Основные требования законодательства РФ в сфере образования в части реализации дополнительных профессиональных программ



Скачать 166,65 Kb.
Дата30.10.2016
Размер166,65 Kb.
Основные требования законодательства РФ в сфере образования в части реализации

дополнительных профессиональных программ



Содержания основных требований

Нормативно -правовые основания

1

Наличие самостоятельно разработанных и утвержденных образовательных программ:

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если законом не установлено иное;

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных 273-ФЗ, форм аттестации. Она включает:

учебный план,

календарный учебный график,

рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ


П. 5 ст. 12 273-ФЗ Образовательные программы

П. 9 ст. 2 273-ФЗ Основные понятия

П. 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 г.


1.1

Соответствие структуры дополнительной профессиональной программы законодательству Российской Федерации:

структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты;

в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;

в структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;

учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации;

для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией.

Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.


П. 6-9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 г.

П. 4, 5 ст. 13 273-ФЗ Общие требования к реализации образовательных программ



2

Формы обучения:

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме;

Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации

При обучении по дополнительным профессиональным программам формы и сроки обучения определяются образовательной программой и (или) договором об образовании



П. 2, 5 ст. 17 273-ФЗ Формы получения образования и формы обучения

П. 13 ст. 76 273-ФЗ Дополнительное профессиональное образование




3

Реализация образовательных программ:

реализация как самостоятельно, так и посредством сетевых форм;

допускается использование различных образовательных технологии, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения:

Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Применение этих технологий должно осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящий момент такой порядок действует только при реализации основных и дополнительных ОП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и ОП профессионального образования в части, не противоречащей 273-ФЗ.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящий момент перечень не определен.

Может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок обучения по дополнительным профессиональным программам (единовременно и непрерывно, или поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применение сетевых форм) определяется образовательной программой и (или) договором об образовании.

Проверка реализации образовательных программ в полном объеме (в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса)


П 1, 2, 3, 9, 10 ст. 13 273-ФЗ. Общие требования к реализации образовательных программ;

Ст. 16 273-ФЗ. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

П. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 № 292 г.


3.1

Использование сетевой формы реализации образовательных программ:

сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Соответствие договора о сетевой форме реализации программ. В договоре указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

При использовании сетевой формы образовательные программы разрабатываются совместно.


Ст. 15 273-ФЗ. Сетевая форма реализации образовательных программ


3.2

Организация обучения по дополнительным профессиональным программам

Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося;

Сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании:

минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов,

срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов;

образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.

Допускаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом;

для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.



П. 11 ст. 76 273-ФЗ Дополнительное профессиональное образование

П. 12, 16, 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013



3.3

Соблюдение порядка осуществления стажировки:

форма стажировки может применяться полностью или частично;

цель стажировки: изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей;

содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ;

сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится;

стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как самостоятельную работу с учебными изданиями; приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и технологии производства, работ; непосредственное участие в планировании работы организации; работу с технической, нормативной и другой документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера); участие в совещаниях, деловых встречах.



П. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 г.

4

Организация промежуточной аттестации

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Проверка соблюдения порядка организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся.


Ст. 58 273-ФЗ Промежуточная аттестация обучающихся

П. 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 № 292 г.



5

Соблюдение порядка организация и проведения итоговой аттестации:

итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.


Ст. 59 273-ФЗ Итоговая аттестация

П. 14 ст. 76 273-ФЗ Дополнительное профессиональное образование




6

Выдача документов о квалификации, обучении:

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

освоившим дополнительную профессиональную программу - удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.


Ст. 76 273-ФЗ Дополнительное профессиональное образование

Ст. 60 273-ФЗ Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении



7

Кадровое обеспечение реализации образовательной программы:

право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Ст. 46 273-ФЗ Право на занятие педагогической деятельностью;

Ст. 49 273-ФЗ Аттестация педагогических работников

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»



8

Соблюдение порядка приема:

Наличие распорядительного акта о приеме лица на обучение;

Ознакомление поступающих с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

Наличие локального нормативного акта, регламентирующего условия приема на обучение по дополнительным профессиональным программам;

Наличие образования у лиц, принятых на обучение:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.


П. 2, 5, 9 ст. 55 273-ФЗ. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Ст. 53 273-ФЗ Возникновение образовательных отношений

П. 3 ст. 76 273-ФЗ Дополнительное профессиональное образование

П. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 г.



8.1

Соответствие договора об образовании (при наличии) требованиям законодательства Российской Федерации:

Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

В договоре должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе:

вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности),

форма обучения,

срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).



П. 1, 2 ст. 54 273-ФЗ Договор об образовании


9

Соблюдение оснований прекращения образовательных отношений:

основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации;

образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно:

- по инициативе обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

- по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

- по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Соблюдение порядка применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания:

- за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания;

- при выборе меры дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося;

- не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни;

- до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания;

- мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося;

- применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом;

- обучающийся вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся



Ст. 61 273-ФЗ. Прекращение образовательных отношений

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 № 185



Демина Евгения Викторовна, 2906386

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница