Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»



страница1/2
Дата30.11.2017
Размер1.32 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2
Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации


Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»


Образовательная программа: Управление в сфере образования
Слушатель: Черняев Иван Михайлович
Страна стажировки: Финляндия

Москва, 2012



Раздел 1

Информационная часть


    1. Наименование образовательной программы: «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»

    2. Фамилия, Имя, Отчество слушателя: Черняев Иван Михайлович

    3. Регион, место работы, должность: Оренбургская область, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Уранская средняя общеобразовательная школа» Новосергиевского района Оренбургской области, заместитель директора по УВР

Наименование выполненного в рамках программы Проекта: «Организационно-управленческое обеспечение создания центра непрерывного образования на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Буранная средняя общеобразовательная школа»

    1. Сроки и место проведения зарубежной стажировки: стажировка в Финляндии с 29.09.2012 г. по 12.10.2012 г.

    2. Дополнительная информация:


Раздел 2

Системный анализ изученной в ходе стажировки

зарубежной практики управления

О направлении на заграничную стажировку я узнал в июле 2012 г. В качестве страны стажировки мне была предложена Великобритания, но в связи с удаленностью от Оренбургской области представительств этой страны для получения визы, я вынужден был отказаться. Второй предложенной мне страной оказалась Финляндия. Данная страна была уже известна мне, как учителю географии, как государство с высоким уровнем жизни населения и отношением к образованию как к средству поддержания и развития благосостояния граждан.

Обращаясь к Интернету за определением понятия «стажировка» позволило мне поставить перед собой следующую цель стажировки: «Получить и расширить знания о системе образования Финляндии для их последующего применения в управлении образовательным учреждением»; и цель личную: «Приобретение и усвоение методики управления образовательным учреждением с целью дальнейшего, личного карьерного роста».

При подготовке к стажировке из отчетов предыдущих групп я узнал о целях данной стажировки:



  • Установление культурных связей и деловых контактов между финскими и российскими образовательными учреждениями

  • Знакомство с культурой и деловой жизнью Финляндии

  • Знакомство с системой школьного образования в Финляндии

  • Обмен опытом по вопросам образования в Финляндии и Российской Федерации.

Оказалось, что личные цели структурно совпали с целями поставленными организаторами, однако очень сложно назвать прошедшую стажировку приобретением опыта, так как для этого нужно было бы поработать в системе образования, а не быть просто слушателем или наблюдателем.

Перед проведением системного анализа зарубежной практики я считаю целесообразным представиться несколько подробнее, так как специфика возглавляемого мной учреждения не могла не определять сферу моих интересов. Я являюсь заместителем директора сельской школы с количеством учащихся 120 человек, двумя филиалами (начальные школы) в которых обучается еще 32 ребенка. Спецификой школы является наличие в старшем звене профильных групп химико-биологического профиля.



Системный анализ

Для более полного понимания системы образования Финляндии я считаю важным начать с анализа условий и роли администрации в системе образования.



Администрация на государственном и муниципальном уровнях.

Местная администрация играет ключевую роль с точки зрения обеспечения образования. Ответственность за финансирование образования разделена между властями государственного и местного уровней.


В Финляндии около 330 муниципалитетов

Более половины муниципалитетов имеет население менее чем 6000 человек. Маленькие муниципалитеты занимают около половины территории страны, но их общее население составляет всего лишь 15% населения всей страны и 10% количества всех рабочих мест. В Финляндии 7 городов с населением больше 100000 человек. В самых малонаселенных муниципалитетах только несколько сотен жителей.  

Самостоятельность в области образования

Школы имеют право организовать услуги по образованию по собственному усмотрению. При этом должны быть выполнены все основные функции, предусмотренные законом. Очень важным во взаимодействии: муниципалитет – школа, директор-учитель, учитель-ученик является принцип: «Оценка вместо проверки». По мнению г-жи Ритвы Семи – эксперта Профсоюза преподавателей Финляндии «OAJ», оценка учителя в зависимости от результатов учащихся несправедлива, важен уровень образования и создание условий для работы учащихся и учителя.

Большие различия между регионами

Финляндия одна из наиболее редконаселенных государств Европы: 17 человек на квадратный километр. Город Хельсинки: 3000 человек на квадратный километр. Регион Лапландия: 2 человека на квадратный километр на территории равной Венгрии или Португалии. Муниципалитет Энонтекиэ (Лапландия): 0,2 человека на квадратный километр. Регион Центральная Финляндия: 16 человек на квадратный километр.

Муниципалитеты обладают высокой степенью самостоятельности


В общеевропейском сравнении финские органы местной власти несут ответственность за исключительно широкий спектр функций. Муниципалитеты отвечают за услуги по социальному обеспечению (ясли и детские сады, услуги для престарелых и инвалидов), здравоохранение (профилактика, первичное и специализированное звенья здравоохранения, стоматологические услуги, содействие здоровью окружающей среды, образование, экология, инфраструктура). Муниципалитеты контролируют землепользование и строительную деятельность, отвечают за водоснабжение. Высшим органом правления муниципалитета является выборный Муниципальный совет внутри которого назначается комитет по образованию и культуре.

Власти каждого муниципалитета обязаны организовать основное образование для всех детей, живущих в муниципалитете, или же каким-то другим образом обеспечить, что все достигшие школьного возраста дети получают соответствующее обучение. Муниципалитеты могут также предоставлять услуги по полному среднему и профессионально-политехническому образованию, также как по образованию взрослых.


Прозрачность – элементарный административный принцип

Законодательством Финляндии установлено, что органы власти обязаны работать с соблюдением принципа открытости.  

Местные власти обязаны информировать население об обсуждаемых текущих вопросах и планах, касающихся жителей муниципалитета, также как о принятых решениях и ходе их исполнения, что проявляется и в школах муниципалитета.  

У всех муниципалитетов собственные веб-сайты для информирования населения и поощрения граждан к участию в работе по развитию муниципалитета.

Объединения муниципалитетов

Местные власти могут оформлять объединения из нескольких муниципалитетов для исполнения определенных функций совместно.

Одна из функций, наиболее часто исполняемая объединениями муниципалитетов - организация профессионального обучения.

Текущие доходы

Примерно 2/3 текущих доходов муниципалитетов получают от различных плат и сборов и доходов от деятельности принадлежащих муниципалитету предприятий. Муниципалитеты могут в определенных законом пределах взимать платы за услуги по социальному обеспечению и здравоохранению. Величина платы за пребывание ребенка в яслях и детском саду зависит от уровня доходов семьи.

Основное образование полностью бесплатно, но на более высоком уровне образования не исключено, что учащимся приходится платить за учебные материалы, питание и транспорт.

Основные расходные статьи муниципалитетов

Социальное обеспечение и здравоохранение 47%

Образование и культура 23%

Инвестиции 10%

Система центрального государственного управления

Систему центрального государственного управления Финляндии составляют Парламент, Президент, правительство (Государственный Совет) и специализированные главные управления

Как организовано управление образованием в целом
 Парламент решает о законодательстве по образованию и о госбюджете.

За исполнение законов отвечают правительство и министерства.

Министерство образования отвечает за оформление политики в области образования, также как за управление и финансирование образования.

Национальное управление образования (НУО)

Национальное управление образования (НУО) является ведомством, занимающимся разработкой целей, содержания и методик образования в целом.

Основные учебные планы (Приложение 2.) разрабатываются НУО, которое также участвует в работе по эволюции системы образования.

НУО исполняет также ряд информационно-статистических функций.

Интерактивность
 Главный принцип: управление образования в целом проводится централизованным образом, а исполнение на местном уровне. Пример: система разработки и осуществления учебного плана

- общие цели и задачи указаны законодательством и основным национальным учебным планом;

- задачей каждого муниципалитета и каждой школы является разработка учебного плана в соответствии со своими специфическими потребностями на основе национального плана (Приложение 2.).  

Главные составные части основного национального учебного плана
 Цели и главное содержание обучения каждого предмета

  • Общие ценности и концепция обучения

  • Основные виды поддержи обучения

  • Меры по отношению к ученикам, нуждающимся в особой поддержке

  • Инструкции относительно учеников из разных культурно-языковых групп

  • Цели и основное содержание обучения

  • Оценка учеников

Почему считают необходимой высокую степень самостоятельности муниципалитета?

1) Из соображений представительной демократии

Высший принимающий решения орган муниципалитета избирается населением. Жители муниципалитета имеют возможность участвовать в принятии решений и повлиять на них.

2) Местное самоуправление позволяет организовать основное образование таким образом, что учитываются потребности учеников всех возрастных групп, также как и местные условия. В обучении играет роль не только то, что происходит в классе, а также все окружающее общество в целом, которые тоже является частью среды, в которой проходит процесс обучения. Местные власти лучше, чем кто-либо другой, знают местную специфику.

3) Принцип близости. Местные власти могут предоставлять услуги близко от населения. Это особенно важно в областях здравоохранения и образования.

Муниципалитет представляет собой, прежде всего, общину людей, часть их самосознания

В связи с вышесказанным хочется выделить характерные черты финской системы образования: - Равноправные возможности на образование вне зависимости от возраста, места проживания, пола, материально-экономического положения или родного языка; - Бесплатность обучения; - Централизованное управление работой в целом при осуществлении на местном уровне; - Система образования почти полностью финансируется из общественных средств; - Множество маленьких школ на всех уровнях системы образования.

Философия, которая действует

Общеобразовательная школа – это не только система, это осуществление педагогической философии на практике.

Общеобразовательная школа существует для каждого ребенка, и так нужно, чтобы она была приспособлена к нуждам каждого ребенка.

Обучение и педагогика построены так, что позволяется работать с разнородными группами учащихся.

Ученик не может быть исключен из одной школы и переведен в другую.  

При разработке школой учебного плана и выборе учебных материалов и методов обучения учитываются желания и предметы заинтересованности учеников.

Для этого требуется гибкий учебный план, разрабатываемый учителями исходя из специфики каждой школы в сочетании с обучением, консультированием с учениками и коррекционной педагогикой, исходящими из потребностей учеников.  

При оценке учеников родители и общественность полностью доверяют учителю.

Учительская оценка учеников особенно важна с учетом того, что в финской школьной системе знания учеников не оцениваются какими-либо национальными экзаменами по окончании школы или в течение учебы.

Тестирование требует много ресурсов, а в Финляндии учителю разрешается творческий подход при обучении.



Системный анализ не может быть полным без рассмотрения практики управления на уровне образовательных учреждений.

Одним из девизов под которым функционирует система образования Финляндии является следующий: «Нас и так мало, чтобы мы могли позволить потерять для себя хотя бы одного»



Система школьного образования Финляндии (Приложение 1.)

Подготовка к школе

В Суоми существует добровольное дошкольное образование. По статистике, озвученной заместителем министра образования Финляндии – Г-ном Аки Торнбергом, данный курс проходят 96 % детей, достигших 6 лет. Они могут обучаться при школе, в детском саду или в любом другом подходящем месте, в зависимости от местных условий и решений общины. Продолжительность курса не менее 700 часов. Задачей подготовительного курса является не только развитие навыков, необходимых для учебы в школе, но и повышение самооценки ребенка. Все занятия проходят в игровой форме.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования Финляндии в группе дошкольников с одним преподавателем должно обучаться не более 13 детей. Если учителю помогает еще один взрослый, имеющий специальное образование, то группа может увеличиться до 20 человек.

Основное внимание в дошкольном обучении уделяется следующим предметам: языку и общению, математике, этике и мировоззрению, природе и окружающей среде, здоровью, физическому и моторному развитию, культуре и искусству.



Базовое образование

Обязательное девятилетнее образование в Финляндии получают дети в возрасте от 7 до 16 лет. Занятия проводятся по общенациональным программам, однако школы могут самостоятельно разрабатывать план обучения.


Продолжительность учебного года около 10 месяцев, включая тематические практики. Полный общеобразовательный курс рассчитан на 9 лет (десятый класс, факультативный – по желанию).

Дети с 1-го по 6-й класс обучаются по единой программе, большинство предметов ведет классный руководитель. К обязательным предметам относятся: математика, религия, природоведение, родной язык (финский или шведский), иностранный язык (обычно английский), история и обществоведение, биология, география, физкультура, музыка, рисование, трудовое обучение. Учебная неделя составляет 16–20 часов.

В старших классах (с 7-го по 9-й) каждый предмет преподается отдельным педагогом. Помимо предметов, перешедших из нижней ступени (за исключением природоведения), появляются химия, физика, домоводство, второй государственный язык. Кроме того, ученики могут выбрать экономику, второй и третий иностранные языки, сельскохозяйственный труд или информатику. Учебная неделя увеличивается до 30 часов.

После окончания девятилетки юный гражданин самостоятельно решает: пойти ли ему работать или продолжать учебу.



Лицеи и профессиональные училища

В Финляндии существуют два типа средних учебных заведений: лицеи, дающие общее академическое образование, и различные профессиональные училища.

Обучение в лицее длится три года и делится на курсы. Каждый курс соответствует 38 учебным часам. Изучение одного предмета состоит из нескольких следующих друг за другом курсов. Часть предметов в лицее – обязательные, другие можно выбрать по желанию. Учащиеся получают консультации по профориентации. Наиболее одаренные могут выбрать специализированные лицеи – музыкальные, художественные или спортивные.
Как лицеи, так и училища предоставляют полное среднее образование, открывающее дорогу в высшую школу. Но только после успешной сдачи Ylioppilastutkinto, выпускного экзамена!

Экзамен на звание студента

Выпускные экзамены в училищах и лицеях Финляндии объединены в единое понятие – экзамен на звание студента. Он представляет собой тест, результаты которого рассматриваются при поступлении в высшее учебное заведение, потому-то он так и называется.

В 2002 году Ylioppilastutkinto исполнилось 150 лет. Свое начало он берет с тех давних времен, когда при приеме в Академию Турку проверялись знания латыни и основ христианства. В 1852 году экзамен впервые объединили с проверкой знаний, полученных в лицее. За прошедшие полтора века эта экзаменационная система заняла центральное место в системе школьного образования. 

До настоящего времени выпускной экзамен состоял из четырех предметов, по которым происходило тестирование (контроль). Проверка знаний родного языка, второго государственного и иностранного были обязательной частью экзамена. Четвертый предмет выпускник выбирал самостоятельно: можно было сдавать математику или экзамен по так называемым реальным (по-фински reaalikoe), или общечеловеческим, наукам – основам психологии, религиозных знаний, истории, химии, физики, биологии, географии.

Со следующего года структура Ylioppilastutkinto изменится: выпускники будут сдавать обязательный экзамен по родному языку, а три других выберут самостоятельно. Это может быть второй государственный или иностранный язык, реальные науки или математика. Обязательная проверка знания родного языка включает два больших теста: работа с текстом и написание эссе. Оценка определяется как средняя сумма баллов, полученных за каждое задание.

Высшая школа

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах и профессиональных институтах (политехниках). В университетах акцент делается на подготовку ученых и исследователей по фундаментальным и гуманитарным наукам, а политехники готовят специалистов по прикладным специальностям.

В университеты поступают после окончания лицеев, а в политехниках продолжают учебу не только выпускники лицеев, но и профессиональных училищ (около 30 %).

Современная система прикладного образования сформировалась в середине 90-х годов в связи с увеличивающимся спросом на высшее образование. Главным пунктом реформы было создание во всех регионах страны крупных профессиональных институтов, под крышей которых стали работать и многие профучилища.



Обучение взрослых

Финны убеждены – учиться никогда не поздно! Поэтому в профессиональных училищах получают образование люди разного возраста. Система обучения работающего взрослого населения за последние несколько лет развивается быстрыми темпами: общее образование можно получить в вечерних школах, обучающих центрах взрослых, народных высших школах и в учебных центрах, созданных различными государственными организациями.


В большинстве профессиональных учебных заведений – как средних, так и высших – работают профессиональные центры образования взрослых.

Льготы и учебные кредиты

Школы и училища находятся на попечении государства: учащимся предоставляют учебники, оплачивают проезд до школы, их даже кормят бесплатно. Студенты вузов получают от государства денежное пособие (стипендия плюс доплата за жилье).

Кроме того, они могут брать в банках льготные кредиты, и в течение нескольких лет после окончания учебы проценты по ним выплачивает государство. (Чтобы позволить себе такие расходы, государство взимает с граждан значительную часть их доходов: шкала подоходного налога – от 5 до 45 %!)

Современная система финансовой поддержки учащихся сформировалась еще в 1969 году. До этого времени кредитная политика в области образования оставалась весьма ограниченной. К 70-м годам была создана база для обеспечения равных прав учащимся, пожелавшим углубить свои фундаментальные знания. Она гарантирует им достаточный доход на период обучения.

Основанием для получения образовательного кредита является подтверждение вуза о приеме на обучение (при этом занятия в учебном заведении должны быть главным видом деятельности), а также заявление о необходимости финансовой поддержки. Поручителем для банка выступает государство. Образовательный кредит состоит из суммы, выплачиваемой в качестве стипендии, и доплаты за проживание.
Из всего вышесказанного можно вывести основные черты образования Финляндии:

- Образование бесплатно для всех, на всех уровнях (в том числе и для взрослых и для иностранцев);

- отличное финансирование образовательных учреждений и их материально-техническая оснащенность позволяют находиться стране в первых строчках образовательных рейтингов;

- доверие, а не контроль приводят к высоким результатам в обучении;

- целенаправленное движение к цели всем коллективом школы, муниципалитетом, страной.

- ответственность за качество обучения лежит на коллективе, а не на одном человеке;

- школа, это место, где ребенок проводит большую часть своего детства, комфортная среда в школе для учителя и для ребенка неотъемлемая часть финской системы образования;

- директор школы и учителя отвечают только за обучение, все остальное наемные фирмы.



Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации
В ходе стажировки были посещены различные виды учебных заведений Финляндии: школа Саарнилааксо с медиауклоном в г. Эспоо, сельская школа Kerkkoo г. Порвоо, школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ruskeasuo», начальная и средняя школа «Лянсимяки», профессиональный техникум «OMNIA», Финско-русская школа «ФРШ», Международный университет прикладных наук Haaga-Helia, музыкальный лицей им. Сибелиуса, спортивный лицей «Мякелянринтеен лукио».

Были посещены семинары по культуре и деловой жизни Финляндии, по теме «Система обязательного школьного образования в Финляндии». Финские коллеги познакомили нас с финским образовательным феноменом и системой работы по проблемам профилактики насилия в школе. Мы познакомились с деятельностью профсоюзов учителей, с профессиональной подготовкой преподавателей в Финляндии.

Достаточно большая по объему, но разрозненная по содержанию программа стажировки (разные уровни образования и специализация образовательных учреждений), не позволяют внести систематизированные предложения по возможным вариантам внедрения полученного опыта, однако элементы этого опыта были бы конструктивны и полезны в Российской школе. В связи с этим мои предложения будут разноуровневыми и конструктивно разрозненными.


  1. Разработка на государственном уровне, с участием всех слоев населения, социальных групп, религиозных конфессий «национальной идеи», определении на основе этой идеи долгосрочной цели образования, задач и программ в соответствии с которыми должны работать все образовательные учреждения.

  2. Программы, реализуемые в образовании, не должны начинаться без определения необходимых материальных ресурсов и их наличия. Например, как можно сформировать у учащихся, в соответствии с ФГОС, умения свободно набирать текст на клавиатуре, если в классе только 1 ноутбук на 12 детей? Финская школа отличается в этом плане отличнейшим оснащением, это школьные здания и территория, учебные пособия и учебные материалы. К оснащению могут иметь отношения и другие строительные сооружения и окружающая природа. Площади для обучения и учебные пособия организованы и спланированы так, чтобы разнообразные методы и формы работы смогли найти свое применение. Учебные материалы, пособия и услуги библиотеки способствуют активной и самостоятельной учебе. Оборудование учебной среды тоже помогает учащемуся стать активным.

В Финляндии особое внимание уделяется материально-техническому обеспечению школ (Приложение 3), оно поражает. Даже в сельских школах все классы оснащены компьютерами с выходом в Интернет, мультимедийным оборудованием, спортивный инвентарь регулярно обновляется, фонды библиотек пополняются новой литературой, кабинеты снабжены современными средствами обучения.

На хорошей материальной базе можно добиваться значительных результатов как учителю, так и его ученикам.



  1. Изменить программу обучения и переподготовки учителей в педагогических учебных заведениях путем уменьшения доли академических и одновременным увеличением технологических (практикоориентированных) дисциплин. В Финляндии будущие учителя проходят жесткий отбор и в школу идут самые лучшие. Учитель должен обязательно иметь степень магистра и сдать экзамены по следующим курсам: коммуникативная компетентность, педагогические технологии, педагогика и психология, основная и дополнительная предметная специализация, курсы по выбору. В результате чего учитель может иметь две и более педагогические специальности иногда и не связанные друг с другом, например, музыка и информатика. В результате чего, на уроках музыки, ученики учатся не только музыке, но и основам использования компьютера и различных гаджетов. И такое обучение можно назвать максимально приближенным к жизни каждого ребенка.

  2. Обратить внимание на реализацию ФГОСа для начальной и основной школы. Реализация ФГОС, не подкрепленная необходимыми ресурсами, не может достичь поставленных целей. Учитель в этих, или подобных, условиях создает видимость успеха для контролирующих органов, но только на бумаге, в реальности все выглядит зачастую очень плачевно.

  3. Озадачиться на государственном уровне проблемой чтения и принять программу популяризации чтения, возможно, аналогично финской «Читающая Финляндия». При подготовке программы обратить внимание на развитие навыка критического мышления. Уделять в школьной общеобразовательной программе больше внимания развитию навыка осмысленного чтения.

  4. Внести изменения в базисный учебный план с целью уменьшения нагрузки на специализированные предметы и недопущения перегрузки учащихся и увеличения практикоориентированных курсов, предметов образовательной области «Искусство», языковых курсов. Это вполне можно осуществить путем внесения изменений в программы подготовки по предметам: например исключив из математики элементы высшей математики и т.п., т.е. темы которые нужны только специалистам, а в реальной жизни большинству не пригодятся никогда.

  5. Пересмотреть систему контроля и функционирования школьного образования. Российская школа задыхается от количества непрофильных функций возложенных на нее, огромной массы всевозможных отчетов, справок, обязанности участвовать во всевозможных конкурсах для учителей и учащихся, олимпиад различного уровня, которые зачастую не показывают реальных знаний у ребенка, а предназначены для продажи свидетельств и грамот. Бесчисленное количество совещаний и семинаров для администраций школ и педагогов, где главным образом занимаются говорением и в большинстве своем не требуют участия такой массы людей или просто нужны для «галочки». Среди всего этого нагромождения, где-то далеко в конце, еще маячит функция школы, которая должна главенствовать над всеми остальными, это - обучение и воспитание гражданина. Достаточно на федеральном, региональном и муниципальном уровне проработать список отчетных мероприятий, требуемый от школы и многие проблемы исчезнут.

  6. В Финляндии ученик является ключевой фигурой, получатель услуги образования, и к этому привязано все. Для ученика создаются условия, составляется индивидуальный учебный план. И работа в школе направлена на каждого, конкретного ребенка. Если он теряет возможность дальнейшего развития, то на помощь приходит система трехуровневой поддержки и ребенок продолжает развиваться. Очень важной я считаю необходимость разработки такой поддержки в России, т.к. зачастую мы просто делим детей на «отличников», «неуспевающих» и «середнячков». И часто работа учителя направлено именно на «отличника», забывая при этом о «неуспевающих». Конечно, это происходит не в каждой школе, и учителя бывают разные, но разработка системы поддержки позволит полностью исключить такое отношение между учителем и ребенком.

  7. Изменить систему оценивания школьников. Существующая сегодня 3-х бальная система, не дает объективной картины знаний и даже наличие «5»-ки в аттестате не говорит, что выпускник знает. Это легко подтверждается и владением английским языком членов группы стажеров, у многих из которых и в аттестатах и в дипломах по английскому языку оценка «5» , а в реальности из 25 человек языком владеет 1. Почему бы не использовать финскую систему оценивания: от 4 до 10 баллов или разработать свою более дифференцированную.

  8. Перестать негативно оценивать учителя за то, что у его учащихся есть «2» по предмету, ведь очень много зависит от индивидуальных способностей учеников, а не профессионализма учителя.

  9. С целью повышения социального статуса педагогов проводить мониторинг не просто средней заработной платы, ведь не секрет, что педагоги в неделю имеют гораздо более 18 часов уроков). При этом надо понимать, что 18 часов уроков в неделю – это 36 часовая рабочая неделя. Как и сколько должен работать учитель, если у него 30 часов уроков в неделю. Далеко не единичный случай, когда учитель имеет по 40 уроков и более. Понятно, что при этом не может не быть профанации в деятельности учителя. Поэтому мое предложение - «привязать» среднюю зарплату к фиксированному количеству часов и это будет более объективный показатель.

  10. Проработать вопрос о школьной мебели. Может быть, провести конкурс разработчиков школьной мебели. Может быть рассмотреть вопрос о сертификации школьной мебели. Ведь часто покупая мебель, приобретаем кота в мешке. А если еще берем по конкурсу, то там вообще о качестве, как правило, не может быть и речи. А все разбирательства в досудебном и судебном порядке не приносят никаких результатов. Решение арбитражного суда, тоже, как правило, не выполняются.

  11. Рассмотреть и просчитать возможность предоставления бесплатного питания всем учащимся общеобразовательных учреждений, передать функции по питанию специализированным организациям и ввести внешнюю оценку качества питания школьников.

  12. Рассмотреть возможность увеличения продолжительности обучения в старшей школе с 2-х до 3-х лет, может быть за счет сокращения обучения в основной школе. Как показывает опыт, двух лет оказывается недостаточно для выбора учащимся будущей профессии, ребенок, приходя в 10 класс, не умеет проводить исследовательскую деятельность, не умеет писать проекты, не имеет других важных и необходимых компетенций, без которых обучение в старшей школе крайне затруднительно.

  13. Допускать в школу только практикоориентированные учебные программы и учебники. Дети должны сами понимать, где школьные знания могут им пригодиться и как их можно использовать в дальнейшем.

  14. Организовать в каждой школе безбарьерную среду для детей инвалидов, и не только созданием пандусов, но и приобретением специальной мебели, компьютерной и оргтехники. Нужна серьезная государственная поддержка детей инвалидов. В Финляндии ребенок-инвалид не оторван от своей семьи, он так же как и все дети ежедневно посещает школу и возвращается домой. В Финляндии учат детей о которых у нас бы давно забыли с грифом НЕОБУЧАЕМЫЙ!

  15. Определиться с подходами к деятельности школы. Не декларативно а реально убрать непрофильные функции, значительную часть дублирующих друг друга отчетов, сократить и утвердить список организаций имеющих право контролировать деятельность школы и утвердить список направлений контроля (перечень контролируемых функций и вопросов) для каждой организации.

  16. Дать возможность школе выполнять ее основную функцию, учить и воспитывать детей, готовить граждан России, будущих врачей, учителей, военных, бизнесменов и т.д.

Раздел 4.

Приложение 1
Приложение 2





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал