Оценка рисков в Донецком бассейне Закрытие шахт и породные отвалы Филипп Пек



страница1/35
Дата17.10.2016
Размер3,33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

powerpluswatermarkobject1ENVSEC: ГРИД Арендал





Оценка рисков в Донецком бассейне

Закрытие шахт и породные отвалы



Филипп Пек







Подготовлено для ЮНЕП, ГРИД Арендал

Январь 2009

Работа в рамках инициативы ENVSEC, горнодобывающая отрасль Украины, 2008

© UNEP Grid Arendal


Published in 2008 by….

Краткое содержание

Угольная промышленность Украины остается жизненно важной составляющей национальной экономики. Кроме всего прочего, она вносит свой вклад в работу металлургической промышленности страны за счет коксующихся углей, сектора производства тепловой энергии за счет энергетического угля, а также обеспечивает химическую промышленность, как сырьем, так и энергоносителями. Угольные запасы Украины огромны и составляют около 30 млрд метрических тонн, из них около половины составляют антрацит и битуминозные угли, все остальное –бурые и суб-битуминозные угли. (IEA 2003; EIA 2007).

Однако, несмотря на это, экологические и социальные последствия для страны являются огромными. Донецкая область является одной из самых экологически неблагополучных областей Украины. Сотни шахт были основным источником разрушения и истощения окружающей среды. За последние 15 лет, многие шахты уже прекратили свою деятельность или определены для закрытия. Для многих шахт, закрытие происходит преждевременно: до полной выработки угольных запасов и без разработки необходимых планов по закрытию, которые учитывают вопросы безопасности, экологической и социальной ответственности.

Таким образом, Украина столкнулась с беспрецедентным преждевременным закрытием шахт, что может вызвать значительное негативное воздействие на окружающую среду и сообщество. Украина пытается управлять процессом закрытия шахт должным образом.

Данный документ представляет структурированный обзор рисков, связанных с эксплуатацией шахт и их закрытием; представлены варианты выполнения работ, направленных на снижение уровня рисков. Данный отчет может оказать помощь и предложить новые идеи для продолжающегося процесса по закрытию шахт в Донецкой области, Украина.

Несмотря на то, что существует огромное количество экологических и социальных аспектов, связанных с добычей угля в Украине, данный документ детально рассматривает только один ключевой аспект, так как он имеет огромную значимость в контексте закрывающихся и уже закрытых шахт. Он включает в себя постоянное экологическое воздействие многих угольных породных отвалов, которые портят украинский ландшафт. Ввиду своего состава, расположения и состояния, данные отвалы оказывают негативное воздействие на общество и все компоненты природной окружающей среды (воздух, воду, недра). Этот документ, разработанный в рамках программы Окружающая среда и безопасность разработан в ответ на существующие трудности. Таким образом, Оценка рисков в Донецком бассейне: закрытие шахт и породные отвалы помогает лучше понять, как можно усовершенствовать различные процессы с тем, чтобы снизить экологические и социальные риски, связанные с закрытием шахт в регионе. Особое внимание уделяется угольным породным отвалам.

Отчет разработан таким образом, чтобы оказать помощь в проведении работ, связанных с пересмотром, усовершенствованием и внедрением регуляторных рамок, для обеспечения экономической выгоды угольной отрасли. Исходным предположением при проведении работы программы «Окружающая среда и безопасность» было то, что регуляторные положения Украины будут меняться с тем, чтобы максимально соответствовать мировой практике ведущих горнодобывающих стран.

В тексте отчета также нашел отражение тот факт, что значительная часть угольных отвалов в стране (приблизительно 2-5%)1 имеют экономическую ценность, которая может быть использована. В том случае, когда угольные отвалы имеют экономическую ценность существуют возможности по уменьшению рисков и возврату земель, которые они занимают. Такие виды работ можно провести с минимальными затратами, в некоторых случая можно даже получить прибыль. Однако, задача по снижению рисков и восстановлению породных отвалов без сомнения является сложной и вне существующей компетенции украинских учреждений. Выполнение этой задачи потребует не только изменения политики в угольной сфере, но и обязательств и применения новых подходов со стороны всех заинтересованных лиц. Эту задачу необходимо выполнить в сложных экономических и институциональных условиях когда угольная отрасль Украины находится в кризисной ситуации.

Промышленное производство упало до половины от тех максимальных показателей, которые существовали в прошлом и в настоящее время страна является импортером угля. Более того, процесс реструктуризации проходил только в одном направлении. Вместо того, чтобы комбинировать закрытие неприбыльных предприятий, восстановление деятельности потенциально прибыльных и открытие новых современных шахт, действующих в условиях прозрачной рыночной экономики, преобладал процесс по закрытию шахт, а процесс восстановления и формирования рынка происходит слишком медленно. Основная доля шахт это старые шахты с низким уровнем производительности. Многие из них являются опасными и неприбыльными. Более того, национальные планы по открытию новых шахт продвигаются очень медленно или не состоялись вообще.

Проблемы экономики и рыночных структур, характер приватизационного процесса еще больше усложняют процесс закрытия шахт и его последствий. Приватизация угольного сектора Украины столкнулась с несколькими проблемами, включая финансовую нестабильность и процедуры по делам банкротства, отсутствие прозрачности и даже обвинения в хронической коррупции. Все это также привело к нехватке средств для решения социальных и экологических проблем, связанных с закрытием шахт и отсутствию целенаправленных действий для выполнения поставленных задач. Очевидно, что для улучшения ситуации необходимо применение средств технического совершенства и приверженность различных организаций.

Осознавая все эти проблемы, проект ENVSEC разработал данный документ. Предполагается, что это будет рабочий документ, который будет дорабатываться и обновляться параллельно с процессом сбора данных в Украине. Отчет был разработан после двух оценочных миссий в угольные районы Донецкой области и проведения теоретического исследования. Первая миссия по сбору данных состоялась осенью 2007 года, в ходе которой состоялись консультации с различными экспертами данной сферы. Вторая миссия проходила летом 2008 года. Программа миссии включала в себя консультации с небольшими группами лиц и визиты на объекты (около 15 объектов).

Таким образом, данная работа имеет следующую цель и задачу:



Цель: определить проблемы, значимые с точки зрения закрытия шахт в регионе, уделяя особое внимание угольным породным отвалам.

Также отчет должен стать базой для постоянной работы национальных партнеров, включая:



  1. адаптацию значимых концепций лучшей практике в горнодобывающей отрасли и их применение в контексте Украины;

  2. адаптация лучшей практики по планированию процесса закрытия и ее применение в контексте Украины;

  3. изучение полноты представления лучшего опыта в законодательных документах Украины, определяющие проведение закрытия.

  4. изучение эффективности выполнения существующего законодательства;

  5. разработку предложений по улучшению определенных политических мер (например для представления в Министерство угольной промышленности и в конечном итоге в украинский парламент).

Несмотря на то, что основной акцент данной работы сделан на угольные породные отвалы и меры, которые могут быть выбраны для уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду, это не означает, что остальные проблемы не представляются важными. Совсем наоборот, просто темой данной работы являются угольные отвалы и их влияние на окружающую среду. Другие аспекты негативного влияния на окружающую среду в данном документе рассматриваются в гораздо меньшей степени. Они включают в себя – оседание грунта, метан угольных пластов и воздействие откачиваемых вод.

Общепризнано, что структурированное рассмотрение рисков, связанных с закрытием шахт, должно быть частью проектирования и планирования эксплуатации шахт. Однако, ситуация в Донецком регионе существенно отличается. В связи с этим, возможно применение только некоторых элементов «лучшей практики». Однако, подобная работа совпадает с той широкой деятельностью, которая будет реализована в Донецке в течение следующих нескольких лет, для того, чтобы эффективно решить проблемы, связанные со здоровьем, окружающей средой, безопасностью, вызванные действующими и закрытыми шахтами. Таким образом, принципы лучшей практики, применяемые во всем мире, усиливают содержание данного отчета. В данном документе рассматриваются несколько тем, связанных с задачами и возможностями, упомянутыми выше. И как уже говорилось выше, цель данного документа заключается в определении проблем, значимых для процесса закрытия угольных шахт, уделяя особое внимание породным угольным отвалам, и предоставлении руководства по выявлению направлений текущей и будущей деятельности.

Вступительная часть документа объясняет, что, несмотря на то, что лучшая экологическая и социальная практика при планировании жизненного цикла и закрытия шахты и более эффективное управление рисками, связанными с закрытием не смогут решить всех проблем угольного сектора Украины, тем не менее, они являются жизненно важными компонентами таких решений. В этом же контексте идет знакомство с тенденцией роста ожиданий общественности и различных организаций относительно ответственности горнодобывающих компаний по всему миру. Здесь же определяется роль планирования жизненного цикла шахты для выполнения этих ожиданий. Далее предоставлено описание экологических и социальных проблем Донецкого региона. Сюда входят проблемы, связанные с угольными породными отвалами (основной темой данного документа), оседанием почв, шахтными водами и метаном угольных пластов. В заключении данного раздела представлены следующие концепции: «интегрированное планирование жизненного цикла шахты», «лучшая практика закрытия шахты», а также применение методов по определению приоритетов и управлению рисками при закрытии шахт. Эти довольно сложные концепции легли в основу остальной части отчета. Необходимо отметить, что их выполнение и восприятие очень сильно отличаются от привычной украинской практики.

Во второй части, которая в целом посвящена рискам, представлена подробная информация по 6 группам рисков, связанных с деятельностью и закрытием шахт. Сюда вошли: экологические риски, риски, связанные с безопасностью и здоровьем, социальные риски, риски, связанные с конечным использованием земель, законодательные и финансовые риски и технические риски. Учитывая особенности программы «Окружающая среда и безопасность» (окружающая среда является ключевым компонентом) и остроту экологических проблем, связанных с породными угольными отвалами в Украине, основное внимание уделяется экологическим проблемам. Для каждой группы рисков приводится примеры их классификации с использованием трех общих категорий: общий риск, связанный с закрытием, под-проблема и конкретные мероприятия или варианты. Для каждой под-проблемы приводятся примеры, соответствующие реалиям угольной промышленности Донбасса. В этой же части отчета приводится фундаментальное обоснование по определению наиболее актуальных проблем, возникающих при закрытии и способ их обратного соотнесения с рисками. Примеры для заполнения этих таблиц были взяты из работы полевых миссий, выполненных персоналом ЮНЕП, и дополнительной работы партнерских организаций в Украине.

В третьем разделе сделано очень важное отступление от темы. Здесь представлены новые международные тенденции и разработки, которые стимулируют адоптацию лучшей практики в горнодобывающей отрасли. Важно то, что эти темы устанавливают связь между вопросами эксплуатации и закрытия шахт на Украине с миром международных финансов (как для эксплуатации, так и для закрытия шахт) и регуляторных рамок ЕС по горнодобывающей деятельности. Первая из рассматриваемых тем это финансовое поручительство для проведения закрытия и восстановительных работ, очень важное новое требование правительств ведущих горнодобывающих стран. Далее следует обсуждение директивы Севесо II одобренной Евросоюзом для предотвращения и контроля за крупными авариями с участием опасных веществ и так называемой директивы «по отходам добывающей промышленности». А затем, знакомство с Экваториальными принципами, которые обеспечивают финансирование только тех промышленных проектов, которые демонстрируют применение принципов социальной ответственности и лучшей экологической практики. Данные принципы были разработаны по инициативе Международной Финансовой Корпорации (МФК) и Всемирного Банка. Также здесь представлены инвестиционные принципы, разработанные партнером программы «Окружающая среда и безопасность» Региональным экологическим центром для Центральной и Восточной Европы. Они направлены на такие страны как Украина.

После рассмотрения этих внешних вопросов, содержание отчета твердо возвращается к экологическим аспектам и потенциальному экологическому воздействию угольных породных отвалов и инфраструктуры, совмещенной с ними или необходимой для их эксплуатации. Также представлен индикативный список требуемой информации и потенциальных режимов сбора информации необходимой при оценки рисков, связанных с отвалами. Приводятся примеры трех методов сбора данных: исторический (интервью, документы), метод оценочных полевых исследований и метод точных полевых исследований.

После определения широкого контекста взаимодействий между окружающей средой и обществом, а также метода сбора требуемых данных, пятый раздел представляет простые методы по определению приоритетов рисков. В свете большого количества действий, а также широты некоторых проблем, такие методы являются очень важными для определения наиболее критичных рисков для уменьшения их воздействия.

Следующий раздел посвящен примерам из практики. Представлено семь примеров из практики, которые дают более конкретный контекст для понимания таких терминов как «лучшая или хорошая практика». Несмотря на то, что реализация данных примеров происходила в других климатических условиях, все они демонстрируют важные уроки, которые могут быть использованы в условиях Донбасса. Эти примеры были разработаны правительством Австралии в сотрудничестве с экологической программой ООН (ЮНЕП). Два примера посвящены мерам по предотвращению горения породных отвалов, три – восстановлению растительного покрова и микрорельефа, а еще два – использованию компьютерных программ для уменьшения временных и финансовых затрат при проведении восстановительных работ.

В заключительных разделах отчета представлены основные выводы исследовательской работы. А в последней главе представлены основные ключевые положения, связанные с закрытием шахт и рисками, возникающими в ходе данного процесса.
Представленные общие комментарии, а также некоторые рекомендации. В основном они ориентированы на ключевых представителей шахт и руководителей данной сферы, которые могли бы их использовать в будущем. В связи с этим необходимо отметить, что в отчете не представлено конкретных рекомендаций, направленных на конкретные объекты, отдельные законодательные положения или организации/органы.
Обязательства и вопросы собственности

Недостаток необходимых проработанных законодательных механизмов для продажи шахтных земель, земель, занятых породными отвалами и пр, является существенной препятствием для их (земель) восстановления. Это также является препятствием для любой деятельности по получению экономической выгоды при переработке угольных породных отвалов. Это относится к потенциальным работам по извлечению экономически выгодных материалов, так и к альтернативному использованию земель после того как отвал будет переработан или приведен в безопасное состояние. Это один из ключевых выводов, который был сделан в ходе исследования.

Как указывали местные источники информации, несмотря на то, что в Украине есть «закон об экологическом аудите», который в какой-то мере рассматривает ответственность за риски, связанные с изменением в промышленном использовании земель, однако передача или продажа шахтных земель является трудным процессом. Однако, не существует законодательных рамок для «торговли отвалами». С точки зрения, продавцов и покупателей земель, а также общественности, важность определения ответственности за риски является очевидной. Более того, были предоставлены примеры из жизни, когда отвалы, не имеющие законного собственника были переданы местным властям, которые не в состоянии управлять данными рисками или эффективно ревальвировать материалы породного отвала. Несмотря на то, что данная проблема не изучалась детально, очевидно, что улучшение законодательных рамок относительно определения ответственности и собственности объектов является жизненно важным для снижения рисков, ассоциируемых с шахтными объектами в регионе.

Получение экономической прибыли от переработки угольных породных отвалов

По сути, все заинтересованные организации украинской угольной промышленности указывают на то, что получение экономической выгоды от наследия угольной промышленности является желательным. Обсуждаются четыре основных подхода:



  • извлечение угля для продажи электростанциям или в качестве добавки к угольным брикетам с целью повышения их энергетической ценности для продажи частным лицам;

  • извлечение материалов, пригодных для строительства зданий, дорог, а также извлечение материалов, которые могут использоваться в качестве заполнителей.

  • Переработка угольных породных отвалов с целью извлечения редкоземельных металлов: германий, алюмосодержащие минералы, железная руда.

  • Удаление или переформирование отвала для альтернативного использования земель или ее продажи.

Несмотря на широкий интерес, нет явного прогресса по развитию этих направлений. В области существует только один пример крупномасштабной переработки породного отвала с целью извлечения угля. Однако, большое количество неформальных простых, мобильных работ по извлечению угля свидетельствует о том, что гораздо большее количество отвалов может быть переработано таким же образом. Также извлечение материалов пригодных для строительства, а в некоторых случаях ценных металлов или минералов является возможным.

Основными сложностями в развитии вышеупомянутых направлений являются: недостаток финансов, отсутствие адекватных примеров, отсутствие опыта работы с технологиями и рынками, а также проблемы законодательного характера, такие как обязательства и собственность.



Безопасность объектов и неформальная деятельность в сфере угледобычи

С точки зрения рисков, безопасность объектов и неформальная деятельность по добыче угля на шахтных территориях является проблемой. Неформальные виды деятельности, увиденные или упомянутые в ходе миссии ENVSEC, а также типы рисков, связанные с ними включают:



Нелицензированная и неформальная добыча угля – работа таких мелкомасштабных шахт происходит с минимальным или примитивным учетом стандартов по обеспечению безопасности труда и охране здоровья. Таким образом, они представляют собой риск для шахтеров, которые там работают. Более того, отработанные территории с большой долей вероятности будут представлять собой опасность (утечка газа, проседание почв, пустоты) для будущих и настоящих пользователей или собственников земель. Также неясным остается вопрос относительно обеспечения обязательств и ответственности на случай аварий, ущерба и экологических проблем в результате такой деятельности. Так как официальные данные по этим видам деятельности отсутствуют, со временем подобного рода сложности будут только накапливаться.

Нелицензированные и неформальные действия по извлечению угля – и в этом случае, такая работа происходит с минимальным учетом требований по обеспечению безопасности труда и охране здоровья. Изучение деятельность подобных объектов в рамках миссий ENVSEC в 2008 году показало, что уровень опасности достаточно невысок. Однако, такие проблемы как пыль, шум и движение грузового транспорта очевидны. Как и в случае с нелегальной добычей угля, существуют проблемы относительно обязательств и ответственности, однако в гораздо меньшей степени.

Выше были представлены комментарии, отражающие угрозы и слабые места данных видов деятельности, однако, еще один важный аспект, который необходимо учитывать это – выгода, которую они приносят. Это и занятость и экономическую дивиденды для тех, кто в них участвует. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень зарплат на неформальных шахтах гораздо выше официального. Более того, они вносят свой вклад в национальное производство угля, снижая, таким образом, чистое производство/ дефицита импорта. Переработку породных отвалов можно рассматривать как действия, направленные на их удаление (учитывая тот факт, что отвалы занимают земли и потенциально могут стать объектом горения), что само по себе является формой восстановительных работ. В свете всего сказанного, изучение этих возможностей с целью их внедрения в формальную экономику является целесообразным.



Восстановление растительного покрова и восстановление породных отвалов

В ходе миссий в Донецкую область было обнаружено, что существующее планирование и цели (экологического) восстановления и снижения рисков являются неадекватными. Более того, методы разработки и применения существенно отличаются от тех, которые применяются в ведущих странах горнодобывающей промышленности, что приводит к менее значимым результатам. В связи с этим необходимо отметить, что на Украине новые подходы могут сыграть важную роль для достижения существенного улучшения ситуации. Подразумевается, что первоочередные темы, которые должны быть рассмотрены, включают: создание форм рельефа, переформирование породных отвалов, методы предотвращения возгорания отвалов, методы тушения пожаров, управление кислото- и солесодержащими отходами, верхний слой почвы, изменение состава почв, регулирование стоков, методы восстановления растительного покрова и учет конечного использования земель.



Информация о шахтных объектах

Критическим элементом для улучшения ситуации во всех сферах, упомянутых выше, является доступ к современным знаниям, характеризующим шахтные объекты. Такая информация очень важна для оценки рисков, эксплуатации и закрытия шахт. Данное исследование определило, что эффективное применение компьютеризированных географических информационных систем (ГИС) может быть неоценимо важным для управления подобной информацией на Украине. Несмотря на то, что многие данные существуют, все они разбросаны по разным организациям, и лишь небольшая их часть представлена в цифровом формате. Также было выявлено, что сбор многих данных просто не осуществлялся.

Вопрос сбора и централизации информации без сомнения является огромной задачей, но исследование показывает, что такой процесс необходимо начинать так как он является приоритетным для эффективного уменьшения рисков. Ввиду большого количества территорий и объектов, оказывающих существенное влияние на состояние окружающей среды, основной задачей менеджеров по сбору данных будет определение приоритетов среди рисков. В главах 4 и 5 представлена подробная информация о том, как начать реализацию этого процесса.

Вопрос сбора и наличия данных очень тесно связан с вопросом собственности и обязательств, который был вкратце рассмотрен выше. Точная актуальная информация по таким параметрам является жизненно необходимой для проведения всех работ по закрытию шахт и снижению рисков. Поэтому это должно стать ключевым компонентом любой системы управления данными.



Заключительные комментарии и общие рекомендации

В заключении представлено несколько рекомендации относительно будущей деятельности.



1. Адаптация и применение необходимых концепций по лучшим практикам горнодобывающей промышленности и лучшим практикам интегрированного управления жизненным циклом шахт в контексте Украины.

В ходе исследования было установлено, что существует огромная разница между практиками, которые применяются на Украине и «лучшими практиками». Тем не менее, сомнительно, что практики можно просто переместить в другую страну. Многие технические, а также большинство социально-экономических условий Украины не имеют прямых аналогов. Таким образом, существует очевидная потребность по адаптации и применению лучшей практики на Украине.

Совместная работа внешних зарубежных представителей, обладающих значительным опытом по внедрению лучших практик, и украинских компаний и структур для внедрения лучшей практики эксплуатации и закрытия является более чем логичной.

2. Изучение наличия и полноты отражения «лучшей практики» в украинском законодательстве по вопросам закрытия шахтных объектов и эффективность выполнения существующего законодательства.

В ходе данной работы были получены значимые свидетельства того, что практика и законодательные рамки Украины не поддерживают «лучшую практику». По-видимому, необходимо проанализировать национальные положения с точки зрения «лучшей практики» в данной сфере и определить те, которые представлены, и те, которые отсутствуют. Законодательная база по вопросам собственности и обязательств, является критической для подобного рода анализа. Более того, в ходе данного исследования было выявлено, что существующие правила и положения не выполняются должным образом. Прежде всего, стоит обратить внимание на выполнение требований, связанных со здоровьем, безопасностью и состоянием окружающей среды.



3. Разработка предложений по улучшению отдельных политических мер

В ходе данного исследования было определено несколько направлений, которые требуют значительной доработки и усовершенствования (например, определение собственника объектов, определение и распределение обязательств, изучение финансовых гарантий и бондовых схем для новых шахтных объектов, пр). Однако, на данном этапе начало этой работы является преждевременным, так как ему должна предшествовать реализация предыдущих двух направлений. Необходимо наработать достаточный потенциал, чтобы слабые стороны различный политик стали очевидными.

В заключении данной главы хотелось бы подчеркнуть, что в ходе выполнения этой работы были обнаружены значительные риски. Однако, также был сделан вывод о том, что структурированный подход к документации и анализу рисков может помочь в определении приоритетов деятельности для их снижения.

Благодарность

Разработка данного документа проводилась в рамках программы «Окружающая среда и безопасность» ENVSEC 2. Таким образом, документ был написан под руководством партнеров программы, включая программу организации объединенных наций по окружающей среде (ЮНЕП), Программу развития ООН, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейскую экономическую комиссию для Европы ООН, Региональный экологический центр (РЭЦ) для Центральной и Восточной Европы и НАТО, в качестве ассоциативного партнера.

От имени вышеперечисленных организаций этот отчет был подготовлен Филиппом Пек (специалистом горнодобывающей отрасли) и Еленой Сантер-Велигош (специалист программы по развитию потенциала) ЮНЕП/Грид-Арендал.

Любые ошибки и/или упущения данного документа произошли по вине авторов.



Содержание

Список рисунков

Список таблиц


1 Введение 19

1.1 Закрытие шахт и рекультивация земель: растущие ожидания 22

1.2 Некоторые основные экологические и социальные проблемы Донбасса. 23

1.3 Осознание рисков, связанных с закрытием шахт для управления процессом закрытия 28



2 Классификация рисков 32

2.1 Экологические риски 32

2.2 Риски, связанные со здоровьем и безопасностью 37

2.3 Социальные риски 39

2.4 Риски, связанные с конечным использованием земель 43

2.5 Законодательные и финансовые риски 45

2.6 Технические риски 49

3 Новые тенденции на пути к лучшей экологической практике в горнодобывающей отрасли 52

3.1 Финансовое поручительство для закрытия шахт и проведения восстановительных работ 53

3.2 Севесо II 66

3.3 Директива ЕС по обращению с отходами добывающих отраслей промышленности 69

3.4 Экваториальные принципы 73

3.5 Руководящие принципы для прямых иностранных инвестиций в опасные виды деятельности 75

3.6 Финансовые преграды: реальные и мнимые 76

4 Шахтные породные отвалы: ключевая проблема при закрытии шахт в Донбассе 80

4.1 Аспекты окружающей среды, имеющие отношение к угольным породным отвалам, действия, совмещенные с ними и прилегающие объекты. 80

4.2 Потребности в информации для оценки рисков, связанных с угольными отвалами. 81

5 Риски: определение приоритетов 85

5.1 Определение и управление производственными рисками 85

5.2 Урановый рудник: пример оценки степени риска при закрытии 88

6 Примеры хорошей практики 93

6.1 Пример из практики 1: признание, предотвращение и управление процессами саморазогревания угольных породных отвалах 95

6.2 Пример из практики 2: «Прививка» поверхностного слоя почвы предотвращает саморазогревание 98

6.3 Пример из практики 3:Поэтапное восстановление растительности и охрана водных объектов 101

6.4 Пример из практики 4: Чеково-бороздовая обработка почвы– альтернатива методу «окапывание по контуру» 104

6.5 Пример из практики 5: Инновационные методы восстановления растительности 106

6.6 Пример из практики 6: Компьютерные программы, используемые при планировании разработки и восстановлении шахты. 110

6.7 Пример из практики 7: Система автоматизированного проектирования для восстановления шахт 113



7 Заключительное обсуждение и рекомендации 118

7.1 Краткое резюме 119

7.2 Ключевые аспекты закрытия и оценки рисков, возникающих в результате закрытия 121

7.3 Заключительные комментарии и общие рекомендации 127

Словарь терминов горного дела 130

Приложение А – Кислотно-основной учет; ссылки 139

Приложение В: Предварительное предложение по методикам проведения полевого исследования для оценки угольных породных отвалов Донбасса 140

Приложение С. Отчет украинского партнера компании «Углемаш» 143

Содержание 145

Введение 146



1. Существующая ситуация 148

2. Природоохранные мероприятия (рекультивация) 152

Горнотехнический этап 152

Биологический этап 153

3. Использование вмещающих пород отвалов 159

Список использованных источников 171

Приложение D: Список породных отвалов (ДОнуглереструктуризация) 172

Приложение Е. Руководящие принципы в случае прямых иностранных инвестиций в опасные виды деятельности 193



Библиография 202

Список рисунков

Рисунок 5 1 Расчет рисков с использование матрицы рисков (по Томпсону, 1999). 86

Рисунок 5 2 Матрица оценки рисков при закрытии шахты (Лоренс, 2006) 87

Рисунок 5 3 Пример применения модели по оценке рисков при закрытии на примере австралийского рудника (Лоренс, 2006) 92

Рисунок 6 4 Окончательное восстановительное покрытие (слой) угольного породного отвала 96

Рисунок 6 5 Изменение формы отвала – угольные отвал 98

Рисунок 6 6 Породные отвалы до восстановления 99

Рисунок 6 7 Формирование угла откосов и нанесение поверхностного слоя почвы при помощи канатно-скребкового экскаватора 101

Рисунок 6 8 Возникновение растительности на отвале 101

Рисунок 6 9 Вид восстановленных земель 105

Рисунок 6 10 Территория до восстановления 108

Рисунок 6 11 Объект 3-4 года спустя после начала восстановительных работ 109

Рисунок 6 12 Развитие растительности на бывшем карьере 109

Рисунок 6 13 Общая схема объектов, Набарлек майн 109

Рисунок 6 14 Набарлек: дизайн (по Рили, 1994) 110

Рисунок 6 15 Набарлек: воссоздание с указанием окончательного рельефа (по Рили, 1994) 110

Рисунок 6 16 Оператор проектирования шахты КАД 111

Рисунок 6 17Пример компьютерного проектирования трехмерной модели прелагаемого шахтного объекта 115

Список таблиц

Таблица 2 1 Классификация экологических рисков (по Лоренсу, 2006) 33

Таблица 2 2 Классификация рисков, связанных со здоровьем и безопасностью 37

Таблица 2 3 Классификация социальных рисков 39

Таблица 2 4 Классификация рисков, связанных с конечным использованием земель 43

Таблица 2 5 Классификация законодательных и финансовых рисков. 46

Таблица 2 6 Классификация технических рисков 49

Таблица 3 7 преимущества и недостатки финансовых гарантий посредством выдачи облигаций/бонодов 59

Таблица 3 8 Руководство по рамочной политике s. 62

Таблица 4 9 Ориентировочный список проблем окружающей среды: угольные породные отвалы Донбасса. 80

Таблица 4 10 Примерный список необходимой информации и потенциальные методы ее сбора для оценки степени рисков породных отвалов 83




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница