Отчет о деятельности отдела гэк,Миээ в 2009 году



Скачать 477.51 Kb.
страница1/3
Дата01.11.2016
Размер477.51 Kb.
ТипОтчет
  1   2   3
ОТЧЕТ

о деятельности отдела ГЭК,МиЭЭ  в 2009 году.

 

 



  1. Нормативно-правовая база для исполнения  государственных

функций и функциональных обязанностей в соответствии с положением

Министерства охраны природы РС(Я) и положением отдела.

         

          Деятельность  отдела  ГЭК,Ми ЭЭ в области охраны атмосферного воздуха, животного мира, водных и земельных отношений,  обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) производства и потребления,  контроля за обеспечением радиационной безопасности территории РС(Я), государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух основывается на основных нормативно-правовых документах: 

1. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (статья 72) «Российская газета», №237, 25.12.1993;

2. Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от  30 декабря 2001 года №195-ФЗ (в редакции от 09.11.2009) с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ) «Российская газета», №256, 31.12.2001, "Собрании законодательства РФ" - 09.11.2009,  "Российская газета" - 13.11.2009;

3. Водном кодексе Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 12.04.2006), (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009), «Российская газета», № 121, 08.06.2006;

4. Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001), (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009), «Российская газета», № 211-212, 30.10.2001;

5. Лесном кодексе Российской Федерации от от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД  ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 24.07.2009) , "Российская газета", N 277, 08.12.2006, "Собрание законодательства РФ", 11.12.2006, N 50, ст. 5278, "Парламентская газета", N 209, 14.12.2006;

5. Федеральном законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (ред. от 17.07.2009),  «Российская газета», № 52, 15.03.1995;

6. Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 30.12.2008), «Российская газета», №121, 30.06.1998; 

7.Федеральном законе от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 30.12.2008), «Российская газета»,№ 91, 13.05.1999;

8. Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды» (редакции от 26.06.2007), «Российская газета», № 6, 12.01.2002;

9. Федеральном законе от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля », «Российская газета», № 266, 30.12.2008;

10. Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст.1462; 2003, № 46, ст.4444; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст.25; 2006, № 1, ст.10; № 52, ст.5498; 2007, № 1, ст.21; № 17, ст.1933; № 50, ст.6246; 2008, № 30, ст.3616; № 49, ст.5748; 2009, № 1, ст.17);

11. Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27 ноября 1995 г., № 48, ст. 4556);

12.  Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 53

«Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)», "Собрание законодательства РФ", 02.02.2009, N 5, ст. 625;

13.Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 285 «О перечне объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», "Собрание законодательства РФ", 06.04.2009, N 14, ст. 1668;

14. Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 № 847  «Об утверждении положения о направлении органам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а так же формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.11.2009, № 44, ст.5244);

15. Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. №141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»», зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года, №13915; 

16. Федеральном законе "Об использовании атомной энергии" от 21.11.1995 № 170-ФЗ в ред. закона от 05.02.2007 № 13-ФЗ/"Российская газета", № 230, 28.11.1995/.

17. Постановлении Правительства РФ от 11.10.1997 № 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета  и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов»; /"Собрание законодательства РФ", № 42, 20.10.1997, ст. 4782;

18. Положении о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации» от 11.10.1999г., Министерства РФ по атомной энергии. Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.99 г. № 1976/"Российская газета", № 244, 09.12.1999/.

19.  Приказе Министра по атомной энергии от 24.07.2000 №449. «Об утверждении форм представления оперативной информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в системе государственного учета и контроля»;

20. Инструкции по заполнению форм представления оперативной информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в системе государственного учета и контроля, утвержд. приказом Министра по атомной энергии от 24.07.2000 №449;

21.  Постановлении Госкомстата России от 02.10.2002 №189 «Об утверждении статистического инструментария для организаций Минатомом России статистического наблюдения за наличием и перемещением радионуклидных источников, радиоактивных веществ и отходов, поступлением радионуклидов в окружающую среду»;

22.  Приказе Министра по атомной энергии от 11.11.2002 №538 «О введении в действие форм федерального государственного статистического наблюдения № 2тп (радиоактивные вещества) и № 2тп (радиоактивность) и утверждении рекомендаций по их заполнению»;

23. Рекомендаций по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ, радионуклидных источников" №2-тп (радиоактивные вещества), утвержденными приказом Министра по атомной энергии от 11.11.2002 №538;

24. Рекомендаций по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов  в окружающую среду и загрязненных ими территориях» № 2-тп (радиоактивность), утвержденными приказом Министра по атомной энергии от 11.11.2002 №538;

25. НП-067-05 «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации», утвержденными постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2005 № 18.

26. Положении «О порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий», утвержденного Госкомимуществом РФ 07.08.1995, Роскомнедра 27.03.1995, Минтопэнерго России, Госгортехнадзора РФ 11.04.1995 № 953/"Российские вести", № 199, 19.10.1995

27. Постановлении Госгортехнадзора РФ от 11.09.1996 № 35 (ред. от 13.07.2006) «Об утверждении инструкции о порядке предоставления горных  отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений», Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.10.1996 № 1175/"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 9, 1996.

28.  Распоряжении Правительства РФ от 17.12.2005г. № 2237-р о плане мероприятий по выполнению 2 этапа реализации «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в части разработки проектов нормативных правовых актов, определяющих статус объектов, на которых были проведены подземные ядерные взрывы в мирных целях, и регламентирующих вопросы обеспечения безопасности при использовании и реабилитации этих объектов.

29.  Федеральном законе № 3-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения» в ред. закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ/"Российская газета", № 9, 17.01.1996.

30. Постановлении Правительства РФ от 28 января 1997г. № 93 «Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий»; "Собрание законодательства РФ", 03.02.1997, № 5, ст. 688/"Российская газета", № 31, 14.02.1997г.

31. Методических указаниях «О порядке ведения радиационно – гигиенических паспортов организаций и территорий», утвержденными приказом Минздрава РФ № 239, Госатомнадзора РФ № 66, Госкомэкологии РФ № 288 от 21.06.1999;

32.  Письме Главного государственного врача РФ Г.Г. Онищенко от 26.11.03 г. №2510/13100-03-24 о сроках представления радиационно-гигиенических паспортов;

33. Письме заместителя руководителя РоспотребнадзораЛ.П. Гульченко от 04.04.2006г. № 0100/3823-06-27 «О сроках подготовки радиационно-гигиенического паспорта России в 2006г.»;

34. Методических рекомендациях «Заполнение форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-ДОЗ», утвержденные Заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко 16.02.07 № 0100/1659-07-26.

35. Федеральном законе от 23. 11.95 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»  

36. Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

37. Конституции Республики Саха (Якутия) от 17 октября 1992 года 54-З № 445-II,  «Якутские ведомости», № 7, 26.04.1992;

38. Законе Республики Саха (Якутия) от 15.07.2004 155-З № 317-III «О радиационной безопасности населения и окружающей среды Республики Саха (Якутия)»/"Якутские ведомости", № 48, 04.08.2004г.

39. Законе Республики Саха (Якутия) «О государственной целевой программе «Охрана окружающей среды РС(Я) на 2007-2011 годы»» от 19.12.2006 402-3 № 819-III/"Ил Тумэн", № 6, 16.02.2007г.

40. Законе Республики Саха (Якутия) «О государственном экологическом контроле Республики Саха (Якутия)» от 14.02.2007 З № 876-III , «Якутия», № 45, 13.03.2007, (ред. от 16.12.2009 г.773-З № 453-IV);

41. Законе Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» от 25.12.2003 З № 212-III, «Якутские ведомости», № 4, 17.01.2004;

42. Законе Республики Саха (Якутия) «Об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 З № 510-III, «Якутские ведомости», № 35, 21.07.2005;

43. Законе Республики Саха (Якутия) «Об отходах производства и потребления на

территории Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 688-З N 267-IV, «Якутские ведомости», N 29, 20.05.2009, «Ил Тумэн», N 22, 11.06.2009.

44. Постановлении Правительства РС(Я) «О порядке ведения радиационно-экологической паспортизации радиационно-опасных объектов мирных подземных ядерных взрывов на территории РС(Я)» от 06.02.2006 №26/"Якутские ведомости", № 10, 22.02.2006

45. Распоряжении Правительства РС(Я) от 30 ноября 1998 года №1326-р «О радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территории Республики Саха (Якутия) в ред. расп. от 06.04.2004г. № 356-р;

46. Постановлении  Правительства РФ от 29 октября 2009 г. № 451 «О Республиканском кадастре отходов».

 


  1. Административные регламенты исполнения

государственных функций по осуществлению  отделом ГЭК,МиЭЭ:

 


  1. государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный

экологический контроль) на объектах  хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, приказ МОП РС(Я) от 22.12.2009 г. №01-05/1-360,  готовится к регистрации в регистре нормативно-правовых актов исполнительных органов власти;

        2.2. переданных федеральных полномочий по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, приказ  МОП РС(Я) от 07.07.2009 г. №01-05/1-171, зарегистрирован в регистре нормативно-правовых актов 23.07.2009 г. №RU140092009068;

        2.3 организации и выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух  юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям приказ МОП РС(Я) от 24.12.2009 г. №01-05/1-364,  готовится к регистрации в регистре нормативно-правовых актов исполнительных органов власти ;

        2.4  радиационно-гигиенической паспортизации территории Республики Саха (Якутия) приказ  МОП РС(Я) от 24.12.20г. №297-к , зарегистрирован в регистре нормативно-правовых актов 23.05.2008 г. №RU140092008075;

        2.5. радиационно-экологической паспортизации радиационно – опасных объектов

мирных подземных ядерных взрывов на территории  Республики Саха (Якутия), приказ  МОП РС(Я) от 24.12.2007 г. №297-к , зарегистрирован в регистре нормативно-правовых актов 23.05.2008 г. №RU140092008075;

        2.6. государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

на территории Республики Саха (Якутия), приказ  МОП РС(Я) от 24.12.2007 г. №297-к , зарегистрирован в регистре нормативно-правовых актов 23.05.2008 г. №RU140092008075;

 


  1. Взаимодействие с территориальными подразделениями

федеральных органов власти

 

         3.1Заключено Соглашение с Управлением Росприроднадзора по РС(Я) о взаимодействии и сотрудничестве от 19.01.2009 г., в рамках которого установлен Перечень  хозяйствующих субъектов, подлежащих  федеральному государственному экологическому контролю и План совместных проверок на 2009 г.;



        3.2. При отсутствии в 2009 году Соглашения с Ленским управлением  Ростехнадзора, взаимодействие осуществляется в области:

а) охраны атмосферного воздуха – выдача МОП РС(Я) разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при условии  рассмотрения и утверждения проектов норм ПДВ Ленским управлением РТН;    

б)  обмена информацией по негативному воздействию на окружающую среду;

в)  обращения с отходами производства и потребления;  

г)  государственной экологической экспертизы.

      3.3 Соглашение с Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) от 18.06.2006 г., взаимодействие осуществляется в области радиационной безопасности – при составлении радиационно-гигиенического паспорта территории РС(Я).

   


  1. Совершенствование системы государственного

экологического контроля на территории РС(Я)   в 2009 году.

 

4.1 утверждены приказами Министра охраны природы РС(Я) от:



а) 27.01.2009г. №01-05/1-12  новые формы: учета подконтрольных хозяйствующих субъектов ф.2-ОГЭК–ПХС и Планов проверок на 2009 г.;

б) 17.03.2009г. № 01-05/1-58  типовая форма Журнала регистрации плановых и внеплановых проверок отдела ГЭК УИОП и Временный регламент отчетности о результатах контрольной деятельности отделов ГЭК УИОП, приложенными формами отчетов;

в) 05.05.2009 г. № 01-05/1-119 корректировка Планов проверок ЮЛ, ИП, в соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в ст.1 и 27 федерального закона «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля» от 28.04.2009 г. №60-ФЗ;    

г) 18.05.2009 г.№01-05/1-130 типовые формы: распоряжения о проведении проверки ЮЛ, ИП;  заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки ЮЛ, ИП; акта проверки;

д) 21.12.2009 г. План проверок на 2010 год;

е) 24.12.2009 г.№01-05/1-363 об исполнении решения межведомственного совещания природоохранных органов от 19.11.2009 г. об объектах  и плате за негативное воздействие на окружающую среду;

ж)  20.01.2009 г.№01-05/1-7 «О порядке осуществления МОП РС(Я) полномочий главного администратора доходов и администратора доходов Государственного бюджета РС(Я) по коду 078 «МОП РС(Я)», администрирование платежей закреплено за отделом ГЭК,МиЭЭ;

з) 22.12.2009 г. №01-05/1-360 «Административный регламент государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах  хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

4.2. Подготовлен и откорректирован сводный «План проверок (ГЭК) хозяйствующих субъектов(ЮЛ, ИП)  на территории РС(Я) в т.ч. и по направлениям контроля на 2009г.», сформирован банк данных подконтрольных хозяйствующих субъектов

4.3. В рамках взаимодействия с Межведомственной налоговой службой по РС(Я) внесены уточнения в Перечень хозяйствующих субъектов по состоянию на   01.01.2009 г.»,  

        Исходя из вышеупомянутых  нормативно – правовых документов, внесены новые требования к отчетности и проведению  контрольных мероприятий.

          Проверка хозяйствующего субъекта или физического лица является состоявшейся и подлежит учету при наличии подтверждающих документов (распоряжения о проведении проверки, акта, протокола, постановления) и соответствующей записи в Журнале регистрации. При комплексной проверке одного хозяйствующего субъекта по нескольким направлениям контроля (охрана атмосферного воздуха, обращения с отходами и т.д.) оформляется один  акт проверки с соответствующими документами.

        На 2009 год  на  государственный контроль и учет поставлено 6720 хозяйствующих субъектов, в 2008 г. на учете  состояло - 4227,  в 2007 г. - 4943.  Количество подконтрольных хозяйствующих субъектов  является величиной непостоянной и его  корректировка ежегодно проводится по налоговой базе.  

        По откорректированному Плану проверок ХС на 2009 г.  количество  хозяйствующих субъектов подлежащих проверке составило -  1228, на 2010 год после согласования Плана- 2010 органами Прокуратуры – 1002.

4.4  В соответствии с федеральным законодательством, План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2010 год, в ноябре 2009 года  прошел согласование в Прокуратуре РС(Я). 

   


5. Государственный экологический контроль/

 

         В 2009 году отделами ГЭК территориальных подразделений (УИОП)  проведены проверки юридических лиц (ЮЛ), индивидуальных предпринимателей (ИП) и физических лиц (ФЛ) по исполнению требований  природоохранного законодательства, в том числе в области охраны атмосферного воздуха, животного мира, водных и земельных отношений, обращения с отходами.



         Планом на 2009 год предусмотрена проверка 1228 ЮЛ и ИП, фактически проверено  1074 ЮЛ и ИП, т.е. 88%, в том числе  совместно с другими контролирующими органами  81.

         Количество  внеплановых проверок ЮЛ и ИП составило  2186, в том числе  с  другими контролирующими  органами –684.  Внеплановые проверки ЮЛ и ИП проведены,  при согласовании с прокуратурой на местах.

        Общее количество (плановых и внеплановых) проверок  ЮЛ и ИП составило  -  3260, в том числесовместно с другими контролирующими органами –765. 

        Входе731 патрулирования в области охраны животного мира, проведено  1824 проверки в отношении физических лиц, нарушивших требования природоохранного законодательства, в том числе совместно с представителями Якутрыбвода, Департамента охотничьего хозяйства и УВД – 973.

         Территориальными подразделениями (УИОП) всего проведено проверок (плановых,  внеплановых и  в ходе патрулирования)  -  5084,  в том числе  совместно с другими контролирующими органами - 1738.

          Неисполнение плана проверок хозяйствующих субъектов по итогам 2009 года  составило 154  ЮЛ и ИП, т.е. 12%.Основные причины неисполнения Плана: нарушение сроков проверок в связи с отдаленностью участков и сезонностью деятельности некоторых ЮЛ и ИП, сложность транспортной схемы объектов проверки, ликвидация (реорганизация) хозяйствующих субъектов. 

         В ходе проведенных контрольных мероприятий УИОП  в отношении ЮЛ и ИП выявлено 3412 нарушений  норм, правил и требований природоохранного законодательства. 

         По выявленным нарушениям требований природоохранного законодательства    было выдано 2768 предписаний, из которых своевременно выполнено 1663,  т.е. 60 %, остальные находятся на стадии исполнения по срокам.

         По установленным фактам нарушений предъявлено 1245 постановлений о привлечении к административной ответственности  юридических, должностных, физических лиц   на сумму 5830,7 тыс руб, взыскано   по  833 штрафам  4350,7 тыс.руб. ( 67% ). 

          По фактам нанесенного ущерба окружающей среде было предъявлено  3 иска на сумму19,4 тыс.руб, взыскано по 3 искам  19,4 тыс.руб.(100%)

           В области охраны животного мира и среды их обитания территориальными подразделениями (УИОП)  выявлено 531 нарушение требований законодательства, выдано 45 предписаний, из них исполнено – 42 (94%),  предъявлено  312 постановлений о привлечении к административной ответственности  в виде административных штрафов  на сумму  328,6 тыс.руб,  взыскано  по257 штрафам  273,6 тыс.руб, (83%), предъявлено  18 исков на сумму730,36 тыс.руб., взыскано по 13 искам 235,1 тыс.руб. (73% ), возбуждено 4 уголовных дела, привлечено к уголовной ответственности -  2.

          Всего территориальными подразделениями в ходе проверок:

-выявлено3943 нарушений  норм, правил и требований природоохранного законодательства;

-выдано  2813 предписаний, исполнено 1705, т.е. 61%;

-предъявлено 1557 постановленийоб административных штрафахна сумму6159,3 тыс.руб., - взыскано по 1090 административным  штрафам – 4624,3 тыс руб., т.е. 75% ;

- предъявлено 21 иск на сумму746,76 тыс.руб, взыскано по 16 искам 224,49 тыс.руб., т.е.  76,2%;

- возбуждено 4 уголовных дела, привлечено к уголовной ответственности -  2.

          Для сравнения, за аналогичный период  2008 года территориальными подразделениями было выявлено 3132 нарушений требований природоохранного законодательства, а в 2007 году – 2860.

         По выявленным нарушениям  было выдано: в 2008 году 2959 предписаний, из которых своевременно было исполнено 69%,  в2007 году эти показатели соответственно составили 2342 предписаний и 51,7% исполнения.

          По установленным фактам нарушений было вынесено: в 2008 году 1516 постановлений о привлечении к административной ответственности хозяйствующих субъектов и физических лиц  на сумму 5106 тыс.руб, при этом взыскано было 53% от вынесенного, в 2007 году  было вынесено постановлений на сумму  3535,7 тыс руб и взыскано от нее  54%.   

          По  фактам нанесенного ущерба природной среде в 2008 году  было оформлено 29 постановлений  о возмещении причиненного вреда на сумму 28474,7 тыс.руб,  возмещено 166,6 тыс руб., в 2007 году  было оформлено 30 постановлений на сумму 349,496 тыс руб, возмещено на сумму 1936, 204 тыс.руб.  В 2008 году материалы по 150 факту нарушений были переданы в правоохранительные органы, из них были рассмотрены 65, возбуждено –1 уголовное дело, в2007 году    эти показатели составили соответственно – 101 дел передано, 19 –рассмотрено, возбуждено  - 2 уголовных дела.

                                              



Каталог: uploads -> ckfinder -> userfiles -> files
files -> Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детских палаточных лагерей на территории Томской области
files -> Муниципальное образование «городское поселение «поселок чульман» чульманский поселковый совет
files -> Стратегия социально-экономического развития
files -> В 2006 году исполнилось 15 лет с момента образования Национального комитета Республики Саха (Якутия) по делам юнеско
files -> Закон Республики Саха (Якутия) о детском движении в Республике Саха (Якутия)
files -> Сотрудничество мпопирк с крупными предприятиями


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал