Отчет выполнен: icf international



страница1/5
Дата25.10.2016
Размер0,72 Mb.
  1   2   3   4   5
роект выполн

Европейский обзор по валидации неформального и спонтанного обучения 2014

Страновой отчет: Нидерланды

Рууд Дювекот



В ссылке на настоящий отчет указывается:
European Commission; Cedefop; ICF International (2014). European inventory on validation of non-formal and informal learning 2014: country report Netherlands. http://libserver.cedefop.europa.eu/vetelib/2014/87070_NL. pdf.

В партнерстве с CEDEFOP


Отчет выполнен: ICF International


Автором настоящего обновленного странового отчета является Рууд Дювекот. Отчет составлен в рамках Обновления 2014 г. Европейского обзора по валидации - проекта, реализуемого под управлением ICF International (ведущие консультанты: Джо Холи (Jo Hawley), Илона Мэрфи (Ilona Murphy) и Мануэль Суто-Отеро (Manuel Souto-Otero)). В отчете учтены замечания членов Консультативной группы по Европейской рамке квалификаций (EQF AG) по Нидерландам, а также экспертов по обеспечению качества и Европейского центра развития профессионального обучения Cedefop (основное контактное лицо Эрнесто Виллальба-Гарсия (Ernesto Villalba-Garcia)).


Содержание настоящей публикации может не отражать позицию и мнение Европейской комиссии, Европейского центра развития профессионального обучения Cedefop, ICF International, членов Консультативной группы по Европейской рамке квалификаций или членов экспертной группы по обеспечению качества. Ни Европейская комиссия, ни какое-либо физическое лицо или организация, действующие от имени Европейской комиссии не несут ответственности за возможное использование какой бы то ни было информации, содержащейся в настоящей публикации.



Содержание


1 Введение 4
2 Национальный взгляд на валидацию 6

2.2 Национальная правовая основа, система или политика 8


2.3 Аудиты умений 9


  1. Связь с рамкой квалификаций и системами зачетных единиц, информация

о стандартах, применяемых для валидации 10


2.5 Национальная институциональная основа 12
2.6 Управление и распределение обязанностей и ответственности 12
2.7 Примеры инициатив, финансир-х из нац., регион. и местн. бюджетов и бюджета ЕС 17
2.8 Вкладываемые ресурсы, промежуточные и конечные результаты 20
3 Информация, консультации, профориентация 23

3.1 Повышение информированности и привлечение участников 23


3.2 Роль информационных, консультационных, профориентационных сетей/институтов 24


  1. Меры по повышению информированности о валидационных инициативах и

практиках среди специалистов-практиков в области профориентации

24
4 Обеспечение качества и оценка 25


4.1 Рамка обеспечения качества 25
4.2 Системы/процедуры обеспечения качества 26
4.3 Рамка оценки 27
5 Методы валидации 27

5.1 Применяемые методы и процесс валидации 27


6 Специалисты-практиктики в области валидации 30

6.1 Профиль специалистов-практиков в области валидации 30


6.2 Обучение и поддержка специалистов-практиков в области валидации 30
6.3 Квалификационные ребования 31
7 Ссылки 32

1 Введение
В настоящем отчете дается описание внедрения Валидации ранее полученного обучения (ВРПО) в Нидерландах в историческом и культурном контексте. Она рассматривается и как аспект видения, и как инструмент обеспечения обучения в течение всей жизни. При этом необходим не только учет голландского контекста, в котором реализуется обучение в течение всей жизни, но и глубокое изучение национальной культуры обучения с ее системами, институтами и критически важными факторами успехами.
С самого начала Нидерланды были ориентированы на интеграцию ВРПО в операционные процессы национальной и отраслевых/секторальных систем обучения (образование и профессиональная подготовка) и трудоустройства (управление людскими ресурсами и их развитие). Если посмотреть на этот интегральный подход сверху вниз, создается хорошее представление о тех функциональных обязанностях, которые подлежат уточнению для того, чтобы полностью реализовать потенциал ВРПО. Взгляд же снизу вверх показывает реальные практические вопросы, связанные с предоставлением возможностей ВРПО самим пользователям, как в качественном, так и в количественном плане. Иными словами, глядя сверху, ВРПО в Нидерландах выглядит довольно хорошо организованной системой, однако снизу обнаруживаются фундаментальные вопросы использования ВРПО и обеспечения ее большей доступности пользователям.
Принципы ВРПО в Нидерландах
Национальная система валидации неформального и спонтанного обучения начала формироваться в Нидерландах в 1998 г. Известная в стране под общим термином ‘EVC (сокращение от голландского Erkenning van Verworven Competenties’ - «Признание ранее полученных компетенций»), валидация имела [и до сих пор имеет] своей целью учет существующих знаний и умений: иными словами, в Нидерландах ВРПО – это стакан наполовину полный, а не наполовину пустой! Такая ВРПО строится на нескольких принципах:


  • ВРПО признает тот факт, что обучение на рабочем месте или в иных неформальных условиях обучения (обучение в ходе освоения опыта) в принципе может обеспечить такие же (профессиональные) умения и квалификации, как и обучение в условиях формального (аудиторного) обучения.




  • Признание означает выдачу сертификатов или дипломов на основе общепризнанного стандарта, такого как структура квалификаций, которая существует для профессионального образования. Очевидно, существуют и другие стандарты, связанные с рынком труда, которые работники и работодатели считают значимыми. Ключевым требованием к признанию является внешняя законность.




  • ВРПО – не самоцель. Это один из составных элементов стремления развивать работников и укреплять управление человеческим капиталом компаний. Это важное средство обеспечения, постоянного удовлетворения потребностей рынка труда и расстановки рабочей силы на нем.

  • Для тех, кто уже работает, можно формировать умения, которых у них еще нет, но которые они и их работодатели считают необходимыми. В таких случаях ВРПО выступает как надежное мерило для определения имеющихся у конкретного работника умений и квалификаций. На основе такого перечня формируется индивидуальная программа подготовки или траектория развития работника.




  • Рациональное инвестирование в обучение со стороны компаний и общества в целом предполагает понимание того, какие умения и квалификации уже имеются, иными словами, наличие в компании обзора умений и квалификаций, соответственно. Процедуры ВРПО позволяют выявить имеющиеся умения и квалификации для того, чтобы в последствие иметь возможность принимать обоснованные решения о размере необходимых для профессиональной подготовки персонала инвестиций.




  • Процедуры ВРПО позволяют наглядно представить выгоды от обучения, представив результаты обучения в терминах некоего общего стандарта. Так же как при расчете стоимости других экономических производственных факторов, определение стоимости умений и квалификаций предполагает наличие общего надежного стандарта, в котором эта стоимость может быть выражена.




  • Предоставление гибких индивидуализированных обучающих курсов предполагает возможность оценки уровня уже имеющихся у человека умений. ВРПО может также поднять уровень соответствия образования потребностям рынка труда. Это, прежде всего, касается обучения, направленного на формирование умений.

  • Оценка в рамках ВРПО имеет своей целью оценку профессиональной деятельности. Результаты оценки дают ценный материал в отношении содержания и методов траекторий формального обучения. Дается непосредственная информация о том, насколько успешно учебные курсы готовят учащихся к профессиональной практике. Такой результат усиливается еще и тем фактом, что проводится разграничение между профессиональной подготовкой и оценкой.


Три подхода к ВРПО
Система ВРПО Нидерландов характеризуется трехсторонним подходом:


  • Признание ранее полученного обучения формальная процедура, в результате которой человек приобретает свой официально подтвержденный портфолио (‘Ervaringsprofiel’),




  • Аккредитация ранее полученного обучения (AРПО) – формальная процедура, в результате которой кандидат может получить аккредитацию результатов своего обучения, оцененных по национальному квалификационному стандарту, в виде сертификата (‘Ervaringscertificaat’), и




  • Валидация ранее полученного обучения – общий («зонтичный») термин, включающий все виды подтверждения: два вышеупомянутых формальных, а также неформальное использование термина «валидация ранее полученного обучения» (ВРПО) любым лицом или организацией, когда хотят вывести результаты ранее полученного обучения за пределы формализованного обучения, поставив их в контекст обучения в течение всей жизни, и использовать их, когда речь идет о продвижении по карьерной лестнице, переходе с одного места работы на другое, возможности работы в качестве волонтера и т.п.

Таким образом, когда в настоящем отчете используется термин «валидация ранее полученного обучения» (ВРПО), он может либо использоваться для обозначения формализованной ВРПО, либо в более открытом неформальном смысле. В последнем случае подразумевается достижение некоторого диапазона результатов обучения в течение всей жизни. Портфолио (‘Ervaringsprofiel’) и Сертификат (‘Ervaringscertificaat’) являются официальными документами, которые могут быть выданы только аккредитованными поставщиками услуг ВРПО. Такие сертификаты – это результат оценки и признания компетенций кандидата (как специальных профессиональных, так и общих) в сравнении с отраслевыми стандартами (отраслевая или секторальная квалификация), с квалификациями СПОО, ВПОО (квалификация, присуждаемая университетами прикладных наук), а также Открытого университета.


Кандидаты на получение Портфолио (Ervaringsprofiel) или Сертификата (Ervaringscertificaat) могут использовать их двумя способами:


  • в качестве самостоятельного документа, основания для дополнительного неформальноого или спонтанного обучения, а также для карьерного развития;




  • для получения права на исключение части курсов учебных программ и частичной/полной квалификации. Сертификат может использоваться кандидатом при обращении за получением соответствующих исключений в экзаменационную комиссию аттестационного органа по присваению квалификации. На основании такого обращения данные органы принимают решение о предоставлении таких исключений. Теоретически может быть присвоена полная квалификация, если заявитель может доказать, что результаты его обучения соответствуют ожидаемым результатам обучения для данной квалификации.


Развитие ВРПО в Нидерландах
В развитии системы валидации Нидерландов можно выделить несколько этапов:


  • До 2006 г. основной целью было стимулировать принятие ВРПО как таковой. Государство, школы, колледжи, университеты и социальные партнеры (профсоюзы и работодатели) сосредоточили свои усилия на создании благоприятных условий для развития и внедрения ВРПО для максимально большого диапазона применений: на работе, включая волонтерскую работу, при восстановлении и поиске работы, в образовании и обучении. На начальном этапе за это отвечал Центр знаний по ВРПО Нидерландов (‘Kenniscentrum EVC’), и его основной задачей было изменение культуры обучения в целом.

  • Начиная с 2006 г., акцент сместился на обеспечение качества с целью повышения доступности и прозрачности и гарантирования итоговых результатов (суммативный подход) путем сертификации или квалификации. Роль Центра знаний изменилась и перешла от ответственности за все аспекты ВРПО к поддержке обеспечения качества.

  • С 2013 г. наблюдается новое изменение стратегии валидации в рамках усилий государства по созданию «общества участия», в котором все заинтересованные стороны сами отвечают за то, какую роль они будут играть в обучении (в течение всей жизни). Акцент будет делаться на применении ВРПО как формализованного инструмента Валидации Результатов обучения в сравнении не только с национальными квалификациями, но и с секторальными/отраслевыми стандартами (профессиональная подготовка на уровне секторальных/отраслевых требований, или в контексте Нидерандов - обучение после обязательного образования, «пост-начальное», или неформальное, обучение). Это может означать, что два вышеупомянутых термина «Портфолио» (‘Ervaringsprofiel’) и «Сертификат» (‘Ervaringscertificaat’) для обозначения официальных документов будут употребляться в более широком смысле. Ожидается, что новая политика будет представлена в начале 2014 года и что она расширит возможности валидации для граждан Нидерландов. Результат такой переориентации тесно связан со стремлением превратить ВРПО в инструмент, который может успешно применяться как в процессе обучения, так и в процессе трудоустройства. Еще одной задачей является разделение отвественности за метод и его инструменты, такие как использование порфолио, оценка и валидация.


2 Национальный взгляд на валидацию
В определении формального, спонтанного и неформального обучения, которое применяется в Недерландах и в ЕС, есть существенное отличие. Это отличие связано с голландской культурой обучения, в которой дипломы и сертификаты, имеющие национальную аккредитацию, всегда превалировали над обучением в рамках отраслей или организаций (Lenssen 2011). Это в большой степени восходит к так называемой «польдерной модели», в рамках которой гармонизация интересов властей, работодателей и профсоюзов является предметом постоянных переговоров что, в свою очередь, ведет к «политическому торгу» по социальным и экономическим вопросам. В отношении образования речь идет о разделении ответственности за обязательное, «первоначальное», образование (государство) и «пост-начальное» образование («рынок»). Система квалификаций и валидации имеет государственный и частный аспекты. Сильный акцент на двойственном характере этой системы, где государственные и частные провайдеры услуг взаимодейсвуют и дополняют друг друга, является важной отличительной чертой системы квалификаций и валидации.

Таблица 2.1 Формальное, неформальное и спонтанное обучение в Нидерландах и в ЕС






Нидерланды

ЕС

Формальное обучение

… это образование, дающее национально аккредитованный диплом или сертификат

…происходит в организованных и структурированных условиях (в школе/учебном центре или на рабочем месте) и в явном виде обозначено как обучение (с т.з. целей, времени или применяемых учебных пособий). С т.з. учащегося формальное обучение является намеренным. Оно, как правило, ведет к к квалификации или сертификации

Неформальное обучение

... это образование, не дающее

национально признанного диплома или сертификата, но дающее диплом или сертификат, аккердованные профессиональной группой или сектором/отраслью.



… это обучение, встроенное в запланированную деятельность, оно в явном виде не обозначено как обучение (с т.з. целей, времени или применяемых учебных пособий), но содержит важный обучающий элемент. С т.з. учащегося неформальное обучение является намеренным. Оно, как правило, не ведет к

Сертификации



Спонтанное обучение

… это обучение через опыт, получаемое в процессе «делания» или на рабочем месте.

… это обучение, получаемое в результате каждодневной деятельности, имеющей отношение к работе, семье или досугу. Оно не организовано и не структурировано (с т.з. целей, времени или применяемых учебных пособий). С т.з. учащегося спонтанное обучение в большинстве случаев не является намеренным. Оно, как правило, не ведет к сертификации



Источник: SER 2012, Cedefop 2009
И Портфолио (‘Ervaringsprofiel), и Сертификат (‘Ervaringscertificaat’) являются официальными документами, которые выдаются только аккредитованными поставщиками услуг ВРПО. Эти документы используются как форма оценки и признания компетенций кандидата (как профессиональных, так и общих) в сравнении с отраслевыми/секторальными стандартами (отраслевая или секторальная квалификация), с квалификациями СПОО, ВПОО (квалификация, присуждаемая университетами прикладных наук), а также Открытого университета. Кандидаты на получение Портфолио или Сертификата могут использовать эти документы:


  • в качестве независимого документа, основания для дополнительного неформальноого или спонтанного обучения, а также для карьерного развития;




  • для получения права на исключение части курсов учебных программ и частичной /полной квалификации. Сертификат может использоваться кандидатом при обращении за получением соответствующих исключений в экзаменационную комиссию аттестационного органа по присваению квалификации. На основании такого обращения данные органы принимают решение о предоставлении таких исключений. Теоретически может быть присвоена полная квалификация, если заявитель может доказать, что результаты его обучения соответствуют ожидаемым результатам обучения для данной квалификации.



  1. Национальная правовая основа, система или политика валидации


Национальная политика
После публикации De Fles is Half Vol! (“Стакан наполовину полон!”) в 2000 г. в Нидерландах был сделан первый шаг к обучению в течение всей жизни, используя Аккредитацию ранее полученного обучения (AРПО; или Erkenning van Verworven Competenties по-голландски – «Признание ранее полученных компетенций»). Говоря об «аккредитации», превоначально упор делался на аккредитацию результатов ранее полученного обучения в сравнении с национальными квалификационными стандартами. До 2006 г. превалировал именно этот «узкий» подход к результатам ранее полученного обучения.
Когда в 2006 г. акцент сместилася в сторону обеспечения качества, првительство Нидерландов начало стимулировать и субсидировать развитие национальной инфраструктуры для осуществления валидации неформального и спонтанного обучения. Это означало избрание более «широкого» подхода к применению результатов ранее полученного обучения. Во главу угла была поставлена Валидация ранее полученного обучения (ВРПО), и были расширены возможности использования результатов ранее полученного обучения. Такой подход включал увязку не только с национальными квалификациями, но и с отраслевыми/секторальными стандартами, функциональными характеристиками («профилями»), траекториями карьерного развития и гражданской деятельностью. Это послужило одной из причин создания Межведомственной проектной структуры по обучению и работе (PLW). Была поставлена и более широкая цель – стимулировать обучение взрослого населения, повышая доступность и гибкость формального образования для взрослых. Цель стимулировать обучение взрослых, совмещая его с работой, остается и на 2014 г., при этом ставится задача не сосредоточиваться конкретно на одном или более ключевых умениях, а на программах, ориентированных на совмещение учебы и работы, в результате освоения которых можно получить квалификацию и увеличить свои возможности на рынке труда. Сертификат Ervaringscertificaat используется для оценки и признания ранее полученных компетенций. Ожидается, что намечаемый на 2014 год переход от AРПО к более широкой ВРПО расширит возможности, создаваемые ВРПО для голландских граждан.
Национальная система
В 2000 г. национальная рабочая группа по валидации ранее полученного обучения сформулировало общее видение ВРПО и процесса ее внедрения. ВРПО должна была устранить разрыв между предложением системы образования и спросом рынка труда. Сложность состояла в том, что эти два мира нужно было соединить через учащегося, с одной стороны, превратив обучение, полученное в результате опыта, в сертификаты или дипломы, а с другой, допустив формирование компетенций в контексте карьерного развития (Werkgroep EVC, 2000).
Правовая рамка
Правовые нормы по валидации неформального и спонтанного обучения в Нидерландах содержатся в законах об образовании, как среднем профессиональном, так и высшем:


  • В секторе профессионального образования и обучения (ПОО) Закон об образовании взрослых и профессиональном образовании и обучении (WEB, 1996) явился первым законом, который заложил основы сформулированной позднее, в l998 г., политики ВРПО в Нидерландах.




  • В высшем образовании Закон о высшем образовании и научно-исследовательской деятельности (Wet of het hoger onderwijs en wetenschappelijk onderzoek” - WHW) регулирует вопросы приема и политику разрешения исключений курсов из учебных программ на основе валидации. Учебным заведениям предоставлено право применять данные положения закона на свое усмотрение, руководствуясь при этом Правилами обучения и проведения экзаменов (Onderwijs en examenregelementen – OER).

Помимо использования ВРПО в качестве инструмента для предоставления соответствующих исключений курсов из учебных программ, ее можно также использовать в целях приема. Взрослые в возрасте старше 21 года, не отвечающие формальным требованиям приема, могут пройти формальную процедуру, которая называется «тест 21+», с помощью которой проверяется уровень знания голландского языка, английского языка и конкретного предмета, требуемого той или иной программой. В настоящее время в целом ряде учебных заведений считают, что этот тест можно заменить процедурой ВРПО.


Важно отметить, что в системе ВО применение ВРПО возможно только для учреждений высшего профессионального образования и обучения (ВПОО), а не для университетов, за исключением Открытого университета.
Как уже отмечалось во Введении, валидация неформального и спонтанного обучения в Нидерландах включает два официальных инструмента:


    • Сертификат ‘Ervaringscertificaat. Это официальная процедура, в результате которой кандидат может получить аккредитацию результатов своего обучения, оцененных по национальному квалификационному стандарту. Этот подход строится на итоговой оценке (суммативный подход). Портфолио соотносится с конкретным национальным квалификационным стандартом, а аккредитация требует наличия некоторого количества зачетных единиц, которые могут быть конвертированы в определенное количество баллов в каком-либо институте или школе, которые присвивают квалификации. Такую форму можно назвать Аккредитацией ранее полученного обучения (AРПО). Результат - Сертификат Ervaringscertificaatне означает присвоения квалификации. Результатом является официальный документ, удостоверяющий наличие перечисленных компетенций. Присвоение же осуществляется экзаменационной комиссией по выбранному стандарту. Поэтому в Нидерландах существует барьер, своеобразный «брандмауэр», между аккредитацией результатов ранее полученного обучения и использованием этих результатов для исключения каких-то курсов программы и присвоения частичной или полной квалификации.




    • Портфолио ‘Ervaringsprofiel. В результате данной процедуры формируется персональный портфолио. Это формативный, или формирующий, подход, направленный на валидацию всех общих, не специальных, компетенций кандидата. Он ориентирует кандидата в отношении имеющихся возможностей аккредитации или дальнейших шагов по индивидуальному развитию. Он также указывает, что нужно делать, когда требуется определенная квалификация или диплом. Такую форму можно назвать «Признанием ранее полученного обучения» (ПРПО, по-голландски HVC - Herkennen van Verworven Competenties – «Признание ранее полученных компетенций»).





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница