П. П. Блонский. Данная классификация отражает развитие памяти в фило- и онтогенезе. Моторная Аффективная Образная Словесно-логическая Т. Рибо сформулировал закон



Скачать 82,39 Kb.
Дата20.12.2017
Размер82,39 Kb.
25. Развитие памяти и внимания.

Развитие памяти.

Генетическую классификацию памяти разработал П.П.Блонский. Данная классификация отражает развитие памяти в фило- и онтогенезе.



  1. Моторная

  2. Аффективная

  3. Образная

  4. Словесно-логическая

Т.Рибо сформулировал закон регрессии или закон обратного развития памяти: забываются недавние события, но помнятся давно минувшие.

Вопрос о развитии памяти разрабатывался в отечественной психологии, в культурно-историческом подходе. В основе – положения Л.С.Выготского. Память как ВПФ. Специфика ВПФ по сравнению с натуральными функциями состоит в их четырех характеристиках: опосредованности по своему строению, социальности по своему происхождению, произвольности по способу управления и системностью. Характеризуя процесс развития ВПФ в онтогенезе, Выготский выделяет две основные стадии их развития: 1) ВПФ возникает и существует у ребенка как функция интерпсихическая, совместная. Именно взрослые, как носители, первоначально начинают активно строить у ребенка ВПФ; 2) Преобразование этой функции в интрапсихическую. На этой стадии функция интериоризируется, средства из внешних превращаются во внутренние. Процесс этого перехода Выготский означает интериоризацией.



Развитие памяти подчиняется общим законам развития ВПФ. Исследование А.Н.Леонтьева - методика двойной стимуляции. Две серии исследований. Испытуемые: дети от 4 до 16 лет и взрослые от 22 до 28 лет. Первая серия: ряд из 15 слов, который нужно было воспроизвести через 1-2 минуты. Вторая серия: перед испытуемыми раскладывались карточки с картинками. Испытуемые должны были выбирать карточку, которая бы помогла им запомнить слово, и откладывать ее. Далее вновь зачитывался тот же ряд. Экспериментатор брал карточку и просил назвать слово. Результат: «параллелограмм развития». На дошкольников почти не повлияла ситуация с карточками. У младших школьников наблюдается наибольшее различие в результатах серий с карточками и без. Взрослые и с карточками и без используют внутренние средства опосредования. Вывод: развитие высших форм памяти подчиняется общему закону развития ВПФ: от внешне опосредованного запоминания к запоминанию внутренне опосредованному.



Развитие внимания.

Классификация внимания Н.Ф.Добрынина была разработана им по критерию источника активности участия личности в данном процессе, что также отражает генетический аспект развития внимания. Он выделяет 5 видов внимания:



  1. Вынужденное внимание – наименее активный вид внимания, т.к. причины, по которым человек обращает свое внимание на объекты, определяются свойствами этих объектов. Интенсивность воздействия, экстенсивность воздействия, например, размеры наружной рекламы. Прерывистость воздействия, например: будильник; внезапное движение; новизна. Выраженность контраста – различие в фигуре относительно фона. Например, новое к старому, двигающееся к стоящему, большое к малому.

  2. Аффективное внимание – основной источник активности, сосредотачивающий внимание – мотивационная сфера. Внимание привлекается тем, что связано с потребностями, интересами, ценностями. Голодный человек будет обращать внимание на еду.

  3. Привычное внимание – основной источник активности направляющие внимание – прошлый опыт. Этот вид внимания приобретается вместе с приобретением навыков, знаний, умений. Например, формирование навыка письма. Вместе с этим навыком формируется привычка обращать внимание, например, на форму и написание букв, а также на другие аспекты.
    Несмотря на различия в источниках активности, эти (↑) три вида внимания являются непроизвольными. Они одинаковы по степени активности.

  4. Произвольное внимание – источник активности – воля. Необходимость участия воли, когда объект сам по себе не привлекает внимания, но человек осознает необходимость сосредоточения. Например, ситуация подготовки к экзамену, усилием воли вкладываешь в руки книгу.

  5. Послепроизвольное внимание – при выполнении безынтересной деятельности, часто человек начинает вдруг испытывать к ней интерес, и т.о. внимание уже поддерживается непроизвольно. Необходимость в волевых усилиях отпадает.

Что касается теорий развития внимания, то в отечественной психологии существовало две точки зрения на этот вопрос.

Первая точка зренияЛ.С.Выготского, который рассматривал развитие внимания как развитие одной из ВПФ. А.Н.Леонтьев провел исследование для эмпирического обоснования теории Выготского. Проводились эксперименты с детьми и взрослыми тех же возрастов, что и с памятью (дети от 4 лет до 16 лет, взрослые от 22 до 28 лет). Первая серия: проводилась игра в вопросы и ответы: «да-нет не говорить, белое и черное не называть», нельзя называть один и тот же цвет дважды. Перечень вопросов был большой, среди них было 7 вопросов, провоцирующих нарушение инструкции. Во втором эксперименте на столе раскладывались цветные карточки, 8 штук. При этом испытуемым говорили, что они могут использовать карточки в игре. Использовались два ряда стимулов: вопросы экспериментатора (стимулы-объекты) и карточки (стимулы-средства). Поэтому она тоже называется «методикой двойной стимуляции». Результаты исследования: 1) Дошкольники в обеих сериях имели примерно одинаково низкий показатель эффективности выполнения задания. Это свидетельствует о том, что дошкольники не могут еще удерживать свое внимание на данной задаче, карточки в этом им не помогают; 2) Младшие школьники до 12 лет имели наибольшие различия в двух сериях. Такие дети активно используют карточки для выполнения инструкции; 3) Взрослые не пользуются карточками, у них развита внутренняя опосредствованная память. При этом возможно внутреннее опосредствованное внимание. Системность – это то свойство, которое было представлено в данном эксперименте. Развитие внутренней памяти и внутреннего внимания происходит одновременно. Результаты этого эксперимента демонстрируют развитие скорее общих ВПФ.



Вторя точка зренияП.Я.Гальперин. Он создал оригинальную теорию развития внимания, которая пользуется большой популярностью среди практических психологов. Внимание, по Гальперину, – самостоятельная психическая деятельность, которая выполняет определенную функцию умственного и сокращенного контроля за ходом выполнения любого умственного действия. В соответствии с этой функцией, внимание можно определить как деятельность умственного и сокращенного контроля. Определяя таким образом внимание, Гальперин подчеркивает различие между понятиями «внимания» и «контроля». Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Контроль осуществляется во внешнем плане и является детальным и развернутым – контроль, который не есть внимание. Такой контроль сам требует внимания. Такое различение контроля и внимания имеет теоретические основания. В качестве опоры своей теории он выбирает работы Выготского. Все умственные действия человека формируются в результате интериоризации действий, выполняемых им первоначально с помощью каких-то внешних средств. Одновременно с формированием умственных действий у человека формируется и внимание – умственный и сокращенный контроль этих действий. Каков процесс формирования этого контроля? Внешний и развернутый контроль, необходимый для успешного выполнения действий, внешне опирающихся на внешние средства, в процессе интериоризации этих действий преобразуется в контроль умственный и сокращенный. Эта теория указывает на возможность использования планомерного и поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на этот метод, можно целенаправленно формировать у человека внимание. Эта возможность была реализована в известном исследовании под руководством Гальперина его ученицей С.Л.Кабыльницкой. Ее работы – хорошее эмпирическое обоснование для теории Гальперина.

Исследование проводилось с учащимися третьих классов, которых учителя считали особо невнимательными. Это проявлялось объективно в большом количестве ошибок по невнимательности, которые допускались в письменных работах по русскому языку и литературе. Например, пропуски и подмена букв, пропуски слов и т.п. Основная задача исследования – используя метод планомерного и поэтапного формирования умственных действий, сформировать у таких детей внимание при работе над ошибками. Детям предлагались для проверки тексты, которые содержали ошибки по невнимательности. Ставилась задача – найти и исправить эти ошибки. Но работа над ошибками должна была проводиться не стихийно, а по определенному плану, который детям дали. Этот план записывался на карточки. План состоял из следующих положений: 1) Наметь порядок выполнения проверки, в начале по смыслу, а затем по написанию; 2) Проверка по смыслу: читай предложение вслух; 3) Подходят ли слова друг другу; 4) Нет ли пропуска слов; 5) Читай слово вслух по слогам и выделяй каждый слог, очерчивай его вертикальной чертой; 6) Подходит ли буква к слову; 7) Нет ли пропуска букв.



Благодаря развернутому плану, который служит внешним средством, направляющим деятельность детей, контроль за выполнением этой деятельности становится внешним и развернутым. По Гальперину, это не есть внимание, а контроль. Этот контроль сам требует внимания. Этому внешнему контролю еще предстоит стать сокращенным и внутренним. С этого этапа начинается процедура формирования внимания. Затем дети не должны держать перед собой эту карточку, но должны произносить вслух пункты плана по памяти. На следующем этапе дети произносят пункты шепотом, на следующем – про себя, на следующем – не произнося эти пункты. Эта деятельность заняла 20-25 занятия по 25 минут. В результате дети научились почти в 100% случаев находить и исправлять ошибки в текстах. Еще один факт, на который указывает автор: ссылаясь на обращение учителей, после этой процедуры дети не только научились находить и исправлять ошибки в письменных работах, но и стали более внимательно писать, не делая ошибок по ходу письма. Это и есть внимание – деятельность умственного и сокращенного контроля.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница