Особенности реализации финансового механизма концессии на примере автодорожного строительства



страница1/12
Дата18.10.2016
Размер0,91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: особенности реализации финансового механизма концессии на примере автодорожного строительства


Студент группы № 492

Сорванова Наталья Михайловна
Научный руководитель

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры ФМ в ГС НИУ ВШЭ

Ветрова Евгения Юрьевна

Москва, 2014 г.


Оглавление





Введение 4

1.Теоретические и практические аспекты механизма концессии 9

1.1.Теоретические и методологические основы понятия концессии 9

1.1.1.Концессия как наиболее эффективная форма государственно-частного партнерства в сфере автодорожного строительства 9

1.1.2.Понятие и сущность концессий 14

1.1.3.Объекты концессий 20

1.2.Мировые тенденции развития и применения концессионных соглашений 24

Вывод по первой главе 34

2.Российский опыт применения концессионных соглашений 37

2.1.Основные положения Российского законодательства 37

2.2.Анализ российской практики 49

Вывод по второй главе 53

3.Анализ российского опыта реализации финансового механизма концессий на примере платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в г. Санкт-Петербург. 55

3.1. Характеристика проекта «Западный скоростной диаметр» 55

3.2. Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта «Западный скоростной диаметр» 58

Вывод по 3 главе 63

Заключение 65

Список литературы 69

Приложение 1 74

Приложение 2 75




Введение



Актуальность темы исследования. Одним из актуальных направлений развития Российской экономики на современном этапе является преобразование государственной собственности с целью ее ограниченного использования в системе рыночных отношений. Существуют разные пути решения данной проблемы, например приватизация. Однако развитие партнерских отношений государства и частного сектора представляется наиболее действенным способом повышения эффективности использования государственной собственности. Одной из важнейших форм государственно-частного партнерства являются концессии.

Основными преимуществами концессий являются: привлечение дополнительных инвестиций и ресурсов в государственный сектор, перекладывание основных рисков на частный сектор, сохранив при этом в государственной собственности объекты, передаваемые в концессию. Концессионное соглашение позволяет объединить государственную собственность и частнопредпринимательские инициативы, такие как инновации и инвестиции, для достижения наилучшего результата. По сути, концессия представляет собой частичную приватизацию некоторых, определенных концессионным договором, государственных функций.

Механизм концессий за рубежом приобретает все большую популярность. Изначально концессионные соглашения применялись в сфере недропользования, однако с конца ХХ века данный механизм стал применяться и в иных отраслях экономики. Наиболее активно данная форма хозяйствования используется в отраслях инфраструктуры, традиционно находящейся в собственности государства: энергетика, автодорожное хозяйство, ЖКХ и т.д. Одновременное совершенствование концессионного механизма и распространение его на новые сферы государственной деятельности – основная особенность данного вида хозяйствования.

Другой особенностью концессий является расширение географических границ ее использования. За все время применения концессионного механизма количество стран, использующих данную форму партнерства, достигло более 100. Кроме того в большинстве стран количество концессии превышает другие формы государственно-частного партнерства по сумме инвестиций, транзакций и другим экономическим показателям.

Что касается России, то в нашей стране механизм концессий еще недостаточно развит, не смотря на имеющиеся крупные проекты. Несовершенное законодательство, отсутствие опыта применения и регулирования, данной формы соглашений, недостаток научных и практических исследований в сфере возможных социально-экономических последствий и рисков, а также областей наиболее рационального использования механизма концессий создают определенные трудности на практике в процессе применения данной формы хозяйствования. Кроме того, невысокая степень разработанности данной темы среди российских авторов делают изучение данного вопроса особенно значимым.

В связи с этим углубленное изучение особенностей концессионного механизма, в том числе финансовых аспектов его реализации представляет актуальную проблему.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение особенностей и специфики финансового механизма концессий на основе теоретических подходов, зарубежного и российского опыта и проведения оценки эффективности масштабного российского проекта платная автодорога «Западный скоростной диаметр».

Для достижения цели будут выполнены следующие задачи:



  1. Изучение теоретических подходов к пониманию механизма концессии;

  2. Обзор особенностей российского законодательства в сфере концессионных соглашений:

  3. Исследование зарубежного и российского опыта в сфере применения концессионного механизма;

  4. Анализ и оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта «Западный скоростной диаметр».

Предметом исследования в настоящей работе являются отношения между государственным и частным сектором в процессе формирования и применения концессионного механизма.

Объектом исследования является механизм концессии в сфере автодорожного строительства.

Гипотеза. Концессия – наиболее эффективная форма государственно-частного партнерства в сфере автодорожного строительства.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы современных российских и зарубежных авторов в сфере государственно-частного партнерства, концессий, оценки инвестиционных проектов, а также нормативно-правовая база в области концессионных соглашений в России. В ходе работы использовались различные методы исследования, такие как синтез и анализ исследуемой проблемы и результатов, а также методы экономико-статистического и системно-аналитического анализа. Экономический анализ основывается на изучении обширного количества отечественной и зарубежной литературы, аналитических материалов, а также статистических данных Мирового банка, сайтов изучаемых проектов, федеральных и муниципальных органов власти, и других источников информации.

Степень разработанности темы. Изучение государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также их специфики и особенностей, является одной из актуальных тем среди российских и зарубежных ученых.

Стоит отметить, что в современной литературе уделено достаточное внимание вопросам государственно-частного партнерства в целом. Что касается непосредственно концессионных соглашений, то здесь степень разработанности темы низкая. Причиной является тот факт, что достаточно длительный период времени концессии не рассматривались как самостоятельная форма взаимодействия государства и частного сектора. Кроме того данная форма хозяйствования является сравнительно новой, особенно для российской действительности, в связи с чем ранее не возникало потребностей в теоретической разработке данной темы.

В ходе подготовки данной работы, в особенности ее теоретической части, были изучены труды следующих авторов: Варнавский В. Г.,Самигулин Р. Р., Зворыкина Ю. В, Bohn II., Dcacon R. T, Нагаев С. В. , A. Fayard, F. Bousquet , M. Kerf, R. Gray, T. Irwin, C. Levesque, R. Taylor, M. Klein , Вихряп А.П. , А. Азизов , Игошин П.В. , Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г, Раздьяконова Н. В, Спицына Т. А., Андреева Е. С. , Silva G. F. , Е. Г. Ефимова, Касаткин В.П. , Сиволоцкий К.А., Зайцев С.Ф. , Степанова Л.В., Икрамов М., Иохидов М., Линёв И.В.

Для проведения анализа нормативно-правовой базы были использованы Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон о концессионных соглашениях, проект Федерального закона о государственно-частном партнерстве, ряд Постановлений Правительства РФ о типовых концессионных соглашениях, а также законодательные акты субъектов федерации по вопросам применения государственно-частного партнерства.

Изучение зарубежного опыта и проведение оценки эффективности инвестиционного проекта базируется на аналитическо-статистических материалах Всемирного банка, официальных данных, предоставленных на сайте проекта «Западный скоростной диаметр».

Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна данной работы заключается в следующем: развиты сложившиеся ранее научные представления об особенностях концессионных соглашений, а также проработан и уточнен такой аспект, как финансовые особенности концессионного механизма. Полученные в работе результаты и выводы могут быть использованы для разработки и развития нового самостоятельного научного направления в теории государственно-частного партнерства, концессионного механизма, а также применены в исследовательской деятельности. Кроме того полученные выводы могут быть использованы государственными и муниципальными органами власти в процессе формирования политики по управлению государственной собственностью и взаимодействием публичного и частного сектора.


  1. Каталог: data -> 2014
    2014 -> Фактор США в энергетических отношениях России и Европейского Союза
    2014 -> Область применения и нормативные ссылки
    2014 -> Программа «Публичное право»
    2014 -> Программа дисциплины «Автоматизация проектирования технических систем»
    2014 -> «высшая школа экономики»
    2014 -> Программа факультатива Введение в изучение западного эзотеризма  для направлений 033000. 62 «Культурология»
    2014 -> Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"
    2014 -> Программа «Медиапроизводство в креативных индустриях»
    2014 -> Программа дисциплины «Компьютерные исследования устной речевой коммуникации»
    2014 -> Программа дисциплины «Современные военно-стратегические концепции и контроль над вооружениями»


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал