Отчету о выполнении работ по проекту



Скачать 72,28 Kb.
Дата12.09.2017
Размер72,28 Kb.
АННОТАЦИЯ
К ОТЧЕТУ О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ

по проекту:



«РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН БРИКС В ЦЕЛЯХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ», Этап 1


№ Государственного контракта:

02.037.11.0024 от 07.11.2016

В рамках встречи министров стран БРИКС в г. Москва в ноябре 2015 г. была подписана Декларация, закрепляющая взаимодействие в научной и образовательной сферах, укрепления сотрудничества в области технического профессионального образования и обучения, магистратуры, реализации совместных научно-исследовательских проектов, и множества других аспектов движения к совместной образовательной среды. Настоящий проект реализуется в развитие принятой Декларации, а также является способом обеспечения общей стратегии экономического партнерства БРИКС, принятой .в Уфе в 2015 г. Одним из важнейших элементов обеспечения данного широкого сотрудничества, безусловно, является необходимость оперативно обмениваться статистическими данными и разработки общей методологии расчета показателей в сфере образования, что позволит активно содействовать гармонизации статистики в образовательной сфере образования.

Анализ международных и национальных документов БРИКС с целью выявления приоритетных направлений сотрудничества в области образования и гармонизированного видения стран по данной тематике показал, что в целом направления приоритетов в обеих странах схожи между собой. Общими направлениями являются:


  • увеличение охвата обязательным школьным образованием;

  • повышение качества образования всех уровней;

  • обеспечение непрерывного обучения;

  • повышение качества обучения;

  • улучшение контроля за качеством образования;

  • увеличение государственных расходов на систему образования.

Различия в формировании образовательной статистики стран БРИКС напрямую вытекает из различий в системе образования стран и национальных социокультурных особенностях и обусловлены:

- различной продолжительностью обучения образования, что затрудняет адекватное сопоставление образовательной статистики стран БРИКС

- различиями в имеющихся образовательных ступенях (например, специалитет в России, лицентиатура в Бразилии и т.д.).

- различия в системе финансирования образования (преобладание государственных школ и вузов в Китае и высокая доля частных образовательных учреждений в ЮАР).

- различия в профессиональной квалификации преподавателей вызваны различиями академической среды стран.

- затруднено сопоставление успеваемости и результатов экзаменов, т.к. в одних странах проводятся централизованные государственные экзамены (например, Россия и Китай), в других – каждый вуз организует свои вступительные испытания (Бразилия); также затруднено сопоставление ввиду различных систем оценивания и учебных программ.

Сравнительный анализ структуры и системы образования стран БРИКС позволил выявить следующие общие характеристики:

- дошкольное и высшее образование не является обязательным во всех странах БРИКС.

- начальное и неполное среднее образование является обязательным во всех странах БРИКС.

- по завершению неполного (или первого этапа) среднего образования, как правило в возрасте 15-16 лет, во всех странах БРИКС можно получить среднее профессиональное образование, которое не является первой ступенью университетского образования.

- продолжить обучение в высшем учебном заведение можно получив как полное среднее образование, так и среднее профессиональное образование.

- во всех странах БРИКС на первой ступени высшего образования имеется возможность обучения на программах бакалавриата, однако имеются и альтернативные национальные программы.

- во всех странах имеется возможность получения постдипломного образования, поступление на которое возможно только по завершению полного бакалавриата либо получив эквивалентное высшее образование первой ступени.

Данная информация послужила основой для дальнейшего проведения исследования и сравнительного анализа сопоставимости статистики образования. Начальным этапом стал сравнительный анализ статистических систем мониторинга в ведущих образовательных системах мира и странах БРИКС.

В статистических системах мониторинга образования развивающихся стран (стран с переходной экономикой) особое внимание уделяется статистике равенства полов, доступности образования, уровню грамотности, особенностям распределения профессорско-преподавательского состава и обучающихся по программам (направлениям, специализациям) подготовки на разных уровнях образования, статистике веб-студентов, статистике этнических меньшинств, каст и племен и т.д.

Проведение исследования статистических систем мониторинга стран БРИКС, и выявление их ключевые характеристик, позволило составить сводную таблицу перечня пятнадцати статистических расчетных показателей, позволяющих количественно оценить характеристики образовательных систем БРИКС

Для выявления противоречий и общего обсуждения выявленной информации была проведена серия из 3х совещаний с участием представителей Министерства Образования и Науки РФ, а также органов власти стран БРИКС. Цель обсуждения - состав характеристик образовательных систем, структурированных по областям образовательной статистики, подлежащим гармонизации для обеспечения принятия решений по развитию сотрудничества стран БРИКС. Представители Индии, Китая, Бразилии и ЮАР высоко оценили работу, проведённую по анализу приоритетов и характеристик образовательных систем стран БРИКС и дали свою положительную оценку дальнейшему сотрудничеству и кооперации в процессе обеспечения статистического сопоставления в данной области.

Дальнейшие работы проходили с учётом высказанных на совещаниях соображений и привели к следующим выводам:.



  1. При разработке и анализе сопоставимости национальных образовательных систем стран БРИКС следует использовать международную классификацию МСКО в редакции 2011 г. и базу ОЭСР, что позволит проводить качественные международные сопоставления, а также намечать дальнейшие пути совершенствования национальных образовательных систем и их отдельных структурных элементов.

  2. Необходимо учитывать разницу в сборе первичных статистических данных в сфере образования, т.к . источники и методы сбора статистических данных в сфере образования включают в себя, помимо образовательной информации и другие инструменты, в частности, перепись населения и выборочные обследования. Следует также отметить, что международные организации тесно сотрудничают друг с другом, используя аналогичные методики получения и обработки статистических данных в области образования.

  3. Для отбора показателей, которые необходимо рассчитывать для проведения сравнительного анализа национальных образовательных систем стран БРИКС, необходимо также опираться на наработки международных рейтингов образования, в первую очередь, Глобального рейтинга когнитивных навыков и уровня полученного образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment).

  4. Целесообразно из более чем 130 показателей отчета ОЭСР отобрать 25, наиболее полно характеризующую национальную систему образования, в первую очередь, с точки зрения затрат и результатов образовательного процесса.

В целом для проведения анализа международного опыта по ведению статистических баз образовательных систем были оценены базы следующих организаций: ЮНЕСКО, ОЭСР, Евростат, а также материалы Статистического комитета стран СНГ и одиннадцати стран участников этого объединения. В процессе удалось определить методические основы создания и ведения статистических баз, принципы формирования статистических показателей, основные приемы сопоставления показателей, а также возможность использования изученного опыта для формирования статистической системы для стран БРИКС.

Для определения разделов статистической отчетности по образовательным системам стран БРИКС, по примеру ЕС разработан целевой подход к сбору информации. Так как страны БРИКС являются неоднородными по образовательному уровню населения, то основными целями могут являться обобщенные позиции образования:



  • охват и доступность по уровням образования, т.е. общая вовлеченность (не вовлеченность) населения в образовательный процесс (начиная от дошкольного образования и заканчивая высшим);

  • оценка уровней образования (по категориям МСКО 11), а именно, виды образования, показатели качества и состояние инфраструктуры;

  • уровень затрат на образование;

  • академическая мобильность обучающихся;

  • профессиональный статус выпускников и работающего населения;

Последней частью работ являлось формирование системы ключевых индикаторов, на основе которых появится возможность реализовать качественный мониторинг с целью принятия эффективных управленческих решений в сфере образования.

Таким образом, в результате проведённого выше анализа, авторами была сформирована система из 8 ключевых инструментов, отслеживание которых обеспечивает мониторинг сопоставимости статистических данных стран БРИКС и позволяет принимать оперативные решения по развитию образовательной политики РФ.

Итогом данного этапа проекта является выявление структуры приоритетов государственной политики стран БРИКС в области образования, систем ключевых статистических первичных данных, производных показателей и инструментов сопоставления разнородной образовательной статистики исследуемых стран. Для решения задач по разработке методологических принципов гармонизации показателей стран БРИКС необходимо разработать единую информационную базу для принятия решений по развитию российского образования в контексте аналогичных решений стран-партнёров по БРИКС, с дальнейшим потенциалом для сближения и кооперации образовательных систем этих государств. Результаты данного этапа проекта могут быть полностью воплощены Министерством Образования и Науки Российской Федерации для подготовки международных документов и предложений на высшем уровне по механизмам реализации данной цели.
Руководитель проекта – Мосейкин Юрий Никитович, д.э.н., профессор, декан экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов,

 Руководитель организации-исполнителя - Филиппов Владимир Михайлович, Ректор Российского университета дружбы народов, д. ф.м. н., профессор, академик Российской академии образования.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница