Опыт реструктуризации экономики городов в странах Латинской Америки



страница1/5
Дата29.11.2017
Размер1,23 Mb.
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра экономики города и местного самоуправления

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Опыт реструктуризации экономики городов в странах Латинской Америки

Студент группы 59УУК
Попова А.В.
Научный руководитель:

Профессор,


кандидат географических наук

Пузанов А.С.

Рецензент:
Доцент,

Кандидат географических наук


Попов Р.А.

Москва, 2013



Содержание


Введение 3

Глава 1. Россия и Латинская Америка – общие характеристики 9

1.1.Ресурсозависимость экономики 9

1.2. Траектория экономического и политического развития 11

1.2.1 Государственный капитализм 11

1.2.2. Политика импортозамещающей индустриализации 13

1.2.3. Переход к неолиберальному режиму и приватизация государственной собственности 14

1.2.4. Города Латинской Америки в период политико-экономических преобразований 17

Глава 2. Структурные изменения в экономике городов переходного периода 23

2.1 Понятие экономики города 23

2.2 Подходы к трансформации экономики города 24

2.3 Структура экономики города 29

В рамках отраслевого подхода можно выделить градообразующие отрасли, которые обеспечивают рабочими местми основную часть активного населения города. В то же время, спрос предприятий градообразующей отрасли и спрос работников этих предприятий на потребительские товары и услуги обеспечивают существование градообслуживающих отраслей. Так, например, к таким отраслям можно отнести розничную торговлю, бытовые услуги, ЖКХ и т.д. Они обеспечивают нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли. 31

32


2.4 Эволюционная и революционная концепции проведения реформ 32

Глава 3. Экономические преобразования в городах Латинской Америки (на примере городов Колумбии и Бразилии) 38

3.1. Правовое положение муниципалитетов (Колумбия, Бразилия, Россия) 38

3.2. Местный бюджет и степень автономности муниципалитета 49

Как известно, структура бюджета представлена расходами и доходами бюджета. Последние можно разделить на налоговые, неналоговые, межбюджетные трансферты и займы. В свою очередь неналоговые доходы муниципальных образований состоят из поступлений от использования муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. 49

Что касается налоговых поступлений, то они формируются непосредственно местными налогами. Так, к местным налогам в России, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, принадлежат следующие налоги: земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также налоги, устанавливаемые нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти муниципального образования. 49

В системе налогообложения Бразилии к местным налогам, согласно Конституции Бразилии, относятся следующие: 49

Налог на недвижимость, расположенную в черте муниципалитета; 49

Налог на дарение недвижимости, расположенной на территории муниципального образования; 50

Налог на услуги; 50

Однако местные налоги Колумбии более разнообразны. Так, к местным налогам, в соответствии с Налоговым Кодексом Колумбии относятся: 50

Налог на выигрыш в лотерее; 50

Акциз на пиво; 50

Акциз на ликер; 50

Акциз на сигареты; 50

Налог на бензин; 50

Налог на скотобойни; 50

Налог на автомобили; 50

Налог на рекламу; 50

Налог на недвижимость 50

Помимо налоговых и неналоговых поступлений в бюджете муниципалитетов важную роль играют межбюджетные трансферты. Целью предоставления межбюджетных трансфертов является выравнивание уровня бюджетной обеспеченности территории. Данный инструмент особо актуален для России с ее огромной территорией и различиями в условиях и уровня жизни населения. Так, 63% всех образований имеют дотационность от 50 до 100% и всего лишь 9% муниципальных образований – до 10%. Данный факт прежде всего связан со значительным различием в уровне социально-экономического развития как муниципалитетов, так и регионов РФ.. Средний же по России показатель доли межбюджетных трансфертов в бюджетах муниципальных образований в 2006 году составил 41,4%. 50

Что же касается межбюджетных трансфертов в странах Латинской Америки, то ситуация может быть описана следующим образом. В 90-ых годах прошедшего века муниципалитеты получили автономию как в принятии решений по вопросам местного значения, так и в финансовом плане. Однако все равно существует зависимость части муниципалитетов от дотаций бюджетов более высокого уровня. Тем не менее, средняя доля межбюджетных трансфертов в бюджетах муниципалитетов Бразилии в 2006 году составила около 30%, в Колумбии аналогичный показатель составил 27% в том же году. Таким образом, муниципалитеты Колумбии и Бразилии обладают большей автономией, чем российские, что вынуждает их соответствующим образом выстраивать свою социально-экономическую политику. 51

3.3. Общие характеристики местной социально-экономической политики стран Латинской Америки 51

3.4. Социальные эксперименты. Модернизация транспортной инфраструктуры (Богота). 53

3.5. Снижение социальной напряженности. Информатизация общества. «Город-кластер» (Медельин) 61

3.6. Модернизация транспортной системы города и поддержка малого предпринимательства (Куритиба) 69

3.7. Выводы и рекомендации 75



Дополнительно необходимо отметить тот факт, что приведенные ранее конкретные меры, направленные на социальные изменения в обществе, могут быть применены в российской практике. Так, например, проведение акций, таких как «мимы на пешеходных переходах» могут быть адаптированы и для российских дорог, так как на сегодняшний день в крупных городах, особенно городах федерального значения, остро стоит проблема культуры вождения и поведения на дорогах. Данная акция поможет адаптировать правила дорожного движения для широкой публики: как для водителей – непосредственных участников дорожного движения, так и для обычных людей, не имеющих транспортных средств. Более того, проведение данных мероприятий позволит вовлечь детей и подростков, неадекватное поведение которых на дорогах часто становится причиной происшествий. 80

В то же время такие мероприятия, как дни обезоруживания, могут иметь успех в регионе Северного Кавказа, где большое количество граждан имеет оружие дома. 81

Заключение 82

Библиографический список 84

Введение
Динамично развивающийся мир не оставляет без внимания города, которые по своей сути являются остовами экономического развития. Так, города всегда были центрами принятия решений, в городах концентрируются локальные финансовые, трудовые ресурсы, капитал. Именно поэтому городам жизненно необходимо развитие, в первую очередь для поддержания собственной конкурентоспособности.

Согласно О’Салливану «городом (или муниципалитетом) называется территория, на которой муниципальная корпорация обеспечивает от лица органа местной власти предоставление таких услуг, как канализация, борьба с преступностью и пожарная охрана. Когда в документах переписи говорится о городе, имеется в виду город, как политическое, а не экономическое образование»1.

Важно отметить, что развитие города является многокомпонентной системой, в которую входит в равной мере трансформация всех его составляющих, а именно: население, экономика, инфраструктура, экология – все связанные с процессом жизнедеятельности человека сферы. Стоит также понимать, что каждый из элементов городской системы имеет многогранную структуру. Например, невозможно представить инфраструктуру города только как дороги или коммунальное хозяйство. Так и экономика города является по своей сути сложной системой.

Важным фактором в развитии российских городов является то, что экономика России находится в переходном периоде, для которого характерна многоукладность, нестабильность и неформальность отношений, что усложняет определение необходимого набора мер для устойчивого роста экономики городов. В данном случае одним из необходимых инструментов подготовки программ развития городов или же государственных, региональных или местных политик, направленных на трансформацию экономики, является обращение к позитивному опыту зарубежных стран. В данной работе будет рассмотрен опыт реструктуризации городов в странах Латинской Америки.



Актуальность данной темы состоит из нескольких аспектов.

Во-первых, на сегодняшний день Латинская Америка является самым урбанизированным регионом мира с более, чем 80% населения, проживающего в городах. Подобное перемещение населения в сторону городов во многом обеспечило рост экономик стран региона: наблюдался рост продуктивности городов при сопутствующем снижении стоимости предоставления основных услуг горожанам. На современном этапе развития региона города играют ключевую роль для экономики всей Латинской Америки.

Во-вторых, помимо того, что Латинская Америка сегодня является быстроразвивающимся во всех отношениях регионом, для изучения городского развития она представляет интерес и в виду общности типа «догоняющего развития» латино-американских стран и России, что позволит проецировать структурные изменения в городских экономиках Южной Америки на города России.

В-третьих, при изобилии исследований опыта развития городов США, Канады и Европы, исследования, касающиеся латиноамериканского региона, практически отсутствуют. Так, существуют аналитические работы Института Латинской Америки Российской Академии Наук, которые были посвящены политическим и институциональным изменениям, коснувшимся стран региона в эпоху перехода от авторитарного режима к политике неолиберализма, и возможности применения данного опыта в практике России. Однако вопрос развития латино-американских городов изучен мало.



Целью данной работы является анализ опыта трансформации экономики городов стран Латинской Америки и выявление инструментов модернизации городской экономики, использование которых возможно в российской действительности.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:



  • Выделить общие характеристики России и стран региона Латинской Америки;

  • Обозначить теоретические рамки исследования;

  • Сравнить компетенции муниципалитетов и направления муниципальной социально-экономической политики стран Латинской Америки и России;

  • Рассмотреть практический опыт трансформации экономики латиноамериканских городов и выделить инструменты социально-экономического развития, которые могут быть применены в России.

Объектом исследования в данной работе является экономика городов стран Латинской Америки.

Предметом исследования является практика реструктуризации экономики городов в странах Латинской Америки.

Литература, использованная в данном исследовании, может быть разделена на несколько блоков. В первую очередь следует выделить нормативно-правовые акты России и ряда латиноамериканского региона. Также в работе использовались научные публикации российских и зарубежных исследователей о политической и экономической ситуации в России и Латинской Америке, о переходной экономике.

Отдельно стоит выделить следующие исследования развития городов латино-американского региона:


  • Alburquerque, F. (1999) - Desarrollo Económico Local en Europa y América Latina. Работа посвящена муниципальному социально-экономическому развитию городов Латинской Америки в сравнении с Европейской моделью (на примере муниципальной политики Испании). В своей работе автор приходит к выводу о том, что важную роль в муниципальной социально-экономической политике играет формирование в местном сообществе определенной культуры и институциональной среды, которые в свою очередь будут содействовать развитию предпринимательства и привлечению инвестиций в городскую экономику;

  • Meyer-Stamer, J.; Harmes-Liedtke, U. (2005) - Cómo promover Clusters. Elaborado para el proyecto «Competitividad: conceptos y Buenas prácticas. Una herramienta de autoaprendizaje y consulta». Working Paper Nº 08. BID. Исследование, проведенное Латиноамериканским Банком развития, посвященное изучению лучших практик развития кластеров. В данной работе авторы выделяют 4 типа кластеров: кластеры, учреждение которых является инициативой федеральных органов власти, кластеры, инициатива создания которых принадлежит объединениям предприятий, кластеры, создание которых было инициировано местными властями, и кластеры, инициатива создания которых принадлежит местному бизнес-сообществу;

  • Herrera Macias A. (1996) – La Decentralizacion y el Desarrollo Regional en Colombia: Tendencias Actuales. Данная работа посвящена процессу децентрализации власти в Колумбии и роли муниципалитетов в развитии экономики страны. Автор анализирует полномочия местных органов власти, а также рассматривает фискальную автономию муниципалитетов и межбюджетные трансферты как один из инструментов децентрализации;

  • Gallicchio E. (2004) El Desarrollo Local En América Latina. Estrategia Política Basada En La Construcción De Capital Social. В работе рассматривается влияние муниципальной социальной политики на экономику муниципалитета в Латинской Америке. В своей работе автор приходит к выводу о том, что социальная политика имеет большое значение для муниципалитета, так как помогает демаргинализировать местное сообщество;

  • De Soto H. (1989) El Otro Sendero. В данной работе де Сото рассматривает природу неформального сектора экономики и его влияние на экономику страны. Автор приходит к выводу о том, что появление нелегальной экономики является реакцией людей на дисфункцию государства и чрезмерное усиление бюрократии.

Также в данной работе использовались статистические данные Всемирного Банка, Латиноамериканского Банка Развития, государственных статистических организаций, данные размещенные на официальных порталах Префектур и Администраций муниципальных образований в сети Интернет.

Наряду с указанными источниками использовались стратегии развития муниципальных образований, данные приведенные на Интернет-страницах рассматриваемых объектов (Кластера г. Медельин, бизнес-инкубатора г. Куритибы, транспортных систем Куритибы и Боготы, портала исследования общественного мнения «Medellin Como Vamos?»).



Глава 1. Россия и Латинская Америка – общие характеристики
Обращение к опыту других государств, а особенно опыту модернизации и реформ, несомненно, важнейший инструмент экономической науки. Причем одинаково важен как положительный, так и отрицательный опыт. Важен опыт развитых стран и отстающих. Но особенно интересно обращаться к опыту государств, близких к России своей историей, географическими особенностями, экономическими характеристиками, политическими системами, менталитетом.

В этом отношении Латинская Америка – совершенно особый для России регион. По многим своим характеристикам, например, климатическим или демографическим, он имеет мало общего с нашим северным государством. Однако если заглянуть глубже, можно увидеть, сколь много общего роднит эти два региона. Так, возможно выделить общие экономические, политические и институциональные характеристики, объединяющие Россию и страны южноамериканского региона. Рассмотрим более подробно каждый из выделенных блоков.




    1. Ресурсозависимость экономики

Из того, что можно выделить общего у объектов сравнения, первым нужно отметь ресурсозависимость экономики. Регион богат полезными ископаемыми, и это, хотя и является преимуществом для ведения экономической деятельности, привело государства Латинской Америки к зависимости от экспорта.

Так, экспорт нефти и газа в Мексике и Венесуэле является основным источником дохода государств. Экспортерами данных энергоносителей выступают также Аргентина, Колумбия и Боливия, но их сегмент на рынке значительно уступает своим вышеназванным соседям. В Таблице 1 приведено сравнение относительных показателей по добыче и экспорту нефти для ведущих экспортеров среди стран Латинской Америки и России по данным за 2007 год2.


Таблица 1. Сравнение относительных показателей добычи и продажи нефти, 2007 г.

Страна

Доля от мировых запасов, %

Доля от мировых поставок, %

Доля от экспорта страны, %

Венесуэла

6,6

3, 9

9,5

Мексика

1,1

5

11,2

Колумбия

0,1

0,1

25

Аргентина

0,2

0,1

11,5

Россия

5,3

12,3

33

Для сравнения, Бразилия, такое крупное государство и член БРИКС оказалась практически лишена крупных залежей нефти, газа или даже качественного угля, добываемого практически во всем регионе. Это стало причиной уникальной особенности энергетики этого государства – более чем 90 процентов энергии Бразилии производится из возобновляемых источников энергии. Импорт энергоносителей составляет лишь незначительную часть энергетики государства. Главным импортером нефтегазовых продуктов выступает другой экономический лидер региона – Чили.

Экспорт и импорт энергии лишь одна часть торгового оборота ресурсов в регионе. Не менее значительны горнодобывающая (Чили – около 57%3 экспорта приходится на горнодобывающую промышленность, Боливия – около 90%4 экспорта приходится на горнодобывающую промышленность) и сельскохозяйственная (Бразилия – около 26%5 экспорта составляет экспорт продовольствия, однако, при этом 15,6% экспорта Бразилии в 2010 году пришлось на руды6, Аргентина – около 50%7 экспорта составляет экспорт продовольствия и сельхозсырья) отрасли Латинской Америки.


    1. . Траектория экономического и политического развития

Как известно, государства этого региона получили независимость лишь в первой трети XIX века. Но хотя европейским странам и пришлось признать независимость Латинской Америки, отказываться от попыток зарабатывать на ней они не собирались. В течение XIX-первой половины XX веков крупные плантации и рудники то национализировались, то снова, часто под политическим давлением, переходили в руки иностранных корпораций. Ситуация только ухудшилась с установлением экономической и политической гегемонией в регионе Соединенных Штатов Америки. Зачастую, насильственная смена политической власти в государствах Латинской Америки проходила при участии США и Европы, главной целью которых было не допустить экономическую свободу региона и защитить интересы своих экономических агентов. В сущности, советская риторика об «ограблении» империалистическими государствами Латинской Америки вполне соответствовала реальности.
1.2.1 Государственный капитализм

Длительное время, на протяжении полувека на территории стран Латиноамериканского региона функционировала государственно-капиталистическая модель. Данная модель зародилась в ряде стран региона еще в 20-30-е гг. ХХ века. Это было связано с подъемом идеологии антиимпериализма и национал-реформизма в тот период и условиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., которые обнажили недостатки односторонней аграрно-сырьевой специализации латиноамериканских стран8.

В определенный период госкапитализм сыграл немаловажную роль в формировании частного предпринимательства в рассматриваемом регионе (особенно в промышленном производстве). При содействии властей Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы, Колумбии, Чили возникли сильные финансово-промышленные группы, играющие теперь ведущую роль в экономическом развитии этих стран и имеющие тесные партнерские отношения с крупнейшими западными компаниями.

Как пишет Е. Аринархов, «ускоренное развитие в рамках госсектора производственной инфраструктуры и базовых отраслей производства, непосильное для частного отечественного предпринимательства, способствовало формированию благоприятных условий для его развития. Низкие тарифы на производственные услуги государственных предприятий оборачивались повышенной прибылью частных предприятий и, таким образом, форсировали процесс первоначального накопления капитала»9.

В течение нескольких десятилетий в странах региона применялась система мер косвенного воздействия на процессы накопления частного капитала и его распределение. Во многих странах была создана сеть крупных государственных банков развития, которые финансировали на долгосрочной основе крупные инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.

Характерными чертами традиционного государственного капитализма были регулирование взаимоотношений отечественного капитала с иностранным и высокий уровень таможенно-тарифной защиты внутренних рынков.

В свою очередь в 20-ые годы ХХ века в СССР была предпринята новая экономическая политика, сочетавшая элементы рыночной экономики с доминирующим государственным сектором и государственным контролем Стоит отметить также, что раннее национализированные мелкие предприятия в этот период возвращались прежним владельцам. С 1923 г. началась политика привлечения иностранного капитала в экономику (государственные предприятия сдавались в аренду иностранным компаниям на основе концессионных соглашений).
1.2.2. Политика импортозамещающей индустриализации

Серьезные сдвиги в развитии экономики стран Латинской Америки начались после Второй мировой войны. В качестве панацеи в начале 1950-ых годов в регионе был выбран курс импортозамещающей индустриализации – протекционизм внутреннего рынка с одновременным форсированием экспорта.



В общем же случае политика импортозамещающей индустриализации экономики, по сути своей похожая на попытку привести экономику России (СССР) к самообеспеченности (с тем лишь различием, что в южноамериканских странах акцент был сделан на развитие производства продуктов потребления, в то время, как в СССР основной упор делался на военную промышленность), привела к росту экономики стран, что подтверждается динамикой среднедушевого ВВП, что проиллюстрировано в Таблице 2.
Таблица 2. ВВП на душу населения в ряде стран Латинской Америки и СССР, 1950-1970 гг10.

Страна

Абсолютная величина ВВП на душу населения (в долл. 1990 г.)

1950

1955

1960

1965

1970

Аргентина

4 987

5 237

5 559

6 371

7 302

Бразилия

1673

1923

2 335

2 461

3 067

Венесуэла

7 424

8 775

9 726

9 887

10 827

Колумбия

2 089

2 343

2 499

2 709

3 104

Мексика

2 085

2 416

2 781

3 265

3774

Перу

2 263

2 689

3 023

3531

3 807

Чили

3 827

3997

4 304

4 593

5217

СССР

2 834

3 304

3 935

4 626

5 569


1.2.3. Переход к неолиберальному режиму и приватизация государственной собственности

 80-е годы ХХ века в Латинской Америке называют потерянным десятилетием. Экономический кризис, последствия которого ощутили все страны региона, наиболее ярко проявился в Аргентине. Страна, хотя ранее она была по экономике в числе лидеров среди стран Латинской Америки, потеряла лидирующие позиции. Согласно существующим данным, с 1981 по 1990 год внутренний валовой продукт Аргентины сократился на 11%, инвестиции - на 55%, промышленное производство - на 19%, сотни тысяч аргентинцев потеряли свои рабочие места. Хронический бюджетный дефицит и отсутствие финансовых резервов принудили Центральный банк прибегать к эмиссиям аргентинской валюты. Данные меры привели к гиперинфляции в стране с показателем инфляции, доходившим до 600%11.

Однако в ответ на сложившуюся к концу 80-ых годов ХХ века кризисную ситуацию стал переход к неолиберальной экономической политике, который в основном был реакцией на глубокий кризис прежней модели развития региона.

Прежде всего, данная политика выражалась в приватизации государственного сектора. Так, одной из целей приватизации было повышение эффективности предприятий. Другой же целью – попытка государства заработать на продаже собственности, чтобы изыскать средства на модернизацию и стимулирование экономики, проведение реформ. Известно, что многие исследователи в России пристально изучали опыт приватизации латиноамериканского региона, приглядываясь особенно к так называемому «чилийскому экономическому чуду» и в частности чилийской приватизации.12

Поэтому во второй половине прошлого века перед латиноамериканскими государствами стояло две задачи: национализация собственности, которая на тот момент находилась в управлении иностранными компаниями (как результат эпохи государственного капитализма), и, впоследствии, ее приватизация. Обе эти задачи было не так просто выполнить.

Обратимся к опыту Чили. Национализация иностранных компаний, заполонивших государство, была первоочередной задачей социалистического правительства Сальвадора Альенде. Причем выполнена национализация была довольна просто, иностранные предприятия объявлялись государственными, а иностранные агенты оставались ни с чем. Это не могло не вызвать возмущения США, которые не могли с этим смириться и поддержали недовольство чилийских военных, опиравшихся на богатые и средние слои населения. В итоге в 1973 году произошел военный переворот, в результате которого на долгие 17 лет в Чили установилась диктатура военной хунты во главе с Аугусто Пиночетом. Однако вопреки сложившемуся мнению и ожиданиям, Пиночет не раздал национализированные предприятия и экспроприированные крестьянами земли обратно, а лишь выплатил некоторую компенсацию за них.

Национализация в Бразилии и Аргентине, которая происходила также в середине 70-ых годов, прошла спокойнее, поскольку у иностранных правительств не хватило влияния, чтобы помешать этим двум государствам. Гораздо сложнее, в силу объективных причин, процесс национализации происходил в Мексике.

При широком масштабе приватизации в странах Латинской Америки, она была проведена в очень короткий срок, приватизация большей части предприятий уложилась примерно в десятилетие (90-ые годы). Как правило, приватизация в латиноамериканских государствах проходила в несколько этапов, два или три. Сначала продавались наименее значимые для государства небольшие предприятия, не имеющие стратегического значения. Дальше продавались более крупные предприятия. На этом приватизация замедлялась и останавливалась, могли происходить лишь только какие-либо единичные акты продаж.



Говоря о результатах неолиберальных преобразований 1990-ых годов, стоит отметить рост ВВП стран региона: в отличие от аналогичного Российского показателя, где рост экономики начался только после 1998 года, в странах южноамериканского региона он начал расти вместе с внедрением в экономику рыночных механизмов. Так, за период 1990-2000 гг. региональный ВВП вырос на 38% при среднегодовом росте в 1,5%13. Динамика среднедушевого ВВП по странам Латинской Америки представлена в Таблице 314.


Таблица 3. ВВП на душу населения в ряде стран Латинской Америки и в России 1990-2000 гг., по ППС валют, в долл. США 1996 г.

Страна

1990

1997

1998

1999

2000

Аргентина

8 534

11 708

12 013

11460

11254

Бразилия

6 021

6 719

6 625

6 605

6 837

Венесуэла

5 438

5 939

5 808

5361

5468

Колумбия

5 333

6 079

6 006

5 664

5 715

Мексика

6 946

7 458

7 704

7 866

8 291

Перу

3 341

4 352

4 282

4 265

4 320

Чили

5 794

8 640

8 787

8 663

8 966

Россия

11505

7 039

6 460

6 700

7 294

Важно отметить, что страны Латинской Америки значительное внимание уделили модернизации сферы финансов, продвинулись в информатизации и развитии телекоммуникаций. Также, в середине 90-ых годов произошли позитивные изменения в ряде обрабатывающих отраслей промышленности (Аргентина, Мексика и Бразилия превзошли США в электротехнической, швейной, целлюлозно-бумажной промышленности по производительности)15. следует также отметить рост доли высокотехнологичной продукции в экспорте промышленной продукции стран региона. Так, данный показатель возрос за десятилетие на 3% (с 6 до 9%) в Аргентине, с 8 до 16 % в Бразилии и с 2 до 7% в Колумбии. Для сравнения: тот же показатель в России за аналогичный период возрос с 10 до 14%16.


1.2.4. Города Латинской Америки в период политико-экономических преобразований

В процессе индустриализации на южно-американском континенте произошло формирование отраслевых промышленных центров. По большей части их возникновение связано с выгодой экономико-географического положения (близко к источнику сырья, топлива или энергии). Наиболее распространены на территории континента промышленные центры топливного или рудного сырья.

Наиболее ярким примером подобного топливного промышленного узла может послужить Маракайбо. Данный район (с центром в одноименном городе) с 20-ых годов прошлого века обеспечивал большую часть всей добытой не только в Венесуэле, но и в Латинской Америке нефти. Если говорить о центрах горнодобывающей промышленности, то нужно упомянуть месторождение Чукикамата, расположенное недалеко от города Антофагаста (Чили). Данный район одним из крупнейших в Чили месторождением медной руды.

Подобные промышленные центры, экономика которых сфокусирована на одной отрасли промышленности, в русской научной литературе больше известны как моногорода.



В ходе индустриализации резко возросла привлекательность существующих городов, что привело к массовому перемещению населения из сельских районов в город, о чем свидетельствуют данные, представленные в Таблице 417:
Таблица 4. Доля городского населения в ряде стран Латинской Америки и СССР 1950-1980 гг., %

Страна

1950

1955

1960

1965

1970

1975

1980

Аргентина

65,3

69,6

73,6

76,4

78,9

81,0

82,9

Бразилия

36,2

41,1

46,1

51,0

55,9

60,8

65,5

Венесуэла

47,3

54,6

61,6

67,0

71,9

75,8

79,2

Колумбия

32,7

38,7

45,0

51,0

54,8

58,5

62,1

Мексика

42,7

46,7

50,8

54,9

59,0

62,8

66,3

Перу

41,0

43,9

46,8

51,9

57,4

61,5

64,6

Чили

58,4

63,3

67,8

71,7

75,2

78,4

81,2

РСФСР

44,1

49,0

53,7

58,2

62,5

66,4

69,8

Однако, говоря о «городском буме» середины прошлого века, стоит отметить, что в основном в города мигрировало неимущее сельское население, что соответствует так называемой ложной урбанизации18, результатом чего стало возникновение трущоб, резкому повышению уровня преступности, нарастанию социальной напряженности (в 1980 году около 35% латиноамериканских семей проживали за чертой бедности).

Стоит отметить, что с 1980 года изменился характер бедности в странах региона. Так, перед началом «потерянного десятилетия» была в основном сельской, то к концу 90-ых годов она стала в основном городской. Данный факт отражает то, что преобразования в ходе либерализации экономики побудили сельское население мигрировать в города и отразились, в основном, именно на городском населении (см. Таблицу 5).

В.И. Красильников объясняет этот факт следующим: экономический рост конца ХХ века носил капиталоемкий характер, вследствие чего наблюдалось сокращением рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Безработица в регионе за 1990 г. Возросла до 8% (В Аргентине – 17%,)19. По этой причине в городах Южной Америки увеличивалась занятость в неформальном секторе экономики в среднем на 4% в год, что очень похоже на аналогичную по времени ситуацию в России. Однако данные, приведенные для Российских городов соответствуют доле населения, проживающего ниже прожиточного минимума, что не позволяет полностью сопоставить данные.


Таблица 5. Доля городского населения стран Латинской Америки, живущего за чертой бедности, 1990-1999 гг20.

Страна

Доля городского населения, живущего за чертой бедности, %%

1990

1997

1999

Аргентина

21,2

17,8

19,7

Бразилия

48

35,8

37,5

Венесуэла

40

48,1

49,4

Колумбия

56,1

50,9

54,9

Мексика

47,8

52,1

46,9

Перу

54

44

-

Чили

38,6

21,7

20,6

Россия

35,5

22,1

29,9

Говоря о неформальном секторе экономики и его роли в истории и развитии стран южно-американского региона, необходимо обратиться к трудам чилийского экономиста Эрнандо де Сото. В своей книге «Иной путь» он описывает следующую ситуацию: городские власти начинали принимать ограничительные меры против ассимиляции мигрантов из сельских территорий и других, более бедных регионов, и из интересов выживания бедные вынуждены были создавать теневую экономику, поддерживавшую их образ существования. «Когда бедняки… попадают в города, они обнаруживают перед собой закрытую дверь. У них нет ни денег, ни технических навыков. У них нет надежды получить кредит, нет шансов на страховку, они не могут рассчитывать на защиту полиции или судебных властей. Угроза их бизнесу идет отовсюду. Все, что они имеют, - это воля, воображение и желание трудиться»21.

Де Сото на примере своей родины прослеживает рост гигантских неформальных экономических образований, основанных на устных договорах, бартерных обменах, родственных и дружеских связях, незарегистрированных правах собственности и владения, и совершенно не «засвеченных» в области «большой» экономики образований, собственно и составляющих теперь континент неоцененных имуществ и неформализуемых хозяйственных отношений. Так, по данным автора, около 83% рынка Лимы было представлено нелегальным сектором, около 95% общественного транспорта также было представлено «нелегалами», порядка 39% ВВП Чили приходилось на неформальный сектор22.

Для России, как и для всего постсоветского пространства, неформальная экономика тоже имеет большое значение, поскольку она позволила выжить тысячам людей в условиях массового закрытия предприятий в 1990-е гг. Так, только по официальным данным, около 30% денежного оборота в стране приходилось на нелегальный сектор..

Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что Россия, несмотря на все существующие географические различия, имеет много общего со странами Латинской Америки. Схожесть исторических этапов развития, которые характеризуются сходными траекториями изменений в политическом и экономическом устройстве стран, позволяют интерпретировать полученный южно-американскими странами опыт для российской действительности.

Проводимые на разных этапах экономические реформы (протекционизм и индустриальный курс, национализация, приватизация) не могли не сказаться на состоянии городов, как в странах Южной Америки, так и в России. Так, результатом эпохи индустриализации стал большой прирост доли городского населения. Однако, существующие в городах условия не были достаточными для принятия такого потока населения из сельских районов, в результате чего образовывались бедные районы, «трущобы», уровень преступности в которых был очень высок. Ситуацию ухудшил переход к политике неолиберализма, когда в результате экономических и технологических преобразований большое количество населения потеряло работу, что привело к росту теневого сектора экономики городов.

В рамках исследования опыта реструктуризации городов в данной работе будет рассмотрен опыт таких стран как Колумбия и Бразилия. Данный выбор обусловлен следующим: как было видно из Таблиц 3 и 4, на сегодняшний день на территории Латинской Америки существуют 4 наиболее близкие к России по уровню ВВП на душу населения и уровню урбанизации государства, а именно: Аргентина, Бразилия, Колумбия и Мексика. Не лучше ли обосновать сходным уровнем ВВП на душу и уровнем урбанизации.

Однако, экономический рост Мексики во многом обусловлен непосредственным контактом с Соединенными Штатами Америки. Так, например, последние три-четыре десятилетия особый промышленный район сформировался в северной, приграничной с США части Мексики.

Таким образом, исключение Мексики из стран, выбранных для рассмотрения, становится понятным. В то же время Колумбия занимает место в пятерке стран Латинской Америки по темпам своего развития, которое в свою очередь, в отличие от случая Мексики, не подвержено такому влиянию со стороны крупного государства с развитой экономикой.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница