Офшоры и деофшоризация экономики Возникновение мировой теневой банковской системы



страница1/2
Дата28.10.2016
Размер0,65 Mb.
  1   2


Владимир Андрианов

доктор экономических наук, профессор МГУ

директор Департамента стратегического анализа

и разработок Внешэкономбанка



Офшоры и деофшоризация экономики
Возникновение мировой теневой банковской системы
Активный процесс офшоризации глобальной экономики тесно связан с развитием мировой теневой банковской системы.

В конце прошлого столетия на европейских, американских и развивающихся рынках появилось множество финансовых организаций, которые работали как традиционные банки, но формально ими не являлись.

На деятельность финансовых структур теневого банкинга не распространялись действия национальных законов, регулирующих финансовые операции.

Используя различные финансовые и инвестиционные схемы такие финансовые институты стали играть существенную роль практически во всех сферах мировой финансовой системы.

Специалисты стали называть это явление «параллельной или теневой банковской системой», поскольку ее деятельность долгое время была выведена из-под официального контроля регуляторов.

Считается, что впервые термин «теневой банкинг» был введен в научный оборот в США бывшим управляющим портфелем активов фонда «PIMCO» Полом МакКалли и первоначально обозначал любые финансовые организации, не подпадающие под регулирование Федеральной резервной системы США.

В мировой финансовой системе под теневым банковским бизнесом понимается – кредитное посредничество с участием каких-либо учреждений, полностью или частично находящихся вне сферы регулируемой банковской системы. В современной экономике теневой банковский сектор – является фактически посредником между инвестором и заемщиком.
При этом традиционные коммерческие банки обременены частичным резервированием, постоянно находятся под угрозой инфляционных рисков, связанных с регулированием со стороны центрального банка, опасаются оттока депозитов, утраты активов, декапитализации.

Кроме того, традиционные банки имели чрезмерную зависимость от краткосрочного финансирования, как следствие, масштабные проблемы с ликвидностью во время кризисных явлений.


В современной трактовке теневая банковская система (shadow banking system) – сегмент финансового рынка, представленный небанковскими финансовыми организациями, которые заимствуют краткосрочный капитал и инвестируют его в долгосрочные активы вне контроля и надзора официальных банковских регуляторов.

Основными функциями теневой банковской системы являются - секъютеризация и посредничество.

Среди институциональных финансовых организаций и участников теневого банковского сектора можно выделить следующие:


  • хедж-фонды;

  • фонды прямых инвестиций (private equity);

  • инвестиционные банки (инвестиционные подразделения банков);

  • банковские холдинги («держатели» капиталов других банков);

  • фонды денежного рынка;

  • брокеры и дилеры фондового рынка;

  • страховые и перестраховочные компании;

  • юридические лица эмитенты ценных бумаг под секьютиризованные активы и ряд других финансовых структур.

В настоящее время теневая часть банковской системы мирового рынка финансовых услуг продолжает расти высокими темпами.
Объем мирового теневого банкинга в 2012 г. оценивался в 67 трлн долл., что составляло:

  • примерно 80% мирового ВВП (2012 г. по ППС - 84 трлн долл., по обменному курсу - 72 трлн долл.);

  • было больше совокупного ВВП стран большой двадцатки (G20);

  • было почти в 4 раза больше объема мирового экспорта товаров (2012 г. - 18 трлн долл.);

  • было в 5 раз больше объема совокупных мировых прямых зарубежных инвестиций (2012 г. - 14 трлн долл.);

  • составляло 25-30% капитализации всей мировой финансовой системы.

Проведенный анализ странового распределения объема теневого банкинга показал, что в 2012 г. на США приходилось – 23 трлн долл. (в 2 с лишним раза больше объема всех депозитов в американских банках, 9,6 трлн долл.), на Страны Евросоюза – 22 трлн долл., Великобританию – 9 трлн долл., на прочие страны – 13 трлн долл.

Высокую долю теневого банкинга имели развитые страны с долей небанковских финансовых посредников в национальной финансовой системе не более 20%. К таким странам относились - Австралия, Канада, Франция, Германия, Япония, Испания.

Кроме того, значительную долю теневого банкинга имели развивающиеся страны, у которых была высокая доля государственных банков в национальной финансовой системе. К таким странам относились - Китай, Индонезия, Россия, Саудовская Аравия.

По показателю отношения объема теневых финансовых операций к стоимости ВВП среди стран мира лидирующие позиции занимали - Гонконг (520%); Нидерланды (490%); Великобритания (370%); Швейцария (240%); Сингапур (220%).

По мнению американского экономиста Пола Кругман, нобелевского лауреата по экономике 2008 г., бурное развитие мировой теневой банковской системы являлось основной причиной последнего глобального финансово-экономического кризиса.

По его словам: - «Теневая банковская система стала причиной кризиса. Когда теневая банковская система выросла настолько, что сравнялась и даже обогнала по своей важности традиционную, политикам и правительственным чиновникам надо было понять, что мы заново создали разновидность финансовой уязвимости, вроде той, которая сделала возможным появление Великой депрессии».

В докладе Совета по финансовой стабильности, созданном ведущими промышленно развитыми странами как институциональный ответ на мировой финансово-экономический кризис, отмечалось, что - «Беспрецедентный объем теневой банковской системы сам по себе может стать источником системных рисков для мировой экономики и вызвать преувеличенную реакцию со стороны глобальных рынков в случае резкого снижения ликвидности.

Мы полагаем, что необходимо постоянное проведение адекватного мониторинга и создание формы определенного регулирования теневой банковской системы.

Эти действия должны помочь хотя бы частично снизить риски на фоне того гигантского объема теневой банковской системы, который продолжает расти».
Теневой банкинг в России и отток капитала
По оценкам экспертов Банка России в 2013 г. доля теневого банкинга от оборотов и активов традиционного банковского сектора в стране оценивалась в 25-30%.

Таким образом, в обороте теневого финансового сектора России находилось около 12-14 трлн рублей (380-440 млрд долл.).

Следует отметить, что после мирового финансово-экономического кризиса в экономике России сохранилась тенденция роста масштаба «бегства капитала».

Как показывает мировой опыт, данное негативное явление возникает и прогрессирует в тех странах, где существуют:



  • запредельный уровень коррупции в государственном и корпоративном секторах;

  • галопирующая инфляция;

  • отсутствие надежного законодательного и административного механизма защиты прав инвесторов;

  • высокие риски девальвации национальной валюты;

  • высокая валотильность фондового рынка;

  • политическая нестабильность;

  • высокие издержки по уплате налогов, организации и поддержания бизнеса и др.

_____________________



Аргументы и факты on-line, 14 апреля 2009 г . http://www.aif.ru/money/article/26123

FSB Global Shadow Banking Monitoring Report 2012
За последние двадцать лет (1994-2014гг.) накопленный объем оттока капитала из России, рассчитанный как отрицательное сальдо операций с капиталом и финансовыми инструментами составил 547 млрд долл.
Таблица 1

Динамика баланса оттока капитала из экономики России

(млрд долл.)



Годы

Всего

В том числе

Банками

Прочими секторами

1994

-14,4

-2,0

-12,4

1995

-3,9

6,8

-10,7

1996

-23,8

1,3

-25,1

1997

-18,2

7,6

-25,8

1998

-21,7

-6,0

-15,7

1999

-20,8

-4,3

-16,5

2000

-24,8

-2,0

-22,8

2001

-15,0

1,3

-16,3

2002

-8,1

2,5

-10,6

2003

-1,9

10,3

-12,2

2004

-8,9

3,5

-12,4

2005

-0,3

5,9

-6,2

2006

43,7

27,5

16,2

2007

87,8

45,8

42,0

2008

-133,6

-55,2

-78,4

2009

-57,5

-32,2

-25,3

2010

-30,8

15,9

-46,7

2011

-81,4

-23,9

-57,5

2012

-53,9

18,5

-72,4

2013

-59,7

-7,6

-52,1

2014*

-100,0







Итого

-547,2








* Оценка Минэкономразвития

Источник: Банк России
Приведенные данные показывают, что за весь период так называемых рыночных реформ положительный баланс притока капитала в Россию был зафиксирован только в 2006 и 2007 годах.

Финансовый кризис в России в 1998 г., дефолт по финансовым обязательствам страны подстегнул «бегство капитала» за рубеж. Только за 9 месяцев 1998 г. со счетов коммерческих российских банков в офшорных зонах было списано 58,1 млрд долл.

В острой фазе мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. из России было вывезено рекордное количество капитала – почти 134 млрд долл. В том числе через офшорные зоны и офшорные коммерческие банки почти 57 млрд долл.

По официальным данным Банка России в 2013 г. чистый отток капитала из России составил около 60 млрд руб.

За первый квартал 2014 года чистый оттока капитала из России составил 64 млрд долл., что было больше показателя за весь прошлый год. Масштаб оттока превысил все имевшиеся прогнозы экспертов.

В связи с введением экономических санкций промышленно развитых государств в отношении России, после возвращения Крыма в состав Российской Федерации, отток капитала из страны по итогам 2014 г., по оценкам экспертов может составить примерно 100 млрд руб.

Отток капитала является негативным фактором в процессе радикальных экономических преобразований.

«Бегство капитала» из России лишает страну важного источника накопления капитала, который мог бы быть инвестирован в модернизацию экономики и процесс социально-экономического возрождения России на инновационной основе.


«Сомнительные» операции
Следует отметить, что в динамике баланса оттока капитала из экономики России с начала так называемых экономических реформ сохранялась достаточно высокая доля «сомнительных» операций.

По методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами к таким операциям, как правило, относят:



  • стоимость товаров и услуг, оплаченных, но не полученных по импортным контрактам;

  • суммы денежных переводов за границу по фиктивным операциям с ценными бумагами, кредитами и др.;

  • не полученная в срок экспортная выручка от продажи товаров и услуг за границу и др.

На протяжении последних двадцати лет объем «сомнительных» операций в России растет значительными темпами. В частности, если за период с 1994 по 2001 гг. объем таких транзакций составил 42 млрд долл., то за период с 2001 по 2012 г. их совокупный объем увеличился в 9 раз и составлял уже 341 млрд долл.
Своего пика почти в 51 млрд долл. объем сомнительных операций достиг в 2008 г. в период острой фазы мирового финансового кризиса. Доля таких операций в общем оттоке капитала составила 38%.

Объем «сомнительных» операций в 2013 г. по данным Банка России составил 27,1 млрд долл.

В последние пять лет доля «сомнительных» операций в ВВП России сохранялась на уровне примерно 2% - 2,5% .

Значительная часть «сомнительных» транзакций осуществлялась через схемы фиктивного импорта.

В частности, только в 2012 г. стоимость оплаченных, но не полученных товаров и услуг по импортным контрактам в торговле с Белоруссией составила 15 млрд долл., в торговле с Казахстаном – 10 млрд долл.

Больше половины объема «сомнительных» операций осуществлялась через фирмы-однодневки и фирмы, прямо или косвенно связанные друг с другом платежными отношениями.

Главный резон использования фирм-однодневок и офшорных центров при сомнительных операциях – это не налоговая оптимизация, а сокрытие бенефициаров данных операций.

Рисунок 1 Динамика объема изменения доли сомнительных операций в общем оттоке капитала*.


* По методологии Банка России, разработанной в соответствии с международными стандартами.

Источник: Банк России
Как говорят сами банкиры, если в банк принесут чемодан денег, то такого клиента, конечно, обслуживать не будут. Но если он принесет 10 чемоданов денег, то всегда возможны варианты, от которых трудно отказаться даже крупным солидным банкам.

По словам бывшего Председателя Банка России С. Игнатьева: «Создается впечатление, что незаконные финансовые операции контролируются одной хорошо организованной группой лиц».

По мнению С. Игнатьева, по всей видимости, незаконные финансовые операции связаны:


  • с оплатой поставок наркотиков;

  • финансированием серого импорта;

  • взятки и откаты чиновникам;

  • взятки менеджерам, осуществляющим закупки в крупных частных компаниях;

  • реализация схем по уклонению от уплаты налогов и др.

При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов этих лиц, а также выгодоприобретателей сомнительных операций можно найти, высказал уверенность бывший глава Банка России и ушел в отставку.

Таким образом, можно констатировать, что высокая доля нелегального оттока капитала из России непосредственно связана с высоким уровнем коррупции в государственном и корпоративном секторе.

В результате «сомнительных» операций бюджетная система только в 2012 г. недополучила порядка 450 млрд рублей. По оценкам экспертов, объем сомнительных операций сопоставим с объемом всех федеральных расходов бюджета России в 2012 г. на образование – 604 млрд руб. или здравоохранение – 614 млрд руб.
Мировые офшорные центры
Значительная часть теневых финансов, как правило, традиционно концентрируется в офшорных зонах.

Среди специалистов в сфере международных финансов есть такая шутка: «Самым известным зданием в мире финансов является не Нью-Йорская или Лондонская фондовые биржи, а Аглэнд Хаус, скромное пятиэтажное офисное здание на Большом Каймане».

Будучи кандидатом в президенты Барак Обама, выступая 5 января 2008 г. в г. Манчестер, штат Нью-Гэмпшир, сказал: «На Каймановых островах есть здание, в котором располагаются 12 тыс. американских корпораций. Это или самое просторное здание в мире, или самое большое мошенничество в мире. И мы выясним, что это такое».

Несмотря на решимость тогдашнего кандидата в президенты США, которая, кстати, с приходом его к власти не поколебалась, с Аглэнд Хаусом до конца разобраться даже одному из самых влиятельных людей на планете так и не удалось.


Офшорные зоны - понятие и определения

В русский язык термин «офшорный», «офшор» пришел из английского языка, где «off-shore» буквально означает «вне берега», «в открытом море», «изолированный».

В современной экономической литературе этим термином обозначают одну из разновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности, обеспечивающую эффективные методы оптимизации налогового планирования и минимизации налоговых выплат.

Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения местные компании, принадлежащие нерезидентам.

Термин «офшор» впервые появился в публичной сфере в одной из американских газет на восточном побережье США в конце 50-х прошлого столетия.

Речь шла о финансовой организации, переместившей свою деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на зарубежную территорию с благоприятным налоговым климатом.

В настоящее время в научной литературе, в докладах международных организаций, используются такие термины как – «офшор», «офшорная зона», «офшорная юрисдикция», «офшорный бизнес», «офшорный финансовый центр», «налоговая гавань», «налоговый рай», «налоговый оазис» и др.

Наиболее универсальным, кратким и часто употребляющимся термином стал – «офшор».

К «офшорам» относят страны (юрисдикции), которые законодательно обеспечивают:


  • возможность существенно снизить налоговые и другие платежи;

  • комфортную правовую среду для организации и ведения бизнеса, включая упрощенные условия административного и финансового надзора;

  • возможность анонимно проводить финансовые операции и скрывать конечных выгодополучателей (реальных бенефициаров) офшорных компаний.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (пункт 3 статьи 284) – «Офшорными зонами в целях налогообложения признаются государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций».

Перечень таких государств и территорий был утвержден приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. №108н (41 юрисдикция).

Есть также подобный список офшорных зон для межбанковских отношений, утвержденный Указанием ЦБР от 7 августа 2003 г. N 1317-У (54 юрисдикции).


Мировые офшорные зоны – история создания
Развитие офшорных зон как территорий национальных государств с особым статусом ведения хозяйственных дел, благоприятных в налоговом отношении, традиционно сопровождало развитие мировой торговли и предпринимательства.

В частности, еще финикийские и греческие купцы в XIV веке пытались избежать импортно-экспортных сборов, которые взимали в то время с торговцев официальные власти Афин.

Столица первого Афинского морского союза — остров Делос — был центром свободной торговли. Другие соседние с материком острова также представляли собой убежища для безналоговой торговли.

Английские купцы в XV веке предпочитали продавать свою шерсть во Фландрии — процветающем в то время международном коммерческом центре, а не у себя на родине с высокими уже тогда налогами и пошлинами.

В качестве прототипов офшорных зон в XVII веке выступали также итальянские города Ливорно и Триест, а также хорватский город Шибеник.

Первым историческим прецедентом «налогового убежища» в Европе многие специалисты считают г. Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, спонтанно ставший таковым после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населенным пунктом.

В отличие от Монако, Андорры, Джерси, Гернси и Сарка, Кампионе д’Италия – не «юридический», а «фактический» налоговый рай. Живя доходами от казино, администрация города не требует от своих иностранных резидентов декларировать доходы.

Город и сейчас представляет собой итальянский анклав на территории Швейцарии. Многие называют его итальянским Монако.

Первую модель юрисдикции, основанной на сохранении финансовой секретности, как разновидность офшорной зоны, разработала Швейцария.

В XVIII в. городской Совет Женевы принял специальный закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без официального разрешения на это Городского Совета.

Принятие указанного закона на долгие годы превратило Швейцарию в страну, хранящую банковскую тайну, в убежище для иностранного капитала и мировой центр хранения финансовых ресурсов богатейших людей мира.

История уклонения от уплаты налогов в США началась также в XVIII веке. В частности, для уклонения от уплаты импортного налога, налагаемого Англией, американские колонисты и торговцы перемещали и направляли свои торговые потоки через страны Латинской Америки.

В тот период бурное развитие мореплавания способствовало созданию и распространению в мире налоговых гаваней. В XVIII веке появились зоны свободной торговли в Гибралтаре и Бангкоке.


Следует отметить, что первоначально офшорный вид бизнеса был связан с использованием «гавани удобного флота», который потом распространился на сферу финансов, и предоставлением различного рода налоговых услуг.

Британские моряки для прорыва существовавших в то время морских блокад эмбарго и запретов для торговых операций нелегально поднимали на своих кораблях флаги других стран, чтобы преодолеть эти ограничения и благополучно войти в запретные порты назначения.

Затем реальные выгоды от возможной смены флага были по достоинству оценены во времена существования «сухого закона» в США и многочисленных официальных ограничений в европейском мореплавании между двумя мировыми войнами.

В 1925 г. Панама первой среди многочисленных стран «удобного флага» ввела льготный режим приписки судов и льготного налогообложения фрахтовых операций в открытом море.

В 1948 г. ее примеру последовала Либерия, а позднее и многие другие страны.
Следует отметить, что идея офшорного бизнеса и ее институциональное развитие опиралось в основном на судебные прецеденты британского права и решений судов по вопросам налогообложения иностранных резидентов.

Поэтому юридические основы современной практики офшорного бизнеса были разработаны при непосредственном участии британских юристов, банкиров, страховщиков и судовладельцев.

Поэтому первоначально «налоговые гавани» создавались в Великобритании и в бывших ее колониальных владениях.

В 30-е гг. прошлого столетия возникли офшорные юрисдикции на территории Люксембурга и Нидерландских Антильских островов.


В послевоенный период количество офшорных центров в мире исчислялось единицами. Особую роль в стимулировании развития офшорных зон сыграла необходимость «отмывания» денег, «запачканных» в период Второй мировой войны.

Многие крупные компании, занимавшиеся во время войны махинациями в области финансирования разведывательных, карательных и прочих операций, выполнявшие огромные военные заказы, были вынуждены скрывать свои доходы.

Те капиталы, которые заработали немецкие компании на государственных заказах Третьего рейха не исчезли, а, наоборот, многократно приумножались и должны были быть легализованы.

Кроме того, после окончания войны многие правительства для преодоления ее катастрофических последствий стали пересматривать свое налоговое законодательство в сторону увеличения налогового бремени на компании и физических лиц.

Очевидно, что многие промышленные компании не были готовы платить ощутимую долю своей прибыли в виде налогов. В частности, налоговые платежи в Великобритании в 60-е годы прошлого столетия доходили до 80-90% от доходов.

Английские налогоплательщики стремились минимизировать свои налоговые платежи. Это дало толчок в экономическом развитии множеству бывших английских колоний и зависимых территорий.

При этом Министерство иностранных дел Великобритании официально рекомендовало островам Тюркс и Кайкос превратиться в налоговый рай, чтобы привлечь капитал и обеспечить себе быстрый экономический рост.

Путем негласных договоренностей, законодательство этих стран было реформировано с целью максимальной либеризации налогового бремени и валютного контроля для крупных компаний и физических лиц.

Значительный импульс развитию и диверсификации офшорного бизнеса придало формирование и бурный рост в послевоенный период транснациональных корпораций (ТНК).

Этот процесс сопровождался динамичным развитием научно-технической революции, образованием международных рынков ссудных и производительных капиталов.

Даже период холодной войны сыграл на руку распространению этого вида бизнеса. В рамках противостояния двух великих держав СССР и США американцам для создания новых военных баз требовались как раз территории стран Карибского и Тихоокеанского бассейнов.

Так была автоматически решена задача охраны офшорных зон, в которых со временем скапливалось огромное количество финансовой и коммерчески значимой информации.

Своеобразный бум в создании офшорных центров начался в 70-е годы прошлого столетия.

По состоянию на середину 90-х годов прошлого столетия во всем мире функционировало 65 офшорных центров, которые довольно неравномерно были распределены по странам и континентам.

В частности, таких центров было зарегистрировано:


  • в Южной Америке — 19;

  • в Европе — 17;

  • в Азии — 12;

  • в Океании — 7;

  • в Северной Америке — 5;

  • в Африке — 4;

  • в Австралии — 1 центр.

Около 70% всех офшорных центров было создано в развивающихся странах и территориях, остальные — в промышленно развитых государствах.

К наиболее «старым» офшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама.

Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех мировых офшорных операций.

В начале 2014 г. в мировой экономике было зарегистрировано около 100 офшорные юрисдикций.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал