Отчет по результатам социологического исследования «Восприятие музейной экспозиции посетителем»



страница1/18
Дата30.09.2017
Размер4,93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
пол Санкт-Петербургский государственный университет

Институт Философии

Кафедра музейного дела и охраны памятников

Потапова Екатерина Андреевна


Тема магистерской диссертации

Краеведческий музей как коммуникативная система. На примере Челябинского краеведческого музея.

Диссертация на соискание степени – магистр

Направление 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

Магистерская программа «Визуальные технологии в музее»

_____________________

Подпись магистранта


Научный руководитель:_____________ ____________________

ФИО подпись

Дата:_____________

Руководитель программы:_____________ ___________________

ФИО подпись

Дата:_____________

Санкт-Петербург

2016

Содержание


Введение 3

Глава I. Роль краеведческого музея в российском современном обществе 9

1.1. Краеведческий музей как культурообразующая доминанта пространства провинциального города 10

1.2Функции краеведческого музея в России. 25

Глава 2. Экспозиция музея как коммуникативная система 38

2.1. Особенности экспонирования музейного предмета в краеведческом музее 39

2.2. Экспозиция краеведческого музея как коммуникативная система 55

Глава 3. Описание и анализ экспозиции Челябинского краеведческого музея 64

3.1 Анализ концепции экспозиции краеведческого музея Южного Урала 65

3.2. Отчет по результатам социологического исследования «Восприятие музейной экспозиции посетителем» в Челябинском краеведческом музее 69

3.3. Анализ тематического раздела экспозиции «История XX века» Челябинского краеведческого музея 70

Заключение 80

Список литературы 84

Приложение 1 93

Приложение 2 98

Приложение 3 104






Введение


Среди основных проблем современного музейного строительства одно из первых мест занимают вопросы, связанные с архитектурно-художественным проектированием экспозиций. В исследовательских кругах они стоят в ряду актуальных и требующих изучения и осмысления1. Музейная экспозиция становится инструментом познания окружающего нас мира, системой средств, при помощи которых посетитель музея приближается к объекту познания, т.е. к интерпретируемой теме. В ней отражается историческое знание о существовавшем когда-то или окружающем нас мире. Благодаря тому, что в настоящее время в творческий процесс построения экспозиции входит использование художественно-выразительных средств, экспозиция приобретает новое качество, становясь самостоятельным художественным жанром экспозиционного дизайна. Таким образом, большое значение приобретает построение экспозиционного образа, создание специфической экспозиционной драматургии, поиск оригинальной художественно-пространственной композиции, умелое использование цвето-светового оформления, художественно-функциональное качество экспозиции, иными словами, осмысление формы экспозиции в качестве одного из важнейших аспектов современного музея. Этот интерес исследователей к проблеме можно объяснить тем, что художественное проектирование напрямую связано с классификацией музея и его содержанием.

Говоря о комплексных музеях, а именно о краеведческих, нужно вспомнить об их роли и мисси в современном быстро развивающемся обществе. Немаловажной чертой современности можно назвать ослабление идеологических ценностей и кризис национальных и личностных установок при расширении международных связей, свободе слова и разнообразии форм культурной деятельности. Краеведческий музей всегда воспринимался в обществе не только как хранитель наследия и образовательно-воспитательный институт, но и как учреждение, принимающие участие в формировании исторического и культурного самосознания новых поколений граждан. Полные знания о родном регионе составляют основу исторической памяти граждан, которая оказывает влияние на поведение людей, намерения, на возможность конструировать и интерпретировать различные картины прошлого2. В этом контексте особое место принадлежит музейным учреждениям, которые, актуализируя прошлое, обладают большим потенциалом. Опираясь на историческую память, понимаемую, как основу самосознания, в рамках краеведческого музея, наиболее выгодно воссоздать исторические реалии, вовлекая человека в историю определенного края и вызывая чувство сопричастности к значимым событиям3.

Визуализация способов восприятия предоставляемой информации в современном обществе в рамках музейной деятельности приобретает первостепенное значение. Это связано с возрастающей ролью электронных массовых коммуникаций и, конечно, перехода общества на визуальную культуру общения. Очевидно, что музеи на местах в современном мире имеют большее социокультурное значение и, следовательно, им необходимо реагировать на изменения, происходящие в обществе.

Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью отражения в уже сформированных экспозициях сложных трансформационных процессов, которые происходят с современным миром. Краеведческий музей должен поддерживать свой статус правдивого транслятора исторической памяти последующим поколениям, поэтому они должны отражать в своем содержании и деятельности кардинальные изменения в обществе и культуре.

Степень научной разработанности проблемы. Обоснование авторской позиции потребовало анализа и переосмысления работ по широкому кругу вопросов. Были учтены общефилософские подходы к понятию исторической памяти и музея, представленные в отечественной и зарубежной литературе.

Объектом исследования является экспозиционно-выставочная деятельность краеведческих музеев.

Предметом исследования является тематический раздел экспозиции «История XX века» Челябинского краеведческого музея.

Цель исследования – раскрыть и показать особенности экспонирования музейных предметов в краеведческих музеях на примере экспозиции «Истории XX века» Челябинского краеведческого музея.

Для достижения поставленной цели, представляется необходимым последовательное решение следующих задач:


  • Раскрыть роль краеведческого музея в современном обществе

  • Показать основные функции краеведческого музея в современной России

  • Раскрыть экспозицию краеведческого музея как коммуникативную систему

  • Описать и проанализировать тематического раздела «История XX века» Челябинского краеведческого музея

Методологическую основу исследования составили положения, принципы и понятия, разработанные в отечественной музеологии М.Б. Гнедовским [12], А. Разгоном[56][57], М.Т. Майстровской [30][31], Т.П. Поляковым[51][52] и др.

Литературу, используемую при написании работы, условно можно разделить на несколько групп. Для изучения истории развития сети краеведческих музеев в России были использованы труды: Равикович Д.А. «Музеи местного края во второй половине XIX - начале XX века»[55], работа Моисеева А.М. «Краеведческие музеи за 50 лет 1918г»[37], статья А.А. Сундиевой «Краеведческие музеи на пороге нового времени»[62].

Литература, посвященная экспозиционной деятельности музеев и проблемам восприятия посетителем, представлена монографиями, периодическими изданиями, государственными законодательными актами, регулирующими музейную деятельность, федеральными законами для изучения государственной политики в музейном деле и процесса становления правовой основы деятельности краеведческих музеев, и учредительными документами, и отчетами конкретных музеев, которые дают большой материал для изучения процесса реализации на местах, законодательства Российской Федерации в отношении краеведческих музеев. Статьи, посвященные проблемам коммуникации между экспозицией и посетителем вопросам построения экспозиционного пространства в краеведческих музеях, представлены работами: Веселицкого О.В. «Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций»4[11], Стриженовой Т. «Современное понимание искусства музейной экспозиции»5[63], в статье подчеркивается важная для исследования мысль, что музей не должен понимать свою основную функцию как механическую выкладку предметов согласно хронологическому методу, а необходимо создавать научную концепцию экспозиции с позиций своего времени. Неслучайно позитивный отклик посетителя напрямую зависит от эмоциональности показа музейных материалов. Статья Скрипкиной Л.И. « Историко-краеведческий музей как коммуникационная система XXI века»6 [61]полезна для написания работы тем, что автор ставит вопрос о том, как грандиозный объем информационных ресурсов краеведческого музея становится комплексной коммуникативной системой, где основным транслятором знаний выступает экспозиция. Статья Николаевой Н. «Музейная экспозиция как художественная структура»7[44] выделяется среди других исследовательских работ тем, что в ней особое внимание уделено «визуальной упорядоченности»8 на музейной экспозиции, и тому, что это важно учитывать при большом количестве выставляемых музейных предметов, это можно использовать при построении экспозиции в краеведческом музее. Автор рассматривает тематические экспозиционные комплексы, часто используемые в краеведческих музеях, как особые группировки, которые способны сделать экспозицию многомерной.

Книга Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие»9[4] привлекает к себе внимание исследователей, прежде всего тем, что содержит богатый экспериментальный материал. Он приводит большое количество рисунков, схем, диаграмм, анализы произведений классического и современного искусства. Для написания работы, особо ценено мнение автора о восприятии как таковом. Он рассматривает восприятие как познавательный процесс, указывает на специфические особенности этого познания. Прежде всего, он делает акцент на том, что эстетическое восприятие не пассивный, созерцательный акт, а творческий, активный процесс. Оно не ограничивается только репродуцированием объекта, но имеет и продуктивные функции, заключающиеся в создании визуальных моделей. Зрительное восприятие, по мнению Арнхейма — это активный, динамический процесс, потому что зрение не может быть измерено в статических или количественных единицах. Автор говорит, что этот активный и творческий характер визуального восприятия имеет определенное сходство с процессом интеллектуального познания.



Периодические издания, раскрывающие проблемы краеведения и проблемы развития краеведческих музеев на местах представлены в таких изданиях как: «Из истории развития краеведения», «Уральский областник», «Уральский рабочий», «Пермский краеведческий сборник», «Сборник материалов по изучению Челябинского округа», «Уральские Бирюковские чтения», «Отечество: Краеведческий альманах». Например, краевед, известный на Урале общественный деятель и исследователь Сергей Загребин10[18][19] рассуждает не только об истории развития краеведения на Урале, но и о месте современного краеведения, о его роли в освоении современного исследовательского пространства. Ставит проблему взаимодействия «любительского» и «профессионального» краеведения11, выстраивает перспективу обретения краеведением научного статуса.

Практическая значимость научной работы состоит в том, что ее результаты и полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы для модернизации уже существующей экспозиции или при построении новой.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д, так же были применены сравнительно-исторический, сравнительно-культурологический, культурно - семиотический метод. При исследовании экспозиции краеведческих музеев России был применен метод непосредственного наблюдения и изучения документов. В методологическую базу исследования кроме основных элементов теории музееведения (теория документирования, теория музейной коммуникации), так же вошли методологические основы других научных дисциплин – семиотики, психологии.
Базой исследования при изучении экспозиций российских краеведческих музеев можно назвать: официальные сайты и реальные экспозиции Красноярского краевого краеведческого музея12, Воронежского областного краеведческого музея13, Новосибирского государственного краеведческого музея14, Челябинского областного краеведческого музея15, Омского историко-краеведческого музея16.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница