Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3



Скачать 101,66 Kb.
Дата17.10.2016
Размер101,66 Kb.

п/п


Наименование

Характер работы

Выходные

данные


Объем

Соавторы

1

«Актуальность использования виртуальных лабораторных работ в учебном процессе».


печатная

Сб Научных трудов «Научно-методические проблемы точных и естественных наук».-М.: Издательство МГОУ, 2011

0,2

Фесенко В.В.



2

«Техника нового поколения в учебном процессе на примере использования мультимедийного проектора».


печатная

Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011

0,3

Фесенко В.В.


«Актуальность использования виртуальных лабораторных работ в учебном процессе».

Терентьева Марина Алексеевна,

Фесенко Владимир Владимирович.
В современном образовании всё большую роль играют интерактивные средства обучения. Этот факт дает возможность успешно использовать их как в обычном процессе обучения ( с использованием локального компьютерного обеспечения), так и в дистанционном. В настоящее время широкое распространение получила Глобальная вычислительная сеть Интернет, которая позволила людям, не выходя из дома, общаться между собой, быстро получать нужную информацию, приобретать продукцию учебной направленности. Посредством этой сети, которая доступна сейчас даже в «глубинке», решается проблема дистанционного обучения. Такой вид обучения позволяет в режиме «on-line» получать информацию для самостоятельной работы, выполнять контрольные задания, задавать вопросы преподавателю и получать на них ответы. Преподавателю такая форма обучения дает возможность быстро и оперативно контролировать усвоение материала каждым студентом и вносить, при необходимости, соответствующие корректировки в процесс обучения. Вследствие этого, с недавнего времени, началась разработка виртуальных лабораторных практикумов в Глобальной вычислительной сети Интернет.

Виртуальные лаборатории представляют собой обучающие системы, моделирующие поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде. Это набор программного обеспечения (java-апплеты или другие приложения) и гипертекстов в формате HTML, DHTML, XML. Теоретические сведения, условия задач, контрольные вопросы и прочее имеют графический интерфейс с удобной навигацией. Иллюстрации гораздо качественнее, чем в обычной книге. Благодаря графическому интерфейсу пользователя или гипертексту, навигация значительно удобнее, нежели при работе с бумажными учебными пособиями. При чтении учебного материала доступны все справочники, таблицы и прочие вспомогательные ресурсы. Для большей наглядности и восприимчивости в гипертексты встраиваются интерактивные программы.

Актуальность использования виртуальных лабораторных работ состоит в том, что для организации и проведения таких работ не нужно сложного оборудования, места для его хранения, замены, ремонта, шкафов для описаний. Все работы хранятся в электронном виде в одном месте, памяти ПК или внешнего носителя. Оборудование не опасно, несложно в эксплуатации, требует навыков работы с определенным программным обеспечением.

Специальная система виртуальных переключателей, окон для задания параметров эксперимента и манипуляции мышью позволяют оперативно менять условия эксперимента, производить расчеты и строить графики. В данном случае анализ результатов и выводы делает сам учащийся. В этом и заключается педагогический смысл лабораторных исследований. Обычно в стенд интегрирован калькулятор расчетов, средства автоматического построения графиков, таблица констант и параметров веществ, таблица для записи результатов измерений. Иногда результаты и расчеты делаются на специальных бланках. Очень удобно выполнять эти этапы работы в табличном процессоре Excel.

Виртуальные работы могут применяться для:

  • ознакомления учащихся с техникой выполнения экспериментов;

  • ознакомления с оборудованием, с которым придется работать;

  • для освоения навыков наблюдений, составления отчетов;


Такие работы реализованы с использованием трехмерной анимации и графики. Они имеют звуковые сопровождения и соответствующее программное обеспечение, теоретический справочник по темам работ, контрольные вопросы по выполненной работе, разнообразный иллюстрационный материал.

Каждая такая лабораторная работа включает унифицированную программную оболочку, в состав которой входят: симуляция, блок информации с описанием эксперимента и указанием целей и задач, пошаговые инструкции для учащегося, описывающие порядок выполнения лабораторного эксперимента. Помимо этого в оболочке находятся: встроенная лекция, с кратким изложением теоретического материала, рабочий журнал учащегося, контрольные вопросы для оценки качества усвоения полученных в ходе экспериментов знаний.

Комплекс обеспечивает максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. Это существенно облегчает работу учащегося, экономит время, создает эффект узнавания уже изученного оборудования. Кроме того, виртуальная модель позволяет преподавателю формулировать дополнительные вопросы в соответствии с уровнем знаний учащегося ( при условии, что это возможно сделать в рамках данного комплекса).

Элементы лабораторной работы разбиты на две группы: информационная и проверочная. Информационная группа элементов реализована с использованием ресурса «лекция» и включает теоретическое введение, описание модели и модель лабораторной работы. Проверочная группа реализована с использованием ресурса «тест»: из имеющегося в наличии оборудования предлагается самостоятельно реализовать исходную установку. При этом обучаемому даются интерактивные рекомендации по выполняемым действиям, которые контролируются и оцениваются с помощью аудио комментариев и визуального оповещения об их правильности или ошибочности.

Из всего выше сказанного можно сделать выводы о преимуществах и недостатках использования виртуальных лабораторных работ в преподавании.

Преимущества виртуальных лабораторных работ:

  1. интерактивность;

  2. независимость от конкретной лаборатории (возможность проведения в местах, где есть компьютер);

  3. возможность моделирования объектов, процессов, явлений, которые невозможно воспроизвести в условиях учебного заведения, или наблюдать в реальности.

  4. возможность выполнять задания удаленно, используя вычислительную сеть Интернет.

Недостатки использования виртуальных работ:

  1. невозможность реальных исследований;

  2. отсутствие предметной наглядности;

  3. отсутствие практических навыков работы с конкретным оборудованием.


Несмотря на имеющиеся недостатки мы считаем использование виртуальных лабораторных работ возможным при дистанционном или отсутствии «естественной» лаборатории в учебном заведении.

«Техника нового поколения в учебном процессе на примере использования мультимедийного проектора».

Терентьева Марина Алексеевна

Фесенко Владимир Владимирович


В начале ХХI века большую роль в учебном процессе стали играть новые технические аудиовизуальные средства обучения. К такого рода аудиовизуальным средствам относится и мультимедийный проектор. Как техническое устройство мультимедийный проектор преобразовывает сигналы, поступающие к нему от CD, DVD,TV аппаратов и компьютера выводит полученную информацию на экран. Мультимедийный проектор позволяет использовать любые программные продукты в работе с большой аудиторией.

Например:



  • Пользоваться любыми компьютерными приложениями;

  • Использовать на занятиях как видеофрагменты так и видеозаписи;

  • Производить презентацию и демонстрировать ее на доске для всей аудитории;

  • Использовать на занятии материалы глобальной сети Интернет.

Применение проектора в учебной деятельности позволяет увеличить уровень наглядности учебного процесса, что немало важно для повышения мотивации и привлечения дополнительного интереса к изучаемому материалу.

В тоже время осуществляется обратная связь аудитории с педагогом по средствам компьютера, проводится оценка самостоятельной работы учащегося всей аудиторией, используются различного рода демонстрации учебных проектов.

Эффективная работа с проектором и самого проектора зависит от его устройства и возможностей. Зная технические характеристики аппарата можно подобрать для учебного процесса тот, что будет в полной мере соответствовать требованиям предполагаемых работ.

Как и оверхед-проектор, мультимедийный аппарат создает изображение с помощью мощной проекционной лампы и встроенного в проектор электронно-оптического модулятора, управляемого видеоадаптером ПК, а посредством оптической системы проецирует на внешний экран полученное изображение. Основным отличием мультимедийного проектора от оверхед-проектора является конструкция модулятора и способы построения и переноса изображения на экран.

В зависимости от конструкции модулятора проекторы бывают следующих типов: TFT-проекторы, использующие технологию на жидких кристаллах, далее именующиеся как LCD-проекторы (Light Cristal Distantion) и полисиликоновые проекторы DMD/DLP-проекторы.

В зависимости от способа освещения модулятора мультимедийные проекторы подразделяются на проекторы просветленного и отражательного типов.

В TFT-проекторах, являющимися проекторами просветленного типа, в качестве модулятора используется малогабаритная цветная активная ЖК-матрица, выполненная по технологии TFT. Размер матрицы приблизительно схож с размерами спичечного коробка.

Полисиликоновые проекторы также относятся к проекторам просветленного типа ЖК матрица разложена по цветам. Такие проекторы отличаются в работе надежностью и долговечностью. Три матрицы работают менее напряженном тепловом режиме, чем одна. Благодаря этому полисиликоновые проекторы можно использовать при проецировании изображения на большой экран в таких помещениях как конференц-залы и кинотеатры. Они обеспечивают высокое качество изображения, яркость и насыщенность цветов, по сравнению с другими проекторами.

ЖК-проекторы отражательного типа предназначены для работы в больших аудиториях и отличаются по принципу действия: модуляции подвергается не проходящий, а отраженный световой поток. В настоящее время к таким проекторам относят DLP- проекторы.

В DLP-проекторах отражательного типа излучение источника света модулируется изображением при отражении от матрицы. В качестве отражающей поверхности используется матрица, состоящая из множества электронно-управляемых микрозеркал, размер каждого из которых около 1мкм. Микрозеркало имеет возможность отражать падающий на него свет либо в объектив, либо поглотитель, что определяется уровнем поданного на него электрического сигнала. При попадании света в объектив образуется яркий пиксел (единица изображения) экрана, а в поглотитель - темный.

Преимущества проекторов DLP проекторов составляют: отсутствие пиксилизации изображения, глубокая детализация изображения, естественная цветопередача и хорошая передача видеоизображения. Тем не менее свои преимущества есть и у LCD проекторов. К ним относят: хорошее качество выведенного на экран компьютерного изображения, высокий цветовой поток, цветовая насыщенность, возможность подключения различных внешних источников. Резкое и сфокусированное изображение.

К недостаткам же проектора можно отнести «радужный эффект»(мерцание ряда оттенков, что проявляются при перемещении фокуса с одной части изображения экрана на другую: сопровождается сильной головной болью, усталостью глаз; возникает не у всех людей).

Недостатки LCD проекторов такие как: видимая пиксилизация, мерцание неисправных пикселов, «эффект сетки»(рассматриваемое изображение кажется таким, будто смотришь на него через мелкую сетку).

Важную роль играет мультимедийный проектор и в работе с интерактивными электронными досками. Ведь изображение на эту доску от любого источника передается при помощи мультимедийного проектора. Поэтому качество изображения на доске будет целиком и полностью зависеть от того, через какой проекционный аппарат оно будет передано на экран.

Главной особенностью мультимедийных проекторов называют световой

поток. Чем выше показатель светового потока, тем выше мощность световой

лампы проектора и тем меньшее затемнение нужно аудитории для

предстоящей работы. А это очень важно для подготовки занятий, где

проектор будет являться главным техническим средством обучения. Чем

меньше затемнение аудитории, в которой проводится занятие, тем проще

вести учебный процесс, не теряя времени на отдельные просмотр материала,

а затем отдельную его запись. В то время как запись можно осуществлять и

во время просмотра, если это требуется характером ведения занятия.

Эффективность применения того или иного аппарата зависит также от этапа занятия. Его использование не должно длиться на занятии подряд 20 минут, так как учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.

Использование мультимедийного аппарата в начале занятия сокращает подготовительный период с 5 до 2 минут, а усталость и потеря внимание наступают на 10 минут позже Использование аппарата в интервалах 15 и 20 минут или на 35 минуте занятия позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически все занятие. Это обусловлено тем, что у учащегося периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия ( острота, порог, чувствительность), внимание, успеваемость. При монотонном использовании одного технического средства изучения нового материала уже на 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации.

В заключении нужно отметить, что частота использования

информационных технологий влияет на эффективность процесса обучения.

Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается

в чрезвычайное событие, а чересчур частое использование проектора

снижает качество учебного процесса в результате потери интереса.


Список литературы: Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк. Технические средства информатизации издание 2-е. Академия.-М.: Академия, 2005

А.А. Журин, Е.А. Бондаренко, И.А. Милютина Технические средства обучения в современной школе.-М.:Юнвес, 2004

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница