Организация методической работы в условиях реализации фгос. С. А. Загвоздина



Скачать 135,03 Kb.
Дата19.10.2016
Размер135,03 Kb.
Организация методической работы

в условиях реализации ФГОС.


С.А.Загвоздина,

директор МБОУ ДПОС

«Центр обеспечения развития образования»

Принципиально важная особенность современной ситуации для муниципальной методической службы связана с переходом от сопровождения локальных изменений в разнонаправленной управленческой и педагогической практике к проектированию условий для осуществления системных преобразований и сопровождение этих преобразований. Меняется и сам предмет сопровождения: если еще недавно речь шла о сопровождении инновационных процессов на уровне отдельно взятых педагогов или педагогических коллективов и поэтому процесс был многовекторным и неоднородным, то сегодня речь идет о сопровождении системной инновации, предполагающей принятие норм и ценностей новой парадигмы образования всеми без исключения, освоение нового языка профессионального общения, выработку общих норм и ценностей коллективного взаимодействия.

На наш взгляд, методическая служба оказалась в непростой роли, поскольку сопровождает, прежде всего, процесс принятия новой идеологии образования педагогическими и управленческими кадрами.

Как меняются цели и задачи методической работы в условиях внедрения ФГОС?

Какими должны быть принципы и условия методической работы, ее структура и организация в муниципальной системе образования и в образовательном учреждении? Как определить и использовать наиболее эффективные формы методической работы в решении задач введения ФГОС? Эти вопросы были поставлены перед методическими службами в связи с введением ФГОС.

Разработку новой модели научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров Ангарского муниципального образования мы начали с определения результата, описания цели, основополагающих принципов и методологических подходов к организации сопровождения, определения дидактических оснований (форм, методов, средств), условий эффективности и критериев результативности.

Целью научно-методического сопровождения кадров образования является, на наш взгляд, разработка комплекса педагогических действий, обеспечивающих профессиональную готовность всех субъектов образовательного процесса к введению и реализации ФГОС. Важным условием такой готовности становится формирование и наращивание необходимого и достаточного кадрового потенциала системы образования, обладающего вполне определенным набором актуальных компетенций – проектировочных, деятельностных, коммуникативных, рефлексивных. Отсюда вектор развития муниципальной методической службы: переход от субъект-объектного типа взаимодействия с педагогическими и управленческими кадрами к субъект - субъектному, предполагающему продуктивное педагогическое общение, совместное целеполагание, проектирование, рефлексию.

Методологическим основанием модели научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров Ангарского муниципального образования в условиях введения и реализации ФГОС стали системный, акмеологический, аксиологический, личностно-деятельностный подходы; технологии интерактивного обучения, «обучения действием», принципы, подходы, методы и технологии педагогического взаимодействия; теория диффузии инноваций Э. Роджерса; идея сетевой организации непрерывного повышения квалификации работников образования (Е.В. Василевская).

Использование идеи сетевой организации позволило муниципальной методической службе Ангарского муниципального образования подготовить фундамент для дальнейшего развития системы методического сопровождения в соответствии с новыми требованиями. Опыт показал, что с точки зрения профессионального роста и повышения уровня профессиональных компетентностей педагогов наиболее продуктивным оказывается их взаимодействие на уровне той или иной педагогической идеи. Такой педагогической идеей в настоящий момент является ФГОС.

В условиях введения новых стандартов нам необходимо было:

- найти оптимальный путь внедрения инновации такого масштаба и уровня сложности, который позволил бы, с одной стороны, включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогов и руководителей начальной ступени обучения, а с другой стороны, обеспечил бы качество распространения информации, касающейся стандарта, с точки зрения достоверности и достаточности для его понимания и внедрения;

- сформировать адекватную новым задачам методическую сеть, выбирая новых субъектов, прежде всего, по степени их готовности и способности воспринимать инновационную идею и адекватно транслировать ее;

- определить варианты коммуникационных каналов и способов взаимодействия как внутри сети, так и на уровне всей муниципальной системы образования.

Основываясь на теории Э. Роджерса, мы выстроили пошаговую траекторию реализации модели научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров от этапа «Узнавание» до этапа «Апробации» ФГОС (Приложение 2).

Шаг 1. Выявление потенциальных «новаторов» и «ранних последователей» вводимой системной инновации и сосредоточение усилий на взаимодействии с этой категорией педагогических и управленческих кадров, поскольку первые, согласно теории диффузии инноваций, потенциально могут служить «ролевой моделью» для остальных членов социальной системы, а вторые выполняют важную функцию «легализации» нововведения.

Вначале введения ФГОС НОО на практике роль «новаторов» отведена командам пилотных площадок опережающего введения ФГОС НОО, далее пилотам ООО и СОО. Поскольку диффузия нововведения, по Э. Роджерсу, зависит, в том числе, от количества «пионерских» проектов, мы сознательно определили максимально большое количество пилотных площадок – 6 ОУ, реализующих программы начального общего образования, 5 ОУ – ООО, кроме пилотов регионального уровня определены пилотные площадки муниципального уровня. При выборе кандидатов в «пилоты» для нас определяющими были следующие позиции:

- наличие в ОУ профессиональной управленческой команды,

- наличие педагогов-лидеров, не только определяющих продуктивную деятельность методического объединения учителей, но и имеющих вес в профессиональном педагогическом сообществе, поскольку их профессиональная позиция априори должна быть авторитетной для других.

Роль «ранних последователей» отведена педагогам и управленцам, имеющим позитивный опыт реализации развивающего обучения, которые были объединены взаимодействием по узловым моментам введения ФГОС в режиме сетевой опорной площадки по подготовке к введению ФГОС, а также годичной команде психологов.

Таким образом, на первом «шаге» определились состав и роль каждого из активных субъектов сети, выполняющих свою миссию и ориентированных на работу с определенной категорией педагогических и управленческих кадров.

Шаг 2. Обеспечение непрерывного процесса взаимодействия «новаторов» и «ранних последователей» между собой и с другими субъектами сети по изучению, осмыслению идеологии и требований ФГОС:

- годичной команды психологов – объединенного творческого коллектива из нескольких ОУ – с педагогами-психологами, социальными педагогами муниципальной системы образования для создания методических рекомендаций «Организация психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе» (на основе пособия академика А.Г. Асмолова);

- пилотных площадок опережающего введения ФГОС НОО (6 ОУ), ФГОС ООО (5 ОУ), ФГОС СОО (3 ОУ) - по направлениям, определенным распоряжением министерства образования Иркутской области;

- сетевой опорной площадки (7 ОУ) по подготовке к введению и реализации ФГОС НОО - с руководителями и педагогами ступени начального общего образования всех образовательных учреждений на основе разработанной на уровне муниципальной методической службы модульной программы «Нормативно-правовое, научно-методическое обеспечение введения ФГОС начального общего образования» по изучению основных компонентов основной образовательной программы начального общего образования, сетевой опорной площадки по подготовке к введению и реализации ФГОС ООО с заместителями руководителей .

Взаимодействие внутри сетевой площадки выстроено на основе научной концепции В.В. Гузеева о модели двусторонней коммуникации в режиме самообразования и взаимообучения как необходимого условия профессионального роста учителя. Каждый «узел» сети изучает выбранный учебный модуль программы, организуя совместную деятельность сначала внутри своего коллектива (внутрикорпоративное обучение), затем проводя обучающие мероприятия на деятельностной основе с педагогами других образовательных учреждений, вооружая их необходимыми теоретическими материалами и инструментами взаимодействия. В совместной деятельности нарабатывается содержание каждого модуля программы, оттачиваются технологии его реализации, система тестовых заданий, позволяющая определить уровень освоения программы. Группа слушателей, включающая представителей всех ОУ, пройдя полный курс обучения по всем 7 модулям на базе сетевой опорной площадки, организует подобную работу в своем учреждении. Таким образом, один и тот же педагог в одной ситуации оказывается обучаемым/обучающимся, в другой – обучающим (чередующийся режим взаимообучения мы рассматривает как один их действенных механизмов профессионального развития).

В рамках учебных модулей педагогам и руководителям предлагаются различные формы взаимодействия: лекционные и практические занятия, презентации опыта, дискуссии, мастер-классы, открытые просмотры серии уроков по формированию универсальных учебных действий, мастерские, педагогический марафон «Новые «вызовы» времени: зачем и как учить в начальной школе» и др.

Результатом первых двух шагов реализации модели стало обеспечение массового участия всех категорий педагогических и руководящих работников в сетевом взаимодействии по изучению и осмыслению нового образовательного стандарта: заместителей директоров, руководителей школьных методических объединений, учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня, учителей предметников, что обеспечило, с одной стороны, интенсивность инновационных процессов, а с другой стороны – их непрерывность и надежность.

Созданная муниципальная методическая сеть позволила распределить усилия и ответственность между субъектами ММС за подготовку к введению ФГОС.

Ряд учреждений (гимназия 8, 1, СОШ 4, 15, 11, 10, НШДС 1) выполняет сегодня одновременно функции пилотной площадки, «узла» сетевой опорной площадки по подготовке работников к введению стандарта и опорного учреждения для работы муниципальных методических объединений. Это позволяет им нарабатывать качественно новый опыт, интегрируя интеллектуально-творческий потенциал своего педагогического коллектива и окружающего муниципального методического пространства.
Шаг 3. Определение «ключевой» проблемы, аккумулирующей проблематику стандарта, для ее разработки с разно-функциональными коллективами.

«Ключевой» для педагогов стала проблема проектирования урока на системно-деятельностной основе. В настоящее время все субъекты сети ориентированы на решение этой проблемы.

Мы выстроили систему методического взаимодействия с педагогическими и руководящими работниками школы I ступени и их сопровождение на этом «шаге» погружения в проблематику стандарта в соответствии с новыми практическими задачами. Особая роль в решении ключевой проблемы отведена практико-ориентированному курсу «Мастер-класс», который включает следующие темы: «Программа формирования УУД. Практический аспект»; «Технология проведения урока-исследования»; «Повышение качества образования в начальной школе через внедрение информационных технологий. Интерактивная доска»; «Проектирование урока в современных условиях. Интерактивный калейдоскоп» и др. Каждый мастер-класс длится не менее 36 часов, к его реализации приглашаются педагоги, обладающие инновационным сознанием и опытом. Деятельностный характер обучения позволяет каждому участнику не только знакомиться с опытом коллег, соотносить свой опыт и сформировавшееся видение с демонстрируемыми, но и активно включаться в процессы самоизменения.

Результатом этого этапа стало приобретение педагогами – участниками сетевого взаимодействия инновационного опыта профессиональной деятельности, необходимой для реализации ФГОС.

Опыт организации методической работы с педагогами начальной ступени используется в организации работы с педагогами предметниками и педагогами дошкольных учреждений в связи с введением ФГОС ООО, СОО и ДО.

Шаг 4. Коллективная рефлексия совместной деятельности как способ преодоления профессиональных стереотипов.

Результат этапа:

- преобразование коллективного пространства деятельности, построение нового цикла совместной деятельности;

- апробация инструментария для оценки профессиональной готовности кадров к реализации стандарта (на основе Модели аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов, данной в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения).

Особое внимание мы уделяем подготовке психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы. Годичной командой психологов разработаны методические рекомендации «Организация психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе» (на основе пособия академика А.Г. Асмолова): в результате работы внесены новые методики (ГИТ, тест Э.Ф. Замбацявичене); для определения познавательных и регулятивных умений подобраны дополнительные тесты; определён оптимальный набор методик для оценки сформированности УУД, разработан график и режим тестирования с 1 по 4 класс; структурированы карты наблюдений по определению уровня освоения нравственных понятий, регулятивных умений; ко всем методикам предложены критерии и уровни оценки).

Методическим объединением психологов и социальных педагогов разработаны вариативные организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога в образовательном пространстве Ангарского муниципального образования, содержащие целевые показатели и критерии результативности психолого-педагогического сопровождения и деятельности педагога–психолога в соответствии с психолого-педагогическими условиями реализации ООП НОО.

В соответствии с новыми требованиями и подготовкой к введению ФГОС ОВЗ организовано методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми в образовательное пространство общеобразовательной школы.

На основе требований к структуре программы коррекционной работы проблемно-творческими группами под руководством методиста Центра обеспечения развития образования разработаны:

- программа коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (сегодня этой программой пользуются 26 муниципальных ДОУ);

- программа коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта (используется в 15 муниципальных ДОУ);

- программа коррекционной работы с обучающимися начальных классов с нарушениями речи (используется в 15 муниципальных СОШ).

Все авторские разработки прошли экспертизу на муниципальном экспертном совете по инновационной деятельности, имеют положительные рецензии ИИПКРО.

Перечисленные продукты методического взаимодействия подготовили почву для следующего шага в реализации модели научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров в условиях реализации ФГОС.

Реализуемая модель научно-методического сопровождения позволила на муниципальном уровне осуществить подготовку всех категорий педагогических и управленческих кадров, внедряющих ФГОС на ступени начального, основного, среднего и дошкольного общего образования.

В результате продуктивного сотрудничества создан пакет инструктивно-методических материалов для организации введения ФГОС в ОУ, методические разработки «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования», куда вошли технологические карты уроков, таблицы образовательных результатов – технологические карты достижения результатов освоения программы духовно-нравственного развития, воспитания; экологического воспитания, здорового и безопасного образа жизни; формирования УУД; контрольно-измерительные и диагностические материалы; критерии оценки достижения результатов по годам обучения и уровням; «Контрольно-измерительные материалы формирования предметных результатов», где представлены итоговые контрольные работы по русскому языку и математике, а также комплексная контрольная работа.

Все сопровождающие стандарт материалы, в том числе разработанные в режиме сетевого взаимодействия педагогическими и управленческими командами учреждений, тиражируются и распространяются во все образовательные учреждения, а также находятся в свободном доступе на сайте Центра обеспечения развития образования (educoroang.ru).

Итоги (июнь 2014 года) анкетирования заместителей директоров школ, педагогов образовательных учреждений с целью оценить степень эффективности сетевой организации муниципальной методической службы в условиях введения ФГОС по предложенным критериям показали, что большинство респондентов высоко оценили актуальность, перспективность работы, формирование и развитие профессионализма педагогов, а также психологический аспект модели сетевой организации на муниципальном уровне. Это подтверждает востребованность новых форм, методов, технологий организации научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров в условиях введения ФГОС.


В настоящее время муниципальной методической службой разработан и реализуется проект сопровождения педагогических и управленческих кадров основного общего образования, дошкольного образования, который включает

- методическое сопровождение работы опорной сетевой площадки по подготовке к введению ФГОС ООО, СОО, ДО;

- разработку и реализацию программы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров для подготовки к введению ФГОС ООО, СОО, ДО (разработка учебных модулей по основным разделам основной образовательной программы основного общего образования);

- сетевой исследовательский проект «Становление учителя – профессионала»;

- методическая активность педагогических и руководящих работников на муниципальном уровне выросла с 26% до 39,5% (разработка и проведение мастер-классов, трансляция педагогического опыта, участие в новых формах методического взаимодействия – педагогическом марафоне и др.);

- 100% педагогов–психологов и социальных педагогов включены в деятельность по подготовке условий реализации ФГОС, управленческие команды 19 ОУ (46%) являются сегодня участниками программы подготовки к введению ФГОС основного общего образования.



Таким образом, на сегодняшний день мы видим следующие задачи методических служб:

  • по сопровождению ООП и программ развития: - организация работы муниципального консультационного пункта по разработке и реализации ООП и программ развития

  • проведение обучающих, проектировочных, практико-ориентированных семинаров по требованиям к современному уроку;

  • организация деятельности виртуальных методических кабинетов, проведение вебинаров, интернет-форумов в целях формирования информационной грамотности педагогических кадров;

  • организация работы муниципального экспертного совета по оценке качества ООП (по запросам образовательных учреждений) и программ развития;

  • организация методической работы по сопровождению педагогов дошкольного образования,

  • поддержка ОУ, организация их взаимодействия друг с другом и социальными партнерами, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;

- разработка и использование вариативных моделей сопровождения педагогов по вопросам: выбора и реализации содержания образования, соответствующего ФГОС; применения образовательных технологий, направленных на формирование УУД; использования дифференцированного обучения, в т.ч. индивидуальных образовательных маршрутов (планов); организации работы с одаренными детьми и детьми с ОВЗ и по другим вопросам.

- применения возможностей УДО детей, организаций культуры и спорта (для внеурочной деятельности)
Каталог: FGOS
FGOS -> М. Губкина Соответствие компетенций подготовки бакалавров по направлению
FGOS -> Рабочая программа по учебной практике разработана На основании гос впо по специальности
FGOS -> Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
FGOS -> Учебно-методическое пособие дисциплины «инновационный менеджмент (продвинутый уровень)» для студентов направления подготовки 081100. 68
FGOS -> Аннотированные примерные программы дисциплин цикла С3 «Профессиональный цикл» б1 «Безопасность жизнедеятельности»
FGOS -> Рабочая программа по дисциплине В. В теория игр по направлению подготовки бакалавров 080100. 62
FGOS -> Для размещения на официальных сайтах
FGOS -> Рабочая программа по физической культуре Ступень обучения : начальное общее, 1-4 класс Количество часов: 99


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал