Печорский угольный бассейн потенциал роста



Скачать 86,79 Kb.
Дата30.10.2016
Размер86,79 Kb.
ПЕЧОРСКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН – ПОТЕНЦИАЛ РОСТА.

Слайд 1

Слайд 2

Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», добыча угля в России может возрасти до 530-565 млн. т в 2030 г. Перспективные уровни добычи угля будут определяться параметрами спроса на российский уголь как внутри страны, так и за рубежом. Ожидается, что в результате опережающего роста цен на природный газ спрос на уголь внутри страны будет возрастать опережающими темпами. В то же время темпы роста спроса на уголь будут ограничиваться экологическими требованиями.



Слайд 3

Россия располагает значительными разведанными запасами угля – 193,3 млрд тонн, в том числе бурого – 101,2 млрд тонн, каменного – 85,3 млрд тонн (в том числе коксующегося – 39,8 млрд тонн), антрацитов – 6,8 млрд тонн.



Слайд 4

В результате проведенной в ходе реструктуризации угольной промышленности приватизации угольных активов вся добыча угля осуществляется акционерными обществами с частной формой собственности. При этом сформировался ряд крупных акционерных обществ (управляющих компаний) и холдингов, владеющих угольными активами. Практические все шахты, добывающие коксующийся уголь, интегрированы в металлургические холдинги.



Слайд 5

Большая часть углей извлекается в Кузнецком, Канско-Ачинском, Печорском и Донецком угольных бассейнах, дающих стране почти 75% угля.

Около 79% добытых в 2012 г. углей – каменные; доля бурого угля ежегодно сокращается. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. производство бурых углей снизилось на 1%, тогда как добыча коксующихся углей выросла по сравнению с предыдущим годом на 14,0%, а каменных углей для энергетики – на 3,3%.

Слайд 6

В Печорском угольном бассейне работают ОАО «Шахта Интауголь» и ОАО «Воркутауголь», последнее является сырьевым дивизионом холдинга «Северсталь». Угольная продукция холдинга поставляется на внутренний рынок, а также экспортируется. В 2011 году в республике появился новый недропользователь – холдинг Новолипецкий Металлургический Комбинат. С приходом этой компании началось освоение крупнейшего месторождения коксующихся углей – Усинское. В настоящее время в регионе ведут производственную деятельность 6 шахт и 1 угольный разрез. В среднесрочной перспективе планируется ввод в эксплуатацию еще двух угледобывающих предприятий.



Слайд 7

Печорский угольный бассейн – единственный потенциально востребованный угольный бассейн в Европейской части России. Общая площадь бассейна составляет около 90 тысяч квадратных километров. Бассейн имеет перспективы развития за счет своих объективных конкурентных преимуществ.

Печорский угольный бассейн является уникальным в России по ресурсам и содержит всю гамму ископаемых углей. В нем выявлено 32 месторождения и выделены перспективные угленосные площади с общими геологическими ресурсами в 341 млрд. т угля. Наибольшим распространением пользуются бурые и длиннопламенные угли. Коксующиеся марки углей размещены в северо-восточной части бассейна.

Региональные рынки сбыта коксующихся углей Печорского бассейна расположены в основном в Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических районах.

Энергетическим углем бассейна обеспечивается на 45% − Северо-Западный район и Калининградская область, на 20% − Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

Слайд 8

По состоянию на 1 января 2013 года в Республике Коми отрабатываются и уже подготовлены для промышленного освоения 3,93 млрд. тонн балансовых запасов углей категории А+В+С1 (56,0 % от балансовых запасов этих категорий в целом по республике). Причем на действующих угольных предприятиях сосредоточены 875,4 млн. тонн балансовых запасов (12,5 %), на резервных разведанных участках для строительства новых и реконструкции действующих предприятий – 3,05 млрд. т (43,5 %). Остальные запасы категорий А+В+С1 в объеме 3,1 млрд. т (44,0 %) – на перспективных для геологоразведки участков месторождений.



Слайд 9

Для устойчивого развития угледобывающей отрасли в Печорском бассейне на длительную перспективу необходима подготовка и введение в эксплуатацию новых месторождений и объектов. В первую очередь, геологического доизучения требуют участки месторождений, которые потенциально востребованы недропользователями в районах с развитой транспортной и социальной инфраструктурой. В настоящее время некоторый оптимизм вызывают позиции угольных компаний относительно восполнения ресурсной базы. Недропользователи проявляют интерес, как к энергетическим, так и к коксующимся маркам углей. В немалой степени в этом заслуга имеющейся в Печорском угольном бассейне геологической базы данных, но исходя из современных реалий мирового рынка, требующей дополнительной переоценки кондиций.



Слайд 10

Современное состояние угольной отрасли России имеет ряд ключевых проблем.



Слайд 11

Одна из них - железнодорожный транспорт и тарифы на перевозку угольной продукции. Расстояния, на которые перевозится российский уголь по железной дороге, - одни из самых больших в мире, а если говорить о поставках на экспорт - самые большие. При этом пропускная способность железных дорог по основным угольным направлениям практически достигла предельных значений. Одна из задач ее решения - развитие отечественного производства вагонов повышенной грузоподъёмности и модернизация транспортной инфраструктуры. По мнению ряда специалистов, только на мероприятия по расширению транспортного коридора Кузбасс - Северо-Запад потребуется 230 млрд руб., а аналогичная работа в направлении Кузбасс - Дальний Восток оценивается примерно в 200 млрд руб. Если бы это нужно было только угольщикам - это был бы один вопрос, но транспортный коллапс самым непосредственным образом коснется остальных отраслей-производителей массовых грузов.

На наш взгляд, этой проблемы могло бы не быть, если бы параллельно с Кузбассом происходило бы динамичное развитие Печорского угольного бассейна, выгодно расположенного в европейской части страны с коротким плечом доставки до потребителей, способным обеспечить потребности металлургии и энергетики в угле. Не секрет, что льготная тарификация Кузбасса, в последнее десятилетие, привела к тому, что традиционные рынки сбыта Печорского бассейна в европейской части России были замещены кузбасским углем. При этом экономическая выгода превалировала над разумной логистического политикой.

Решение этих проблем с учетом перспективы развития отрасли возможно лишь при сбалансированной политике, как транспортников, так и энергетиков. В настоящее время тарифная политика РЖД, мы надеемся, будет меняться в соответствии с духом рыночной экономики. Это, в свою очередь, станет поводом для перераспределения портфеля заказов металлургических и энергетических компаний. Кроме того возможно усиление роли угля в балансе энергоносителей для нужд теплоэнергетики России. Продажа российских углей за рубеж обеспечивает российским поставщикам получение удвоенного дохода по сравнению с внутрироссийскими поставками. В этой связи значительный потенциал Кузбасса, Дальнего Востока будет востребован посредством экспортных поставок. Учитывая активное развитие экономик стран Юго-Восточной Азии, по мнению многих экспертов, снижения спроса на уголь не будет. Но с учетом того, что потенциал промышленного роста Кузбасса практически исчерпан, ввиду экологических и инфраструктурно-транспортных ограничений, роль Печорского угольного бассейна будет существенно расти как поставщика энергетических, так и коксующихся ценных марок углей для промышленных предприятий, расположенных в северо-западных и центральных районах Европейской части России. Современные объемы добычи угля в Печорском бассейне на уровне 13-14 млн. тонн в год значительно отстают от показателей «советского» периода. Наибольший объем добычи угля в республике был достигнут в 1988 г. – 30,8 млн. т.



Слайд 12

Следует отметить, что планируемое освоения континентального шельфа и малоизученных районов Заполярного Севера, в контексте Стратегии развития Арктических районов России, будет способствовать вовлечению в промышленный оборот особо ценных углей коксующихся марок, расположенных в Хальмерьюсском и Коротаихинском районах. В настоящее время, в этих районах активно ведется строительство газотранспортной системы «Бованенково – Ухта», вполне реальна перспектива создания портовой инфраструктуры на побережье Северного Ледовитого океана. Эти факторы, несомненно, благоприятно скажутся на перспективах развития не только Печорского угольного бассейна, но и Тимано-Печорской нефтегазовой провинции.



Слайд 13

СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА предполагается формирование резервного фонда месторождений в Арктической зоне Российской Федерации, гарантирующего энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе. А также расширение номенклатуры, повышение качества и конкурентоспособности продукции горнопромышленного комплекса, освоение новых перспективных месторождений, создание новых перерабатывающих производств на принципах комплексного использования минерального сырья и внедрения современных энергосберегающих технологий. В этой связи возможность использования транспортной и энергетической инфраструктуры угледобывающих городов Воркуты и Инты, как стратегических и промышленных центров государственного освоения Арктических территорий России трудно переоценить.



Слайд 14

Перспективы развития угольной отрасли в Республике Коми связываются не только с ростом объемов добычи коксующих и энергетических углей, но и с существенным увеличением глубины обогащения углей и активным развитием углехимических производств. В первую очередь речь идет о месторождениях энергетических и бурых углей, расположенных в Интинском районе.

В последние годы были проведены результативные технологические исследования бурых углей. Уже сейчас очевидно, что современные углехимические технологии сделают угли Печорского бассейна экономически, технологически и экологически привлекательными для российских и зарубежных потребителей, что в перспективе позволит создать современные инновационные углехимические производства.

Слайд 15

Кроме того, возможно применение современных технологий подземной газификации угля. Такие технологии вполне могут быть применены на месторождениях энергетических и бурых углей. В частности, мы говорим о перспективах освоения Неченского и Шарью-Заостренского месторождения. По марочному составу угли соответствуют бурым углям марки 2 БВ. Положительной характеристикой качества углей является низкое содержание общей серы при средних значениях около 0,3 % и незначительное содержание фосфора – от 0,013 до 0,033 %.

Проведенные в Институте Геологии Коми Научного Центра Уральского отделения Российской Академии Наук, по заказу Правительства Республики Коми, технологические исследования, в частности, неченских углей, показали возможность их переработки по технологии полукоксования в слоевом газификаторе или в кипящем слое, путем газификации, гидрогенизации. Газ полукоксования характеризуется высоким содержанием двуокиси углерода, метана, окиси углерода, водорода, этана. Полученная в процессе углепереработки смола соответствует по компонентному составу и теплоте сгорания стандарту «Масло сланцевое топливное» и характеризуются низким содержанием серы. В ней практически отсутствуют сернистые соединения, азот, кислород, что повышает ее ценность в качестве топлива. Также исследования печорских углей, показали другие возможности их переработки с возможностью получения различных продуктов углехимии.

Слайд 16

Следует констатировать, что роль Печорского бассейна в прогнозируемом существенном росте российской угледобычи, согласно Энергетической Стратегии -2030, невелика. Считается, что до 2020 г. добыча печорских углей будет оставаться на уровне 13-17 млн. т в год, и лишь к 2030 г. возрастет до 22-24 млн. т. Основную роль в этом вопросе стратегия отводит Кузнецкому и Канско-Ачинскому бассейнам, а также новым месторождениям Восточной Сибири и Дальнего Востока. Причем, в Республике Коми в долгосрочной перспективе предполагается вовлечь в разработку только Сейдинское месторождение энергетических углей.

При этом в Республике Коми имеется большой геологический задел в изучении новых угольных площадей, многие из которых подготовлены к промышленной разработке. Близость этих площадей к центрам потребления энергетического сырья в Европейской части России и странам Европы, а также имеющаяся (Северная железная дорога и проектируемая железнодорожная магистраль «Белкомур») транспортная инфраструктура в сочетании с заявленной в ЭС-2030 модернизацией северных морских портов – все это позволяет считать, что Печорский угольный бассейн может и должен внести существенный вклад в энергообеспеченность нашей страны, а также обеспечить значительные экспортные поставки угля.

Слайд 17

Правительство Республики Коми и далее продолжит работу в направлении развития промышленного потенциала региона, а корректировка стратегически-важных государственных документов, касающихся развития угольной отрасли и энергетики России, станет важным шагом на пути успешного и динамичного развития, как Печорского угольного бассейна, так и Республики Коми. Считаю, что важным шагом в этой работе будут изменения в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» с целью увеличения потенциала Печорского угольного бассейна.



Слайд 18

СПАСИБО




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница