Основная образовательная программа: «Китайская культура»



страница1/13
Дата29.11.2017
Размер1,2 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Санкт-Петербургский государственный университет

Модернизация образования в КНР в конце XX начале XXI века

Выпускная квалификационная работа по направлению 033000 Культурология

Основная образовательная программа: «Китайская культура»

Исполнитель:

Метелькова Анна Николаевна
Научный руководитель:

ассистент

Цыганова Елена Юрьевна
Рецензент:


д.к.н., профессор

Даниленко Ольга Ивановна

Санкт-Петербург

2017 г

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ 8

1.1 Особенности традиционного образования в Китае 8

1.2 Выбор пути развития 13

1.3 Взгляды на духовную жизнь в конце XIX начале XX века 18

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ ПОСЛЕ 1949 24

2.1 Развитие образования во время правления Мао Цзэдуна 24

2.2 От политики «закрытых дверей» к политике «открытых дверей». Изменение в образовательных идеях 38

III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ 42

3.1 Реформа высшего образования в середине 80-х годов 20в. 42

3.2 Реформа управления образованием: по пути децентрализации 56

IV. ОБРАЗОВАНИЕ КНР НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. 61

4.1 Оформление стратегии реформ-1992-1998гг. 61

4.2 Система школьного образования 64

4.3 Сравнительный анализ экзаменационно-ориентированного и качественно-ориентированного образования в Китае 68

4.4 Проблема инновационных прорывов в Китае 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93



ВВЕДЕНИЕ


Представленная выпускная квалификационная работа посвящена модернизации образования в конце XX начале XXI века и анализу проблем и перспектив, связанных с развитием образования в КНР. В работе сделан акцент на два-три последних десятилетия, когда в Китае начали происходить глубокие изменения в разных сферах жизни общества, предъявляющие новые требования к системе образования. Безусловно, в работе также представлен экскурс в более раннюю историю развития образования в Китае. Более ранние факты используются преимущественно для выявления корней того или иного современного феномена, что облегчает оценку последствия реформ, принятых в предшествующее десятилетие.

Актуальность темы работы.

«Образование - этот процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека».1 В любом обществе образование – это сложный культурный феномен. Переход из XX в XXI век стал для КНР ключевым на ее пути в постиндустриальное информационное общество. Успех подобного перехода в любом государстве во многом определяется его политикой в отношении образования, создающей условия для социально-экономического и культурного развития, обладающей бесспорной актуальностью. Важность данной темы заключается в том, что изучение развития образования на разных этапах истории, помогает понять причину значимых образовательных проблем, которые возникли в современном мире. Нужно отметить, что работа может быть полезна для решения ряда теоретических проблем, связанных с децентрализацией, коммерциализацией и демократизацией в сфере образования.



Степень научной разработанности темы.

Исследование строилось на анализе многочисленной и разнообразной литературы. Важнейшей из них являлась книга: Н.Е. Боревской «Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия».2 Данная монография позволяет более полно осмыслить исторический этап «начальной стадии социализма», рассчитанный Китаем примерно на сто лет с середины ХХв., и глубже понять общие закономерности развития систем образования, так называемого переходного периода (70-80-е года 20 века). Тема образования также поднимается в работе Н.Е. Боревской и С. А. Торопцева «Китайская культура во времени и пространстве».3 В монографии проанализированы разные аспекты китайской культуры, в том числе влияние системы императорских экзаменов (科舉 «кэ цзюй» ) на Европу и Китай, а также исследовано развитие конфуцианской и православной педагогики. Немало важной является книга Н. Е. Боревской, написанная в соавторстве с В.П. Борисенковым и Чжу Сяомань «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: Сравнительный анализ».4 Книга, созданная в содружестве ученых России и КНР, представляет собой анализ образовательных реформ двух крупных мировых держав. Книга, безусловно, представляет собой интерес, так как в ней охарактеризованы реформы, происходившие в КНР на рубеже ХХ-ХХI вв. Проблемы образования в современное время, а также сравнительная характеристика системы образования Китая с другими странами затронуты в работе Чжао Юн «Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире». 5 К вопросам развития и модернизации образования в Китае также обращались западные учёные: Марк Брэй (Mark Bray) в работе: « Контроль над образованием: проблемы и напряженность в централизации и децентрализации» ( «Control of education: Issues and tensions in centralization and decentralization»)6; а также Lewis, Orion and Jessica Teets. (Льюис, Орион и Джессика Титс) в работе: «Национализм Китая 1949-1980гг» («Chinese Nationalism 1949-1980»).7 Среди англоязычных работ преобладают исследования отдельных этапов реформ в области образования. Здесь хотелось бы отметить работу Сюзанны Пеппер (Suzanne Pepper) «Реформы образования Китая в 1980-х годах: политика, проблемы и исторические перспективы» («China’s education reform in the 1980s: Policies, issues and historical perspectives»).8 В которой освещаются особенности модернизации образования КНР в 80-е годы XX века.

Особое внимание также необходимо уделить работам китайских исследователей Гу Минъюаня (Gu Mingyuan), Ван ЮаньФена (王元丰) и Ли КэПина (李克平). Исследование Гу Минъюаня «Образование в Китае и за рубежом» («Education in China and Abroad»),9 представляет интерес тем, что в нём отражены процессы взаимодействия китайских культурных традиций и образовательных реформ в конце ХХ начале ХХI вв. Статья, написанная китайскими профессорами Пекинского Университета Транспорта Ван ЮаньФеном(王元丰) и Ли КэПином(李克平) «Ретроспективы и перспективы китайского образования» (中国教育改革的回顾与展望чжун го цзяо юй гай гэ хуэй гу юй чжань ван ) посвящена проблеме современного образования. В этой статье исследователи говорят о проблемах образования, с которыми столкнулось общество в 21 веке.

Объектом исследования является образование в Китае; предметом исследования – модернизация образования в конце ХХ начале XXI века в Китае.

Цель:

Охарактеризовать модернизацию образования КНР на рубеже веков.

В соответствии с указанной целью выделяются следующие задачи:

-изучить роль традиционных ценностей на образовательную систему КНР;

- изучить влияние реформы образовательной системы КНР с 1949 по 1976 гг.;

- раскрыть значение реформ образовательной системы с 1978 по настоящее время;

- на основе социального опроса проанализировать мнения китайских респондентов о системе современном образовании в КНР;

-исследовать проблемы, с которыми столкнулось правительство на рубеже XX начале XXI века;

- выявить возможности совершенствования качества образования в КНР в XXI веке.

Структура работы обусловлена характером поставленных задач; исследование разделено на введение, четыре главы, которые в свою очередь имеют подпункты, и заключение.

В первой из них представлен краткий экскурс в историю, рассмотрены особенности традиционного образования в Китае, проанализированы взгляды различных ученых на дальнейший путь развития образования после 1911г.

Во второй главе мы постарались кратко охарактеризовать развитие образования с 1949 по 1976гг, проанализировать влияние исторических и политических событий, происходивших в КНР в этот период времени, на изменение системы образования в стране.

Третья глава посвящена реформам Дэн Сяопина, анализу некоторых документов образовательных реформ в период «политики реформ и открытости». Также в этой главе излагаются задачи модернизации образования, которые ставило перед собой китайское правительство.

В четвертой главе затрагиваются проблемы образования в КНР, сложившиеся к концу ХХ началу ХХI века, рассматриваются направления и перспективы модернизации образования в Китае. В конце главы представлен анализ проведенного автором социологического исследования, отражающего отношение современной китайской молодёжи к особенностям системы образования в современном Китае.

В заключении приведены выводы по поставленным целям и задачам


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «социальная антропология»
11701 -> Магистерской диссертации
11701 -> Дипломатическая поддержка инвестиционной деятельности кредитных и финансовых организаций
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Общая социология»
11701 -> Импичменты и парламентская культура в англии первой половины
11701 -> Дуализм современной политики китая в юго-восточной азии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал