Организационная



Скачать 244,38 Kb.
Дата28.11.2017
Размер244,38 Kb.
В течение трехлетнего отчетного периода участниками проекта велась активная и в целом успешная работа, имевшая как организационную, так и собственно научную составляющие. В настоящем отчете будут представлены оба направления нашей работы.

1.Организационная работа касалась создания и обеспечения нормального функционирования рабочего коллектива, работы семинара Центра психологии религии, организации конференций и круглых столов и участия в научных мероприятиях, ведения учебной и просветительской работы, закупки авторских прав и координацией работы проекта по подготовке хрестоматии, адаптации методик эмпирических исследований.

1.1.Сформированный в 2014-м году для работы над проектом рабочий коллектив, силами которого велась подготовка хрестоматии по современной западной психологии религии, все виды научной работы, связанной с проектом, претерпел изменения. В 2015 году Д.А. Горевой был заменен на аспиранта РГГУ А.В. Кольцова и аспирантку ПСТГУ А.С. Иванову. Созданный на основе рабочего коллектива при кафедре философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ Научный центр современной западной психологии религии, заведующим которым был назначен участник проекта, заведующий упомянутой кафедрой д.филос.н. доцент К.М. Антонов, главным научным сотрудником — руководитель проекта член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО В.И. Слободчиков — продолжил свою работу.

1.2. Организованный силами сотрудников Центра семинар по психологии религии работал на всем протяжении реализации проекта.

Помимо организационных вопросов, заседания семинара были посвящены научным докладам. К участию в семинаре активно привлекались не только участнико проектного коллектива, но и внешние исследователи, специалисты в области психологии религии. Это дало возможность более интенсивно обсуждать результаты, достигнутые в ходе работы над проектом, представлять их сообществу еще на стадии подготовки, сделало Центр важным звеном в процессе самоорганизации научного сообщества. В работе семинара приняли участие такие известные в области психологии религии специалисты как д.психол.н. Н.Л. Мусхелишвили, к.филос.н. Е.В. Орел (Рязанова), к.психол.н. А.М. Двойнин, Л. Ардашева и др. Ряд мероприятий был приурочен к различным научным мероприятиям и носил открытый характер (в 2014 году - к Дням философии в Санкт-Петербурге, в 2015 - к конференции «Актуальные проблемы религиоведения». В 2016 году прошло 7 заседаний, на 23 декабря 2016 года запланировано завершающее восьмое.

 Отчеты о проведенных семинарах см.:

http://pstgu.ru/news/university/2014/10/07/55489/

http://pstgu.ru/news/university/2014/10/25/55774/ http://pstgu.ru/news/university/2014/12/11/56606/.

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2015/06/08/59558/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2015/07/03/60150/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2015/09/07/60753/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2015/09/30/61071/

http://pstgu.ru/news/university/2015/10/19/61388/

http://pstgu.ru/faculties/theological/Nauchn_centr_FRIRAK/events/

http://pstgu.ru/news/university/2016/03/21/64405/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2016/04/25/65223/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2016/05/17/66043/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2016/05/23/66262/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2016/06/03/66581/

http://pstgu.ru/faculties/theological/events/2016/06/20/66762/

См. также: https://www.facebook.com/Научный-центр-современной-западной-психологии-религии-ПСТГУ-431351843692821/?fref=ts

На 23 декабря 2016 г. запланировано проведение семинара Центра, посвященное подведению итогов работы по проекту в целом.

1.3. Участники проекта представляли результаты своих исследований на конгрессах, конференциях и круглых столах как в России (Москва, Владимир, Белгород, Санкт-Петербург), так и за рубежом (Копенгаген (Дания), Краков (Польша), Рига (Латвия), Милан (Италия), Задар (Хорватия), Минск (Беларусь), Хельсинки (Финляндия), Эрфурт (Германия), Стамбул (Турция)). Реализация проекта очевидно способствовала большей институциализированности психологии религии в российском научном пространстве. В 2014 году был проведен совместно с кафедрой философии факультета философии, культурологии и искусств ЛГУ им. Пушкина круглый стол с международным участием «Эмпирические исследования в психологии религии: прошлое и будущее» в рамках Дней философии 2014 в Санкт-Петербурге. В 2015 г. усилиями сотрудников Центра были организованы следующие мероприятия: семинар «Методики психологических исследований в религиоведении», в рамках межвузовской конференции «Актуальные проблемы религиоведения»; секция по психологии религии в рамках международной конференции «Религия и/или повседневность» в Минске (по ее итогам издан сборник статей, размещенный в системе РИНЦ); конференция «Психология религии: от истории к теории и практике». 2016 г. отмечен тенденцией к большему сближению религиоведческого и психологического сообществ. Усилиями сотрудников Центра были организованы следующие мероприятия: секция «Философское осмысление психологических исследований религиозного опыта» (секция № 5) в рамках Третьего конгресса российских исследователей религии «Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы» (модераторы Антонов К.М., Двойнин А.М.), проходившего во Владимире 7-9 октября 2016 года (по итогам конгресса издан сборник статей); 2-ая конференция «Психология религии: исторические, теоретические, эмпирические исследования» в рамках XXVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ 2-3 декабря 2016 г., Москва, ПСТГУ. В рамках последней был проведен круглый стол «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте», на котором были подведены и представлены религиоведческому и психологическому сообществу предварительные итоги проекта. Эти конференции, так же как и семинары Центра, вызвали значительный научный резонанс и стали местом встречи религиоведов и занимающихся проблемами религии профессиональных психологов. Отчеты об этих мероприятиях см.:

http://pstgu.ru/news/university/2014/12/03/56469/



http://religious-studies.fzrw.info/doku.php?id=исследования

http://new.philos.msu.ru/uploads/media/program_13-14.03.2015.pdf

http://pstgu.ru/news/university/2015/04/20/58636/

http://pstgu.ru/news/university/2015/11/29/62268/

http://iapr2015.ikc.edu.tr/uploads/Timetable.web.pdf

http://pstgu.ru/news/university/2015/08/27/60664/

http://pstgu.ru/news/university/2016/10/13/68300/;

http://religiousstudies.in/vnimanie-okonchatelnaya-programma-s-podrobnoj-informaciej-po-provedeniyu-sekcij-tretego-kongressa-rossijskix-issledovatelej-religii-7-9-oktyabrya-2016-g/

http://religiousstudies.in/wp-content/uploads/2016/10/Kongress-Tom-3.pdf

http://www.isorecea.net/conferences/zadar-conference

http://blogs.helsinki.fi/easr-2016/files/2015/06/EASR_abstraktit.pdf http://pstgu.ru/news/university/2016/07/10/67075/

1.4.Наряду с этим участники проекта активно занимались поиском литературы по проекту (для этого д.ист.н. Ю.Л. Ореханов командировался в Берлин), вели учебно-методическую и просветительскую деятельность, связанную с реализацией проекта: в его рамках студентами направления «Религиоведение» БФ ПСТГУ пишутся курсовые, дипломные работы, магистерские и кандидатские диссертации, спецкурс по современной западной психологии религии был подготовлен к.филос.н. Т.В. Малевич (читается в аспирантуре и магистратуре Богословского факультета ПСТГУ, направление религиоведение), д.филос.н. К.М. Антонов неоднократно читал курс лекций по философии и психологии религии в магистратуре Богословского училища св. Нины (Ахалкалаки, Грузинская Православная Церковь). См.: http://pstgu.ru/news/university/2014/12/07/56562/. д.ист.н. Ю.Л. Ореханов читает курс лекций «Русская духовная культура XIX – нач. XX века» в центре духовно-нравственной культуры «София» (Лимассол, Кипр). См.: http://rus-church-cy.info/ru/91-churchnews/579-2016-12-05-20-54.html

На конференции «Психология религии: исторические, теоретические, эмпирические исследования» было принято решение о разработке, на основе итогов проекта, новой модельной программы по психологии религии для религиоведов и психологов, учитывающей адаптированные к отечественным реалиям современные разработки западных исследователей, имеющей выраженную эмпирическую составляющую. После составления программы коллектив намерен участвовать в разработке нового учебника по этой дисциплине, отвечающего новейшим образовательным стандартам.

1.5.С точки зрения организации немаловажным являлась работа по получению прав на тексты, вошедшие в хрестоматию, получение прав на апробацию методик, их перевод, адаптация и утверждение этическим комитетом. Затем следовала работа по организации адаптации соответствующих методик.

2.Собственно научная работа исследовательской группы, велась по двум направлениям: работа над хрестоматией по современной западной психологии религии и адаптацией методик эмпирических исследований, разработанных западными коллегами; проведение эмпирических, экспериментальных, теоретических и исторических исследований, результаты которых нашли свое отражение в докладах и публикациях членов группы.

2.1.1.На конец 2016 года хрестоматия «Современная западная психология религии» издана. В качестве рецензентов издания выступили д.филос.н. К.М. Антонов, д.психол.н. М.В. Чумаков. Научный редактор — к.психол.н. А.М. Двойнин. Она состоит из Предисловия, написанного совместно Т.В. Малевич и А.М. Двойниным, 27 переведенных статей современных авторов – представителей различных направлений психологии религии, снабжена биоблиографическими справками об авторах, предметным и именным указателями. Переведенные материалы освоены и активно использовались членами группы в исследовательской работе, при подготовке докладов и публикаций.

2.1.2. Осуществлен перевод, адаптация и валидизация ряда методик эмпирических исследований.

Шкала «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования (к.филос.н. Т.А. Фолиевой), предназначенная для анализа роли религии в развитии детско-родительских отношений в юношеском возрасте, адаптировалась на студентах Волгоградского филиала ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», учащихся колледжа и представителях религиозной организации «Свидетели Иеговы» (публикацию см. ниже).



Шкала Religious Problem-Solving Scale / Шкала религиозного решения проблем (к.филос.н. Е.Н. Медведевой), разработанная К. Паргаментом, призвана служить инструментом анализа роли религии в преодолении тяжелых жизненных ситуаций и прошла апробацию на заключенных и тяжело-больных пациентах в г. Саратове (публикацию см. ниже).

В ходе получения прав на проведение запланированной адаптации Шкалы повседневного духовного опыта (The Daily Spiritual Experience Scale) было выяснено, что в 2014 г. указанная шкала была переведена на русский язык, однако качество перевода не может считаться удовлетворительным. В связи с тем, что разрешение на повторный перевод от автора не было получено, было принято решение заменить данный инструмент шкалой «Бог как каузальный агент» (God as causal agent) (к.филос.н. К.А. Колкунова, к.филос.н. Т.В. Малевич), предложенной Р. Рицемой и К. Янг для исследования атрибуции сверхъестественных причинно-следственных связей, которая представляет особый интерес для последующего, третьего этапа реализации проекта. Апробация этой методики была проведена на студентах православного университета и учащихся профессионального училища. Собранные материалы предполагается обсудить на семинаре Центра в начале 2016 года.

Адаптация классической методики «Mysticism scale»/«Шкала мистицизма» Ральфа Худа (к.филос.н. К.А. Колкунова, к.филос.н. Т.В. Малевич) для православных респондентов была затруднена тем, что, как показали проведенные экспертные интервью и пилотное исследование на выборке православных паломников, несмотря на ее широкое использование в психологических исследованиях разных религиозных групп, применение ее в изучении российского православия осложняется неприятием респондентами самой идеи мистического опыта и принципиально иной, по сравнению с западной, традицией вербализации и институционализации религиозных переживаний. Собранные материалы предполагается использовать для описания современной религиозности, но для полноценного введения методики в российский контекст необходимо дополнительное обширное исследование современной литературы и святоотеческой традиции, а также задействование специальных психолого-лингвистических инструментов оценки на следующем этапе адаптации.

Кроме того, участники проекта повторили на выборке из студентов православного вуза эксперимент Дж. Баррета и Ф. Кейла по выявлению элементов имплицитного антропоморфного мышления в сознании верующих.

В целом, адаптация методик выявила ряд существенных проблем, связанных с перенесением разработок западных (прежде всего, американских) ученых в российский культурный и религиозный контекст. В результате руководителем проекта было принято решение о необходимости более детальных исследований и целесообразности издания методик и текстов опросников вместе с результатами исследований по их применению в отдельном сборнике статей, который будет подготовлен в течение 2017 г.

2.2.В докладах, подготовленных участниками проекта, нашли свое отражение следующие направления исследований: проблемы рецепции западной психологии религии в отечественной философии и науке, психологическое исследование духовности и религиозности в их соотношении, психологические и психофизиологические подходы к изучению мистицизма и молитвенных и медитативных практик, проблематика, связанная с эволюционной психологией религии и когнитивным религиоведением, анализ религиозного обращения и роли религии в становлении человеческой личности, адаптации в отечественном контексте различных методик эмпирических исследований религиозности, психологические аспекты изучения новых религиозных движений и религиозности современной молодежи, проблемы современной отечественной христианской психологии.

2.2.1. Ряд докладов, отражающих указанную выше проблематику, прозвучал на семинарах Центра.

2.2.2. Широкий спектр проблематики психологии религии обсуждался на конференциях, организованных участниками исследовательского коллектива. Следует отметить секцию «Философское осмысление психологических исследований религиозного опыта» организованную в рамках Третьего конгресса российских исследователей религии во Владимире. Публикацию тезисов докладов см.: Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы. Сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии. В 6-ти томах. Том 3. Владимир, 2016. С. 112–117 (http://religiousstudies.in/wp-content/uploads/2016/10/Kongress-Tom-3.pdf - дата обращения 10.12.2016)

Ряд докладов, отражающих тематику проекта, участники исследовательского коллектива сделали в ходе своего участия в Днях философии 2014 в Санкт-Петербурге: на II конгрессе российских исследователей религии (20-22 ноября 2014) и на круглом столе «Эмпирические исследования в психологии религии: прошлое и будущее» (21 ноября), организованном ими совместно с кафедрой философии ЛГУ им. А.С. Пушкина.

При участии Центра была организована секция по психологии религии в рамках конференции «Религия и/или повседневность» в Минске в 2015 году.

Значимым событием в жизни отечественного религиоведческого сообщества стали конференции по психологии религии в ПСТГУ. В 2016 году она носила название «Психология религии: исторические, теоретические, эмпирические исследования», в 2015 - «Психология религии: от истории к теории и практике». На них выступали участники проекта, как преподаватели, так и аспиранты.

2.2.3. Члены научной группы приняли также участие в ряде крупных международных и отечественных конференций. Упомянем наиболее важные из них. На конгрессе международной ассоциации психологии религии в Стамбуле (17-20 августа 2015 г.) научную группу представляли к.филос.н. Т.В. Малевич и Д.Д. Кожевников. На конгрессе Международной ассоциации истории религии (IAHR) в Эрфурте (23-27 августа 2015 г.) научная группа была представлена Е.Н. Медведевой, Т.В. Малевич, Т.А. Фолиевой. В конференции «Становление классического зарубежного теоретического религиоведения в XIX — первой половине ХХ века» (Владимир, 8-9 октября, 2015 г.) приняли участие К.А. Колкунова, Т.А. Фолиева, Е.Н. Медведева. На конференции Международного общества изучения религии в Центральной и Восточной Европе в 2016 году нагруппу представляли Е.Н. Медведева и Т.А. Фолиева. На конгрессе Европейской ассоциации исследователей религии (EASR) в Хельсинки 2016 года выступали с докладами К.М. Антонов, К.А. Колкунова, Т.А. Фолиева.

Материалы докладов послужили основанием последующих публикаций участников научной группы. Следует отметить, что большая часть докладов была посвящена адаптации методик, и даже обзорные исторические доклады как правило имели своей целью подготовку эмпирического исследования, что позволяет говорить о выходе проекта на новый уровень — переходе от чисто исторических и теоретических изысканий к практическим психологическим исследованиям религии.

2.3.Работа над проектом нашла свое отражение в корпусе опубликованных членами группы статей, в которых с разных сторон обосновывалась актуальность заявленной темы и были представлены промежуточные результаты исследований по основным заявленным направлениям, и итоговых монографиях. Все опубликованные материалы делятся на две группы: теоретико-исторические и эмпирические. В первых подводятся итоги осмысления тех или иных проблем в зарубежной психолого-религиоведческой литературе, исследуются традиции отечественной рецепции западной психологии религии, намечаются поля возможных исследований, рассматриваются различные пути религиозно-философской и богословской рефлексии достижений зарубежной психолого-религиозной мысли. Во вторых решаются собственно эмпирические задачи адаптации конкретных методик, проведения полевых исследований, экспериментов. Промежуточное положение между этими группами занимают статьи, в которых те или иные психологические методики применяются к различным явлениям из истории религиозной культуры.

2.3.1.Ряд статей отражают проделанную участниками проекта работу по осмыслению хода развития и основных достижений наиболее значимых направлений современной западной психологии религии (когнитивных исследований, изучение религиозного опыта, современным течениям в рамках психоанализа, изучение духовности, исследования мистического опыта), намечает пути их адаптации в отечественной науке. Современные проблемы методологии и предметного поля отечественной психологии религии анализировались в статьях Е.Н. Медведевой, Т.А. Фолиевой, К.А. Колкуновой, Т.А. Малевич.

Результаты исследований зарубежными специалистами ряда ключевых проблем резюмируются в статьях Т.В. Малевич, Д.Д. Кожевникова, К.А. Колкуновой, Ю.Л. Ореханова, Е.Н. Медведевой, Т.А. Фолиевой, К.В. Алексина.

Проблемы предметного поля, мировоззренческих оснований, методологических проблем, связанных с религиозно-философской и богословской рефлексией достижений современной психологии религии рассматриваются в статьях К.М. Антонова, Н.А. Акимовой и Е.Н. Медведевой, Ю.Л. Ореханова, В.И. Слободчикова. В статьях К.М. Антонова, прот. Г. Ореханова, А.В. Кольцова, А.С. Ивановой получило развитие направление, связанное с приложением выработанных в психологии религии методов исследования к феноменам религиозной культуры прошлого. В рамках этих исследований получают прикладное развитие такие традиционные для коллектива темы как проблематика «духовности и религиозности», религиозное обращение, роль религии в развитии личности, а также выявляется актуальность таких классических текстов как «Психология искусства» Л.С. Выготского.

Традиции и условия возможности рецепции основных достижений западной психологии религии рассматриваются в статьях К.М. Антонова и В.И. Слободчикова. Многие из упомянутых статей отражают исследования авторов, связанные с религиозно-философской и богословской рефлексией адаптации психологических концепций в российском контексте.

2.3.2. Различные направления эмпирических исследований и адаптации методик представлены в статьях Е.Н. Медведевой, К.М. Антонова, Т.В. Малевич, К.А. Колкуновой, Д.Д. Кожевникова, Т.А. Фолиевой.



Проведена компаративная психофизиологическая оценка влияния регулятивных техник, а именно техники релаксации на примере аутогенной тренировки в модификации В.М. Звоникова и медитативной практики на примере «центрирующей молитвы» Томаса Китинга на состояние человека с точки зрения оценки их эффективности как психорегуляторных средств.

Были проанализированы различные типы конверсий, их значение в развитии религиозных традиций, сценарии, предлагаемые религиозной организацией «Свидетели Иеговы» анализируются с помощью скрипт-теории.



Методика Шкала Религиозного Акцентирования призвана учитывать уровень внимания к религии в семье во время взросления ребенка, а также соотношение позиции детей и позиции родителей в данном вопросе. Результаты апробации данного опросника позволяют рассматривать его как надёжное диагностическое средство, удовлетворяющее современным требованиям психодиагностики.

Проведена адаптации шкалы «Бог как каузальный агент» (БКА), проведенной на выборке студентов православных учебных заведений. Эта шкала служит инструментом оценки степени религиозной атрибуции – склонности приписывать причины событий религиозным агентам. Данные позволяют заключить, что шкала БКА является эффективным инструментом оценки склонности к религиозной атрибуции в российском православном контексте.

Данные эксперимента, проведенного в парадигме Дж. Баррета и Ф. Кейла, подтверждают кросс-культурную устойчивость феномена теологической некорректности: при когнитивной нагрузке затратные теологические понятия приобретают качества, соответствующие имплицитному уровню. Подобная деформация не зависит от знания догматики и наблюдается, несмотря на высокую степень эксплицитной неантропоморфной концептуализации.

Результаты эмпирического исследования показали, что религиозный копинг может рассматриваться как самостоятельный механизм совладающего поведения. Вера оказывает значительное позитивное влияние на процесс адаптации пациента к заболеванию с витальной угрозой при высоком уровне стресса, выступая в качестве стратегии совладающего поведения.

Таким образом, эмпирические исследования научной группы велись главным образом в следующих направлениях: экспериментальные исследования в области когнитивной психологии религии, религия в решении жизненных проблем, религиозное обращение, религия в детско-родительских отношениях, религия в решении жизненных проблем, религия как регулятивная психотехника. Следует отметить, что в большинстве случаев подобные исследования проводились впервые в отечественной науке.

2.3.3. В целом результаты публикационной активности научной группы показывают, что доля эмпирических исследований постоянно росла, а взаимодействие между теоретическим и эмпирическим аспектом наших исследований стало более тесным.

Представленные в статьях и рецензиях аналитические обзоры не только обобщают опыт и идеи западных коллег, но и служат основанием для последующего проведения собственных эмпирических исследований, содержат предложения относительно возможности их адаптации к российскому религиозному, культурному, социальному контексту.

2.4. Итоги исследования нашли свое выражение в двух коллективных монографиях, вышедших в издательстве ПСТГУ.

2.4.1. «Отечественная и зарубежная психологии религии: параллели и пересечения в прошлом и настоящем» (Авторы: К.М. Антонов, Д.А. Горевой, Д.С. Дамте, Т.В. Малевич, Т.А. Фолиева, рецензенты: д.филос.н. А.В. Саввин, к.филос.н. Е.В. Орел, н.ред. А. Андреев, Д. Логинов).

Основной целью работы является теоретико-методологическая рефлексия, направленная на реконструкцию истории теоретических и эмпирических исследований в зарубежной психологии религии и их восприятии в отечественной науке. Авторы рассматривают как когнитивные исследования и новейшие данные нейронаук, так и традиционные образцы психологии религии, такие, как работы У. Джеймса и классиков психоанализа. Монография состоит из трех основных разделов: в первом рассматривается история и современное состояние психологических исследований религиозного опыта; во втором освещается проблематика, связанная с психоаналитическими исследованиями религии; в третьем — ряд проблем когнитивной психологии религии.

2.4.2. «Духовность: дискурс и реальность» (авторы: К.А. Колкунова, Ю.Л. Ореханов, рецензенты: к.филос.н. П.Г. Носачев, д.соц.н. М.Ю. Смирнов, н.ред. К.М. Антонов).

Авторы поставили своей целью анализ современного дискурса о духовности и размышляют над теми процессами в религиозном сознании современного человека, которые репрезентируют себя в этом дискурсе и его изменениях. Монография состоит из двух частей. В первой читателю предлагаются аналитические обзоры современной научной (психологической, социологической и религиоведческой) литературы о духовности в немецкой, англоязычной и отечественной традиции. Во второй рассматриваются конкретные прикладные проблемы: соотношение «духовности» и «религиозности» в сознании современной немецкой молодежи, феномен «Patchwork-Religiosität» (лоскутной религиозности), проявившийся в религиоведческих исследованиях и опросах последнего времени феномен «духовных, но не религиозных» респондентов, связь современных пониманий «духовности» с движениями нью-эйдж.



В целом результаты публикационной активности научной группы показывают, что в течение трех лет удавалось сохранять баланс между эмпирическими и эксппериментальными исследованиями с одной стороны, и анализом культурно-исторических контекстов психологии религии, что обеспечило более высокий уровень взаимодействия между теоретическим и эмпирическим аспектом наших исследований.

  1. Заключение. Таким образом, за годы реализации проекта были достигнуты следующие результаты: созданный в рамках ПСТГУ научно-исследовательский центр провел ряд мероприятий, интегрировавших научное сообщество исследователей психологии религии, регулярно проходили заседания семинара Центра, результаты работы сотрудников Центра нашли отражение в многочисленных публикациях и выступлениях на научных мероприятиях в России и за рубежом.

Сотрудниками Центра и привлеченными участниками были подготовлены 2 монографии («Духовность: дискурс и реальность», монография Ю.Л.Ореханова и К.А. Колкуновой, М.: ПСТГУ, 2017; «Отечественная и зарубежная психология религии: параллели и пересечения в прошлом и настоящем», коллективная монография под ред. К.М. Антонова, М.: ПСТГУ, 2017), сборник статей («Психология религии: между теорией и эмпирикой», М.: ПСТГУ, 2015), хрестоматия по современной зарубежной психологии религии. Всего за 2,5 года было представлено более 60-ти докладов, опубликовано и подготовлено к публикации 45 статей. Проведена апробация различных методик и шкал для изучения психологического измерения религиозности. К сожалению, коллективу так и не удалось выйти на заявленные показатели по статьям, опубликованным в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, — и это следует считать основной недоработкой коллектива в рамках проекта.

Основными направлениями работы стали: анализ состояния современной западной психологии религии, ее основных направлений, анализ институциональных и методологических проблем отечественной психологии религии с точки зрения возможностей и путей адаптации западных подходов, проблемы православной психологии, конкретные эмпирические и культурно-исторические исследования таких проблем как религиозное обращение, религиозная атрибуция, антропоморфизм и имплицитная некорректность религиозного мышления, религия в решении жизненных проблем, религиозная социализация (в том числе формирование «образа Бога»), религиозная толерантность, духовность, религиозность современной молодежи, значение религиозности при оказании психиатрической помощи, религия в детско-родительских отношениях, религия в решении жизненных проблем, религия в местах лишения свободы, отношение религиозности и духовности, религиозность современной молодежи, лабораторные исследования медитативных практик, применение методов психологии религии к изучению истории религии (индуизм) и русской Церкви, новых религиозных движений и классической литературы (Гете, Толстой). Существенным моментом исследования стало рассмотрение путей религиозно-философской и богословской рефлексии описанных исследований, выявление их значения для теологической мысли.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница