Обзор высших учебных заведений Русской Православной Церкви, использующих дистанционное обучение в организации учебного процесса



Скачать 137,54 Kb.
Дата21.10.2016
Размер137,54 Kb.
Обзор высших учебных заведений Русской Православной Церкви, использующих дистанционное обучение в организации учебного процесса.

Review of higher education institutions of the Russian Orthodox Church , using distance learning in the educational process.


Аннотация

В статье представлен обзор ВУЗов РПЦ, в которых любой человек имеет возможность в той или иной степени получить знания в области теологии.

The article presents an overview of higher education institutions of the Russian Orthodox Church, in which everyone has the opportunity to a greater or lesser degree to gain knowledge in the field of theology.
Ключевые слова: образование, Интернет, интернет - технологии, дистанционное обучение,

Keywords: education, Internet, the Internet – technologies, use of the Internet - technologies in an educational institution, distance learning.
Автор

Ф.И.О.: Грабельникова Анна Викторовна

Grabelnikova A.V.



Уч.звание, должность: соискатель ученой степени кафедры социальной педагогики

Место учебы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

E-mail: an19811@rambler.ru

Телефон: 8-926-665-05-24

Адрес: 141315, Россия, Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Глинки, д.8, кв.41

Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его использование широко применяется в образовании, экономике, медицине и других отраслях в той или иной степени. В этой связи образовательный процесс требует к себе особого внимания и применения новых педагогических технологий, использующих интернет.

Утвержденной терминологии в использование интернет - технологий в образовании на сегодня нет. Многие ученые исследуют возможности сети Интернет в образовании, дают определения относительно новой форме обучения, использующей Интернет: дистанционное обучение, дистанционное образование, e-learning (электронное обучение), on-line learning (он-лайн обучение), virtual learning (виртуальное обучение), Internet-based learning (Интернет обучение), open-learning (открытое обучение), web-learning (вэб-обучение) и т.д.

Исследованием дистанционного обучения занимаются многие ученые: в мире это Чарльз Ведемейер , Борье Холмберг, Майкл Грэхем Мур, Анри Франц, Джон Баат и др. В России: Андреев А.А., Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Борисова Н.В., Вдовюк В.И., Вязавова О.В., Гершунский Б.С., Гмурн В.Е., Григорович Д.Б., Григорьев С.И., Гурьянова М.П., Жуков В.И., Загвязинский В.В., Зайченко Т.П., Зуев К.А., Королев Ф.Ф., Кулешова Н.А., Курин А.Ю., Никитин В.А., Полат Е.С., Солдаткин В.И., Уметский Л.Н., Фирсов В.М., Фокин Ю.Г., Хуторской А.В., Шешерина Г.А. и др.

В их работах находим исследования: по определению теоретико-методологических основ ДО (Ч. Ведемейер, Б. Холмберг, М. Мур, О. Петерс, А.Франс, А.А. Андреев, А.В. Густырь, А.А. Золоторев, М.П. Карпенко, В.И. Овсянников, О.А. Орчаков, В.И. Солдаткин, В.В. Попов, В.П. Тихомиров, С.А.Щенников, А.В. Хуторской); в области дидактики ДО (А.А. Андреев, Околелов О.П., В.В.Попов, Э.Г. Скибицкий, Е.В. Ширшов); технологии дистанционного обучения, сформулировали типы дистанционного обучения (А.А.Андреев, А.Б. Галанов, А.Е. Петров, А.В.Хуторской); обоснования специфики педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С.Полат, В.И. Овсянников, С.А.Щенников), взаимодествия педагога и обучающихся (Балашова Е. Д., Гимранов Н.Д, Шевченко О.Н.); исследования понятия дистанционного обучения в зарубежной литературе и гуманистического подхода в теории дистанционного обучения (Е.А. Черная, О.С. Егорова, Г.Г.Губина, О.С. Толстова), исследования развития дистанционного обучения в гуманитарной образовательной системе (А.Ю. Курин, Матяева И.Л., М.Т. Сикоева), применение интернет-технологий в дополнительном образовании (Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А.)

Возможно ли использование современных технологий в образовании? Каким образом они применяются в православных высших учебных заведениях? Рассмотрим понятия, связанные с современными технологиями в образовании. А именно, Интернет, интернет - технологии.



Интернет – крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть. С помощью этой сети люди имеют возможность общаться друг с другом не зависимо от географического положения каждого и в любое удобное для время. Это кладезь информации в любой области знания.

По данным аналитической компании The Royal Pingdom, в мире интернетом пользуются порядка 2,1 млрд человек, практически половина из них - жители азиатских стран.

В Азии живут около 44% всех интернет-пользователей мира, в Европе - порядка 23%. На Северную Америку в 2011 году приходилось около 13% пользователей сети, а каждый десятый пользователь был из Латинской Америки. На Африку, Ближний Восток и Австралию пришлось 6%, 3% и 1% пользователей соответственно.

Лидером по числу интернет - пользователей среди отдельных стран является Китай, где сетью пользуются более 485 млн человек, при том что уровень проникновения интернета составляет лишь 36%, в России – 60 млн человек.

По данным сайта «Интернет в России и мире» находим данные возрастных категорий пользователей сети интернет: самая молодая интернет-аудитория (в Европе) живет в Боснии - 40% пользователей находится в возрастной группе 15-24 лет. Молодежь этого возраста также преобладает среди интернет - пользователей Хорватии (34%), Беларуси, Словакии и Украины (по 31%), Болгарии и Литвы (по 26%), Чешской Республики (24%).

Пользователи интернета в группе от 25 до 34 лет доминируют в России (31%), Сербии (27%), Венгрии (26%), Польше (26%), Латвии (24%) и Эстонии (23%) [4].

По мнению ученых исследующих, интернет – технологии в образовании: Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы.

Современные интернет - технологии позволяют взаимодействовать педагогу с обучающимися и обучающимися между собой с помощью чатов, форумов, видеоконференций, вебсеминаров, телеконференций, электроной почты и т.д. Также Интернет, как кладезь знаний, применительно к обучению позволяют создавать электронные учебники, библиотеки, лабораторные практикумы, тестовые системы, тренажеры, мультимедийные обучающие программы, и т.д.

Использование интернет - технологий в определенной последовательности, имеющей структуру назовем дистанционной формой обучения. С точки зрения дидактики, на сегодняшний день, лучшими и наиболее часто используемыми среди интернет - технологий считаются системы дистанционного обучения (СДО), электронного обучения.

В Федеральном законе об образовании от 29 декабря 2012г. «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].

Сотрудники Международного института менеджмента ЛИНК под дистанционным образованием понимают комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом, с помощью специализированной информационно-образовательной среды, на любом расстоянии от образовательных учреждений [3].

Сотрудниками компании ООО “Е-Софт Девелопмент” были сформулированы преимущества и недостатки дистанционного обучения являются.

Преимущества дистанционного обучения:


  • самостоятельное определение скорости изучения учебного материала;

  • самостоятельное определение времени прохождения обучения;

  • возможность выбора разделов учебного материала и последовательности изучения;

  • пополнение знаний, не выходя из дома или в свободное время на рабочем месте (достаточно иметь доступ к Интернету и компьютер);

  • возможность использования информацией, сохраняемой в памяти машины в форме справочника или экспертной системы;

  • относительная дешевизна ДО (студент не тратит время и деньги на проживание, переезд на время сессий в университет);

  • возможность получить образование людям с ограниченными физическими возможностями (инвалидам);

  • независимость от географического расположение студента/преподавателя;

  • неограниченное количество обучающихся на одном курсе.

Как у любой системы, так и у системы ДО есть преимущества и недостатки.

Недостатки дистанционного обучения:



  • необходимость высоких инвестиций на подготовительном этапе проведения дистанционного обучения;

  • сложность внесения оперативных изменений, в случае если дистанционное обучение уже началось;

  • высокая зависимость от технической инфраструктуры (для осуществления ДО тех.инфраструктура должна бесперебойно работать или хранить данные на независимом носителе (для обеспечения оперативного восстановления информации, в случае сбоя в работе оборудования));

  • невозможность обучения людей, желающих получить специальность, в которой важнейшую роль играют практические занятия (например, медицина) [2].

А.А. Андреев, В.И. Солдаткин определяли технологию дистанционного обучения как систему, включающую в себя методы, средства и формы обучения, а также способ их воспроизводимости (тиражируемости) для достижения целей обучения.

В СДО используются:

методы обучения: демонстрация; иллюстрация; объяснение; рассказ; беседа; упражнение; решение задач; заучивание учебного материала; письменная работа; повторение.
средства обучения: сетевые электронные учебные издания; компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах; аудио учебно-информационные материалы; видео учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы (лабораторные практикумы удаленного доступа); информационные базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом; средства обучения на основе виртуальной реальности.

формы обучения такие как: лекция; семинар, лабораторное занятие, контрольная работа, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др.

Эти формы в СДО принимают адаптированную для данной формы обучения окраску. Например, в СДО лекция в печатном формате приобретает некоторые дополнения, выражающие эмоции лектора, такие как улыбка в виде смайла . Возможны видео- или аудиолекции.

В различных учебных заведениях существует множество сред для ДО. Классифицируем их по группам:



  • коммерческие продукты (среда Black Board (http://www.blackboard.com/),

  • продукты с открытым кодом (OpenSource) (MOODLE (http://www.moodle.org) и SAKSI (http://sakaiproject.org) и т.д.).

Первые имеют существенные недостатки: дороговизна (с увеличением количества пользователей увеличивается цена лицензии), недоступность кода источника пользователям (даже пользователь не может внести никакие изменения). Этих недостатков лишены платформы с открытым кодом.

Наиболее распространенной платформой для ДО в учебных заведениях является платформа Moodle.



Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) (http://moodle.org/) - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями.

Преимущества Moodle:

  • распространяется в открытом исходном коде;

  • позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;

  • множество возможностей для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.

  • возможность использовать различные системы оценивания знаний (балльную, словесную и т.д.)

  • полная база данных о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио и т.д.)

  • соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;

  • программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур.

В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов:

  • форум;

  • структура (учебные модули без привязки к календарю);

  • календарь (учебные модули с привязкой к календарю).

Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса.

К таким элементам относятся:



Wiki - веб-сайт, который позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.

Анкеты. Этот элемент предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.

Глоссарий. С помощью него создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.

Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.

Опрос. Одно из его применений - проводить голосование среди учеников. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.

Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.

Тесты. Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).

Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный и интуитивно понятный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. С помощью фильтров системы на всех страницах курса осуществляется автоматическое создание ссылок на существующие ресурсы и записи глоссариев.

Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок. Для курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе, где за выбранный промежуток времени преподаватель может увидеть новых зачисленных студентов, новые сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса.

Кроме того, на странице блогов можно детально просмотреть, какие действия выполнялись в курсе различными участниками. В Moodle активно используется e-mail-рассылки копий сообщений с форумов, отзывов учителей, есть возможность отправки e-mail сообщений произвольной группе участников курса.

Web-сайт Moodle бесплатно оказывает пользователям платформы качественную поддержку. Этому способствует многочисленное российское сообщество пользователей данной системы [1,28].

В общем виде курс в СДО состоит:

- общих сведений о курсе;

- анкет участников обучения;

- тестов;

- справочных материалов или учебных пособий (библиотека курса).

- словаря спецтерминов, использующихся в курсе;

- модулей курса (1,2, ...);

- зданий по модулям;

- практических и лабораторных работ;

- документации учебного процесса.

В православных учебных учреждениях система дистанционного обучения организована на уровне:

- Открытый дистанционный курс катехизации: Православный интернет курс (ПИК) (С.В. Буянов),

- подготовительных курсов (Высшие Богословские Курсы при МДА),

богословских курсов (Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы),

- дополнительного образования (ФДО ПСТГУ),

- воскресной школы Крутицкого Патриаршего подворья имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла (первой воскресной школе для родителей, осуществляющей их катехизацию дистанционно).

Как мы выяснили, существует немного высших учебных заведений РПЦ, в которых можно получить богословское образование, используя новые технологии обучения студентов: online обучение. Исследуя сайты духовных академий, семинарий, православных институтов, университетов РПЦ, мы выявили, что только 15% из них применяет интернет – технологии в организации учебного процесса в той или иной степени.

Из университетов РПЦ СДО используют:


  • Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (ПСТГУ).

  • Российский Православный Университет в разработке проект Обучения по направлениям церковного служения мирян.

ПСТГУ имеет факультет дистанционного обучения. Люди, имеющие высшее образование, учась на этом факультете, могут получить богословское образование. Для осуществления обучения на ФДО ПСТГУ используется платформа Moodle. Создан «Виртуальный университет», организация учебного процесса которого максимально приближена к традиционной. В работе виртуального университета используются многие возможности дистанционного обучения: чаты, веб-семинары, тесты, видеоконференции, веб-форумы и т.д.

В РПУ СДО в разработке на уровне проекта Обучения по направлениям церковного служения мирян, организуется онлайн-курс "Основы православного мировоззрения" для бизнеса и НКО на базе образовательной платформы WebTutor, а также РПУ принял участие в проведении курса видеолекций по обучению лидерству.



Из академий и семинарий РПЦ СДО в той или иной степени используют:

  • Казанская духовная семинария;

  • Московская духовная семинария;

  • Нижегородская семинария;

  • Новосибирская духовная семинария;

  • Санкт-Петербургская духовная семинария;

  • Хабаровская духовная семинария .

Казанская духовная семинария разрабатывает систему ДО на уровне курсов катехизации. С марта 2014г. в рамках предмета Основы иконографии для студентов 2 курса бакалавриата используется СДО. 

Московская духовная семинария разрабатывает систему ДО на уровне курсов катехизации (разработано 7 курсов).

Нижегородская семинария взаимодействует со светскими ВУЗами, осуществляющими обучение в области богословия.

Новосибирская духовная семинария взаимодействует с новосибирским Свято-Макарьевским богословским институтом, организует ДО.

Санкт-Петербургская духовная семинария осуществляет ДО на заочном, очном секторах бакалавриата (семинарии) и магистратуры (академии), используя платформу Moodle.

Хабаровская духовная семинария осуществляются в форме вебинаров on-line консультации для студентов 1 курса заочного отделения в форме вебинаров, on-line курс «Христианство и литература» для всех желающих (обучение бесплатное), дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - обучение бесплатное.

Проведя обзор ВУЗов РПЦ, можем сделать вывод, что интернет - технологии находят широкое применение в образовании населения на различных уровнях от консультаций до повышения квалификации и получения дополнительного образования с наименьшими затратами материальных средств и времени. Внедрение интернет - технологий в образование активно развивается. И если сегодня они используются в большей степени в столичных ВУЗах РПЦ, то через несколько лет будут применяться во всех ВУЗах РПЦ.
Литература.

1. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle.Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. - 108 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/746/61746/files/posobie_Moodle.pdf

2. Компания ООО “Е-Софт Девелопмент”. Дистанционное обучение. Режим доступа: http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17

3. Международный институт менеджмента ЛИНК. Качество ДО. Креативность, управление знаниями и инновации в системе ДО. Режим доступа: http://www.deq.ou-link.ru/materials

4. Сайт Интернет в России и мире. Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404#

5. Сайт Международного союза электросвязи. Режим доступа: http://www.itu.int/ITU-D/ict/statistics/explorer/index.html





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница