Основные результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и обеспечению социально-экономического развития городского округа Тольятти



страница1/4
Дата26.10.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка к докладу мэра городского округа Тольятти о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Тольятти за 2009 год и их планируемых значениях на 2010-2012 г.г. 

01.05.2010 


Основные результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и обеспечению социально-экономического развития городского округа Тольятти

 (пояснительная записка к докладу мэра городского округа Тольятти о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Тольятти за 2009 год и их планируемых значениях на 2010-2012 г.г.)

 Муниципальное образование городской округ Тольятти – второй по величине в Самарской области, крупный промышленный центр Среднего Поволжья, речной порт, узел шоссейных и железнодорожных линий. Место расположения характеризуется сложными физико-географическими условиями – холмистым рельефом, разнообразным растительным покровом, близостью таких крупных водоемов, как Куйбышевское и Саратовское водохранилища.

Территорию городского округа составляют исторически сложившиеся земли городского округа, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения городского округа, рекреационные земли, земли для развития городского округа.

 Территория городского округа разделена на районы: Автозаводский, Центральный, Комсомольский. В 2006 году произведено объединение города Тольятти с поселками городского типа Поволжский, Федоровка, поселком Загородный, селом Новоматюшкино в один населенный пункт.

Одна из особенностей городского округа – лесные массивы между районами городского округа, которые служат естественными границами. Протяженность леса между районами достигает нескольких километров, что позволяет каждому району сохранить свой микроклимат, а в целом способствует более равномерному распределению и снижению антропогенной нагрузки на воздушный бассейн городского округа.

Главным документом устойчивого развития городского округа является Генеральный план. Генеральный план определяет направление и развитие планировочного каркаса городского округа, функционального назначения территории и схему инженерного обеспечения.

В Генеральном плане 2004 года территории города составляют 31479 га.   В границы городской черты входят: селитебные территории площадью 5270 га (16,7%); промышленно-коммунально-складские зоны – 5532 га (17,6%); территория внешнего транспорта – 1032 га (3,3%); городские леса – 8042 га (25,5%); земли сельхозиспользования — 724 га (2,3%).                

Значительными территориальными резервами для размещения жилищно-гражданского и промышленного строительства обладают Автозаводский и Центральный район. Общая площадь городских резервных территорий составляет 4434,2 га.

Городской округ Тольятти – второй по величине в Самарской области и уникальное муниципальное образование, в котором сосредоточен мощнейший промышленный, инфраструктурный и кадровый потенциал региона.

Тольятти - крупнейший моногород России. Градообразующим предприятием является открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» (далее – ОАО «АВТОВАЗ»), среднесписочная численность работников которого в 2008 году составляла 27,5% от числа экономически активного населения, объем отгруженной продукции - 53,6% в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг. В кооперации с ОАО «АВТОВАЗ» работает 166 городских предприятий и 154 предприятий региона.

Серьезные коррективы в социально-экономическое развитие городского округа Тольятти, Самарской области и РФ внес мировой финансовый кризис.

Объем выпуска легковых автомобилей за 2009 год составил 37,1 %, а объем продаж с учетом складских запасов – 51,5% к соответствующему периоду прошлого года, что обусловлено сокращением покупательского спроса на автомобили.

За январь-декабрь 2009 год индекс промышленного производства городского округа Тольятти составил 56,4 % к уровню 2008 года, в том числе в обрабатывающих производствах – 54,7%.

В экономике городского округа Тольятти продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег.

При этом городской округ Тольятти является стратегически важным муниципальным образованием Самарской области с точки зрения наличия, воспроизводства и развития человеческого и трудового потенциала.

 Численность населения городского округа Тольятти растет, за последние пять лет она увеличилась на 3,1 тыс.человек и на 01.01.2010 составила 720,3 тыс. человек (22,7% общей ее численности по области). Среднегодовая численность постоянного населения составила 721,0 тыс.чел.

Округ отличается наиболее благоприятной возрастной структурой населения, здесь самая высокая доля населения трудоспособного возраста среди территорий области - 65,2% от общей численности населения (в целом по России - 63%). Несмотря на то, что доля граждан старше трудоспособного возраста превышает долю детей и подростков на 3,6 п.п., эта разница значительно меньше, чем в целом по России - 5,2 п.п и по Самарской области - 7,4 п.п. Средний возраст жителей - 37,8 лет - ниже, чем в целом по РФ - 38,8 лет, и по Самарской области - 39,4 лет.

Активная демографическая политика в регионе и сложившаяся возрастная структура населения способствуют позитивным тенденциям процессов естественного воспроизводства. Это единственный городской округ области, где на протяжении последних трех лет сохраняется естественный прирост населения (в 2008 году он составил 0,7 тыс. человек, в январе-ноябре 2009 года - 0,6 тыс. человек).

Положение на рынке труда осложняется ситуацией на ОАО «АВТОВАЗ», среднесписочная численность работников которого сократилась со 106 тыс. человек на начало 2009 года до 79 тыс. человек на 18.01.2010 (без учета дочерних организаций).

Численность зарегистрированных безработных увеличилась с начала 2009 года в 5,4 раза и на 01.01.2010 составила 16,7 тыс. человек.

В 2009 году городской округ Тольятти участвовал в реализации 20 различных городских и областных целевых программ. В связи с развитием кризисных явлений в экономике в 2009 году поступление налоговых и неналоговых доходов снизилось, что внесло некоторые коррективы в реализацию раннее поставленных задач. Налоговые и неналоговые доходы бюджета городского округа были сокращены на 1460,5 млн.руб. Соответственно,   и расходная часть была секвестирована.

Финансирование программных мероприятий сократилось на 59,5%, в том числе, за счет средств городского бюджета – на 43,4%, федерального бюджета – на 46,3%, областного бюджета – на 86,5%.

SWOT-анализ, проведенный в рамках разработки Стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020 года, показывает, что в разряд моногородов с наиболее тяжелым экономическим положением Тольятти попал в связи с преимущественно моноотраслевым типом экономики, глубоким падением спроса на продукцию градообразующего предприятия, наличием зависимости крупнейших химических экспортно-ориентированных предприятий от конъюнктуры мирового рынка и незначительной долей малого и среднего бизнеса.

При этом городской округ Тольятти имеет существенные преимущества перед другими российскими моногородами: выгодное экономико-географическое положение, наличие рекреационных ресурсов, развитую транспортную, финансовую инфраструктуру и высокий трудовой потенциал.

Очевидно, что используя государственную помощь, участие в реализации федеральных и областных программ, потенциал развития российского автомобильного рынка и высокий инвестиционный рейтинг Самарской области, а также возможности участия в международном и межрегиональном разделении труда и эффект агломерации, у городского округа Тольятти есть шансы сократить до минимума имеющиеся риски и выйти из кризисной ситуации.

Важным фактором жизнеобеспечения населения, способствующим стабильности социально-экономического развития городского округа Тольятти, является развитие и поддержание в нормативном состоянии сети автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основой дорожной сети городского округа Тольятти является сеть автомобильных дорог общей протяженностью 1498 км, площадью дорожных покрытий в объеме 14345 тыс. м2, в том числе с твердым покрытием –   1414 км, включающая магистральные автодороги, дороги промышленно-коммунальной зоны, внутриквартальные проезды и бульвары, дороги частного сектора.

В рамках реализации ведомственной целевой программы городского округа Тольятти «Повышение безопасности дорожного движения на период 2009 – 2011 гг.» в 2009 году: установлено и заменено 1415 дорожных знаков (+ 45% к уровню 2008 года); выполнен капитальный ремонт, реконструкция и строительство 23 светофорных объектов; пешеходные ограждения в очагах аварийности установлены в том же объеме, что и в 2008 году (742 м.п.); нанесена дорожная разметка в объеме 667 км.п. (+ 42,8% к уровню 2008 года).

На 01.01. 2010 года в городском округе насчитывается 342 автобуса и 175 троллейбусов, из них со 100% износом - 141 автобус и 149 троллейбусов, что составляет соответственно 41,2 % и 85,1 % от общего количества.

В 2009 году закуплено 5 единиц автобусов марки НЕФАЗ 5299-20-32 и 6 единиц троллейбусов марки ТРОЛЗА-5275.07.

Показатель № 1 «Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен: капитальный ремонт, текущий ремонт».

Капитальный ремонт автодорог городского округа Тольятти выполнен на площади 139,144 тыс. м2. Приведенная протяженность капитально отремонтированных дорог составляет 139,144 / 7 = 19,88 (км). Протяженность дорог в городском округе Тольятти с твердым покрытием составляет 1414 км.

В 2009 году выполнен капитальный ремонт автодорог на общей площади   90,3 тыс. м2 общей протяженностью 12,9 км (в 2008 году - 139,144 тыс. м2, общей протяженностью 19,88 км).

Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен капитальный ремонт, в 2009 году составил 0,91% (в 2008 году – 1,4%). По сравнению с 2008 годом этот показатель уменьшился на 0,49 п.п. 

В связи с сокращением финансирования долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения городского округа Тольятти на 2009-2015 годы» сроки реализации запланированных мероприятий по строительству и реконструкции улично-дорожной сети городского округа Тольятти перенесены на более поздние сроки.

Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен текущий ремонт, в 2009 году составил 0,74% (в 2008 году – 0,33%). В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, этот показатель увеличился на 0,41 п.п. за счет перераспределения финансирования внутри бюджета департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи.

В 2010 году планируется реализация двух проектов реконструкции автодорог с заменой кольцевых развязок, а также строительство автодороги Н-21. Ведется работа по проектированию строительства многоуровневой развязки и подготовке проектной документации на строительство и капитальный ремонт 5 объектов дорожного хозяйства.

Показатель № 3 «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения».

Данный показатель в период 2008-2012 годы остается стабильным на уровне 94,4%.



Показатель № 4 «Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)».

Важным фактором жизнеобеспечения населения городского округа Тольятти является состояние и развитие транспорта.

Пассажирские перевозки в городском округе Тольятти в 2009 году осуществлялись двумя муниципальными предприятиями, обслуживающими: 77 автобусных маршрутов и 22 троллейбусных маршрутов. Кроме этого, перевозки пассажиров осуществляли 22 фирмы-перевозчиков на коммерческой основе по 51 городскому маршруту.

Для определения качества пассажирских перевозок применяются показатели регулярности работы городского пассажирского транспорта (выполнен на 99%) и выпуск на линию транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки (в течение последних лет сохраняется на уровне 99%).

Всему населению городского округа Тольятти доступно регулярное автобусное сообщение с административным центром городского округа Тольятти.

В настоящее время функционирование субъектов малого предпринимательства на территории городского округа Тольятти осуществляется как в условиях глубокого финансового-экономического кризиса, так и на этапе перехода от государственной политики поддержки малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В связи с изменениями законодательства в области статистики, за 2008 и 2009 годы отсутствуют статистические данные об основных показателях микропредприятий численностью до 16 человек и выручкой до 60 млн.руб.

В связи с новыми критериями по численности и структуре уставного капитала количество малых предприятий сократилось с 8,4 тыс.ед. в 2007 году до 2,2 тыс.ед. в 2008 году. С вступлением с 1 января 2009 года критерия по предельному значению выручки от реализации товаров (работ и услуг), из числа малых предприятий, числящихся в статистическом реестре, исключено еще более половины малых предприятий. Незначительная их часть получила статус среднего предприятия, а наибольшая часть – статус микропредприятия.

По оценочным данным Самарастат, подготовленным по итогам выборочного государственного статистического наблюдения с распространением итогов выборочного наблюдения на генеральную совокупность, количество малых предприятий (без микропредприятий) городского округа Тольятти по состоянию на 01.01.2010 года составило 1,0 тыс. ед., сократившись на 55,6% к уровню соответствующего периода 2008 года.

Первое статистическое наблюдение за деятельностью микропредприятий, составляющих, по экспертной оценке, от 70% до 80% от общего количества малых предприятий, запланировано Самарастат на 2011 год, и его результаты будут известны не ранее 2012 года.

 Показатель № 5 «Число субъектов малого предпринимательства (единиц на 10000 человек населения»).

 Расчет показателя произведен исходя из данных:



Показатель

Ед.изм.

2008 год

2009 год

Количество малых предприятий

тыс.ед.

2,3

1,0

Количество индивидуальных предпринимателей

тыс.чел.

15,0

16,0

Среднегодовая численность населения

тыс.чел.

719,4

721,0

Рост показателя за 2009 год составил 110,2% за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей на 106,7%. Количество предпринимателей увеличилось в связи с развитием самозанятости населения на фоне резкого сокращения численности работающих на предприятиях городского округа.

Показатель 6. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

В связи с отсутствием объективных статистических данных о среднесписочной численности работников малых предприятий, включая микропредприятия, расчет показателя произведен по методике рекомендуемой ГУ «Высшая школа экономики», исходя из данных статистического баланса трудовых ресурсов городского округа Тольятти.

Городской округ Тольятти обладает достаточными для своего экономического развития трудовыми ресурсами. Доля численности трудовых ресурсов в общей численности населения округа составляет порядка 68,8 %.

Спад в экономике городского округа Тольятти самым непосредственным образом отразился на сфере занятости населения. Так по итогам 2009 года среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях городского округа Тольятти по сравнению с аналогичным показателем прошлого года уменьшилась на 4,4 % и составила 241,5 тыс. чел.

Растет напряженность на рынке труда. На 01.01.2010г. официально зарегистрированных безработных состояло в ГУ Центр занятости городского округа Тольятти 16,7 тыс. человек, что в 5,4 больше уровня прошлого года (на 01.01.2009г. – 3,1 тыс. чел.).

Уровень зарегистрированной безработицы относительно трудоспособного населения с начала 2009 года вырос с 0,68 % до 3,67 % на конец года. Реальные возможности экономики в обеспечении занятости населения весьма ограничены: если в начале 2009 года на 1 постоянное место претендовало 1,6 незанятых граждан, то на начало 2010 года - 12 человек.

В результате высвобождения работников на предприятиях городского округа Тольятти происходит постепенное снижение численности занятых в экономике в целом. При этом следует отметить, что наибольшие сокращения рабочей силы коснулись именно крупных и средних предприятий округа, что соответственно привело к уменьшению доли занятого населения на крупных и средних предприятиях в общей численности занятых в экономике. Высвобожденные рабочие кадры с крупных и средних предприятий для поддержания уровня жизни ищут работу в малом бизнесе.

Необходимо отметить, что основной проблемой развития малого предпринимательства в городском округе Тольятти является сокращение в 2009 году потребительского спроса на товары, работы и услуги в связи со снижением доходов населения, сокращение объемов кредитования малого бизнеса, а также сохраняющаяся слабая диверсификация экономики.

Мэрия городского округа Тольятти организовывает и проводит мероприятия по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти в рамках целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Тольятти на 2008-2010 гг.», а также мероприятия, не финансируемые из бюджета городского округа.

В рамках реализации антикризисных мер по направлению поддержки и развития предпринимательства в 2009 году для субъектов малого и среднего предпринимательства проведено 10 запросов котировок для участия в конкурсах на право выполнения муниципальных заказов на общую сумму около 3 млн.руб.

Проведены конкурсы по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения затрат в части расходов на приобретение основных средств, оказана помощь в оформлении 94 свидетельств на право занятия предпринимательской деятельностью и регистрации 35 малых предприятий, что позволило создать до 330 новых рабочих мест.

В течение 2009 года 756 безработных граждан, желающих организовать собственное дело, получили консультации по актуальным вопросам ведения бизнеса. Проведено 35 семинаров и курсов, в которых приняли участие более 3 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Тольяттинском инновационном бизнес-инкубаторе проведены конкурсы по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства.

С целью снижения налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога принято решение о понижении ставок земельного налога до уровня 2008 года, в связи с чем фискальная нагрузка на налогоплательщиков снизилась в общей сумме на 110 млн.руб.

С целью увеличения притока инвестиций в экономику городского округа внесены изменения в положение о земельном налоге в части предоставления льгот по земельному налогу инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории городского округа. При применении указанной льготы инвесторами размер муниципальной помощи составит в общей сложности 3 млн.руб.

В целях поддержки малого предпринимательства утверждена базовая ставка арендной платы за муниципальное имущество на 2009 год на уровне 2008 года, тем самым нагрузка на арендаторов снижена в размере порядка 65 млн.руб.

С целью снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики в связи с ростом кадастровой стоимости земель изменены коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом введено ограничение роста арендной платы, не превышающего 25% от уровня 2008 года. Размер арендной платы за земельные участки, предоставленные под строительство, сохранен на уровне 2008 года.

По результатам проведенного анализа поступлений в бюджет доходов от субъектов малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вмененный доход, принято решение о снижении коэффициента К2 по оказанию бытовых услуг.

Осенью 2009 года для местных производителей сельхозпродукции была организована работа сезонных ярмарок на 6-ти площадках с одновременным обустройством до 600 торговых мест.

С учетом новых требований к развитию  малого бизнеса в 2009 году разработана и утверждена долгосрочная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2010-2015 годы», предусматривающая финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджета Самарской области, бюджета городского округа Тольятти и внебюджетных средств на сумму 13,8 млрд.руб. За 5 лет реализации данной программы планируется создание до 1,5 тысяч новых субъектов малого предпринимательства и до 8 тысяч новых рабочих мест.

К 2012 году, с учетом предполагаемого сокращения численности ОАО «АВТОВАЗ» до 64 тысяч человек в 2012 году и инвестиционных проектов создания новых предприятий, преимущественно относящихся к малым, показатель № 6 может составить 41,9%, в 2011 году – 40,3%.

 

Инвестиционная политика городского округа Тольятти направлена на создание благоприятных условий для расширения инвестиционной деятельности, отраслевую диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест, формирование доходной части бюджета.



Согласно проведенному ІІ рейтингу экономической привлекательности российских городов, где приняли участие 64 из 75 администраций крупных городов, опубликованному в ежемесячном журнале "РБК", городской округ Тольятти за 2008 год занял 12-ю позицию. Однако в 2009 году Тольятти занял лишь 18-ю позицию данного рейтинга.

Основные инвестиционные проекты, вошедшие в проект разрабатываемой Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Тольятти на 2010-2020 годы и Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010 – 2020 годы, направлены на диверсификацию отраслей экономики, создание рабочих мест, модернизацию производств, развитие инфраструктуры. Общий объем инвестиций на период 2010-2013 годы составит порядка 67 млрд.руб.

Реализация серии крупных инвестиционных проектов усилит инвестиционный потенциал городского округа, позволит обеспечить занятость населения, расширить налоговую базу и увеличить приток денежных поступлений в бюджет городского округа. Кроме того, в перспективе это позволит решить задачу отраслевой диверсификации экономики.

В целях повышения инвестиционной привлекательности городского округа Тольятти в 2009 году осуществлялась реализация «Положения об организации разработки Стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020 года», утвержденного решением Думы г.о. Тольятти № 958 от 17.09.2008г. (подготовлено техническое задание на разработку Стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020 года; проведен конкурс на право заключения муниципального контракта на разработку Стратегического плана; проведена научная экспертиза, сбор замечаний и предложений к I и II разделу проекта Стратегического плана).

 Показатель № 7 Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в том числе: для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, для комплексного освоения в целях жилищного строительства».

В 2009 году для строительства на территории городского округа Тольятти предоставлено 39 земельных участков общей площадью 17,28 га, из них для жилищного строительства - 6 земельных участков общей площадью 0,7 га, в том числе 2 земельных участка общей площадью 0,46 га - на конкурсной основе. Эти показатели ниже уровня 2008 года в связи с отсутствием вакантных земельных участков, не обремененных правами третьих лиц, общего снижения активности в строительной отрасли.

 Показатель № 8 «Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района)».

Для определения площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, из общей площади городского округа (31479 га) была исключена площадь территории городского округа, не облагаемая земельным налогом, а, именно:

- земли общего пользования – 1052 га; земли автомобильного транспорта – 518 га; земли, занятые особо охраняемыми территориями и объектами – 634 га; земли лесничеств и лесопарков – 8020 га; земли под водными объектами – 910 га; земли под объектами иного специального назначения – 40 га; земли, не вовлеченные в градостроительную и иную деятельность – 359 га; земли, предоставленные на праве аренды – 2480,76 га.

Таким образом, площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, составила 17465 га.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территориального городского округа составила 54,92%.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал