Основная профессиональная образовательная программа высшего образования Направление подготовки 06. 03. 01 Биология



страница1/9
Дата26.10.2016
Размер1.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чеченский государственный университет»





Основная профессиональная образовательная программа

высшего образования
Направление подготовки

06.03.01 БИОЛОГИЯ

_____________________________________________________________________________


Профиль подготовки

ГЕНЕТИКА

________________________________________________________________________________


Степень
(Бакалавр)
Форма обучения

______________________________



(очная, очно-заочная.)

Грозный 2016




СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения.

3

1.1.

Нормативные документы для разработки ОПОП ВО по направлению подготовки (специальности)

3

1.2.

Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).

4

1.3.

Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОПОП ВО.

6

2.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника.

6

2.1

Область профессиональной деятельности выпускника

6

2.2.

Объекты профессиональной деятельности выпускника.

8

2.3.

Виды профессиональной деятельности выпускника.

8

2.4.

Задачи профессиональной деятельности выпускника.

9

3.

Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ОПОП ВО.

11

4.

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП ВО.

19

4.1.

Календарный учебный график.

19

4.2.

Учебный план.

19

4.3.

Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

19

4.4.

Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.

89

5.

Фактическое ресурсное обеспечение ОПОП ВО.

90

6.

Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

93

7.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП ВО.

97

7.1.

Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

97

7.2.

Итоговая государственная аттестация выпускников.

101




Приложения.


105


1.Общие положения
ОПОП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» по профилю «генетика» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки.

ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает: учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию

соответствующей образовательной технологии.


    1. Нормативные документы для разработки ОПОП

Нормативную правовую базу разработки ОПОП составляют:

Федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367;

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки/специальности 06.03.01 высшего образования (ВО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 944 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33812)

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Устав и локальные акты ЧГУ.

1.2 Общая характеристика основной образовательной профессионального образования (бакалавриат)

1.2.1. Цель (миссия) ОПОП бакалавриата направления подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ

ОПОП ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология профилю «генетика» имеет своей целью поддерживать традиции Чеченского Государственного университета как классического университета, ведущего общеобразовательную, научно-инновационную и культурную деятельность; создавать условия для высококачественного образования, основанного на непрерывности развивающей образовательной среды; реализовывать инновационные программы и новые технологии обучения, экологического и валеологического образования, гарантирующие конкурентоспособность на рынке труда; развивать познавательную активность, научное творчество, самостоятельность и креативность студентов в сфере охраны окружающей среды и здоровья.

- в области обучения целью профильной ОПОП является получение профессионального профильного образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и специальными компетенциями, способствующими социальной мобильности выпускника и устойчивости на рынке труда;

- в области воспитания является формирование социально-личностных качеств студентов, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости и физической культуре



1.2.2 Сроки освоения ОПОП ВО

Наименование

ОПОП бакалавриата







Нормативный

срок освоения

ОПОП, включая последипломный

отпуск



Трудоемкость

(в зачетных

единицах)


Код в соответствии

с принятой

классификацией

ОПОП



Квалификация

БИОЛОГИЯ



62


бакалавр

4 года


240*)


*) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

1.2.3 Трудоемкость ОПОП ВО

Трудоемкость освоения студентом данной ОПОП ВО за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению составляет 60 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ОПОП ВО.


1.3. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОПОП ВО

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология профилю «генетика» областью профессиональной деятельности бакалавра являются

- биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции;

- биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов.

Исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса ЧГУ программа бакалавриата по направлению подготовки 06.03.01 Биология профиль «генетика» ориентируется на научно-исследовательский и педагогический виды профессиональной деятельности как основной (далее - программа академического бакалавриата);

Выпускник, получивший классификацию бакалавр биологии должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом личностных особенностей, способствовать формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, сиcтематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).


2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

    1. Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 06.03.01 Биология в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению являются:

    • научно-исследовательские учреждения биологического, генетического, биомедицинского, генетического мониторинга окружающей среды а также биотехнологического и сельскохозяйственного профиля.

    1. 2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология выпускник по профилю подготовки «генетика» подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;

  • научно-производственная и проектная;

  • организационно-управленческая;

  • педагогическая

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника:

Выпускник, освоивший программу направления подготовки 06.03.01 Биология по профилю «генетика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и направления ОПОП ВО:



научно-исследовательская деятельность:

  • научно-исследовательская деятельность в составе группы;

  • подготовка объектов и освоение методов исследования;

  • участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;

  • выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;

  • анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;

  • составление научных докладов и библиографических списков по заданной теме;

  • участие в разработке новых методических подходов;

  • участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;

научно-производственная и проектная деятельность:

  • участие в контроле процессов биологического производства;

  • получение биологического материала для лабораторных исследований;

  • участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;

  • участие в проведении полевых биологических исследований;

  • обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;

  • участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;

организационная и управленческая деятельность:

  • участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлении биоресурсов, управлении природопользованием и его оптимизации;

  • участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций;

  • участие в составлении сметной и отчетной документации;

  • обеспечение техники безопасности;

  • педагогическая деятельность:

  • подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, в общеобразовательных организациях, экскурсионная, просветительская и кружковая работа;

информационно-биологическая деятельность:

  • работа со справочными системами, поиск и обработка научно-биологической информации, участие

  • в подготовке и оформлении отчетов и патентов.

3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ОПОП ВО

Результаты освоения ОПОП ВО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения данной ОПОП ВО выпускник должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческойпозиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).



общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2);

способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ОПК-3);

способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем (ОПК-4);

способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ОПК-6);

способностью применять базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики и селекции, о геномике, протеомике (ОПК-7);

способностью обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ОПК-8);

способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами (ОПК-9);

способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-10);

способностью применять современные представления об основах биотехнологических и биомедицинских производств, генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ОПК-11);

способностью использовать знание основ и принципов биоэтики в профессиональной и социальной деятельности (ОПК-12);

готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования (ОПК-13);

способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии (ОПК-14).

профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-1);

способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-2);

научно-производственная и проектная деятельность:

готовностью применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-3);

способностью применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной биологической информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-4);

готовностью использовать нормативные документы, определяющие организацию и технику безопасности работ, способностью оценивать биобезопасность продуктов биотехнологических и биомедицинских производств (ПК-5);

организационно-управленческая деятельность:

способностью применять на практике методы управления в сфере биологических и биомедицинских производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов (ПК-6);

педагогическая деятельность:

способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-7);

информационно-биологическая деятельность:

способностью использовать основные технические средства поиска научно-биологической информации, универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы экспериментальных биологических данных, работать с биологической информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-8).



Выпускник, завершивший обучение по профилю «генетика» в рамках направления подготовки 020400 – «Биология» со степенью «бакалавр», должен:

  • иметь теоретические знания в области генетики

  • владеть современными методами генетического анализа в диагностике наследственных заболеваний и заболеваний с генетической предрасположенностью;

  • уметь использовать методы генетики и селекции для повышения продуктивности сельскохозяйственных животных.

  • знать особенности генетики, геномики и протеомики растений, животных и микроорганизмов;

  • владеть цитогенетическими, молекулярно-генетическими и медико-биологическими методами изучения биологических объектов;

  • способностью применять знания основ экологической генетики в организации мероприятий по защите живых организмов;

  • способностью применять знание основ генной инженерии растений и животных в хозяйственных целях;

  • знать основы эколого-генетического мониторинга и уметь планировать мероприятия по оценке состояния и охране растительного и животного мира.

  • знать методы генетической диагностики и коррекции состояния организма, а также методы физико-химической и клеточной биологии;

  • знать современные проблемы и достижения генетики человека и животных, растений и биомедицины;

  • знать генетические принципы, закономерности и методы клетки, генетики индивидуального развития животных и растений;

  • владеть методами биохимической и клеточной биологии и применять их в молекулярно-генетических исследованиях, решении эколого-генетических проблем гигиены труда и т.д.

  • владеть методами исследования генетического материала на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях;

  • владеть знаниями фундаментальных основ и методов генетики в оценке состояния окружающей среды и для контроля биобезопасности продуктов фармакологической и пищевой промышленности;

  • знать принципы генетической инженерии и ее использования в биотехнологии;

  • владеть широким спектром методов экологической генетики и генотоксикологии, генетического мониторинга окружающей среды, применяет их в целях эколого-генетической экспертизы, оценки и прогноза состояния окружающей среды, охраны природы;

  • уметь планировать и осуществлять мероприятия по охране биоразнообразию и рациональному использованию природных ресурсов;

  • знать психогенетические основы жизнедеятельности человека, иметь представления о стрессе и адаптации, требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья;

  • уметь использовать знания фундаментальных закономерностей экологической генетики для оценки устойчивости экосистем;

  • знать принципы применения биотехнологических методов в охране природы и ликвидации антропогенных загрязнений окружающей среды.


4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП ВО

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОПОП ВО регламентируется учебным планом с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.


4.1 Календарный учебный график

Последовательность реализации ОПОП ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология по годам (включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы) приводится в базовом и рабочем учебных планах.


4.2 Учебный план

Базовый и рабочий учебный планы прилагаются.


4.3 Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) прилагаются.

Ниже представлены аннотации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по направлению 06.03.01 «Биология» профиля «генетика»


Каталог: files -> majors
files -> Водных объектов в зоне влияния свалок
files -> Рекомендации по планированию методической работы
files -> Литература О. Николенко п. 1 читать, п. 2-4 конспект; читать Педро Кальдерон "Життя-це сон"
files -> I. Демографическая ситуация
files -> Система ведения овцеводства в крестьянско-фермерских и личных хозяйствах населения
files -> Информация о подготовке ко Дню правовой помощи
majors -> 1 Нормативные документы для разработки ооп во по направлению подготовки (специальности) 42. 03. 02 Журналистика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал