Описательные эпидемиологические исследования, их предназначение в оценке состояния здоровья населения



страница1/15
Дата16.11.2017
Размер1,57 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Описательные эпидемиологические исследования,

их предназначение в оценке состояния здоровья населения

Цель занятия – освоить методику проведения описательных эпидемиологических исследований.

Знать:

  • эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость болезней – как обоснование проведения эпидемиологических исследований;

  • цели и предназначение описательно-оценочных эпидемиологических исследований;

  • этапы проведения описательно-оценочного эпидемиологического исследования;

  • проявления заболеваемости во времени, в пространстве и среди различных групп населения;

  • методы формальной логики, используемые в описательной эпидемиологии для формулирования гипотез о факторах риска;

  • направления использования результатов описательно-оценочных эпидемиологических исследований в дальнейшем анализе заболеваемости и практике здравоохранения.

Уметь:

  • определять тип эпидемиологического исследования, его структуру;

  • оценивать представленные материалы (таблиц, диаграмм т.д.).

  • описывать и оценивать особенности распределения заболеваемости во времени и выявлять время наибольшего риска заболеть

  • описывать и оценивать особенности распределения заболеваемости в социально-возрастных группах населения, структуру заболевших, выявлять группы с наибольшим риском заболевания и оценивать эпидемиологическую значимость этих групп;

  • описывать и оценивать особенности распределения заболеваемости на различных территориях и выявлять территории с наибольшим риском заболевания;


Самоподготовка к занятию

Самостоятельное изучение литературы по теме.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие «Описательное исследование», цели и задачи.



2. Направления использования результатов описательно-оценочных эпидемиологических исследований в практике здравоохранения.

3. Структуру описательно-оценочных эпидемиологических исследований.

4. Алгоритмы описания проявлений заболеваемости во времени, в группах населения и по территории.

5. Методы формальной логики для формулирования гипотез о факторах риска.

6. Возможные ошибки в описательно-оценочных эпидемиологических исследованиях
Контроль самоподготовки:

Выполните задачи на самоподготовку

Задачи на самоподготовку

Задача 1. Дайте оценку представленному графическому изображению заболеваемости клещевым энцефалитом в РФ с 1990 по 2005 гг, опишите характер распределения заболеваемости, обоснуйте сделанные выводы.

Рис.1. Заболеваемость клещевым энцефалитом совокупного населения России в 1990 -2005 гг.



При выполнении задач №2-4 (в письменном виде) необходимо самостоятельно выбрать и представить графики, отображающие распределение заболеваемости во времени, по территории, в группах населения любой болезнью. Можно использовать научные медицинские журналы по любой специальности, монографии или учебные пособия.
Задача 2. Представьте диаграмму, отображающую распределение заболеваемости во времени: многолетнюю или внутригодовую динамику заболеваемости болезнью Х. Оцените правильность выбора диаграммы и опишите представленные результаты, обоснуйте выявленные ошибки.

Задача 3. Представьте диаграмму, отображающую распределение заболеваемости болезнью Х. в различных группах населения: возрастных, профессиональных и т.д. Оцените правильность выбора диаграммы и опишите представленные результаты, обоснуйте выявленные ошибки.

Задача 4. Представьте диаграмму, отображающую распределение заболеваемости болезнью Х. на разных территориях. Оцените правильность выбора диаграммы и опишите представленные результаты, обоснуйте выявленные ошибки.
Информационный материал
Описательные (дескриптивные) исследования относят к наблюдательным (обсервационным) исследованиям. Описание может быть самостоятельным законченным исследованием, в то же время полученные в описательных исследованиях новые эпидемиологические данные побуждают исследователей к проведению аналитических исследований, конечный результат которых - выяснение причины возникновения и распространения изучаемой болезни. Именно поэтому описательное исследование достаточно часто лишь первый этап полноценного эпидемиологического исследования, отменить который невозможно, так как только при описании выявляют особенности проявлений заболеваемости. На втором этапе – в аналитических исследованиях их сравнивают с набором и активностью биологических, социальных и природных факторов. Факторы риска рассматривают как достаточные, необходимые и дополнительные причины возникновения и распространения болезней.

Описать заболеваемость – значит дать характеристику особенностей ее распределения во времени, в социально-возрастных группах населения, по территории и сформулировать гипотезы о факторах риска возникновения и распределения заболеваемости. При этом описание ограничено наблюдением за заболеваемостью (т.е. без вмешательства в изучаемое явление), и не предполагает проверку высказанных гипотез.

Описательные эпидемиологические исследования широко применяют не только при изучении заболеваемости, но и тяжести течения и исходов болезни: смертности, инвалидности, бесплодия и т.д., исходов воздействий, например наркотиков, алкоголя, прекращения курения и т.д.

Единой общепринятой структуры описательных эпидемиологических исследований на сегодняшний день нет, как нет и единого названия данного исследования: описание-наблюдение, описательно оценочные исследования, дескриптивные, описательные исследования. Типы и содержание описательных эпидемиологических исследований представлены на рис.2.



Рис. 2. Описательные исследования



Описательно-оценочные исследования (Статистические).Описать заболеваемость населения какой-либо болезнью означает не только ответить на вопросы «когда болеют?», «где болеют?», «кто болеет?». Описание должно содержать сравнительную характеристику величин заболеваемости и ее оценку. Это подразумевает ответы на вопросы:

  • когда болеют чаще, а когда - реже;

  • какие группы (коллективы) населения болеют чаще, а какие - реже,

  • на какой территории (в каком месте) болеют чаще, а на какой – реже

В ходе проведения описательных эпидемиологических исследований должны быть описаны как устойчивые (закономерные, типичные) особенности динамики и структуры (проявления заболеваемости), так и необычные (нетипичные) характеристики заболеваемости. Словосочетание «особенности динамики и структуры заболеваемости» в отечественной эпидемиологической литературе обозначают термином «проявление заболеваемости». Проявление заболеваемости - это распределение заболеваемости во времени, по территории и в социально-возрастных группах населения. В конечном итоге по результатам проведенных исследований выявляют время риска, группы (коллективы) риска, территории риска и формулируют гипотезы о факторах риска обеспечивающих данный характер распределения заболеваемости.

Для получения более точных оценок характера выявленных проявлений заболеваемости применяют различные статистические методы, повышающие достоверность полученных результатов. Например, методы оценки достоверности различий показателей заболеваемости, эпидемиологической значимости различных социально-возрастных групп населения, характеристики тенденции (темп прироста, скорость тенденции), и т.д.

Таким образом, по содержанию проводимых исследований более правильно называть эти исследования не описательными, а описательно-оценочными т.к. осуществляется не только констатация факта конкретного характера распределения заболеваемости, но и оценивается достоверность информации о выявленных проявлениях заболеваемости.

В последние годы для обозначения описательных исследований применяют термин «статистические исследования», что, вероятно, оправдано: информационное обеспечение этих исследований осуществляется на основе данных официальной статистики (статистическое наблюдение) и (или) данных, собранных в специальных однократных или периодических обследованиях населения (скрининг).



База данных официальной статистики включает данные о заболеваемости выявленной:

  • по обращаемости - данные характеризуются доступностью и простотой получения информации, считают. основным источником информации об острых и хронических заболеваниях. Однако существуют и недостатки, связанные с особенностями учета и регистрации, неполнотой обращения;

  • по данным медицинских осмотров - позволяют выявить начальные стадии или скрытые формы заболеваний. Возможности метода ограничены из-за недостаточной материально-технической базы, неполного финансирования осмотров декретированных групп населения, высокой стоимости и т.д. Виды медицинских осмотров: профессиональные (выявление болезней и нарушений здоровья, обусловленных профессией), целевые (выявление конкретной нозологической формы), предварительные (при устройстве на работу) и периодические профилактические для определенных контингентов (в течение года);

Специально организованные исследования, направленные на выявление распространенности тех или иных болезней могут проводят однократно или периодически (регулярно). В качестве примера последних - можно назвать диспансеризацию населения, проводящуюся с определенной периодичностью. Получение и накопление данных о распространенности заболеваемости, полученные на основе одномоментных скрининговых исследований, сопряжены с определенными трудностями:

    • в ряде случаев требуют значительных затрат;

    • являются достаточно точными только для скоротечных болезней.

Описательно-оценочное (статистическое) исследование может быть наблюдательным, ретроспективным, сплошным или выборочным, научным или рутинным.

Одномоментное описательное исследование (поперечное, prevalence study, cross-sectional study) в равной степени может быть как описательным, так и аналитическим. Критерий определения:- проводят или нет проверку гипотезы о факторах риска. Более того, термин «одномоментное» трактуют как исследование на основе результатов полученных один раз (кратность проведения), так и исследование проведенное в определенный момент времени (время проведения). Иногда термин «одномоментное исследование» заменяют термином «скрининг» (просеивание) или «поперечное исследование». Все эти термины правомерно использовать для обозначения описательных эпидемиологических исследований, специально организованных и направленных на выявление распространенности болезни. Распространенностью болезни - отношение числа лиц с признаками заболевания, согласно выбранным критериям, к числу обследованных лиц. В дескриптивной эпидемиологии этот метод используют для:

  • выявления истинной распространенности болезни;

  • выявления признаков болезни;

  • уточнения симптомов болезни и их связи с диагнозом т.д.

Недостатки одномоментных исследований:

  • распространенность болезни устанавливают на момент обследования, что не позволяет учитывать случаи болезни, закончившиеся выздоровлением, летальным исходом, отслеживать выбывших при смене места проживания и по другим причинам;

  • при редко встречающихся заболеваниях необходимо увеличение числа обследованных, а это приводит к удорожанию исследований;

  • при обследовании профессиональных групп учитывают только ныне работающих, и не принимают во внимание людей, оставивших работу, но получивших заболевание, что ведет к недооценке риска заболеть;

  • возможное отрицательное влияние выбранных методов, критериев диагностики, корректности вопросов анкеты, манифестности болезни и на точность результатов исследования

Одномоментное исследование может быть описательным, наблюдательным, выборочным, редко сплошным, научным или рутинным, клиническим или полевым.

Проведение описательно-оценочного эпидемиологического исследования состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных этапов 1. Сбор информации, первичная статистическая обработка данных,

2. Группировка данных, представление эпидемиологических данных

3. Описание выявленных проявлений заболеваемости предполагает предварительную оценку и описание распределения:



  • показателей заболеваемости во времени (годовых и месячных)

  • показателей заболеваемости групп населения, выделенных по индивидуальным признакам (динамика и структура)

  • показателей заболеваемости групп населения выделенных по территориальному признаку

4. Формулирование гипотез о факторах риска.

По результатам исследования составляют описание выявленных проявлений заболеваемости в виде таблиц, диаграмм и текста, в котором отражают особенности распределения заболеваемости и формулируют гипотезы о факторах риска обеспечивающих данное распределение.

Информация о первичной статистической обработке данных, их группировке и представлении полученных в ходе исследования результатов подробно изложена в предыдущих главах данного учебного пособия. Наибольшие сложности вызывает описание графического изображения выявленных проявлений заболеваемости, поэтому ряд наиболее трудных моментов будет изложен более подробно.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница