Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ рф и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников



Скачать 477,73 Kb.
страница1/3
Дата28.10.2016
Размер477,73 Kb.
  1   2   3




Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 12 - 13 февраля 2015г. в ОПК «БОР»


Возможно ли ограничить или полностью снять с кредитных организаций обязанность по выявлению в качестве операций, подлежащих обязательному контролю, сделок с недвижимым имуществом и информированию Росфинмониторинга о них путем внесения изменений в Федеральный закон 115-ФЗ1?

В связи с тем, что государственный регистрационный орган, обладает полной информацией о сделках с недвижимым имуществом, предлагается внести изменения в ст. 5 Закона 115-ФЗ: включить в состав лиц, направляющих в уполномоченный орган информацию о сделках с недвижимостью, государственный регистрационный орган и исключить из Закона 115-ФЗ обязанность направления кредитными организациями в уполномоченный орган информации о сделках с недвижимым имуществом.

ОТВЕТ ЦБ РФ: Банк России направлял в Росфинмониторинг предложения о разграничении на законодательном уровне обязанности по информированию уполномоченного органа об операциях, подлежащих обязательному контролю, между всеми субъектами исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ в зависимости от характера деятельности таких субъектов. В частности, на примере кредитных организаций предлагалось исходить из того, что кредитные организации должны сообщать в уполномоченный орган только о расчетных операциях клиентов, находящихся на обслуживании. Реализация данного подхода позволит, по нашему мнению, равномерно распределить нагрузку между всеми субъектами исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ, что повысит качество представляемой в Росфинмониторинг информации и исключит дублирование информации об одних и тех же сделках и операциях разными субъектами исполнения Федерального закона № 115-ФЗ.

Стоит отметить, что в рамках рассмотрения проекта федерального закона №451877-6 «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России информировал Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку и Росфинмониторинг о концептуальной поддержке смены режима информирования кредитными организациями уполномоченного органа о сделках с недвижимым имуществом и предполагающим, что кредитные организации должны будут сообщать в уполномоченный орган только о расчетах, осуществляемых через кредитную организацию по сделке с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 миллиона рублей (либо ее эквивалент в иностранной валюте), результатом которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество.



ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА: Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма строится на нормах международного права, регулирующих указанную сферу, в частности на рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), включающих в себя основные параметры и стандарты международной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Так, учитывая, что Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) строится на требованиях рекомендаций ФАТФ, деятельность субъектов статей 5 и 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ характеризуется повышенным риском их использования в процессах отмывания денег и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ).

Кроме того, все операции (сделки), подлежащие контролю в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ, также отнесены к высокорисковым с точки зрения их осуществления в целях ОД/ФТ, следовательно, в уполномоченный орган должна представляться информация, максимально отражающая характер соответствующих операций (сделок).

Вместе с тем, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не позволяют в ряде случаев выявить третьих лиц, тем или иным образом имеющих отношение к данной сделке, например, плательщики третьи лица и тд.



Кроме того, исходя из смысла Федерального закона № 115-ФЗ федеральный орган исполнительной власти не может быть отнесен к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Ведется ли работа (а если ведется, то на какой стадии) по созданию единой базы неблагонадежных клиентов?

ОТВЕТ ЦБ РФ: Работа по созданию единой базы «неблагонадежных» лиц (тех кому было отказано в заключении договора банковского счета, отказано в проведении операции или с кем договор банковского счета был расторгнут) ведется в рамках поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. По имеющейся в Департаменте финансового мониторинга и валютного контроля информации, в настоящее время Росфинмониторингом, являющимся ответственным исполнителем указанных поручений, проводится работа по согласованию с заинтересованными ведомствами проекта федерального закона, предусматривающего механизм реализации вопроса создания и функционирования единой базы «неблагонадежных» клиентов.
С целью повышения эффективности работы кредитных организаций в сфере ПОД/ФТ кредитные организации предлагают на регулярной основе доводить до них обобщенные результаты расследований, а также наиболее типичные способы легализации преступных денежных средств.

ОТВЕТ ЦБ РФ: Банк России на регулярной основе доводит до сведения кредитных организаций в своих письмах признаки сомнительных операций и типовые схемы, наиболее часто встречаемые при проведении таких операций. Так, начиная с 2003 года издано 22 таких письма Банка России, из них 4 письма в 2014 году.
В связи с возложением на кредитные организации обязанности устанавливать и идентифицировать бенефициарных владельцев, предлагается исключить обязанность устанавливать и идентифицировать выгодоприобретателей.

ОТВЕТ ЦБ РФ: В рамках межведомственной рабочей группы, в состав которой входят, в том числе представители Банка России и федеральных органов исполнительной власти, готовится дорожная карта по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке, где одним из мероприятий является выработка предложений по вопросу об оценке соотношения институтов «выгодоприобретателя» и «бенефициарного владельца» с целью возможного определения ситуаций, при которых осуществляется (может не осуществляться) их идентификация.

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА: Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец», установленные Федеральным законом № 115-ФЗ, не являются тождественными. Так, выгодоприобретатель согласно статье 3 Федерального закона № 115- ФЗ - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом, а бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Учитывая изложенное, наличие/отсутствие выгодоприобретателя обусловлено условиями конкретной операции (сделки), в том время как наличие/отсутствие бенефициарного владельца такими характеристиками как прямое или косвенное владение либо возможность контроля.

При этом выгодоприобретателем может быть как физическим, так и юридическим лицо, а бенефициарным владельцем - только физическое лицо.

Следует также отметить, что в ряде случаев физическое лицо может одновременно быть и выгодоприобретателем и бенефициарным владельцев.

Учитывая изложенное, исключение из Федерального закона № 115-ФЗ обязанности по идентификации выгодоприобретателей будет противоречить смыслу Федерального закона № 115-ФЗ, а также не позволит организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям в полной мере реализовать требования подпункта 6 пункта 1, пункта 3, 10 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
О предложении по созданию рабочей группы с участием Банка России и Ассоциации «Россия» в целях разработки единого стандарта Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ).

ОТВЕТ ЦБ РФ: Общие требования, предъявляемые к ПВК по ПОД/ФТ кредитных организаций, включая цели разработки и перечень обязательных для включения в них программ и порядков, определены нормативным актом Банка России - Положением № 375-П2. При этом разработка ПВК по ПОД/ФТ должна осуществляться кредитной организацией самостоятельно с учетом, в частности, специфики ее деятельности и деятельности ее клиентов, используемых кредитной организацией риск-ориентированных подходов, наличия либо отсутствия филиальной сети и масштабов ее разветвленности, других критериев самостоятельно определяемых кредитной организацией.

С учетом изложенного разработку единого стандарта ПВК по ПОД/ФТ считаем нецелесообразным.


Вопросы и предложения, касающиеся особенностей регулирования и деятельности кредитных организаций в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

Какие действия должна предпринять кредитная организация после 01.01.2015 при обращении за получением банковской услуги клиента - ИП, предъявляющего документ, подтверждающий регистрацию в качестве ИП в соответствии с законодательством Украины и (или) на украинском языке (при отсутствии свидетельства о внесении сведений о нем в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации) и паспорт гражданина Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность? Вправе ли кредитная организация рассматривать такого ИП в качестве резидента?

ОТВЕТ ЦБ РФ: С учетом положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»3 и Закона № 6-ФКЗ, полагаем, что ИП, зарегистрированный (получивший соответствующий статус) на территории Республики Крым и (или) на территории города федерального значения Севастополя до 18.03.2014, могут рассматриваться в качестве резидентов при наличии у них документов, подтверждающих регистрацию (постановку на учет (регистрацию) в налоговых органах, расположенных на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя) и местонахождение на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя. При отсутствии у ИП соответствующих документов полагаем, что при открытии счетов и совершении таким лицом операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, его следует рассматривать в качестве нерезидента, при этом в случае открытия таким лицом счета физического лица при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации - в качестве резидента.
Вопросы и предложения, касающиеся валютного контроля
Планируется ли внесение изменений в Инструкцию № 138-И4 и форматы информации по декларациям на товары, поступающей в электронном виде из ФТС России в уполномоченные банки, в отношении деклараций на товары, по которым таможенными органами принято решение об отказе в выпуске части товаров?

ОТВЕТ ЦБ РФ: Соответствующие изменения внесены в Инструкцию № 138-И Указанием № 3438-У5, вступающим в силу 23.02.2015. Скорректированы порядок заполнения ведомости банковского контроля и форматы информации по декларациям на товары, поступающей в электронном виде из ФТС России в уполномоченные банки.

После вступления в силу Указания № 3438-У в отношении деклараций на товары, по которым таможенными органами принято решение об отказе в выпуске части товаров, из ФТС России в уполномоченные банки будет поступать информация об общей стоимости товаров без учета общей стоимости невыпущенной таможенными органами части товаров.


Планируется ли внесение изменений в подпункт 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции № 138-И в части установления закрытого перечня подтверждающих документов по внешнеторговым контрактам, по которым перемещение товаров осуществляется между территориями государств-членов Таможенного союза, без оформления декларации на товары?

ОТВЕТ ЦБ РФ: В настоящее время ни законодательство Российской Федерации, ни законодательство Таможенного союза не устанавливают требования к документам, подтверждающим перемещение товара на территории Таможенного союза. В связи с этим, в Инструкции № 138-И не представляется возможным установить такой закрытый перечень подтверждающих документов.
Планируется ли установить порядок электронного обмена информацией между ФТС России и уполномоченными банками по аналогии с действующим порядком передачи информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, в отношении информации о товарах, перемещаемых между территориями государств-членов Таможенного союза, без оформления декларации на товары, с целью упрощения порядка работы кредитных организаций в части документооборота таких операций?

ОТВЕТ ЦБ РФ: В связи с тем, что при перемещении товаров между территориями государств-членов Таможенного союза таможенное оформление и таможенный контроль не осуществляются, в данном случае отсутствует предмет электронного обмена между ФТС России и уполномоченными банками.
Планируется ли издание нормативного акта Банка России, в котором будут объедены все письма Банка России по вопросам валютного контроля за операциями, осуществляемыми по внешнеторговым контрактам, по которым товары перемещаются между территориями государств-членов Таможенного союза без оформления декларации на товары, в частности письма Банка России от 03.10.2014 № 168-Т6, от 22.12.2014 № 216-Т7, от 07.08.2013 № 150-Т8, от 04.09.2013 №172-Т9?

ОТВЕТ: Издание такого акта Банка России не планируется.
По вопросу об установлении в Инструкции № 138-И требования в части сроков представления резидентами в уполномоченные банки документов, подтверждающих факт экспорта/импорта товаров, работ, услуг по внешнеторговым контрактам, по которым не оформляется паспорт сделки.

ОТВЕТ ЦБ РФ: На основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки вправе запросить и получить у резидента подтверждающие документы, установив в запросе, направляемом резиденту, срок представления запрашиваемых документов, в том числе по внешнеторговым контрактам, по которым не оформляется паспорт сделки.

Учитывая, что соответствующие полномочия предоставлены уполномоченным банкам Федеральным законом, не планируется вносить изменения в Инструкцию № 138-И в этой части.


Вопросы и предложения, касающиеся обслуживания кредитными организациями некоммерческих организаций
По вопросам, связанным с осуществлением обязательного контроля за операциями по расходованию денежных средств некоммерческими организациями (код вида операций 9002 «Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества»).

ОТВЕТ ЦБ РФ: Буквальное прочтение нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов. При этом контроль за операциями по расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества в установленном Федеральным законом размере следует осуществлять вне зависимости от направления расходования денежных средств (заработная плата сотрудникам, уплата налогов в бюджеты различных уровней, погашение кредита и т.п.).

Соответствующая позиция Департамента была доведена до сведения кредитных организаций Информационным письмом Департамента № 2410 (вопрос 6).



ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА: В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (далее - пороговое значение).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

При этом, по нашему мнению, в целях реализации пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ расходными операциями, подлежащими обязательному контролю, будут являться любые расходные операции некоммерческой организации на сумму равную или превышающую пороговое значение независимо от получения данной некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданств.
Возникает ли у кредитной организации обязанность по направлению в уполномоченный орган сообщения по коду вида операции 9002 в случае, когда о совершении операции по расходованию денежных средств некоммерческой организацией становится известно из расчетной операции клиента, не являющегося некоммерческой организацией?

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В указанном случае полагаем, что кредитная организация может направить сообщения о такой операции в уполномоченный орган с кодом операции 6001 в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона.


Вопросы и предложения, касающиеся обслуживания кредитными организациями обществ, имеющих стратегическое значение
О каких счетах, открываемых хозяйственными общества, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанными в статье 1 Федерального закона "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – стратегические общества) кредитной организации необходимо уведомлять Росфинмониторинг?

ОТВЕТ ЦБ РФ: В целях реализации положений пункта 1.3 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 213-ФЗ) Банком России принято Положение № 443-П11, опубликованное в Вестнике Банка России от 18.02.2015 №14 (1610).

Положение предусматривает направление кредитными организациями в Росфинмониторинг электронных сообщений об открытии банковских счетов (депозитов), то есть счетов открываемых на основании договоров банковского счета (банковского вклада), принятых налоговым органом (Положение Банка России от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)»).

Кроме того, Положение 443-П содержит информацию, о каких видах счетов дополнительно кредитной организации, в случае если она является профессиональным участникам рынка ценных бумаг, необходимо направлять сведения в уполномоченный орган (эмиссионный счет, казначейский счет ДЕПО эмитента, счет ДЕПО владельца ценных бумаг).

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА: В соответствии с абзацем 2 пункта 1.3 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -хозяйственные общества), в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

Полагаем, что в целях реализации вышеуказанных требований Федерального закона № 115-ФЗ кредитным организациям необходимо представлять в Росфинмониторинг информацию, в том числе о каждом открытии банковского счета (депозита) хозяйственному обществу и о заключении с хозяйственным обществом договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита).

При этом, по нашему мнению, до принятия соответствующего порядка Банком России кредитным организациям необходимо представлять указанною информацию в произвольной форме на электронном носители с указанием максимально возможной информации.

Одновременно обращаем внимание, что Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий относительно обязанности кредитных организаций информировать Росфинмониторинг об изменении только отдельных реквизитов счетов.


Обязана ли кредитная организации уведомлять уполномоченный орган об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретении ценных бумаг стратегическими обществами на бумажном носителе (иной форме) до момента опубликования и вступления в силу соответствующего порядка Банка России?

ОТВЕТ ЦБ РФ: Положение № 443-П, опубликованное в Вестнике Банка России от 18.02.2015 № 14 (1610), предусматривает переходный период, в соответствии с которым информация о счетах и покрытых (депонированных) аккредитивах, договорах банковского счета, договорах банковского вклада (депозита), ценных бумагах, которые были соответственно открыты, заключены или приобретены обществами в период с 22 июля 2014 года до дня начала применения кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями форматов электронных документов, подлежит передаче в Росфинмониторинг в порядке, определенном Положением, в течение 30 дней после дня начала применения форматов электронных документов.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница