Паспорт и программа формирования



Скачать 73,46 Kb.
Дата23.06.2017
Размер73,46 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина»

Филологический факультет



ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
специальной компетенции СК-3

«владеет основными понятиями о функциях языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка»

при освоении ООП ВО, реализующей ФГОС ВО

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль подготовки Филологическое образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Нормативный срок обучения 4 года

Бийск – 2016


ПАСПОРТ И ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

у студентов специальной компетенции

СК-3 – владеет основными понятиями о функциях языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка


  1. ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИИ

    1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции

Компетенция относится к разряду введенных вузом, отражающих специфику подготовки выпускника-бакалавра, обучающегося по профилю Филологическое образование. Формирование этой компетенции необходимо для предметной подготовки бакалавра-филолога в части формирования системных знаний в области современного русского языка.

Ее значимость определяется необходимостью фундаментальной грамотности в области дисциплин лингвистического цикла для компетентного решения профессиональных задач, связанных с подготовкой бакалавра-филолога. Когнитивная составляющая этой компетенции основана на знании сущности языка, законов его развития, универсальности языка и его функций в обществе. Деятельностная составляющая формируется на основе знания видов и методик анализа функционирования языковых единиц.




    1. Структура компетенции

Бакалавр знает:

- виды языковых универсалий, процессы развития и эволюции языка; важнейшие функции языка;



умеет:

- применять термины развитие, эволюция, совершенствование, прогресс, изменения, дрейф языков, языковые универсалии на практике; определять, какие функции языка реализуются в письменном или устном текстах;



владеет:

- методикой системно-функционального анализа языковых единиц.




    1. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза




Уровни сформированности компетенции

Основные признаки уровня

Пороговый

Знает основные виды языковых универсалий, внутренние законы развития языка, функции языка (допускает ошибки при характеристике языковых универсалий и функций языка)

Умеет применять основные понятия, связанные с данными разделами науки о языке (при выполнении практического анализа допускает отдельные фактические ошибки)

Владеет в целом методикой системно-функционального анализа языковых единиц


Базовый

Знает основные виды языковых универсалий, внутренние законы развития языка, функции языка Умеет применять на практике понятия развитие, эволюция, изменения, прогресс применительно к языку, языковая универсалия, коммуникативная, когнитивная, номинативная, регулятивная, метаязыковая функции

Владеет методикой системно-функционального анализа языковых единиц

Повышенный

Знает не только основные виды языковых универсалий, но и их разновидности на разных уровнях языка; языковые антиномии и основные законы языкового развития; разные виды классификаций языковых функций

Умеет безошибочно применять в анализе такие понятия, как генезис, развитие, прогресс, эволюция применительно к языку; сопоставлять разные классификации языковых функций, владеть терминами, обозначающими ту или иную функцию в разных классификациях

Владеет методикой системно-функционального анализа языковых единиц разных уровней языка




  1. ПАСПОРТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

    1. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции


Названия учебных дисциплин, модулей, практик (или их разделов), планируемых для включения в учебный план ООП ВО для формирования компетенции СК-3

Современный русский язык, История русского литературного языка, Психолингвистика, Функциональная стилистика, Риторика, Функциональный аспект языкового анализа, Лингвистическое обеспечение коммуникаций в системе образования, Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), ГИА.


Базовая структура знаний, необходимых студенту для освоения данной компетенции:

- история лингвистических учений;

- теоретические основы общего языкознания;

- типологические особенности разноструктурных языков;

- процессы формирования морфологического и синтаксического строя;

- история фонетической системы русского языка;

- виды, формы и модели коммуникации;

- функциональные стили русского языка;

- виды языкового анализа;

- методы анализа языковых единиц.




    1. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВО

- лекции, практические, лабораторные занятия;

- выполнение письменных работ (самостоятельные, контрольные, лабораторные работы, анализ текста и дискурса);

- задания, выполняемые на учебной (диалектологической) практике;

- педагогическая практика;

- самостоятельная работа студентов;

- интерактивные формы работы (викторины, ролевые игры, проведение публичных мероприятий; разработка проектов, турниры, научная дискуссия);

- тестирование;

- презентации;

- терминологический диктант;

- выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.




    1. Этапы формирования данной компетенции у студента вуза при освоении ООП ВПО

В формировании компетенции СК-3 «владеет основными понятиями о функциях языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка» можно выделить следующие этапы:

Первый этап (1–3 семестры) – направлен на осмысление закономерностей формирования морфологического и синтаксического строя языка; основных единиц речевого общения, принципов, форм и типов коммуникации; на формирование навыков исторического комментирования фактов современного русского языка. Реализуется в процессе изучения лингвистических дисциплин, связанных с историей языка, а также при изучении общетеоретических и прикладных дисциплин (Психолингвистика, Функциональная стилистика, Учебная практика).

Второй этап (4-6 семестры) – направлен на формирование способности анализировать языковые процессы и функционирование единиц языковой системы с позиций синхронии, видеть в них проявление общих закономерностей в области языка; на формирование представления о коммуникации как одной из основных функций языка, на умение использовать основные понятия теории коммуникации на практике. Реализуется в процессе изучения дисциплин Современный русский язык и Лингвистическое обеспечение коммуникации в системе образования, Риторика, Функциональный аспект языкового анализа.

Третий этап (8 семестр) – связан с формированием способности анализировать типологические особенности разноструктурных языков, применять знания основных законов в области языка в работе с конкретным языковым материалом; владеть методикой комплексного филологического и стилистического анализа текста. Реализуется в процессе изучения дисциплины История русского литературного языка, прохождения ГИА.

По завершении данных этапов у выпускника должна сформироваться компетенция СК-3 «владеет основными понятиями о функциях языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка».


2.4 Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства

Традиционные формы контроля (собеседование на зачете или экзамене, письменные самостоятельные, лабораторные, контрольные работы).

Наблюдение и анализ деятельности студента на практике.

Защита курсовых, выпускных квалификационных работ по русскому языку.

Диагностическое тестирование.

Компетентностно-ориентированные задания, которые могут быть введены в планы практических занятий и представлены в итоговой государственной аттестации в практическом блоке государственного экзамена.

Участие в научной дискуссии.

Реферирование.



Презентация.

Проведение публичного мероприятия.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница