Память как особый психический процесс



Скачать 45,22 Kb.
Дата12.09.2017
Размер45,22 Kb.
Память как особый психический процесс
Память связывает человека с его прошлым, настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе его психики. Память включает в себя процессы по организации и сохранению получаемой информации.
Механизмы памяти
Механизм работы памяти состоит из следующих элементов:

  1. Процессов (запоминания, сохранение, воспроизведения).

  2. Операция по структурированию информации (группировки, кодированию, декорированию, упорядочиванию).

  3. Этапов переработки информации (сенсорного, оперативного и долговременного).

  4. Видов (сенсорного, словестно-логического, двигательного, эмоционального).

  5. Средств (Опорных слов, наглядных картинок и предметов, пиктограмм, действий).

В процессе воспитания взрослые передают ребенку опыт по запоминанию, сохранению и воспроизведения информации. Правильная организация умственной деятельности ребенка помогает успешно освоить способы переработки информации, овладеть своей памятью и управлять ею.

На протяжении всего дошкольного периода у ребенка развиваются непроизвольная эмоциональная, двигательная, образная память. Отрабатываются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, формируется система долговременной памяти и возможности сенсорной памяти. К концу дошкольного периода развивается взаимосвязь памяти с другими психическими процессами. Появление тех или иных видов памяти, изменение ее процессов обусловлены общим развитием ребенка и освоением различных видов практической деятельности.

Развитие памяти можно проследить в соответствии с возрастными этапами развития.

Первый этап: развитие памяти в младенческом возрасте (с рождения и до 1 года), характеризуется развитием эмоциональной и двигательной памяти. Ребенок запоминает предметы и движения, которые многократно повторяются или вызывают у него сильные эмоциональные переживания.

Второй этап: развитие памяти в раннем возрасте (от 1 до 3 лет), связано с развитием восприятия и предметной деятельности, которая доставляет ребенку большой объем информации об окружающем мире. На этом этапе начинает развиваться образная память, которая вместе с восприятием участвует в формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира. С активным развитием речи развивается слуховая память, которая позволяет формировать уровень второй сигнальной системы и операции кодирования и декодирования информации. Процессы запоминания и воспроизведения находятся в активном взаимодействии, начинает формироваться система хранении информации.

Третий этап: развитие памяти в дошкольный период (с 3 до 6 лет), активно развивается словестно-логическая память. В этот период ведущими видами памяти являются непроизвольная память и образная память. Непроизвольная память дошкольников позволяет им запоминать сказки, рассказы, порядок практических действий, внешние признаки предметов.

Четвертый этап: развитие памяти в младшем школьном возрасте, связано с развитием логического мышления ребенка и освоением специальных мнемических приемов, которые позволяют систематизировать информацию и кодировать на высоком уровне общения.

Пятый этап: Развитие памяти в подростковом возрасте, характеризуется сознательным овладением приемами произвольного запоминания и осуществляется при обязательном развитие самоконтроля.

Шестой этап: развитие памяти связано с профессиональном обучением и профессиональной деятельностью в процессе которых память сохраняет механизмы, обслуживающие эти виды деятельности.

Сознательное, целенаправленное выполнение мнемических действий при запоминании, сохранении, забывании или воспроизведении называется мнемической деятельностью.

Эффективность мнемической деятельности зависит от уровни ее развития и следующих факторов:

- особенности запоминания материала

- значимости информации

- степени активного взаимодействия с запоминаемым материалом

- приемов и средств обработки информации

- условий, в которых находится ребенок

- состояние организма и психики

Такое большое количество факторов может существенно изменить эффективность мнемических процессов.



Виды нарушений памяти

В основе нарушений памяти лежат следующие причины:



  1. Особенности ЦНС: скорость и сила протекания процесса возбуждения и торможения в коре головного мозгша, общий низкий тонус в работе мозга, быстрая утомляемость, а так же травмы – локальные нарушения головного мозга.

  2. Отставание в развитие отдельных психических процессов, влияющих на развитие памяти. Особое значение имеют мышления и речь. На развитие произвольной памяти может влиять отставание в развитии воли, внимания и восприятия.

  3. Педагогические ошибки в организации деятельности детей, в результате которых дети не осваивают действия, формирующие элемент памяти.

Нарушение памяти могут проявляться в следующих формах:

- медленное запоминание

- трудности воспроизведения

- быстрое забывание, неполноценная сохранность материала

- преобладание механических процессов запоминания

- неумение пользоваться смысловыми приемами запоминания

- Преобладание первоначальной информации при запоминании

- отставание в развитие произвольной памяти.



Нарушение памяти у детей можно компенсировать путем обучения их мнемическим смысловым приемам и средствам внешней опоры. Если в ходе коррекционно-развивающей работы с детьми снизить требования и к скорости умственной работы и создать условия, предупреждающей быстрое утомление, а также использовать образные и активные формы работы с запоминаемым материалом, можно устранить отставание в развитии памяти.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница