Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы



Скачать 408,67 Kb.
Дата29.11.2017
Размер408,67 Kb.
ТипОтчет
Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке
в рамках программы
«Подготовка управленческих кадров

в сфере здравоохранения и образования

в 2011 -2014 годах»

Образовательная программа: Управление в сфере образования
Слушатель: Васюкова Наталья Викторовна
Страна стажировки: Австрия

Москва, 2012

Оглавление.




Раздел 1. Информационная часть………………………………………стр. 3

Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки

зарубежной практики управления…………………………...стр. 4

2.1. Краткая историческая справка о стране………………………стр. 5

2.2. Современная Австрия. Политическая и экономическая

структура …………………….....................................................стр. 6

2.3. Географические и этнические характеристики……………....стр. 7

2.4. Общая характеристика системы образования Австрии……..стр. 8

2.4.1. Обязательное образование……………………………...стр. 9

2.4.2. Профессиональное образование………………………..стр.10

2.4.3. Высшее образование…………………………………….стр.15

2.4.4. Особенности дуальной системы образования…………стр.17

2.4.5. Сильные и слабые стороны системы образования

Австрии…………………………………………………..стр.20

Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации

социальной сферы в регионах Российской Федерации………………стр.23

3.1. Приоритет изучения иностранного языка…………………..стр.23

3.2. Профориентация………………………………………………стр.24

3.3. Трудовая деятельность учащихся……………………………стр.25

3.4. Система управления образованием………………………….стр.26

3.5. Просто предложения………………………………………….стр.26

3.6 Общие выводы…………………………………………………стр.27



Приложения.


Раздел 1. Информационная часть 4

Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления. 5

2.1. Краткая историческая справка о стране 6

2.2. Современная Австрия. Политическая и экономическая структура 7

2.3. Географические и этнические характеристики 8

2.4. Общая характеристика системы образования Австрии 9

2.4.1. Обязательное образование 10

2.4.2. Профессиональное обучение 11

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: работа в лабораториях, в виртуальных компаниях. 12

2.4.3. Высшее образование 16

2.4.4.Особенности дуальной системы образования 18

2.4.5. Сильные и слабые стороны австрийской образовательной системы 21

Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации 24

3.1. Изучение иностранного языка 24

3.2. Профориентация 25

3.3. Трудовая деятельность обучающихся 26

3.4. Система управления образованием 27

3.5. Просто предложения 27

3.6. Общие выводы 28


Раздел 1. Информационная часть





    1. Наименование образовательной программы: Управление в сфере образования




    1. Фамилия, Имя, Отчество слушателя: Васюкова Наталья Викторовна




    1. Регион, место работы, должность: Российская Федерация, Республика Хакасия, управление образования администрации Усть-Абаканского района, руководитель




    1. Наименование выполненного в рамках программы Проекта:

«Сервисная служба в системе образования.

От государственного учреждения к публичной компании».

    1. Сроки и место проведения зарубежной стажировки: с 16 сентября 2012 года по 29 сентября 2012 года, Австрия.




    1. Дополнительная информация: стажировка предполагала посещение образовательных учреждений в Тироле, Штирии и городах Инсбрук, Зальцбург, Грац и Вена.



Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления.


Зарубежной стажировке предшествовало обучение в Москве по программе «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 г.г.». Любое обучение имеет огромное значение, помогает осознать многие, ранее непонятные вещи, заставляет анализировать материал и условия. В программе были раскрыты темы «Глобальные тенденции развития образования», «Основные направления развития образования РФ на период до 2020 года», освещены задачи государства в области образования, направления преобразований, общая цель образовательной политики. Проанализированы основные факторы, определяющие уровень и разброс оценок результатов обучения (по результатам международного обследования качества образования PISA)

Мотивация обучения по программе была необычайна высока. Тема стажировки за рубежом «Австрийская система профессионально-технического образования и обучения (VET)». Программа стажировки включала в себя знакомство с образовательными учреждениями страны, встречи с руководителями министерств и руководителями предприятий на которых осуществляется профессиональная подготовка учеников, а также круглый стол «Стратегия профессионально- технического образования и ее влияние на региональный рынок труда». После знакомства с системой образования Австрии в целом стал понятен выбор конкретной тематики стажировки. Фото 1.



Профессиональное образование в Австрии — одно из лучших в Европе. Результатом системной работы на уровне государства стало почти полное отсутствие безработицы среди молодёжи. Статистика такова, что безработица среди молодёжи от 15 до 24 лет не превышает 10% (данные Евростата на 2010 год). Это второй результат, на первое место в этом году вышли Нидерланды. Доля безработных среди молодёжи в странах ЕС 18,4%. Вообще же доля безработных в Австрии составляет 4,9%, в странах ЕС — 10%. Приложение 1.1
2.1. Краткая историческая справка о стране
Австрия (официальное название — Австрийская Республика) - государство в центре Европы. Столица — Вена. На севере граничит с Чехией, на северо-востоке — со Словакией, на востоке — с Венгрией, на юге — со Словенией и Италией, на западе — с Лихтенштейном и Швейцарией, на северо-западе — с Германией.

История возникновения Австрии начинается с покорения римлянами племен, населяющих территорию сегодняшней Австрии (кельты) в I веке до н. э. 

В VI-VIII веках наблюдался приток мигрантов из баварских и славянских племен. В 1156 году Австрия была выделена в самостоятельное герцогство германского рейха, подчиненное императору, а с 1276 года началась эпоха правления Габсбургов, которые первоначально были королями, а затем и императорами Священной Римской империи. Именно с правлением Габсбургов связывают расцвет Австрийского государства, в чем можно убедиться посетив Вену и Инсбрук с их многочисленными памятниками, музеями, картинными галереями. В истории Австрии была осада Вены турками, закончившаяся полным разгромом турецкой армии польско-австрийско-германскими войсками (1683г.), война с Францией (1792-1795гг.), австро-прусская война (1866г.).

В 1918 году на замену монархическому строю (распад Австро-Венгерской монархии) пришла Австрийская Республика и в 1919 году Австрия стала независимым государством. Правда в 1934 году в Австрии вспыхнула гражданская война, и уже в 1938 году страна была присоединена к Третьему рейху. И только в 1955 году был восстановлен суверенитет и провозглашен постоянный нейтралитет страны. В послевоенный период страна по аналогии с Германией была разделена на четыре оккупационные зоны между Францией, США, Великобританией и СССР.


2.2. Современная Австрия. Политическая и экономическая структура

В настоящий момент Австрия является федеративным государством, объединяющим девять самостоятельных земель: Бургенланд, Каринтия, Нижняя Австрия, Верхняя Австрия, Зальцбург, Штирия, Тироль, Форарльберг, Вена. Во время стажировки группа останавливалась в четырех федеральных землях – в Тироле, Зальцбурге, Штирии, Вене. Жили в отелях городов Инсбрук, Зальцбург, Грац и Вены.

Действующая Конституция принята в 1920 и вторично введена в 1945 году.

Главой государства является Федеральный президент, избираемый на 6 лет. Правительство возглавляет Федеральный канцлер. Члены правительства назначаются президентом.



Парламент Австрии — двухпалатное Федеральное собрание, которое состоит из Федерального совета и Национального совета. Территориально располагается в столице. Парламент может быть распущен либо указом президента, либо выражением вотума недоверия нижней палатой парламента.
2.3. Географические и этнические характеристики

Австрия в основном страна горная (на 70%). Большая часть страны занята Восточными Альпами.

Население Австрии составляет около 8 миллионов человек. Основной официальный язык — немецкий, но в школах и профессиональных учебных заведениях является обязательным изучение дополнительного языка, преобладает английский, французский, испанский, в некоторых учебных заведениях изучают и русский, начинают изучать китайский. Наблюдали такое явление – знание английского языка на высоте непосредственно в Вене (язык знают практически все население города, с которым приходилось сталкиваться), с удалением из столицы знание английского языка падает.

В Австрии большое количество хорватов, словенцев, чехов, словаков, венгров, цыган, евреев. Это связано с географическим расположением Австрии в центре Европы (пограничное расположение), в связи с чем все завоевательные войны проходили через Австрию.

Из-за ухудшения демографической ситуации в стране, Австрия последнее время ведет лояльную эмиграционную политику, поэтому в последнее время в стране увеличилось количество эмигрантов из арабских стран, особенно это было заметно на улицах Вены.

Австрия практически не имеет своих природных ресурсов, страна сильно зависит от импортированного сырья. Налаживаются тесные связи с Россией по поставкам природного газа. В то же время в Австрии расположен один из крупнейших заводов Европы по нефтепереработке, поставляемого страны Европейского Союза. Сам нефтеперерабатывающий завод расположен непосредственно в столице страны. Экономика страны держится в основном на туристических услугах благодаря культурной столице Европы – Вене, горнолыжным курортам Инсбрука, исторической родине Моцарта - Зальцбурге и природному горному ландшафту: горнолыжные спуски, термальные источники, горные озера и т.п.


2.4. Общая характеристика системы образования Австрии

Чтобы более полно и разносторонне познакомить нас, слушателей, с системой образования Австрии, госпожа Аделе Чехаль , куратор от принимающей стороны, предусмотрела и теоретические занятия , и практические встречи, экскурсии на предприятия и в учреждения образования.

В соответствии с законодательством Австрии на всех детей распространяется всеобщее обязательное обучение в течение девяти лет. Австрийская система образования предоставляет возможность получить образование в государственном или в частном образовательном учреждении.

Преимуществом австрийской системы образования является хорошо развитая система профессионального образования, ее преимуществом является широкая производственная база. Промышленность, особенно химическая и нефтехимическая, электротехника, текстильная промышленность, деревообработка используют высококвалифицированную рабочую силу. Многие специалисты из соседней Германии проходят обучение в Австрийской системе профессионального образования.

Система образования Австрии предполагает несколько ступеней и в этом смысле она имеет сходные черты с системой образования в России:

- Дошкольное образование.

- Начальная школа.

- Средняя школа

- Высшая средняя школа

- Профессиональное образование.

- Высшее образование.

За финансирование и контроль начального, среднего и высшего образования отвечает Федеральное министерство образования. Управление начальным и средним образованием осуществляется на уровне соответствующих органов федеральных земель. Основные Законы, регулирующие образовательную систему, фактически имеют конституционный характер, так как для внесения изменений в них требуется одобрение не менее 2/3 голосов Парламента.



Основная цель австрийской школы - формирование «зрелого гражданина», человека, знающего не только свои права, но и свои обязанности, и умеющего действовать в соответствии с ними. В Австрии основная ставка делается на приобретение таких качеств, как «межкультурная компетенция», способность работать в коллективе (группе) и самостоятельно.
2.4.1. Обязательное образование

Австрийская система обязательного образования предполагает 3 ступени – дошкольное образование, начальное школьное образование и общеобразовательная средняя школа.

Дошкольное образование до 3 лет осуществляется в государственных детских садах на платной основе по желанию родителей. С 3 до 5 лет дошкольное образование является бесплатным и не обязательным и может осуществляться по желанию родителей. С 5 до 6 лет дошкольное образование является обязательным (16 часов в неделю) и 20 часов в неделю бесплатно. Имеются частные детские сады на платной основе. К сожалению, мы побывали в одном детском саду, который работает по Вальдорской системе, но, тем не менее, узнали очень многое, что нас приятно поразило. (Фото 2)

Общешкольное образование в Австрии обязательное и осуществляется на бесплатной основе, включая проезд и учебную литературу.

Начинают обучение в начальной школе в 6 лет, срок обучения – 4 года, т.е. к 10 годам дети получают начальное образование. Так же как и в России, обучение всех предметов ведется одним учителем. Начальное образование можно получить в начальной школе, народной школе и школе для детей, нуждающихся в специальном уходе. В Вене мы посетили начальную школу, взяли для себя очень многое, надеюсь что это нам пригодится в работе. (Фото 3)

Затем дети обучаются в средней школе в течение 4 лет и к 14 годам они получают обязательное для всех образование. Среднее образование можно получить в средней школе или академической средней школе: гимназия с углубленным изучением отдельных предметов или гимназия с направлением изучения ведения домашнего хозяйства.


2.4.2. Профессиональное обучение

После получения обязательного образования учащимся предоставляется возможность определиться с выбором дальнейшего пути:

- можно продолжить общеобразовательное обучение, которое проходит в полных общеобразовательных средних школах (4 года обучения, до 18 лет);

- начать свое профессиональное обучение, которое можно получить в дуальной системе образования, в неполной средней школе с профессиональной направленностью, либо в техникуме.

80% всех обучающихся выбирают профессиональное обучение, лишь 20% молодежи, получивших полное среднее образование, планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях. Приложение 1.2

Особое место в сфере профессионального образования отводится техникумам. Приложение 1.3

Учебные программы предусматривают обучение продолжительностью 5 лет. Учебная программа разделена на три части: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: иностранные языки, история, география, математика, естественные науки, право и т. д.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: механика, электроника, строительство и т. д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: работа в лабораториях, в виртуальных компаниях.

В профессиональной подготовке обучающихся в Австрии огромную роль играет и Австрийская палата экономики. Создан и успешно работает Институт Австрийской экономики по исследованию вопросов квалификации и обучения, Институт содействия развитию экономики (WIFI) Австрийской федеральной палаты экономики. Об этих структурах следует сказать особо. Промышленная палата экономики проводит экспертизу законопроектов в экономике, решает вопросы профессионального образования — какие кадры нужны на рынке. Двенадцать тысяч тренеров работают в профобразовании, но они не штатные сотрудники, а работники предприятий — практики. Это самый крупный институт в сфере неформального образования. Палата экономики Австрии проводит переговоры о назначении оплаты труда учеников на производстве и учеников, проходящих практику на предприятии. Отделы по вопросам профобучения созданы в составе Земельных палат экономики и отвечают за профобучение на первом уровне. Приложение 1.4

Все предприятия Австрии , большие и малые, государственные и частные, являются членами Палаты экономики Австрии, и платят членские взносы. Эти деньги расходуются в том числе и на развитие профориентационной работы в школах и на предприятиях. Созданы специальные Центры профориентации. Центр профориентации WIFI Tirol мы посетили. В центре создан каталог всех учебных профессий не только в электронном, но и в бумажном варианте. И бумажные носители (папки с текстами, картинками, фотографиями, схемами и т.д.) сотрудники Центра считают самым важным инструментом в работе. В банке двадцать тысяч профессий и видов профессиональной деятельности. Такой Центр является платформой для презентации деятельности предприятий. Они совместно разрабатывают и проводят рекламную имиджевую кампанию профессии, например, встречи с профессионалами, которые рекламируют свою специальность. Кроме этого для родителей разрабатываются специальные материалы, которые помогают ориентироваться в мире профессий. Такие материалы печатаются на иностранных языках для мигрантов, что очень важно, так как проблема знания языка в Австрии остра. Нам показали различные формы работы, особенно вызывает уважение Сафари по профессиям. В ходе стажировки мы посетили крупнейшее в Тироле учебное заведение среднего технического профессионального образования- Школа Феррари. Дополнительно к общему образованию, в течение пяти лет Австрийские учебные заведения полного среднего профессионального образования обеспечивают для студентов профессиональное обучение, которое заканчивается получением аттестата зрелости и предоставлением возможности поступления в университеты и ВУЗы.

Итак, профессиональное образование в Австрии можно получить, закончив профессионально — технические училища с неполным средним образованием. Продолжительность обучения — от1 до 4 лет, в большинстве случаев 3 года, ученики в возрасте от 14 до 17 лет. Дается общее образования, упор делается на практическое обучение на учебных курсах, в лабораториях и на обязательно обучение на практике во время летних каникул. Выпускники поучают сертификат о профессиональной подготовке, который даёт право на поступление в вуз только после прохождения курсов дополнительного образования. Сертификат даёт право на занятия регламентированными видами профессий.

Профессионально-технические полные средние учебные заведения или техникумы дают обучение по техническим специальностям: машиностроение, электротехника, электроника, электронная обработка данных и организация, строительная техника , химическая и текстильная промышленность и др. Техникумы, помимо общего образования, предлагают профессиональное образование. Учебные программы предусматривают обучение продолжительностью 5 лет с учётом возраста учащихся. Учебное образование разделено на три равные части: общее образование, теоретическое профессиональное образование, профессиональная практика. Обязательны периоды практического профессионального обучения на фирмах и предприятиях во время летних каникул. Принимаются ученики после успешного окончания 8 классов, по определённым специальностям – вступительный экзамен или тест на пригодность к обучению. Продолжительность обучения 5 лет (в возрасте от 14 до 19 лет). По окончанию выпускники получают аттестат зрелости, дающий право на поступление в вузы и университеты всех типов + профессиональная квалификация, предоставляющая доступ к регламентированным видам профессий. Студенты, окончившие техникум, вправе пропустить первый год обучения в специальном вузе по той же специальности и без экзаменов продолжить обучение на втором курсе. Обучение в техникуме – это хороший шанс для профессионального роста: менеджмент среднего звена на предприятиях, получение звания инженера, возможность открытия собственного бизнеса.

Таким образом, в системе австрийского образования не обязательно иметь аттестат зрелости для дальнейшей успешной реализации себя в профессии, но у всех есть возможность пересмотреть образовательный маршрут и сдать необходимые экзамены на аттестат (4 экзамена: математика, немецкий язык, любой живой язык и профильный предмет). Профессиональный аттестат зрелости, полученный при этом, позволяет специализированным рабочим дополнительную возможность доступа к высшему образованию (университет или специализированный вуз). У обучающихся высокая мотивация, нет понятия второго года обучения (во всяком случае, нам не озвучивали проблемы такого рода). Обязательное для всех школьное обучение составляет 9 — 9,5 лет (до 15 лет).

Примерно 40% молодежи в Австрии по окончании обязательного школьного образования выбирают учебную профессию и тем самым приобретают полную профессиональную квалификацию. Ученики могут получить первоначальное профессиональное образование не только в рамках обучения на предприятиях, но и в специальных учебных заведениях с полной учебной неделей. В настоящее время в системе профессиональной подготовки учеников на предприятии имеется 239 признанных законом учебных профессий в области ремесел, промышленности, торговли, туризма, сельского хозяйства, в секторе услуг, сфере управления. Правовые основания для обучения учеников на предприятии закреплены в Законе об организации профессиональной подготовки. Министр экономики Австрии издает Положение о профессиональной подготовке для каждой отдельной учебной профессии, регулирующее обучение на обучающих предприятиях. Учебная программа для профессиональных училищ издается Министром образования Австрии. Закончивший обучение ученик сразу же по окончании подготовки в состоянии выполнять квалифицированную профессиональную работу в качестве специализированного работника. Предприятия обучают учеников добровольно и за свой счет, будучи убежденными, что такая подготовка позволяет им лучше всего покрывать свою потребность в квалифицированных кадрах. В связи с этим обучение учеников на предприятии вносит неотъемлемый вклад в обеспечение австрийской экономики достаточным количеством высоко квалифицированных работников. Поэтому государство оказывает содействие обучающим предприятиям путем предоставления базовой поддержки для каждого ученика. В 2010 году предприятиям, на которых обучались около 130 000 учеников, были выплачены дотации в размере около 200 млн. евро.

Все дети с особыми образовательными потребностями обучаются в школах для детей со специальными потребностями. Обучение в таких заведениях может продолжаться до 19 лет, после чего обучающиеся трудоустраиваются.

В Австрии после получения обязательного образования можно прервать обучение по выбранному профилю и перейти в другое учреждение. Возможность получить высшее образование (при желании) есть у всех, независимо от того, какую дорогу выбирают школьники, только через общеобразовательную среднюю школу она короче. В 18 лет ученики получают аттестат зрелости и становятся студентами.

Другими проблемами образовательной системы являются отсутствие единых стандартов, единого экзамена. Модернизация образования направлена и на реализацию компетентностного подхода в обучении, сокращение количества уроков в неделю, внедрение проектной деятельности в практику преподавания. Это касается и общеобразовательных школ, и профессионального обучения. Создаются образовательные стандарты в области профобучения, учебные программы, сориентированные на компетенции и результаты обучения.
2.4.3. Высшее образование

Получение высшего образования в государственных учебных заведениях Австрии построено на бесплатной основе, в том числе для граждан Евросоюза и ряда других стран. Преподаватели и сотрудники государственных университетов являются государственными служащими.

Система высшего образования Австрии делится на:
- университеты и университеты искусств;

- высшие школы.

В систему образования Австрии входят также шесть художественных вузов и занимающий особое место Дунайский университет последипломного образования в Кремсе, где повышают квалификацию специалисты в области европейского права, международных отношений в Европе, massmedia, экономики, управления, экологии и медицины. Этот университет проводит серьезные прикладные научные исследования, несмотря на то, что открыт он лишь в 1994 году.
Академии представляют собой профессиональные учебные заведения с трехлетним сроком обучения: педагогические академии, готовящие учителей начальных школ, академии по подготовке социальных работников, медико-технические академии, выпускающие медицинские кадры среднего звена и технических ассистентов.
Особенностью обучения в университетах Австрии является широкий профиль подготовки. Мы посетили Инсбрукский университет, основанный в 1669 году, в котором обучается 27000 студентов на 16 факультетах. Приложение 1.5

Университеты, как правило, дают общие теоретические знания. Практические навыки и способности в большей степени нарабатываются в процессе трудовой деятельности.

В учебном плане регламентируется объем учебного времени на обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Студент, основываясь на вариативном плане, самостоятельно формирует свою программу. Большую помощь на первых порах оказывает учебная консультационная служба.

В вузах Австрии студенты имеют право не только выбирать учебные дисциплины, темы курсовых и дипломных работ, но также устанавливать сроки сдачи экзаменов. Если дисциплину ведут несколько преподавателей, студенту предоставляется возможность выбора экзаменатора.

Финансирование и контроль за деятельностью университетов осуществляется Федеральным министерством науки и исследований. Австрия как часть европейского союза использует Болонскую систему высшего образования: бакалавр, длительность обучения - 6 семестров; мастер, длительность обучения - 4 семестра; доктор, длительность обучения 6 семестров, выпускникам присваивается научная степень доктора наук.

Высшее образование получают лица, которые в последствие занимаются педагогической деятельностью, исследовательской деятельностью или деятельностью в области искусства. В австрийском обществе сформировалась похожая на нашу тенденция приобрести высшее образование для того, чтобы стать чиновником. С одной стороны приветствуется стремление к высшему образованию, с другой стороны количество мест в вузах и университетах ограничено, площади увеличить невозможно, и в правительстве появились мысли сделать высшее образование платным. И при 14 педагогических вузах молодые кадры в образовательных учреждениях отсутствуют, несмотря на то, что в основном педагоги в Австрии – мужчины. На руководящих должностях – мужчины, что говорит о высоком статусе профессии и , вероятно, не менее высокой заработной плате.



2.4.4.Особенности дуальной системы образования


Безусловную гордость австрийских коллег вызывает дуальная система профессионального обучения. Требование к приёму учеников — старше возраста обязательного школьного образования, при этом успешное окончание неполной средней школы не обязательно. Продолжительность обучения от 2 до 4 лет, в большинстве случаев - 3 года. 3,5 или 4 дня — обучение на предприятии, 1 или 1,5 дня — посещение школы. В сельской местности посещение профессиональной школы в течение нескольких недель, а в остальное время — обучение на предприятии.

Для ознакомления с дуальной системой профессионального было организовано посещение тирольской профессионально- технической школы строительной техники и малярного дела в г. Абсам. Перед нами выступили и рассказали много интересного главный руководитель профессинально- технических школ в Тироле Роланд Тейссл, федеральный представитель австрийской торговой ассоциации Улрих Фукс. Группы обучающихся небольшие — 10 — 12 человек. Есть дети с особыми потребностями в обучении, есть дети с иммиграционным фоном.

В этой же системе была показана школа сельского хозяйства в Ротхольце, которая реализует высококачественные программы обучения профессиям сельского хозяйства и для девочек – хозяйка усадьбы.

(Фото 4)

Туристический колледж MODUL в Вене - частное образовательное учреждение, но имеет статус государственного. Особенность статуса в том, что преподаватели получают заработную плату от Австрийской республики, а расходы по содержанию здания оплачивает ВИФИ. Философия образовательного учреждения обучение профессии через практику. С одной стороны — это учебная гостиница, с другой — учебное заведение. Гостиница действующая, в ней мы жили. Учиться в этом заведении можно студентам со всего мира . Гостиничный комплекс построен и принадлежит ВИФИ. В колледже есть студенческие кафе, где за небольшую плату приготовят кофе, бутерброды и пирожные сами студенты, которые дежурят в этих кафе по очереди. Это часть обучения — ребята учатся готовить десерты, обслуживать посетителей. В столовой также работают сами ученики под руководством повара — преподавателя. ОУ заключает договоры о социальном партнерстве с гостиницами Вены. Кроме профессиональной подготовки есть серьёзная учебная программа, включающая историю региона, экономику и математику, биологию и географию, языки — английский обязательно, французский, итальянский или испанский по выбору. Есть ещё факультативы, и там тоже изучаются языки — русский, китайский и другие. Это учебное заведение имеет высокий статус не только в Австрии, но и в Европе. А выпускники работают по всему миру.

В дуальной системе задействованы и промышленные предприятия. Одно из таких — фирма Тени Индастриз и «Тени Академия» — обучает учеников прямо на предприятии в цехах. Компания Тени представляет семейный бизнес в области переработки алюминия, технологий окружающей среды, растительных технологий и производства трубок. Студенты учатся три с половиной года, каждый год десять недель посещают профессиональную школу, остальное время на заводе под руководством мастеров — наставников осваивают азы разных специальностей, пока не выберут подходящую для себя. В каждом отделе есть сотрудник, отвечающий за обучение, есть учебный план, соответствующий профилю отдела.

Дуальная система образования позволяет примерно 40% молодежи в Австрии по окончании обязательного школьного образования получить полное профессиональное образование. Если ученики выбирают путь получения профессионального образования по дуальной системе, то после 8 лет обучения в школе им следует отучиться еще один год для получения обязательного общего образования, которое они, как правило, получают в специализированной политехнической школе, где им преподают различные предметы, а также посещают предприятия и проходят производственную практику.

Профессиональная подготовка осуществляется непосредственно на производстве, где практические занятия составляют 80% учебного плана. Ученики заключают трудовой договор с предприятием и являются работниками данного предприятия, они получают заработную плату, размер которой растет в зависимости от года обучения: 1 год – 400-600 евро, 2 год – 800 евро, 3 год – до 1200 евро. Таким образом, если учащийся не посещает занятия - его увольняют как работника. После окончания обучения учащиеся сдают экзамен на аттестат зрелости и профессиональную квалификацию, и вправе идти работать на любое предприятие, но, как правило, основная масса выпускников предпочитают работать там же, где и проходили обучение.

Зачастую решение по выбору учеником той или иной профессии обусловлено тем, кем работают родители, знакомые.

Финансирование и контроль за дуальной системой обучения на федеральном уровне осуществляет не Министерство образования, а Министерство экономики (Палата Экономики Австрии), на уровне федеральных земель и местном уровне функцию контроля осуществляют должностные лица - инспекторы, что обусловлено тесной связью экономики страны с системой образования и оперативным принятием решений исходя из потребностей экономического развития страны.

Получив профессиональное образование по определенной профессии граждане делают шаги по карьерный лестнице по своей специальности вплоть до руководящих должностей, при этом наличие высшего образования не требуется, более того, основная масса граждан страны не имеют высшего образования, так как государственная стратегия предполагает упор на профессиональное образование, на практическое обучение профессии. Приложение 1.6




2.4.5. Сильные и слабые стороны австрийской образовательной системы


Несомненным преимуществом австрийской системы образования является направленность на привитие предпринимательского мышления и приобретение социальных компетенций (налаживание связей между учебными заведениями и предприятиями; внедрение социальных и личных компетенций в учебные программы, изучение предметов на английском языке, работа в группах обучение принципам гражданского общества.) Показателем успешности австрийской системы профессионального образования является реализация 2/3 практических проектов вне образовательных учреждений, т.е. на предприятиях. В системе профессионального образования существуют образовательные стандарты, экзамен на аттестат зрелости стандартизирован и основан на компетенциях. Для сдачи экзамена на аттестат зрелости необходимо сдать четыре экзамена: немецкий язык, математика, разговорный иностранный язык и специализация исходя из профессиональной области. Сдача экзамена дает право на поступление в высшие учебные заведения. Особенностью является также и то, что экзамен на аттестат зрелости можно сдать в любое время на протяжении всей своей жизни, то есть гражданин может иметь квалификационную специальность и работать по своей профессии, но при этом не иметь аттестат зрелости.

Однако, в области школьного образования в настоящее время образовательные стандарты отсутствуют, поэтому одной из актуальных проблем остается обеспечение качества обучения. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является реформирование школьной системы образования, повышения уровня «открытости» школ, введение единого государственного экзамена.

Основываясь на практическом опыте изучения зарубежной практики управления системой профессионального образования Австрии, полученного в ходе стажировки, можно отметить сильные и слабые стороны, а также рассмотреть возможность использования зарубежного опыта при модернизации системы образования Российской Федерации.

Преимущества:


  • Система профессионального образования ориентирована на запросы экономики страны;

  • Практическая направленность профессиональной подготовки, возможность трудоустройства учеников непосредственно на предприятии, где проходит обучение;

  • Сильная техническая база профессионального обучения;

  • Возможность карьерного роста без получения высшего образования;
Недостатки:


  • Отсутствие государственных стандартов в системе обязательного школьного образования;

  • Отсутствие единого государственного экзамена;

  • Отсутствие системы мониторинга качества образования.
Вместе с этим, необходимо отметить, что принципиальной особенностью австрийской системы управления образованием является четкое разделение полномочий на уровне федеральных министерств:

Министерство образования – общая компетенция в сфере образования; министерство экономики - организация обучения на предприятиях, оснащение рабочих мест для студентов.


Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации


Следует сказать, что в России много сделано за последнее время в сфере образования: внедряются новые ФГОС, укрепляется материально-техническое оснащение школ, совершенствуется оплата труда учителей. У нас тоже есть свой опыт, который можно презентовать. Необходимо организовывать не просто стажировку, а обмен опытом по заранее обговоренной теме и плану. Кроме этого нужно заметить , что в состав группы участников зарубежной стажировки входили в основном руководители управлений образования, которые были нацелены на изучение опыта учреждений общего образования. Однако, программа стажировки предусматривала посещение, прежде всего, профессиональных учебных заведений. Это обстоятельство не позволяет достаточно компетентно оценить возможность применения зарубежного опыта в нашей стране. Вместе с тем, учитывая интеграционные процессы в экономике, науке, образовании, на мой взгляд, было бы полезным использовать положительный зарубежный опыт.
3.1. Изучение иностранного языка

Общаясь с учащимися профессиональных учебных заведений, все участники программы стажировки отметили достаточно хороший уровень знания не только родного немецкого языка, но и английского, который является обязательным для изучения во всех учебных заведениях не зависимо от профиля. Я убеждена, что следует обратить особое внимание на изучение иностранных языков в российских школах. В связи с этим введение обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку вполне оправдано. При этом следует больше внимания уделять формированию навыков говорения и практического общения. Не зависимо от выбора будущей профессии, выпускник школы должен знать разговорный иностранный язык, иметь возможность вести деловую переписку.

В Австрии изучение иностранных языков является обязательным в школе, а затем и при получении профессионального образования. Было бы полезным и в нашей стране соблюдать преемственность в изучении иностранного языка.

Требуется перестройка системы профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей иностранного языка.


3.2. Профориентация

Проблему посещения занятий в профессиональных заведениях при дуальной системе образования решили очень просто (и это следует взять на заметку при проведении реформы профессионального образования) – обучающиеся являются не студентами, а работниками данного предприятия, на базе которого они проходят обучение, и за свое обучение они получают заработную плату. Так как они являются работниками, следовательно, на них распространяются все трудовые нормы и правила и в случае несоблюдения трудовых норм учеников-работников просто увольняют, соответственно у всех добросовестное отношение к учебе-работе.

Огромный плюс данного подхода заключается также в том, что решается вопрос с трудоустройством будущих специалистов, за время обучения работодатель определяет, кто из числа обучающихся сможет остаться на предприятии, таким образом, придавая уверенность молодому поколению в завтрашнем дне.

Одним из положительных моментов в системе образования Австрии можно отметить эффективную систему работы по профориентации. По сравнению с российской системой есть явные преимущества. Непосредственная связь образования с экономикой позволяет обеспечить раннюю мотивацию учащихся уже со школьной скамьи на профессиональную подготовку, и к моменту окончания обязательного школьного обучения обучающиеся определяются с выбором своей будущей профессии. Прежде всего, положительную роль в данном случае играет государственная политика по повышению престижности профессионального образования, придания ему соответствующего статуса. Отсутствует ориентирование на получение высшего образования, так как прежде всего стране требуются высококвалифицированные специалисты. Как я уже упоминала ранее, профессиональные навыки дают возможность двигаться по карьерной лестнице и 80% всех учеников, закончивших школы получают профессиональное образование. И необходимо создавать специальные Центры профориентации в задачу которых должно входить создание банка профессий и видов профессиональной деятельности, проведение рекламных имиджевых кампаний. Такие Центры могут стать платформой для презентации деятельности предприятий. Центры могут проводить специальные консультации для всех групп населения, в том числе и для родителей.


3.3. Трудовая деятельность обучающихся

Несовершеннолетние ученики, обучающиеся в дуальной системе, начинают работать и получать денежное вознаграждение с 14 лет. Обучение осуществляется в основном в виде продуктивной деятельности, ученик приобретает необходимые навыки работы с современными машинами и приборами. Такая система способствует развитию профессиональной мотивации. При этом трудовое законодательство не предусматривает никаких льгот для несовершеннолетних. Обучаясь на предприятиях, 14-летние подростки работают полный рабочий день (8 часов), а в период каникул проходят практику. Общеобразовательные предметы учащиеся изучают, посещая профессиональные школы ( 10 недель в течение каждого года обучения). Я думаю, что данный опыт может быть полезен при организации производственной практики профессиональными учебными заведениями. Конечно, при условии наличия соответствующей материально-технической базы и необходимо разработать правовые основания для обучения учеников на предприятиях страны, закрепить их в Законе об организации профессиональной подготовки на производстве. Разработать Положение о профессиональной подготовке для каждой отдельной учебной профессии, регулирующее обучение на обучающих предприятиях. Государству оказывать содействие обучающим предприятиям путем предоставления базовой поддержки для каждого ученика.


3.4. Система управления образованием

Организация профессионального образования в Австрии относится к компетенции Министерства экономики, а высшее образование курирует Министерство науки и исследований, так как одним из приоритетных направлений деятельности ВУЗов является исследовательская деятельность.

Законодательство Австрии предоставляет школам возможность самостоятельно организовывать учебный процесс, роль надзорных органов сводится к контролю соблюдения требований по обеспечению безопасности обучающихся во время учебного процесса. Не секрет, что в России деятельность образовательных учреждений подлежит контролю со стороны самых разных надзорных органов. Соблюдение всех требований и исполнение предписаний контролирующих органов отнимает значительное время, а также другие ресурсы, которые могли бы быть использованы для совершенствования учебного процесса.


3.5. Просто предложения

Как уже было сказано раньше, в Австрии очень много педагогов мужчин, но тем не менее Министерство считает, что нужно привлечь в работе в школах ещё больше мужчин. И в этом есть смысл: часто мужское воспитание ребёнок может найти только в школе, так как многие матери воспитывают детей без мужского влияния. Профессия преподавателя должна стать притягательной для мужчин, а, значит, и заработная плата должна стать достойной. В России просто необходимо продумать социальные льготы и гарантии для педагогов мужчин.

У нас в стране много на разных этапах говорилось о том, что нужно отказаться от повторного обучения учеников в одном классе с целью коррекции недополученных знаний. Известно, что есть ученики, которые не осваивают общеобразовательную программу школы. Они готовы заниматься общественной работой, внеурочной деятельностью, ремеслом, но учёба им не даётся. Есть ещё дети из социально неблагополучных семей. Практика повторного обучения, как правило, приводит к тому, что такие дети совсем перестают посещать школу. В Австрии возможность дальнейшего обучения даётся всем, даже тем, кто не смог успешно закончить школу. Думаю, такая практика возможна и в России.

3.6. Общие выводы



Если сравнивать системы образования Австрии и России, можно сделать вывод: в России дети получают серьезную теоретическую подготовку, а в Австрии образование предполагает формирование общих и профессиональных компетенций. Использование современных технологий личностно-ориентированного подхода в обучении российских школьников позволит решить существующие проблемы.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал