Оформление сестринской профессии, прежде всего



Скачать 57,87 Kb.
Дата25.10.2016
Размер57,87 Kb.
Оформление сестринской профессии, прежде всего, связано с именем английской медсестры Ф. Найтингейл (1820-1910). Она написала книгу «Заметки об уходе за больными» (1859), открыла (1860) первую школу по подготовке медсестер, предложила первую модель сестринского дела. «Сестринское дело – это не только выдача лекарств и выполнение манипуляций, но и действие по использованию окружающей среды пациента в целях содействия его выздоровлению, обеспечение свежего воздуха, света, тепла, чистоты, питания, покоя; понимание личности и индивидуальности больного».

В 1909 г. в США впервые начата университетская подготовка медсестер. В 1919 г. – в Канаде, в 1935 г. – в Бельгии (впервые в Европе), в 1972 г. – в Польше. В 1975 году начато университетское образование медсестер в Швеции, а спустя два года (1977 г.) сестринское дело стало преподаваться на медицинском факультете при подготовке врачей. В Швеции в настоящее время многопрофильные больницы возглавляют медсестры.

Сестринское дело - это действие (часть системы здравоохранения), это искусство (философия), это наука, это образование. Из множества дефиниций сестринского дела приведем некоторые.

Сестринское дело (эксперты ВОЗ, 1960-е гг.) – это практика человеческих взаимоотношений, а медсестра должна уметь распознавать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, на основе индивидуального подхода.

Сестринское дело (амер. медсестра Верджиния Хендерсон, 1964) - оказание помощи человеку, здоровому или больному (либо группам людей), в выполнении действий, важных для сохранения или восстановления здоровья (или обеспечения спокойной смерти), которые можно исполнить самостоятельно, обладая необходимыми силами, знаниями, волей.

Сестринское дело (медсестра Дорота Орем, 1971) – помощь человеку в саморегулировании, когда он по каким-то причинам это не может делать.

Сестринское дело (Международный Совет сестер, 1987) – является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболевания, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Эта помощь оказывается медсестрой в лечебных учреждениях, на дому и везде, где есть в ней потребность.

Призвание медсестры (ВОЗ, 1996) заключается в том, чтобы оказывать отдельному человеку, больному или здоровому, помощь во всем, что способствует здоровью или его восстановлению (либо наступлению безболезненной кончины); и с чем человек мог бы справиться без посторонней помощи, если бы он был достаточно крепок, целеустремлен или информирован, и делать это таким образом, чтобы помочь ему как можно скорее вновь обрести самостоятельность.

В 1955 г. Лидия Холл (США) впервые ввела термин сестринский процесс (как научно-обоснованный метод сестринской помощи, включающий сестринское обследование, сестринскую диагностику, план, реализацию и оценку сестринских вмешательств). В 1973 г. в США правовое закрепление получило понятие сестринский диагноз (сестринская проблема). В 1986 г. предложена первая классификация сестринских диагнозов. Перечень сестринских диагнозов, утвержденный Американской ассоциацией медсестер, включает 114 наименований. Документирование сестринского процесса - это ведение сестринской истории болезни.

Модели сестринского дела - систематически построенный, научно-обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики. В 1966 г. американская медсестра В. Хендерсон предложила первую современную модель сестринского дела - модель потребностей. В 1960-х гг. в США появились первые докторантуры по сестринскому делу, фактически организационное оформление получила сестринская наука. В 1973 г. в США создана Национальная академия сестринских наук, а в 1985 г. в рамках Национального института здравоохранения создан Национальный центр сестринских исследований.

В 1966 г. эксперты ВОЗ высказались, что медсестры должны развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических и организационных принципах, что дают университеты.

В 1977 г. Международная организация труда приняла конвенцию «О сестринском персонале», которая подтвердила необходимость высшего сестринского образования, ориентированного на подготовку педагогических, управленческих и исследовательских кадров. В 1979 г. Конвенция ратифицирована СССР. В 1989 г. Всесоюзное совещание по подготовке медсестер приняло решение об организации высшего сестринского образования.

В начале XXI века в США подготовка медсестер проходит следующие этапы: первый – двухгодичный колледж, затем – четырехгодичный колледж. Шестилетнее образование позволяет получить титул магистра. Продолжившие обучение до восьми лет получают титул доктора медицины. Медсестры разделены на три уровня: первый – сертифицированный помощник медсестры; второй – лицензированная медсестра; третий – регистрированная медсестра. Каждые пять лет работы следует выдержать экзамен на сертификацию. К этому экзамену допускаются те медсестры, которые за пятилетний срок набрали 125 кредитов (начисляются за цик­лы учебы, участие в конференциях). Медсестры имеют право на частичную практику. Среди медсестер пари­тет мужчин и женщин.

Подобная система подготовки медсестер в Канаде. Первый уровень - ассистенты медсестер, обучение длится шесть месяцев. Второй уровень - лицензирование медсестры (длительность обучения 1,5 года). Третий уровень - регистрированные медсестры (срок обучения до 4 лет). В стационаре на одну медсестру приходится восемь пациентов. Стационар долговременного ухода (на 50-60 больных) возглавляет регистрированная медсе­стра, под ее руководством работают 4 лицензированных медсестры и 6 помощников (санитарок).

В Польше в университетах (и не только медицинских) срок обучения медсестер, обычно, составляет 4 года, дополнительно 1 год – магистратура. Титул магистра сестринского дела дает право дальнейшего карьерного роста и более высокой оплаты труда в больницах, консультациях. Кроме того, подготовку медсестер осуществляют высшие школы, причем зачастую – немедицинские (срок обучения 3 плюс 2).

В Литве, по образцу Евросоюза, подготовка медсестер осуществляется в университетах, срок обуче­ния 4года плюс 2 года магистратура.

Предполагается, что в странах Евросоюза право выполнения сестринской профессии будут иметь только лица с университетским сестринским образованием. К тому же, в XXI веке девиз ЮНЕСКО всем профессиям высшее образование.

В Европейских странах, не являющихся членами Евросоюза (Швейцария), образование медсестер складывается: 3 года - бакалавр (не обязательно на базе университета) и 2 года - магистр (в университете).

В России университетское образование медсестры получают с 1991 г. (Москва, Самара). Если в 1991 г. - было 2, то в 2006 г. - 34 сестринских факультета. Преимущественно набор составляет по 25-30 че­ловек, но около 10 факультетов набирает ежегодно до 100 человек. Практиковалась (1992) не получившая признания вечерняя форма обучения. В1996 г. открыта заочная форма обучения. В 2003 г. на ней занималось до 70% всех студентов, притом, что до 80% на заочной форме составляет коммерческий набор. К 2003 г. в России подготовлено более 2,5 тыс. новых специалистов. Выпускникам факультета присваивается квалифи­кация «менеджер сестринского дела». Приказом МЗ РФ № 209 от 25 июня 2002 г. введена специальность «управление сестринской деятельностью», в связи с чем, внесены изменения в приказ МЗ РФ № 337 от 27 августа 1999г. О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. При­каз МЗ РФ № 267 от 16 августа 2002г. определил перечень должностей в учреждениях здравоохранения для специалистов с высшим сестринским образованием. А приказ МЗ РФ № 298 от 13 сентября 2002г. утвердил Положение об организации деятельности специалистов с высшим сестринским образованием.

Лица, имею­щие высшее сестринское образование, могут занимать должности:



  1. директор (заведующий) больницы сест­ринского ухода,

  2. директор (заведующий) хосписа,

  3. директор молочной кухни,

  4. заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом,

  5. главная медицинская сестра, акушерка,

  6. заведующий отделением сестрин­ского ухода,

  7. заведующий отделением медико-социальной помощи,

  8. заведующий организационно-методическим отделом (кабинетом),

  9. заведующий отделом (кабинетом) медицинской статистики,

  10. руководители и специалисты центров профилактики, центров и специализированных школ (диабета, астмашкола и др.),

  11. специалисты центров (отделений) общей врачебной практики, менеджеры по организации внебюджетной деятельности,

  12. преподаватели медицинских училищ и колледжей.

Направления деятельности сестринского персонала в РФ: управленческая (в 2004г. 20% главных мед­сестер имели высшее сестринское образование); педагогическая (преподаватели медицинских училищ и кол­леджей); организационно-статистическая (замещение должностей статистиков, методистов); лечебно-диагностическая (в том числе обеспечение интенсивного лечения); профилактическая в системе первичной медико-санитарной помощи; медико-социальная (больницы сестринского ухода, служба сестринской помощи пожилым людям и инвалидам на дому); паллиативная (хосписы).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница