, а в 2001 г. ожидается продолжение роста данных показателей. В то же время производство подвижного состава продолжает отставать от потребностей отрасли, причем его стоимость зачастую слишком высока и не соответствует возможностям транспортных предприятий.



Динамика объемов железнодорожных перевозок


Год

Перевезено пассажиров, млн пасс.

Пассажирооборот, млрд пасс.- км

Перевезено грузов, млн т

Грузооборот, млрд т-км

1991

2676,6

255,0

1957,3

2325,9

1992

2372,3

253,2

1640,1

1967,0

1993

2323,5

272,2

1347,8

1608,0

1994

2062,0

227,1

1058,2

1195,5

1995

1833,0

192,2

1028,0

1213,7

1996

1662,6

181,2

911,5

1131,3

1997

1599,6

170,3

887,2

1100,3

1998

1471,3

152,9

834,8

1019,5

1999

1337,5

141,0

947,3

1204,6

2000

1418,8

167,1

1042,4

1373,3

2001 (план)

Н/д

173,0

1042,4

1434,0

Источник: МПС РФ
Для решения этих проблем необходимы масштабные инвестиции в отрасль. Концепция реформирования железнодорожной отрасли предусматривает рост объемов инвестиций в 2006-2007 гг. до 110-120 млрд руб с 66-70 млрд руб в 1999 г., тарифная политика должна строиться таким образом, чтобы окупаемость вложений в подвижной состав составляла 5-6 лет. Согласно концепции, грузооборот железнодорожного транспорта вырастет к 2006-2007 гг. до 1800-2000 млрд т-км, пассажирооборот увеличится до 230-250 млрд пасс.-км.
Производство подвижного состава в РФ

Начиная с 1998 г. объемы производства на предприятиях железнодорожного машиностроения неуклонно росли. В немалой степени этому способствовало наличие стабильного спроса на продукцию предприятий отрасли. Причем стоит отметить, что при закупке нового подвижного состава железнодорожники могли рассчитывать как на собственные средства, так и на средства создаваемых операторских компаний, а при закупке пригородного подвижного состава - на помощь регионов. В 1999 г. производство магистральных тепловозов выросло в 1,6 раза, магистральных электровозов - в 2,5 раза, пассажирских вагонов - в 1,4 раза, грузовых вагонов - на 6,5%. В 2000 г. рост выпуска подвижного состава продолжился, производство магистральных тепловозов выросло на 31%, тепловозов маневровых и промышленных широкой колеи - на 26,9%, пассажирских вагонов - на 11,3%.



Между тем производство электропоездов и вагонов по-прежнему сильно отстает от потребностей отрасли. В соответствии с действующими нормативами уже сейчас надо заменить более трети электровозов, около половины тепловозов и почти 40 тыс. вагонов. К примеру для оздоровления парка пассажирских вагонов, по оценкам специалистов МПС, необходимо поставлять на железные дороги 900-1000 вагонов ежегодно.
Динамика производства продукции в железнодорожном машиностроении

Наименование продукции

1997

1998

1999

2000г.

5 мес. 2001

тепловозы магистральные, секций




10

16

21

9

электровозы магистральные, шт.




8

20

19

8

тепловозы маневровые и промышленные широкой колеи, шт.

52

47

52

66

32

вагоны грузовые, шт.

4965

3863

4114

4111

2136

вагоны пассажирские, шт.

517

499

716

797

313

в том числе вагоны электропоездов




218

320

398

138

вагоны метрополитена, шт.

162

70

38

32

6

машины для текущего содержания путей, шт.




112

99

94

41

Источник: Госкомстат РФ
Новые разработки российских предприятий

В настоящее время в рамках реализации федеральной программы "Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России (1996-2005 гг.)" на российских предприятиях железнодорожного машиностроения разработаны и уже запускаются в производство новые виды подвижного состава:

- электровозы переменного тока ЭП200 с конструкционной скоростью 200 км/час, тепловозы ТЭП200 с электроотоплением вагонов - Коломенский тепловозостроительный завод;

- пассажирские электровозы переменного тока ЭП1, которые заменят ранее импортировавшиеся из Чехии ЧС-4, пассажирские электровозы двойного питания ЭП10 с конструкционной скоростью 160 км/ч, электропоезд ЭН-3 с асинхронным тяговым приводом - Новочеркасский электровозостроительный завод;

- электропоезда повышенной комфортности ЭД2М, ЭД4М, ЭД4МК в замен рижских электропоездов ЭР2Т и ЭР9Е, электропоезда переменного тока ЭД9Т, дизель-поезда ДДБ1, моторные вагоны - "Демиховский вагоностроительный завод";

- скоростной поезд "Сокол-250", способный развивать скорость до 250 км/ч, который может быть усовершенствован для следования со скоростью 350 км/ч, - РАО "ВСМ" и завод "Трансмаш";

- пригородный электропоезд серии "ЭМ" (Электропоезд Московский), созданный на основе модернизированной рижской электрички, - Московский локомотиворемонтный завод.

- рельсовый автобус РА1 с дизельным двигателем для перевозки пассажиров на малодеятельных участках, который может перевозить до 160 пассажиров со скоростью 100 км/ч - Мытищинский завод "Метровагонмаш";

- вагоны для межобластного сообщения со скоростью 200 км/ч - купейный и открытый с местами для сидения; купейный вагон для передвижения со скоростью 160 км/ч и 200 км/ч; специальный вагон для обслуживания инвалидов - Демиховский, Торжковский вагоностроительные заводы;

- алюминиевые панели для железнодорожных вагонов и автомобильных прицепов - «Абаканвагонмаш», Самарский металлургический завод, входящие в группу «Русал»;

- тяговое оборудование для электропоездов в замен рижских двигателей – «Электросила».

Согласно положениям федеральной программы "Разработка и производство в России грузового подвижного состава", в ближайшей перспективе предполагается создание и поставка железнодорожникам четырехосных вагонов с осевой нагрузкой до 25 тонн, погонной нагрузкой на путь 8-8,3 т/м и увеличенными параметрами грузоподъемности и вместимости. Новый подвижной состав будет обеспечивать увеличение производительности в среднем на 20%, снижение потребления энергоресурсов на 15% и расходов на ремонт на 50%. Потребный объем инвестиций на реализацию программы определен в размере 132,7 млрд руб. в течение 12 лет. По оценкам специалистов МПС, новые конструктивные решения позволят увеличить производительность локомотивов на 12-15% и снизить расходы по зависящим от типа локомотива статьям затрат на 30-35%. Уже в 2001 г. ожидается изготовление опытного грузового тепловоза мощностью 3400 л.с. с асинхронным приводом.


Ведущие предприятия отрасли

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ)

НЭВЗ - крупнейшее в России предприятие по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов. Прежде завод специализировался на выпуске грузовых электровозов, в настоящее время в короткий срок освоил производство пассажирских электровозов ЭП-1, которые заменили ранее импортировавшиеся из Чехии ЧС-4. С 1992 по 1999 гг. ОАО "НЭВЗ" выпустило установочную партию (48 шт.). Кроме того, завод приступил к изготовлению современной комфортабельной электрички – опытного отечественного электропоезда ЭН-3 с асинхронным тяговым приводом. Завод рассчитан на выпуск 400 локомотивов в год. В середине 90-х годов предприятие находилось в глубоком кризисе, к примеру, в 1997 г. на нем было изготовлено всего 5 электровозов, а в 1998 г. – 8. В июле 1998 г. на НЭВЗе было введено внешнее управление, а в 2001 г. срок внешнего управления продлен на 5 лет , в течение которых завод должен строго соблюдать графики платежей по старым долгам. Суммарные долги завода превышают 400 млн руб. В 2001 г. ОАО "Тагмет" полностью погасил задолженность ОАО "НЭВЗ" перед энергетиками и газовиками. Цель завода - разместить на ОАО "НЭВЗ" заказ на производство десяти тяговых агрегатов для угольных разрезов и горно-обогатительных комбинатов на общую сумму около 700 млн руб. В последние 2 года на заводе начался рост производства, связанный с получением новых заказов МПС РФ. Ожидается, что в ближайшие годы объемы производства вырастут до 30-45 локомотивов в год. В начале 2001 г. на ОАО "НЭВЗ" состоялась презентация нового электропоезда переменного тока, рассчитанного на максимальную скорость 130 км/час общей пассажировместимостью 2314 человек. После испытаний начнется серийное производство и поставка этих поездов для железных дорог России. На январь 2001 г. изготовлено 29 электровозов ЭГП.


ОАО ХК "Коломенский завод"

Коломенский завод является лидером отечественного дизелестроения. К дизелестроению предприятие приступило в 1904 г., с тех пор это направление наряду с локомотивостроением (первоначально паровозостроением, затем тепловозо- и электровозостроением, с 1956 г. только тепловозостроением) стало важнейшим направлением производственной деятельности завода. В конце 90-х годов на заводе фактически создана новая база электровозостроения в России. В 1999 г. были завершены заводские испытания опытных электровозов ЭП200, и получены рекомендации производству их опытной партии. Одновременно продолжалось совершенствование серийно выпускаемой продукции, разработана совместно с ВНИТИ техническая документация, и внедрена универсальная система тепловозной автоматики. Проведены работы по замещению на тепловозе импортного электрооборудования. По договору с МПС РФ в нынешнем году по разработкам заводских конструкторов будет построен пассажирский тепловоз ТЭП200 мощностью 4600 л.с. с системой электроснабжения поезда, установкой микропроцессорной системы управления и диагностики. Продолжаются работы по созданию, совершенствованию и расширению сферы применения выпускаемых заводом дизелей и дизель-генераторов. В 2001 г. МПС впервые заключило прямой договор с ОАО ХК "Коломенский завод" в рамках программы централизации закупок запчастей. Согласно договору, суммарный объем закупок запчастей МПС в Коломне превысит в этом году 250 млн руб.


ОАО Завод "Трансмаш" (Ленинградская обл.)

РАО "Высокоскоростные магистрали", созданное в 1991 г., начало разработку проекта ВСМ Москва - Санкт-Петербург. К настоящему моменту проект создания трассы оказался фактически заморожен, тем не менее на тихвинском заводе "Трансмаш" завершено строительство первого российского скоростного поезда "Сокол-250". Объем инвестиций в данный проект со стороны МПС составил, по некоторым данным, более 1 млн долл. По данным исследований, до 2010 г. потребность в вагонах электропоездов типа "Сокол" может быть оценена в 950-1000 ед. Первой эксплуатацию подвижного состава начнёт высокоскоростная магистраль Петербург - Москва, её потребность в вагонах оценивается в 60-65 ед.


АО "Брянский машиностроительный завод"

АО "БМЗ" был основан в 1873 г. как рельсопрокатный завод. В настоящее время завод специализируется на производстве локомотивов, грузовых и рефрижераторных вагонов, судовых и тепловозных дизелей, другой продукции для железнодорожного и морского транспорта. Наибольшую известность среди продукции завода получили маневровые тепловозы.



ОАО "Торжокский вагоностроительный завод".

До 1992 г. Торжокский вагоностроительный завод был оборонным предприятием, которое занималось производством вагонов спецназначения. В период акционирования контрольный пакет акций предприятия был приобретен РАО «Высокоскоростные магистрали». В 1993 г. на заводе началось производство электричек на базе документации рижского завода. В настоящее время основной сферой деятельности предприятия является производство грузовых вагонов и вагонов специального назначения для электропоездов, а также пригородных электропоездов серии ЭТ2. В 1999 г. на Торжокском вагоностроительном заводе изготовлен пригородный электропоезд повышенной комфортности ЭТ2Л-027.


ОАО «Абаканвагонмаш» (Республика Хакасия)

АО «Абаканвагонмаш» специализируется на выпуске большегрузных контейнеров и вагонов специального назначения. Производственная мощность предприятия составляет 30 тыс. контейнеров в год. В настоящее время производственные мощности завода загружены далеко не полностью, так, в 2000 г. было выпущено около 10 тыс. контейнеров. Одним из наиболее перспективных проектов, который может заинтересовать руководство предприятия, является проект холдинговой компании «Русский алюминий», соучредителем которой является ОАО "Сибирский алюминий", стратегический партнер ОАО "Абаканвагонмаш", по производству алюминиевых панелей для железнодорожных вагонов и автомобильных прицепов. «Русал» рассчитывает к 2005 г. производить до 800 алюминиевых вагонов в год.


ОАО "Электросила" (Санкт-Петербург)

Завод «Электросила» - производитель электрогенераторов - намерен открыть первое в России производство тяговых электродвигателей для пригородных поездов. Завод начнет выпуск продукции в середине 2002 г. В настоящее время идут разработка бизнес-плана и переговоры с инвестором, в роли которого выступит Сбербанк. Основными покупателями электродвигателей станут Торжковский и Демиховский вагоностроительные заводы. В 1999 г. Электросила выпустила 478 тяговых двигателей, предназначенных для установки на электропоездах серии ЭД4. В 2000 г. объем выпуска двигателей составил 750 шт.


ОАО "Демиховский машиностроительный завод" (Московская обл.)

ОАО "Демиховский машиностроительный завод" ведущее предприятие России по производству электричек. Завод был основан в 1935 г., и с этого времени профиль его деятельности менялся несколько раз: от производства продукции химического машиностроения до изготовления вагонов различного назначения для железных дорог узкой колеи. В настоящее время основной сферой деятельности эмитента является выпуск пассажирских вагонов и электропоездов постоянного тока, разработка и внедрение в производство электропоездов повышенной комфортности. Так, завод освоил серийный выпуск электропоездов постоянного тока ЭД2Т, ЭД4, ЭД4М, ЭД4М1 и переменного тока ЭД9Т, что позволило России уйти от поставок аналогичной продукции из Прибалтики. В 1998 г. ОАО «ДМЗ» изготовил дизель-поезд ДДБ1, в 1999 г. начал выпуск электропоездов повышенной комфортности ЭД4МК. ОАО "ДМЗ" выпускает 20 моторных вагонов в месяц, его потребность в тяговых двигателях оценивается в 960 шт. ежегодно.


ГП "Усть-Катавский вагоностроительный завод"

Усть-Катавский вагоностроительный завод является крупнейшим в России производителем трамваев. В 2000 г. завод получил заказ на производство 112 трамвайных вагонов. Наибольшее количество вагонов будет по-прежнему закупать Москва. В 2000 г. завод произвел лишь 51 трамвай и продал 54. При этом доля денежных расчетов не превышала 50%. Всего трамвайный парк России за последние десять лет сократился с 16 до 12,5 тыс. вагонов, из них 52%, или 6,1 тыс., производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, остальные преимущественно чешской компании "Татра Т5". На сегодня стоимость самого современного в России трамвайного вагона 619 К составляет 120 тыс. долл., тогда как чешский аналог стоит более 280 тыс. долл.


ЗАО "Метровагонмаш" (Московская обл., г. Мытищи)

Завод "Метровагонмаш" основан в 1897 г. и специализировался на производстве товарных и пассажирских вагонов. Завод производит электрички пригородного сообщения, цельносварные трамвайные вагоны, вагоны метро. Предприятие имеет замкнутый производственный цикл - от заготовок до конвейерной сборки. В последнее время внедряются новейшие технологии для производства вагонов метро нового поколения. В сентябре 2000 г. состоялись испытания рельсового автобуса РА1, предназначенного для перевозки пассажиров по железной дороге на малодеятельных пригородных участках и на небольшие расстояния. На хорошем пути рельсовый автобус может развивать скорость до 100 км/ч. Завод уже получил заказ на изготовление 1000 подобных машин от многих железных дорог России.


ГУП "Московский вагоностроительный завод им. Войтовича"

Московский вагоностроительный завод им. Войтовича основан в 1868 г. Завод занимается модернизацией, ремонтом и переоборудованием пассажирских, международных и служебных вагонов, производством комфортабельных вагонов-салонов, баров, гаражей, лабораторий, а также изготовлением запасных частей к подвижному составу, в том числе колесных пар и вагонных тележек для движения со скоростью до 200 км/ч. Мощность колесного цеха, где внедрены новейшие технологии, рассчитана на выпуск по международным стандартам 15 тыс. колесных пар в год. Свою продукцию завод производит не только для России, стран СНГ и Балтии, но и для Индии, Турции, Германии, Польши и других стран.



Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница