Опыт борьбы с коррупцией в азиатских странах. Иванова Людмила Анатольевна



Скачать 410,8 Kb.
страница1/3
Дата12.06.2018
Размер410,8 Kb.
  1   2   3
Опыт борьбы с коррупцией в азиатских странах.

Иванова Людмила Анатольевна

-

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Южно-Российский институт - филиал.



магистрант

Научный руководитель: Данилов Андрей Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г.Ростов-на-Дону
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы опыта борьбы с коррупцией в азиатских странах.

Abstract:
The article examines the experience of fighting corruption in Asian countries.

Ключевые слова:
коррупция, опыт борьбы с коррупцией в азиатских странах, методы борьбы

Keywords:
corruption, experience in fighting corruption in Asian countries methods of struggle
УДК 328.185

 

Коррупция является большой проблемой в мире, вошедшей  в общественную и государственную жизнь.



 

Российскими исследователями в области политологии, социологии (А.С. Минозов, Е.Г. Куклина, Ю.В. Латов, Г.А. Сатаров и др.) интересен опыт противодействия коррупции как в России, так и за рубежом [2, 4, 8], где противодействие коррупции имеет свои особенности.

Законодательство азиатских стран понимает коррупцию как использование властных ресурсов для собственной выгоды. Выделяют различные формы коррупции в зависимости от моральных ценностей страны и принципов функционирования экономических систем [3].

В Китае, Корее и других странах Азии, под коррупцией понимается завладение государственными деятелями чужой собственности, взятки, контрабанда, воровство, спекуляция. Также существует такое понятие как «серая коррупция», к которой относят: увлечение азартными играми, пьянство, непристойное поведение, увлечением женским полом, ложные обвинения, ущемление интересов населения и др.

В Азиатских странах выделяют коррупцию как индивидуальную, так и организованную, где в первом случае выгоду получи семья либо отдельный гражданин, либо служащий какой - либо компании, в другом - группа лиц [5].

Рассматривая опыт борьбы с коррупцией в Китае следует отметить, что здесь главенствует авторитарный режим правления государством, в связи с этим к коррупционерам применяются очень жесткие меры, в том числе два вида смертных приговоров: с немедленным  исполнением и отсрочкой до двух лет.

Смертная казнь закреплена законодательством Китая в Уголовном Кодексе еще с 1982 года. В 2013 году бывший министр железнодорожных дорог Китая Лю Чжицзюнь приговорен к смертной казни с отсрочкой на два года.

В Китае существует два вида коррупции:

- коррупция - взяточничество (уголовно - правовое определение);

- коррупция - разложение (политико - нравственное значение).

В период с декабря 1951 года по июнь 1952 год в Китае началась Борьба с коррупцией, названная «стратегия войны» - программа «три анти-» :

- анти – коррупция;

- анти – бюрократизм;

- анти - расточительство.

Уже тогда коррупционеры приговаривались к смертной казни. В тоже время были созданы для рассмотрения дел о коррупции специальные народные суды. Граждан Китая обязывали сообщать о ставших им известных фактах коррупции.

Антикоррупционная политика Китая основывается на культурных традициях, устоявшихся веками, и соблюдении норм международного стандарта в борьбе с коррупцией, которая ведется с 1980 года.

Важная роль в борьбе с коррупций отведена Министерству контроля и Центральной комиссии. В 2007 году создано Государственное управление по предупреждению коррупции, в обязанности которого входит выявление коррупционеров, проведение расследований, создание антикоррупицонных мер.

Так, на сегодняшний день в Китае отсутствуют неприкосновенные должности, а ротация кадрового обеспечения является основой в борьбе с коррупцией.

В 2011 году в Китае издана Белая Книга «Усилия Китая по борьбе с коррупцией и формированию неподкупного партийного и правительственного аппарата». Основа данной книги заключается все в той же профилактике  коррупционных проявлений.

В настоящее время Китай и Гонконг являются теми странами, которые ведут самую ожесточенную борьбу с коррупцией. Так, реформатор Китая Дэн Сяопин говорил: «Нетвердой рукой преступность и социальные уродства вывести нельзя» [9].

 В Гонконге борьба с коррупцией закреплена в трех положениях:

1) Чиновники обязаны доказывать факты приобретения ими имущества, как движимого, так и недвижимого. В случае отсутствия доказательств   имущество подвергается конфискации, а чиновнику грозит заключение под стражу.

2) Создана Независимая Комиссия по борьбе с коррупцией, в которой сотрудники получают стабильную и высокую заработную плату, и подчиняются только генерал - губернатору. В обязанности сотрудников Комиссии входит проведение профилактики коррупционных проявлений, а также непосредственно самих фактов коррупции [10].

3) Объявлена гласность и свобода слова гражданскому населению, а  также средствам массовой информации, в опубликовании и придании гласности совершаемых или совершенных фактах коррупции.

Рассмотрим пример борьбы с коррупционными проявлениями в Южной Корее, которая является примером «культуры прозрачности». Еще с 1999 года в Данной стране действует программа «OPEN» - система «онлайн» - система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, в рамках национальной антикоррупционной программы. Программа «OPEN» имеет четыре направления своей деятельности: 1) превентивные меры; 2) репрессивные меры; 3) большая прозрачность; 4) взаимодействие между частными лицами и государственными органами.

С 1 января 2002 года в Южной Корее вступил в силу закон «О борьбе с коррупцией», получивший международное признание. В Законе указано, что право расследования о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны. Главным антикоррупциным органом страны является Комитет по аудиту и инспекции, в обязанности которого входит расследование обвинений по любому из заявлений в коррупции.

Примером того, что в Южной Корее ожесточенно ведется борьба с коррупцией подтверждается тем, что в 2012 году Суд в Сеуле арестовал брата Президента Южной Кореи Ли Мен Бака по делу о коррупции [11].

В Южной Корее проводится целая исследовательская деятельность по проблеме восприятия коррупции гражданами и государственными служащими для выработки лучших мер по борьбе с коррупцией.

В Сингапуре борьба с коррупцией ведется непрерывно и дает свои положительные результаты. Уже в 1952 году здесь создано Бюро по расследованию фактов коррупции [5]. В 1960 году принят Закон о предотвращении коррупции в Сингапуре, согласно которого Президент страны может назначать директора Бюро и его заместителей столько сколько считает нужным.

Целью антикоррупционной политики Сингапура является предупреждение фактов коррупции за счет принятия мер государственного стимулирования, как в оплате труда, так и в отчетности государственных лиц об их имуществе, ротации кадров, а также в строгости наказания к тем, кто совершает коррупционные преступления.

В Сингапуре государственные служащие соблюдают антикоррупционную дисциплину, основывая свои действия на нейтральности, честности и подотчетности перед обществом. Жалобы населения - важнейший фактор улучшения качества работы.

Отдается большое предпочтение выявлению талантливых людей. Большую роль в создании общественного мнения в борьбе с коррупционными проявлениями в Сингапуре имеют средства массовой информации.

Основываясь на вышеизложенном, власти Сингапура сумели сочетать сильную политическую волю, которая имеет свой выход в практическом уровне, и поддержку граждан, их понимание существующей проблемы. Конечно, данные меры действенны при наличии грамотного законодательства по борьбе с коррупцией, которое постоянно обновляется.

Чиновников обязали указывать свои доходы, а также отсутствие у них долгов перед государством, а граждан Сингапура обязали нести ответственность за совершение коррупционных преступлений даже в других странах.

Так, Суды Сингапура выносят решения по делам о коррупции, указывая штрафы такие же, как и размеры взяток, независимо от срока тюремного заключения. В 1989 году принятый в Сингапуре Закон о коррупции разрешил суду конфисковать собственность и деньги у уличенного лица в коррупции [5].

В Сингапуре играет большую роль профилактика коррупционных проявлений, поэтому и является наименее коррумпированной страной в Азиатском мире, в отличие от Филиппин. На Филиппинах активную роль по борьбе с коррупцией ведут неправительственные гражданские организации. На протяжении практически пятидесяти лет на Филиппинах сменилось 13 антикоррупционных агентств. В феврале 1979 года Президент Филиппин Маркос создал антикоррупицонный суд и должность омбудсмана, которая не оправдала своих ожиданий, так как отсутствовал кадровый резерв на такие высоко заявленные должности, что в итоге, привело наоборот к процветанию коррупции в государстве. Таким образом, опыт Филиппин как раз не стоит брать другим государствам в пример борьбы с коррупцией.

В Таиланде гражданское общество смирилось с коррупцией, так как пока свой бизнес можно будет «проталкивать» за взятки, коррупция будет процветать. Так, согласно данных Бангокпост: 68,5 % мирятся с коррупцией, 90 % считают смертная казнь - лучший выход по борьбе с коррупцией и требуют защиту информаторов по фактам коррупции [12].

В Индонезии с декабря 2003 года работает специальная комиссия по борьбе с коррупцией, которая за последние годы осудила сто высокопоставленных чиновников. Например, осуждены 17 членов парламента Индонезии, три министр и руководителя министерского уровня, шесть губернаторов провинций, глава Центробанка, 19 мэров и глав округов, прокуроры и сотрудники правоохранительных органов.

Население Индонезии верит, что данная комиссия способна бороться с коррупцией и даже искоренить ее, так как комиссия абсолютно независима и обладает специальными полномочиями по надзору и координации все правоохранительных органов, имеет право проводить свое расследование, выдвигать обвинение и поддерживать его в суде.

В Индии в 2013 году создана «горячая линия», при помощи которой жители могут сообщать о фактах коррупции и помогать полиции. Главной целью создания данной линии является «навести страх» на коррупционеров.

Достижения Азиатских стран по борьбе с коррупцией впечатляют, особенно Сингапура. Можно сделать вывод о том, что только авторитарными методами можно предупредить коррупцию? Возможно ли применение таких методов в России?

Из опыта борьбы с коррупцией в Азиатских странах видно, что агентства, создаваемые для борьбы с коррупцией, независимы и подчиняются только Президенту страны, причем кадровая составляющая  - самые достойные и безупречные, наделенные могущественными полномочиями.

Конечно, Россия гораздо больше как размерами государства, так и масштабами коррупционных проявлений. Для масштабной борьбы с коррупцией необходима воля политическая, большие денежные затраты. Методы силового воздействия не всегда являются продуктивными, что видно на примере Китая.

России стоило бы перенять опыт таких стран как Китая, Индонезии, Южной Кори, в ужесточении ответственности за коррупцию, а особенно в «высших эшелонах власти».

Так, если взять за образец китайский опыт, то в России необходимо создать две влиятельные взаимоисключающие структуры - гражданское общество, во главе которого гражданин, знающий куда сообщить о фактах коррупции, и правоохранительная система с другой стороны, в обязанности которой входит проведение расследование фактов коррупции. Таким образом, возрастет доверие граждан к правоохранительной системе в целом, что позволит гражданам доверять правоохранительной системе. Хотя по опыту Китая можно заключить, что данный механизм не искоренил коррупцию, но заметно снизил уровень ее проявлений в обществе.

Опыт Сингапура - в создании антикоррупционной дисциплины государственных служащих и создании мер стимулирующего характера для граждан. Вообще опыт Сингапура с коррупцией признан на мировом уровне один из жизнеутверждающих, где взят контроль за доходами чиновников и их семьями, установлены высокие экономические санкции за коррупционные действия.

В России необходимо создать условия доверительного отношения граждан к правоохранительной и судебной системам, ведь борьба с коррупцией это не ежеминутное действо, а планомерная и системная работа государственной деятельности.

Так, используя опыт азиатских стран, в России необходимо понятие «коррупция - зло» внедрить в культуру сознания и мышления граждан. Необходимо совершенствовать законодательство в данной области, работу правоохранительных органов, а также обеспечить защищенность прав и свобод граждан России, но в то же время в России необходимо искать свой национальный путь по борьбе с коррупцией, а опыт зарубежных стран применять только положительный. Нужно о коррупции не говорить, а бороться с ней


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А. К. ЕСАЯН

Есаян А. К., кандидат юридических наук (Армения).

Борьба с коррупцией является весьма серьезной задачей в современном мире. В статье на основе анализа различных международных и национальных правовых актов исследуется вопрос правового регулирования противодействия коррупции в государствах, входящих в международные организации, действующие на территории Евразии.

Corruption is a serious problem in the modern world. On the basis of analysis of various international and national legal acts the author studies the issue of legal regulation of corruption fighting in the states - members of international organizations acting on the territory of Europe <*>. -------------------------------- <*> Esayan A. K. Legal regulation of corruption fighting in the states - members of european organizations.

О необходимости противодействия коррупции говорят высшие государственные чиновники государств - членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС <1>. Так, Президент России Д. А. Медведев еще в период предвыборной кампании, в своих январских тезисах, поставил ряд новых задач <2>. При этом он особо подчеркнул, что противодействие коррупции должно стать национальной программой, реализация которой позволила в настоящее время утвердить Национальный план противодействия коррупции, принять первоочередные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции <3>. -------------------------------- <1> Прямая линия с А. Аникиным - начальником управления по надзору по борьбе с коррупцией Генпрокуратуры РФ // Комсомольская правда. 2008. 27 марта; Антикоррупция: Президент Медведев предложил программу против коррупции // РГ. 2008. 5 июня. <2> Январские тезисы Дмитрия Медведева // Российская газета. 2008. 24 января. <3> Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429; Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568) // Российская газета. N 164. 2008. 5 августа; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть 1). Ст. 6228; Закон Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 205-З "О противодействии коррупции в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 31 мая 2007 г.) // Тамбовская жизнь. 2007. 8 июня. N 209 - 213(24070 - 24074); Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 октября 2008 г. N 196 "О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" // Текст Приказа официально опубликован не был.

По оценкам Всемирного банка, большинство из 12 стран - членов СНГ обладают низкими показателями по контролю за коррупцией <4>. -------------------------------- <4> World bank. Anticorruption in Transition. A Contribution to the Policy Debate. Washington; D. C.: World bank, 2000.

Коррупционные угрозы, проявляющиеся во всех сферах экономической деятельности и управления, являются наиболее опасными и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности государств <5>. -------------------------------- <5> Еделев А. Л. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности Российской Федерации // Налоги (журнал). 2008. Специальный выпуск. Январь; Соколов А. Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство (Сравнительно-правовой анализ) // Журнал российского права. 2008. N 8.

Возникновение указанных угроз на фоне сильного отставания и недостаточного развития законодательной основы некоторых евразийских государств прежде всего сопряжено с ускоренной капитализацией экономических отношений общества; бурным развитием рыночных отношений; включенностью государств - членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС в глобальные мировые экономические отношения; глобализацией мировой экономики; глобализацией и транснационализацией преступности в основных жизненно важных сферах общественных отношений и проч. <6>. -------------------------------- <6> Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. N 2.

Негативное воздействие коррупционной угрозы на экономику проявляется в том, что она обусловливает: - расширение масштабов криминального сектора теневой экономики, коррупция - один из основных механизмов его воспроизводства; - взаимодействие коррумпированной власти с криминальным бизнесом, организованной преступностью, которые, взаимодействуя с коррумпированными группами чиновников, усиливаются еще больше с помощью доступа к политической власти и благодаря возможностям для отмывания грязных денег; - нарушение конкурентных механизмов рынка, снижение эффективности рыночных механизмов. Зачастую в выигрыше оказывается не тот, кто объективно конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, как результат - возникновение монополий и недобросовестной конкуренции в экономике, соответственно - снижение эффективности ее функционирования; - замедление появления эффективных частных собственников, особенно среднего уровня; - неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов, как результат - воспрепятствование эффективной реализации правительственных программ; - рост цен за счет издержек, связанных с "платными услугами чиновников". Коррупция поднимает не только стоимость товаров, увеличивается стоимость инвестиций и инвестиционных проектов. Из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта увеличивается на 10 - 20% за счет взяток, а иногда и на все 100%, когда решается проблема по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту; - снижение доверия экономических субъектов к способности государства контролировать ситуацию, уменьшение эффективности государственного управления и бизнеса, стимулов к инвестициям, снижение инвестиционной привлекательности страны в целом. Коррупция - один из социально-политических факторов государственного риска, высокий уровень коррупции снижает конкурентоспособность страны на мировой арене; - порождение социального неравенства, "расслоения доходов", вызывающих очень серьезное ухудшение жизни населения и социальное напряжение. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране; - дискредитацию права как основного института регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед преступностью и перед лицом власти, а это прямая угроза правовому государству, демократическому устройству страны, правам и свободам граждан и в конечном итоге стратегической стабильности и национальной безопасности страны <7>. -------------------------------- <7> Еделев А. Л. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности Российской Федерации // Налоги (журнал). 2008. Специальный выпуск. Январь.

Поэтому в целях противодействия коррупции используется весь арсенал правовых средств, начиная с мер уголовно-правового и гражданско-правового характера и заканчивая специфическими методами налогового и финансового контроля <8>. -------------------------------- <8> Козлов В. А. Государственная политика в сфере противодействия коррупции (международно-правовые аспекты) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. N 1; Трикоз Е. Н., Цирин А. М. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. N 9.

В международных правовых актах содержится несколько определений коррупции. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., закреплено, что "понятие коррупции... охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие" <9>. -------------------------------- <9> Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция. 1991. N 17. С. 22.

На первой сессии междисциплинарной группы Совета Европы по проблемам коррупции, проходившей в Страсбурге 22 - 24 февраля 1995 г., было принято всеобъемлющее определение коррупции. В соответствии с ним И. Б. Малиновский писал: "...коррупцией является подкуп, а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношениях подобного рода, и имеющее целью получение каких бы то ни было надлежащих преимуществ для себя либо иных лиц". В ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (г. Палермо, 12 декабря 2000 г.) коррупция определяется как умышленные уголовно наказуемые деяния, которые включают: а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей <10>. -------------------------------- <10> Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (г. Палермо, 12 декабря 2000 г.) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

Модельный закон о борьбе с коррупцией Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ дает более развернутое определение: "Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ" <11>. -------------------------------- <11> Принят в г. Санкт-Петербурге 3 апреля 1999 г. Постановлением N 13-4 на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.

В государствах - участниках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС определения коррупции содержатся в специализированных законах о борьбе с коррупцией: российский Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <12>; Закон Украины от 5 октября 1995 г. N 356/95-ВР 9 (в посл. ред.) "О борьбе с коррупцией" <13>; Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З "О борьбе с коррупцией" <14>; Закон Азербайджанской Республики от 13 января 2004 г. N 580-IIГ (в ред. Законов АР от 1 апреля, 1 сентября 2005 г. N 982-IIГД) "О борьбе с коррупцией" <15>; Закон Грузии от 17 октября 1997 г. N 982-Iс "О несовместимости интересов и коррупции на публичной службе" <16>; Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. N 267-1 (в посл. ред.) "О борьбе с коррупцией" <17>; Закон Республики Молдова от 27 июня 1996 г. N 900-XIII (в посл. ред.) "О борьбе с коррупцией и протекционизмом" <18>; Закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 г. N 100 "О борьбе с коррупцией" <19>; Закон Кыргызской Республики от 6 марта 2003 г. N 51 "О борьбе с коррупцией" <20>. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2008. N 52 (часть 1). Ст. 6228. <13> Ведомости Верховной Рады Украины. 1995. N 34. Ст. 266. <14> Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. N 24. Ст. 460. <15> Азербайджан. 4 марта 2004 г. N 53. <16> Документ представлен ИПС "СоюзПравоИнформ". <17> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1998. N 15. Ст. 209; 1999. N 21. Ст. 774; 2000. N 5. Ст. 116. <18> Monitorul Oficial. 1996. N 56. Ст. 542. <19> Документ представлен ИПС "СоюзПравоИнформ". <20> Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 2003. N 5. Ст. 217.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница