Основы лидерства курс личностного развития старшеклассников учебное пособие



страница1/11
Дата07.06.2018
Размер5.01 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р., Вахрушева И.Г.

Основы лидерства

Курс личностного развития старшеклассников

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р., Вахрушева И.Г.


ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА

КУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Допущено Министерством образования и науки Республики

Татарстан в качестве учебного пособия по программе

дополнительного образования школьников


Казань 2012

УДК_____

ББК ______

_____



Рецензенты:

Боговарова В.А. – доктор педагогических наук

Лопухова О.Г. – кандидат психологических наук
Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р., Вахрушева И.Г.

Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников: Учебное пособие.Казань: Изд-во____, 2012.- ___с.


ISBN

Учебное пособие «Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников» направлено на личностное развитие учащихся старших классов, для помощи в развитии социальной активности, формировании коммуникационных умений и навыков. Оно включает в себя следующие разделы: «Целеполагание», «Управление временем, «Установление отношений и разрешение конфликтов», «Публичное выступление», «Принятие решений», «Этика лидерства». Книга разработана в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Учебное пособие адресовано классным руководителям, педагогам-организаторам, заместителям директоров по воспитательной работе общеобразовательных учебных заведений, педагогам-психологам, а также может быть использовано в качестве основы для самообразования и саморазвития школьников.

УДК

ББК

©Гильмутдинов А.Х, Сафина Э.Р., Вахрушева И.Г. 2012




ISBN


От авторов
Ответим на несколько ключевых вопросов.

  1. Почему разработан этот курс?

Для успешного профессионального и личного становления молодого человека в жизни важными являются не только приобретенные за годы учебы знания и навыки, но и умение применять эти знания на практике. Востребованные обществом и значимыми для молодого человека являются такие качества его личности, как: критичность мышления, активная жизненная позиция, высокий уровень коммуникативной культуры, инициативность, умение планировать свою деятельность, ориентированную на результат, умение работать в команде, умение выражать свои мысли, аргументировать свой выбор.

Наличие волонтерского движения, активно развивающегося в подростковой среде и поддерживаемого всеми уровнями власти, не может в полной мере охватить учащуюся молодежь и обеспечить максимальное раскрытие потенциала растущего человека. Кроме того, существует и дефицит комплексных, практико-ориентированных, отвечающих требованиям современной действительности образовательных программ, ориентированных на развитие многосторонней компетенции старшеклассников.



Как известно, основными задачами школьного образования являются:

- формирование физического и нравственного здоровья;

- выработка устойчивой привычки к труду;

- формирование навыков жизни в социуме;

- развитие интеллекта учащегося;

- установление сформированной базы основ знаний.

Школьная жизнь представляет собой замкнутую модель устойчивых отношений, где ребёнок, в основном, чувствует себя комфортно. На наш взгляд, приоритетным направлением работы школьных коллективов должна стать целенаправленная подготовка учащихся к жизни за пределами школьного порога. Исторически сложилось: задача учителя – развивать ребёнка духовно, способствовать становлению личности. В современной же школе основные силы педагогов направлены на формирование базовых предметных знаний. Для восполнения возникающего пробела разработан данный курс.


  1. Что мы понимаем под словом «лидерство»?

В современной литературе существует несколько определений понятия «лидерство»: процесс направления поведения других людей; отношения доминирования и подчинения; способность влиять на индивидуумов и т.д.

Считается, что лидерами могут стать только 4-5% людей. Такая трактовка имеет право на существование. Действительно, лидерами государств, отраслей, наук можно только родиться. Но это вопрос дефиниций. В нашем понимании определение «лидерство» гораздо шире.

Лидер – это человек, способный принять на себя ответственность. Только человек, способный отвечать за свои поступки, сможет быть ответственным за своё будущее и будущее своего государства. Лидер – это человек, критично анализирующий своё поведение, постоянно работающий над личностным ростом. Лидер в семейном, рабочем или творческом коллективе, в первую очередь, должен уметь увидеть верный вектор развития общего дела, и уже потом повести за собой людей, доверяющих ему свои судьбы: разработать эффективный план достижения цели, поставить задачи, определить необходимые ресурсы, мотивировать и т.д. При таком понимании лидерства ответственность за успешность и счастье общества, в большей мере, ложится на плечи тех, кто принял решение вести за собой. Таким образом, лидер, в первую очередь, должен быть высокодуховным, потому что в момент социальных преобразований интересы исторического и культурологического развития общества стоят выше личностных. Под внешней яркой обложкой успешного лидера скрыт многотомный труд ежедневной работы над собой.



Лидерами не рождаются, лидерами становятся. И чтобы стать лидером, можно и нужно учиться ставить цели, выстраивать приоритеты, развивать в себе соответствующие лидерские качества. Поэтому предлагаемый здесь курс имеет уточняющий подзаголовок – курс личностного развития.


  1. Как программа расширяет образовательную парадигму?

Введение новых образовательных стандартов расширяет парадигму российского образования, которая может быть представлена как «Знания + Компетенции». Шаг несомненно прогрессивный, однако на старших ступенях школы, по нашему мнению, целесообразно дополнить парадигму третьей составляющей: «Знания + Компетенции + Лидерство».

Социальные преобразования стремительно меняют облик общества. Выпускник современной школы, обладающий только набором базовых знаний и умений, столкнётся с необходимостью быстрой и жёсткой адаптации к миру так называемой взрослой жизни. В этот период далеко не всякий выпускник, обладающий блестящими предметными способностями, способен безболезненно перейти этот Рубикон. В результате, возможно, общество лишается сильного специалиста в той или иной области. Предлагаемая программа даёт возможность понять каждому старшекласснику, что работу над своим успешным будущим можно и нужно начинать уже со школьной скамьи.


  1. Каковы основные разделы курса?

Программа «Основы лидерства. Курс личностного развития старшеклассников» является попыткой комплексного подхода в формировании успешной, социально активной личности.

Программа состоит из 6 разделов, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга. В каждом разделе представлены разработанные занятия, включающие притчи, психотехнические упражнения, игры-тренинги, психодиагностические методики, рекомендации, домашние задания и дополнительный материал.

Первый раздел посвящен формированию у учащихся представлений об успешном человеке, адекватном восприятии окружающей действительности. Важным является то, что, школьники мотивируются на самопознание, формирование лидерских качеств, желание быть успешным в жизни и деятельности.

Представленные в этом разделе занятия помогают школьникам примерить на себя роль лидера, сравнить свои личностные качества с качествами лидера, спроектировать план своего личностного развития в направлении достижения желаемых качеств на основе принятия общечеловеческих ценностей, стремления созидать и творить добро.

Второй раздел включает занятия по формированию у учащихся целей в жизни и активности в социальной среде. Важным является знакомство с технологией проектной деятельности, разработкой социальных проектов и их реализацией через волонтерское движение.

В третьем разделе представлены занятия, развивающие у школьников умения управлять своим временем. В современном динамичном мире человек, умеющий работать в условиях дефицита времени, справляться с огромными потоками информации и дел, будет более мобильным и конкурентоспособным.

Четвертый раздел включает занятия, развивающие у школьников навыки позитивного межличностного взаимодействия, что является залогом успеха в любой профессиональной области. Особое место занимает формирование умений разрешать конфликтные ситуации и навыков бесконфликтного взаимодействия.

В пятом разделе представлены занятия по развитию у школьников мастерства публичного выступления, развитию техники речи, что является важным звеном в имидже лидера.

В шестом разделе представлены занятия по формированию умений принимать решения и брать ответственность на себя. В то же время для лидера важным умением является умение создать команду и вдохновить ее на решение стоящих перед ней задач. Представленные в разделе практические занятия развивают у школьников эти умения на основе общечеловеческих ценностей.

  1. В чем особенности данного курса?

Курс базируется на пяти составляющих:

- теоретические и практические занятия;

- достижение личной победы каждого участника программы;

- достижение общей победы - активное волонтёрство;

- система открытых уроков;

-проведение профильных смен участников программы.


6. В чем конечная цель курса?

Осваивая навыки саморазвития, коммуникации, социального проектирования и реализации разработанных проектов, старшеклассник должен понять, в чем его жизненное призвание (хотя для многих этот процесс длиною в жизнь). Разработанный курс должен вооружить учащихся инструментами достижения этой цели.


7. Где и как прошла апробация курса?

Представленная в пособии программа «Основы лидерства» апробирована в 96 образовательных учреждениях Республики Татарстан с охватом более 2000 учащихся. В апробации программы принимали участие Гильмутдинов А.Х. - министр образования и науки Республики Татарстан, Поминов А.И. - заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, Башлай Э.Х. - педагог-психолог МАОУ «Лицей им. Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете», Герасимова В.В. – заместитель директора МОУ «Школьный центр психолого-медико-социального-сопровождения «Ресурс» Московского района г.Казани, Дмитриева О.Н. - учитель математики, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Мухамадеева А.Р. - учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Файзеева Г.Д. - учитель русского языка и литературы, МХК, классный руководитель МОУ «СОШ № 84» Советского района г. Казани, Зарубежнова Е.М. - классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани, Чугунова О.М. - учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №141 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, Курилова Л.А. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» Вахитовского района г. Казани, Федорченко Ю.Д. - учитель русского языка и литературы, классный руководитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани, Муравьева Д.Р. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения» г. Казани, Чекмарёва Е.В. - методист по детскому движению МУДОД «Центр детского творчества «Детская академия» Советского района г.Казани, Ерунова Н.В. - педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» Ново-Савиновского района г. Казани, Гильмутдинов Р.Р.- педагог-организатор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 165» Ново-Савиновского района г. Казани, Калашникова Е.Г. - методист МОУ ДОД «Городской дворец детского творчества им. А. Алиша», Тутова Н.В. - руководитель отдела по работе со старшеклассниками, ГДТДиМ №1, Миронова М.А. - методист МОДОД «Дворец школьников» г. Бугульма.

Авторы пособия благодарны им за помощь в апробации программы курса и предоставленные материалы.

Вместе с педагогическими работниками в апробации курса принимали участие представители всероссийского проекта «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны» от Республики Татарстан: Хусаенов И.Х. - директор по развитию ООО «Блеск Сервис» г. Казань, Кремлев Д.А. - заместитель начальника Управления наружной рекламы и информации Исполнительного комитета г. Казани, Буянова Н.В. - начальник информационно-аналитического отдела Агенства РТ по массовой коммуникации «Татмедиа», Гайсин И.Г., заместитель генерального директора ОАО «Татбытсервис», Закиров Р.Н. - начальник теплотехнического сектора службы энергоснабжения ООО Инженерный центр «Энергопрогресс», Исаева А.Г. - депутат Государственного Совета Республики Татарстан, Левинсон Д.Р. - директор Казанского представительства ЗАО «ТАТЕХ», Муртазин А.И. - начальник производственно-технического отдела филиала ОАО «Генерирующая компания «Нижнекамская ТЭЦ», Валиуллин К.Т. - заместитель директора департамента экономики и развития ОАО «Жилищная инвестиционная компания г. Казани», Миннегулов Р. - студент КГУ, победитель Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века».



Рукопись была прочитана Гиниатуллиной С.В. - заместителем начальника управления образования исполнительного комитета муниципального образования «город Казань», Корочкиной С.А. - директором МОУ ППМС центра «Шанс-Омет», руководителем просветительского центра «Школа современного лидера» Елабужского муниципального района, Башлай Э.Х. - педагогом-психологом МАОУ «Лицей им. Н.И. Лобачевского при Казанском (Приволжском) федеральном университете», Герасимовой В.В. - заместителем директора МОУ «Школьный центр психолого-медико-социального-сопровождения «Ресурс» Московского района г. Казани. Авторы им также выражают благодарность за замечания и пожелания.

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

ОТ АВТОРОВ ……………………………………………………………………………..

СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………………..

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. КУРС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ» ………………………..

Паспорт программы …………………………………………………………….

Пояснительная записка …………………………………………………………….

Учебно-тематический план ………………………………………………………

Краткое содержание программы ………………………………………………….

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ ………………………………………………

Занятие 1.1. Знакомство с программой …………………………………………..

Занятие 1.2. Самодиагностика «Лидер ли я?» …………………………………..

Занятие 1.3. Лидер и команда ……………………………………………………..

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ………………………………………………………..

Занятие 2.1. Самооценка и саморазвитие личности……………………………

Занятие 2.2. Цели в жизни. Мечты и планы …………………………………….

Занятие 2.3. Эффект призмы. Принципы, управляющие человеческой деятельностью ………………………………………………………………………………

Занятие 2.4. Понятие навыка. Навыки проактивной личности ……………..

Занятие 2.5. Проектная деятельность …………………………………………….

Занятие 2.6. Практическое занятие по разработке социального проекта ……

РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ ……………………………………………….

Занятие 3.1. Тайм-менеджмент ……………………………………………………

Занятие 3.2. Планирование. Первый закон Паркинсона. Правила

выполнения работы в установленные сроки …………………………………………..

Занятие 3.3. Практическое занятие по отработке техники планирования.

Правила учета времени …………………………………………………………………..

РАЗДЕЛ 4. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Занятие 4.1. Общение. Формальное и неформальное общение ……………….

Занятие 4.2. Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное

общение. Типы собеседников ……………………………………………………………….

Занятие 4.3. Межличностные отношения, коллектив. Конфликт.

Понятие о конфликтологии ………………………………………………………………..



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал