Оциализация личности младшего школьника через взаимодействие семьи и школы



Скачать 52,91 Kb.
Дата23.10.2016
Размер52,91 Kb.
Cоциализация личности младшего школьника через взаимодействие семьи и школы.

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории

Чичулиной И.А.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Это требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентноспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Для образования становится приоритетным формирование личности, чувствующей многомерность человеческого пространства.
Социализация личности в школе начинается с младшего школьного возраста. Поэтому, в условиях внедрения ФГОС второго поколения, к каждому учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. А ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Татарский просветитель Р.Фахреддин писал : « Самое ценное и дорогое в деятельности педагога – это, возможно, не дать готовые знания, а заложить поисковое зерно, научить ребенка находить то, что ищет, показать пути их поиска ». В современной школе ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.

Основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, является семья, образовательное учреждение, учреждения дополнительного образования: спортивные, музыкальные, художественные, театральные школы и кружки. Воспитанность человека характеризуется различными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе, и любая личность обязана действовать по правилам, принятым в обществе, в стране.

Работа педагогов школы в направлении социализации детей помогает им:


  1. приобретать четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

  2. учиться чувствовать и понимать других людей;

  3. приобщаться к таким общественным ценностям, как честность, доброта, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, любознательность, красота, здоровье, счастье как условие полноценного духовно-нравственного развития человека и видеть  ценность всего живущего на Земле.

Следование этим нормам и правилам может служить критерием социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Перечисленные социальные качества развиваются у наших учеников как в процессе учебной деятельности, так и во внеурочной деятельности.

Реализуя ФГОС НОО в учебной деятельности на уроках окружающего мира я применяю компоненты по формированию информационной культуры личности, а именно информационное культуротворчество через википроекты.

Википроект — веб-сайт, работающий на технологии вики , который развивается за счет коллективного труда сообщества авторов.

Вики-проект — это группа людей, которые хотят работать вместе как команда.

В программе по окружающему миру (2 класс) есть учебный блок «Земля - наш общий дом», в котором 8 уроков посвящены изучению природных зон; и учебный блок из 8 уроков «Путешествие тучки по миру».

Основными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих умений:

Познавательные ууд:



  1. Ориентироваться в своей системе знанийпонимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.

  2. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

  4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Предметные результаты:

  1. Уметь объяснять мир – называть основные природные зоны и их особенности

  2. Уметь определять своё отношение к миру:

  • Оценивать правильность поведения людей в природе

  • Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

Передо мной встал вопрос: каким образом при минимальном материале учебника добиться таких результатов?

Ответ: Через вики-проекты. Это довольно трудоемкая работа: научить ребят создавать свои страницы. Но результат говорит сам за себя:

1 проект «Природная зональность» 47 учащихся во 2а и 2в. Приняли участие 37 учащихся, из них 29 создали более 4 страниц.

Обобщающий урок по теме «Природная зональность» записывался на камеру завучем Никоновой Е.Л.

Результаты контрольной работы по теме:

писало – 39 человек

«5» - 14 , «4» - 20 , «3» - 5

2 проект «Путешествие тучки по миру». Принимают участие 46 учащихся. (1 не принимает по состоянию здоровья). Тема только началась, результаты будут в мае.

Такой вид работы с учащимися одобрили и родители. На родительских собраниях они отметили, что у детей проявился огромный интерес к предмету, они активно развиваются, да и родители узнают много нового.

Всероссийский конкурс чтецов «Литература сегодня» проводится в рамках года литературы в России, с 15 января по май 2015года.

Основная образовательная задача этого конкурса – предоставить возможность маленьким читателям познакомиться с современной поэзией и прозой, проявить свои творческие способности, в конкурсе принимают участие школьники с 1 по 6 класс.

Конкурс чтецов «Литература сегодня» - социальный проект:



  1. В конкурсе принимают участие школьники из общеобразовательных школ, а также дети с ограниченными возможностями. Выбранный формат конкурса представляет равные условия для участия детям вне зависимости от речевых ограничений

  2. Учащиеся принимают участие вне зависимости от своего географического положения

  3. Участники самостоятельно выбирают линию конкурса: исполнительскую или проектную, или обе линии

  4. Доступность всех материалов при голосовании, честное голосование (фамилия участника, название и статус школ скрыты)

  5. Фестивальная линия: взрослые читают в поддержку участника - ребенка

  6. В рамках проведения конкурса проводятся встречи с писателями и поэтами бесплатно

В этом конкурсе наша школа представлена и в исполнительской линии и проектной. В поддержке участников приняли участие не только учителя начальной школы, но и среднего звена, а также сотрудники библиотеки. Фестивальная линия от нашей школы представлена 41 видеороликом с исполнением стихотворений современных поэтов.



Проектная линия представлена в следующих номинациях:

  1. Поэтический календарь

  2. Иллюстрирование стихотворения

Данный конкурс хорошо иллюстрирует взаимосвязь школы и семьи.

Родители – участник конкурса – классный руководитель – учителя и сотрудники библиотеки- учащиеся школы при голосовании

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница