Организация и проведение физкультурных праздников у детей с нарушением слуха и зрения



Скачать 60,09 Kb.
Дата26.06.2017
Размер60,09 Kb.
Организация и проведение физкультурных праздников у детей с нарушением слуха и зрения.
Бросова Валерия Андреевна , студентка 3 курса ИФКСиТ ПетрГУ
Проблема развития адаптивной физической культуры, на наш взгляд, актуальна в наше время, как никогда, так как с каждым годом в России по данным Минздрава растет количество детей инвалидов. На сегодняшний день примерно 1 миллион детей инвалидов с нарушением слуха и зрения. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% .

Дети с нарушением слуха имеют определённые особенности развития.

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения. Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха. У глухих детей в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни.

У них значительно позднее происходит дифференциация близких и чужих. В более старшем возрасте проявляется определенный дефект эмоциональной ориентировки, в значительной степени связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

Таким образом, со временем дети с нарушением речи становятся замкнутыми, раздражительными, негативными, очень тяжело переживают своё состояние; нередко имеют место суицидальные попытки, особенно в подростковом возрасте.

Дети с нарушением зрения так же имеют особенности в развитии.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Оно часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха и зрения, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности. Система средств, используемых для коррекции и компенсации физических недостатков, должна обладать разносторонним характером воздействия на организм ребёнка.

Одним из распространенных вариантов организации физкультурно-спортивной работы являются физкультурные праздники. Детский праздник - важная часть жизни любого ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. Спортивные упражнения в адаптированном варианте облегчают компенсацию физических, психических и социальных изменений личности инвалида, нормализуя социальную значимость, повышая психоэмоциальную устойчивость в условиях стресса.

Выбирая инвентарь для праздника, мы учитываем: для слепых — использование озвученной атрибутики (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, погремушки и др.); для детей с остаточным зрением и слабовидящих — подбор яркого и красочного инвентаря, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета).

При использовании мяча для слепых детей рекомендуется подбирать мяч очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они скорее овладевают им. Желательно использовать озвученный мяч, который дает возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его. Мы обеспечиваем травмобезопасность всего оборудования.

Учитывая особенности детей с нарушением слуха и зрения нами было запланировано и апробировано несколько физкультурных праздников. В проекте данных мероприятий были использованы общие и специально-методические принципы: принцип доступности для детей с нарушением слуха и зрения; принцип открытости и максимальной вовлеченности всех участников; принцип адекватности и оптимальности педагогических воздействий.

Два праздника проводились на базе Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №24 20.04.16г.под названием «ГТО» и 7.12.15г. «Гимнастика для всех». В интернате №23 праздник «Гимнастика для всех» проводился также 20.04.16г. В праздниках приняло участие 40 детей с 11 по 11 классы.

Ответственными за организацию и проведение была кафедра Теории и методики физического воспитания института физической культуры, спорта и туризма. Участвовали преподаватели кафедры и студенты 1,2,3 курсов. Праздники, которые мы организуем проводятся с целью приобщения детей с различными отклонениями в развитии к физической культуре, активизации их двигательной активности, создания положительного эмоционального фона.

На празднике гимнастика для всех мы оценивали эмоциональное состояние детей с нарушением слуха и зрения по их внешним признакам. Рабочий протокол состоял из трех признаков: поведение, мимика, пантомимика, движения. Каждый признак оценивался по трехбалльной шкале. У детей с нарушением слуха и зрения было спокойное состояние, внимание было направлено на исполнение упражнения (поведение). Мимика и пантомимика были не ярко выражены, жестикуляция при разговоре не сильная.(мимика)

Движения спокойные, лишних движений не было. Все упражнения, которые они выполняли были доступные. Из всех представленных упражнений наибольший интерес дети проявляли к следующим из них: прыжки с мини-трампа, кувырок, а также перебрасывание специального надувного куба друг другу. Участие в данном празднике принимали два ребенка с полным отсутствием зрения. Выполнять упражнения им помогали как преподаватели так и студенты. При тактильном контакте с новыми для них предметами спортивного назначения наблюдался выраженный эмоциональный подъем, дети улыбались а также проявляли большой энтузиазм при знакомстве с новыми предметами.

На празднике «ГТО» участвовала команда слабовидящих и слабослышащих детей. По сравнению с детьми с нарушением интеллекта они выполняли задания активнее и более точно. Их команда была более сплоченной а также сильнее выражалось эмоциональное переживание друг за друга.

Данные мероприятия были апробированы и в условиях спортзала, и в условиях открытого стадиона, что позволяет говорить об их универсальности.

В ходе проведения праздника важным моментом являлось непосредственное участие в его организации и проведении. Мы размещали детей на спортивной арене, сопровождали во время участия в различных упражнениях и заданиях. Я считаю, что это способствовало получению ценного практического опыта, который я смогу использовать в дальнейшей профессиональной деятельности с инвалидами различных нозологий.



Разработанные и апробированные модели физкультурно-спортивных праздников «Гимнастика для всех» и «ГТО» могут быть успешно использованы как универсальная форма социальной интеграции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:


  1. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта, Москва, 2013

  2. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2 Т. Т.1./ Под общей ред. проф. С. П. Евсеева Текст – М.: Сов. спорт, 2005


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница