Педагогический проект



Скачать 425.37 Kb.
Дата29.05.2018
Размер425.37 Kb.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Здравствуй Африка!»



Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Здравствуй Африка!»

подготовительной к

школе группы


Назначение

проекта

Проект подготовительной к школе группы

(далее Проект) разработан на основе примерной

основной общеобразовательной программы

«От рождения до школы», Программа воспитания и

обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


Сроки реализации проекта

2 недели.  

Разработчик

проекта

Никитина А.Б.-воспитатель группы «Улыбка»

Чехмалина Е.И.- воспитатель

Группы «Улыбка»                                           


Направление

проекта

Проект направлен на расширение кругозора детей.

В течение проекта дети познакомятся с расположением

Африки на карте мира, на глобусе. Узнают об

особенностях природы и о климатических зонах

Африканского континента


Вид проекта:   

Краткосрочный, групповой, творческий

Продолжительность проекта:

2 недели

Участники проекта:

дети подготовительной  к школе  группе , родители воспитанников,  воспитатели ДОУ,  

Возраст детей

 6-7 лет.

Образовательная область:

«Познание» экологическое воспитание.

                                  Характеристика проекта:

По продолжительности:

краткосрочный.

По содержанию

экологический;

По доминиру-ющей деятельности:

смешанный , практика – ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески-игрового, познавательного проектов);

По характеру содержания:

ребенок  + семья + природа;

По количеству участников:

коллективный , групповой (участвуют дети

подготовительной к школе группы, родители 

воспитанников, воспитатели .


По характеру участию ребенка в проекте:

участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов:

внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;


Актуальность проекта:

Многие дети не знают названия других стран и представителей флоры и фауны. В целях расширения кругозора детей мы взрослые должны рассказывать детям, не только о жизни в нашей стране, но и жизни жителей других стран, а также представителей флоры и фауны, других климатических зон. Животный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей.

В процессе работы над проектом дети получат более углубленные знания о животных жарких стран, об особенности их строения, передвижения. Научатся рисовать животных и составлять рассказы о них, изготавливать поделки из пластилина, бумаги и других материалов.
Цель: знакомство с Африкой, её растительным, животным миром и жителями, формирование интереса к познанию нового.
Задачи:

 - расширять знания детей о Земле, разнообразии её жителей, животных, птиц и растений;

 - способствовать развитию связной речи; развитию умения сравнивать, творческому мышлению, мелкой моторики рук;

 - способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.



Предварительная работа:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек животных Африки, материалов для игр.

2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей


  1. Календарный план выполнения проекта:

Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Формы работы в совместной деятельности:

НОД - Чтение художественной литературы по теме проекта - Игры по теме проекта

Формы работы в режимные моменты:- Познавательные беседы - Самомассаж, пальчиковые гимнастики, физкультминутки

Формы работы в самостоятельной деятельности:- Игры, по теме проекта- Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Формы работы с родителями- Консультации для родителей, информационные стенды и газеты.
Формы организации непосредственно образовательной и совместной деятельности воспитателя и детей по проекту:

- Двигательная деятельность (Подвижные игры)

- Игровая (Д/и, пальчиковые/и)

- Изобразительная и конструктивная деятельность (НОД по лепке, аппликации, конструированию)

- Восприятие  художественной литературы и фольклора (чтение, заучивание, выставки в книжном уголке)

- Коммуникативная деятельность (беседы)



План реализации проекта.

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

  • Перспективное планирование проекта.

  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников об Африке -

перспективно - тематический план

III этап – заключительный.





Содержание деятельности

Цель

Дата проведения

По плану

Фактически

1.

2.

3.





НОД «Вот так Африка!»ТСО: презентация «Африка», слайд – шоу « Страна Африка»

Рисование: «Африканский пейзаж»

Д\И: "Новые слова".


 Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Воспитывать интерес к окружающему миру и умение внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Учить передавать характерные признаки животных.

Развивать память, внимание, образное мышление, речевую активность.


16.10.17г




1.

2.
3.



Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит», Р.Киплинг «Слоненок»

Лепка « Слоненок»

Подвижная игра «Бездомная мартышка»


Расширять объем знаний детей об окружающем мире, в частности об Африке. Развивать любознательность, кругозор.

Развитие мелкой моторики руки, зрительное восприятие.

Развитие эмоционально- двигательной активности.


17.10.17г.




1.

2.

3.




Тема беседы: «Негритята - африканские жители»

ТСО:  мультфильм «Катерок» («Чунга-чанга»)

Рисование: «Весёлые черные человечки»
Настольно – печатная игра «Чей детеныш?»


Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать знания об окружающей жизни.
Вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах.

Учить подбирать соответствующий цвет карандашей.

Развивать слуховое внимание, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.




18.10.17г.




1.

2.


3.

Тема беседы: «Животные в Африке»

ТСО: презентация «Африка», слайд – шоу «животные Африки»

Рисование«Верблюд в пустыне»
Сюжетно – ролевая игра «Стройка» - дома для животных


Расширять знания детей о разнообразии животных Африки.

Расширять представления детей о пустыне, развивать умение передать свои впечатления в рисунке; закреплять умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая  нужные цвета; воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон.

Создание игрового поля ,имитация игры.


19.10.17г.




1.

2.

3.



Тема беседы: «Здравствуй, Африка! Птицы»

ТСО: презентация «Африка», слайд – шоу «Птицы Африки» (африканский страус, пеликаны, птица-секретарь, попугай


Рисование: «Пеликан»
 Работа с глобусом.


Формировать представление о внешнем виде, повадках и образе жизни птиц в Африке.

Показать красоту их внешнего вида.

Предложить детям создать целую семейку пеликанов.
Продолжать знакомить глобусом,расположением разных стран.


20.10.17г.




1.

2


3.

Тема беседы: «Растения Африки – лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы, киви, манго, кофейные деревья»;ТСО: презентация «Африка», слайд – шоу «Растения Африки»
Лепка: «Африканские фрукты» (натюрморт)

Загадывание загадок про обитателей Африки.


Познакомить растительностью страны Африки, экзотическими фруктами.

Учить лепить с натуры.

Развивать у детей умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.



23.10.17г.




1.

2.
3.




ОБЖ «Как вести себя в пустыне» (беседа по иллюстрациям)
Сюжетно – ролевая игра «Строим зоопарк для животных Африки, которых мы слепили»

Подвижная игра «Крокодил»




Формировать первичные представления о поведения в пустыне.

Развитие согласованности действий, активизация воображения.


Развитие эмоционально- двигательной активности.



24.10.17г




1.
2.

3.


Чтение художественной литературы « Сказка про храброго верблюда»              Дидактическая игра «Кто что ест?»

Д\и: «Добавь словечко»

Изготовление альбома «Жители Африки»


Развитие связной речи, активизация словаря

Развивать внимание, память, активное мышление при выборе нужного слова, понятия.

Развивать познавательный интерес детей, их активность.


25.10.17г.




1.

НОД (итоговое)

«Путешествие в Африку»



Прививать любовь к животным и к познанию окружающего. Развивать у детей творческие познавательные особенности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций. Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развивать умение говорить кратко, четко, без напряжения.


26.10.17г.




Приложение
НОД"Вот так Африка!"

Цели:

Образовательные

  • Уточнить представления детей о животных жарких стран.

  • Учить подбирать синонимы к слову; существительные к определению.

  • Активизировать глаголы и прилагательные.

  • Уточнять и закреплять правильное произношение звука ч, изолировано и в словах.

  • Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог.

Воспитательные

  • Развивать социальны навыки: умение работать группой, договариваться, учитывать мнение партнера;

  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;

  • Воспитывать любознательность.

Развивающие

  • Обогащение и уточнение словаря: бескозырка, «морские волки», джунгли, саванна, пустыня, попугайничать.

Материалы для занятия:

  • Географическая карта полушарий;

  • Набор игрушек африканских животных;

  • Фотоиллюстрации с изображением природных зон Африки – пустыни, саванны, тропического леса;

  • Д/ игра «Сложи картинку»;

  • Аудиозапись «Морской прибой»

Предварительная работа

  • Для родителей вывешиваются рекомендации со списком книг, которые можно прочитать детям, например: сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»; детские энциклопедии, например, «Животный мир».

  • Занятия: развитие речи «Там где нет зимы»; ознакомление с художественной литературой «Сказка Р. Киплинга «Слоненок», лепка «Обезьянка на пальмах»; аппликация «Заморский натюрморт», конструирование «Попугай»; рисование «Жил-был лев».

Ход занятия

Часть 1. Введение в тему занятия.

1. Работа с глобусом.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла.

- А что такое глобус?

- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)

- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)

- А пустыни? (Пустыни – желтым)

- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) А на каком мы с вами живем?

Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.



2. Игра «Собери картинку».

Только отправимся мы на другой материк. Надеюсь, вы его узнаете, если соберете картинку, которая у вас на столе в конверте.



Воспитатель:

- Рассмотрите картинки. Природа, какого материка на них изображена? (На картинке природа Африки)

- Отправимся в Африку?

- Покажите этот материк на глобусе.



3. Чтение стихотворения В. Лебедева-Кумача «Морские волки».

- Нам придется плыть на корабле. А я знаю чудесное стихотворение о людях, которые путешествуют на корабле. Называется оно «Морские волки».

Ходят волны кругом вот такие,
Вот такие большие, как дом!
Мы, бесстрашные волки морские,
Смело в бурное море плывем.
Якоря мы подымем – вот так!
Паруса мы поставим – вот так!
Веселее, моряк!
Веселее, моряк!
Делай так, делай так и вот так!
Поплывем мы в далекие страны,
Где блестящие звезды видны,
Где на ветках висят обезьяны
И гуляют большие слоны.

- Как вы думаете кто такие морские волки?

- Какими словами их можно охарактеризовать? Какие это моряки? (Смелые, бесстрашные, отважные, мужественные, храбрые) А корабль у нас есть? Тогда в путь «морские волки».

Часть2. Основная.

1. На корабле.

Воспитатель:

Дети, кто умеет читать, прочитайте название нашего корабля? (Пеликан)

- Разделите это слово на слоги. Сколько их? Найдем ударный.

- Какой необычный головной убор. Вы знаете, как он называется? (Бескозырка) А почему такое название? (Без козырька)

- Уточним курс по карте. Покажите Африку. В путь!

- Садитесь на коврик, и послушаем шум моря. Закройте глаза, и представьте, как наш кораблик весело плывет по волнам.

- Морские волки доставайте свои бинокли. Впереди Африка. Кого вы видите на суше? (Высказывания детей). Что они делают?

Что это? Африканские звери приготовили нам сюрприз! (Идем вокруг стола с угощением) Посмотрим? Это плоды растений. В нашей стране они не растут, как же тогда их можно назвать? (Экзотические)

Скажем спасибо за угощение.



2. Игра «Назови слово»

Мы устали в пути. Поиграем, отдохнем. Что у меня в руках? (Апельсин) Я буду бросать его, и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает этим признаком.

Забавная (обезьянка), свирепый (лев), зубастый (крокодил), длинный (удав), опасный (носорог), огромный (слон). Предлагаю разделить на слоги.

- А теперь животное, а вы - его признак.

3. Загадывание загадок.

Вы любите загадки? Илюша загадай ребятам загадку.

Непоседа пестрая,


Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Попугай)

- Попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то) Игра с игрушкой.

А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить.

Черепаха не скучая,


Час сидит за чашкой чая.

(Проговаривают чистоговорку)

- Какой звук чаще других повторял попугай? (ч)

- Какой он? (согласный, всегда мягкий)

А Артем знает еще одну загадку.

Некрасивый он, пожалуй…


Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вдвое опахал,
Ростом с башню отмахал. (Слон)

4. Словообразование «Животные и их детеныши».

Посмотрите на этого слона. Это взрослое животное или детеныш. (Это детеныш).

- Как его назовем?

- Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша.

Лев – львенок

Бегемот – бегемотик

Жираф – жирафенок

Страус – страусенок

Черепаха – черепашонок

Зебра – жеребенок

Гепард – котенок



Часть 3. Выход из занятия.

1. Работа с иллюстрациями.

Ребята, нам пора возвращаться. Но меня зовет веселая обезьянка. Звери хотят отправиться с нами и посмотреть на наш материк. Ну что возьмем их? Вернемся на корабль. Послушаем, как плещут волны. Вот мы и дома. Скорее садитесь на свои места.

- У меня есть картинки, они напомнят о нашем путешествии. Как называется африканский лес? (Джунгли)

- Посмотрите на зверей. Кто из них живет в джунглях?

- А что изображено на этой картинке? (Пустыня) Кто живет в пустыне?

- А на этой? (Саванна) А может ли слон жить в джунглях? А обезьяна в пустыне?

- А где же живет крокодил? (В Ниле – самой длинной реке Африки)

- Молодцы!!!



2. Слушание музыки.

Мы совершили чудесное путешествие! На память я хочу вам подарить по картинке с силуэтом животного, вечером вы сможете ее раскрасить и вспомнить о самом жарком материке Африка.


Конспект интегрированного занятия по теме «Африка и животные Африки»


 

Интеграция образовательных областей: «Познание» + «Художественное творчество»

Тема: «Африка и животные Африки»

Возраст: 6-7 лет

Программное содержание.

Материал: карта, рисунки, иллюстрации с изображением  животных, саванны, пустыни, растений, ножницы, клей, шаблоны, цветная бумага, салфетки, карта Африки для коллективной работы.

Структура:

1. Рассказ воспитателя об Африке.

2. Физкультминутка.

3. Рассказ детей о животных.

4. Загадывание загадок о животных.

5. Коллективная работа по аппликации «Животные Африки».

Словарная работа: пустыня, саванна, экватор, галерейные леса, баобаб, оазис.

Предварительная работа: подготовка рабочих мест, демонстрационного и раздаточного материала.

Предшествующая работа:

1.     Рассматривание иллюстраций о животных.

2.     Чтение произведений о животных.

3.     Придумывание загадок о животных.

4.     Рассматривание карты мира

Методы и приемы:

1.Словесный

2.Наглядный

3.Практический

 

 



 

Ход занятия.                         Материк  лежит большой

                                               Самый  жаркий и сухой,

                                               Там и лето круглый год

                                               Кто его мне назовет. (Африка)

Правильно Африка. Мы сегодня поговорим с вами об Африке и животных Африки.

- Кто покажет Африку на карте?

- А кто знает, что такое экватор? (линия, проходящая через центр земли, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария)

Экватор делит Африку почти посередине. Поэтому здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди (один сезон влажный, другой засушливый). Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Там живет много видов шимпанзе, обезьян, горилл. Чем дальше от экватора, тем более редким становится лес. Постепенно он сменяется саванной.

- Что такое саванна? (это бескрайние степи, поросшие высокой травой)

Среди саванны встречаются отдельные деревья – гигантские баобабы (несколько метров в обхвате). Их плоды съедобны, их очень любят обезьяны.

Вдоль многочисленных рек – густые заросли со свежей зеленью. Эти леса называются галерейными. Они остаются зелеными даже под палящим солнцем.

Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне.

- Какие же животные обитают в саванне? В реках? (ответы детей)

Физкультминутка.  (движения выполняют в соответствии со словами текста)

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки

Левой ножкой топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонились

На пол руки положили.

А теперь на четвереньках

 Погуляем хорошенько

Встанем, выдохнем, вздохнем

И места свои займем.

                   Загадка.                   Стоят четыре столба,

       На столбах большая бочка,

  По бокам два лопуха,

  По концам две веревки.

- О каком животном говорится в загадке? (о слоне)

- Правильно о слоне. Что вы знаете о слоне? (ответы детей)

- Предлагаю придумать загадки о льве, жирафе, зебре.

Например:          Кочуют табунами,

                                      Защищаются ударом копыт,

                            Бегают с большой скоростью. (зебра)

Активизация детей.

На смену саванне приходит… Как вы думаете что? Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, темными камнями. Годами не бывает дождей. Что же это? (пустыня)

- Почему так называется? Как вы думаете? (ответы детей)

- Правильно, от слова пусто, ничего нет.

- Какие животные живут в пустыне? (ответы детей)

                            Зверь я горбатый

                            В пустыне живу

                            В дальние страны

                            Поклажи вожу (верблюд).

- Расскажите о верблюде все что знаете.

Да. Верблюды очень выносливы. На ногах толстые мозоли спасают от накаленного солнцем песка; шерсть густая и длинная  помогает переносить дневную жару и ночной холод. Нетребователен  к  пищи, питается колючками. Накапливает запас жира в горбах. Жители пустынь используют молоко, шерсть, кожу. Верблюды есть одногорбые и двугорбые. Используют их как транспорт.

Там, где на поверхность земли выходят источники воды, пустыня преображается. Это оазисы. В них растут финиковые пальмы, а под их пологом плодовые деревья, виноград, овощи.

- А сейчас каждый из вас вырежет какое-либо животное и наклеит на материк там, где оно больше всего водится.

Опрос детей о том, какое животное они вырезали и где оно чаще встречается.

Анализ занятия.

Картотека  загадок:



«Кто в Африке живёт?

Что в Африке растёт?»

***


Что же это за страна?

Очень жаркая она.

Солнце, лето круглый год

Море, пальмы и песок.

Тут пустыни жаркие,

Звёзды ночью яркие.

Есть леса дремучие,

Растения колючие.

Что же это за страна?

Очень жаркая она. ( Африка)

***

В яйце зародился,



В реке появился,

В зелень окрашен

,Зубаст он и страшен.

Жарких стран житель  –

Кто он скажите? (крокодил.)

***


Длинная шея и длинные ноги,

Ходит животное это в тревоге,

Щиплет листочки, не щиплет траву,

Всем он заметен – и тигру, и льву.

Жёлтые пятна не отмываются,

Тоже в глаза они сразу бросаются! (жираф)

***

Это зверь, какой-то странный,



Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав

вдвое сложится… (Жираф) .

С детства был усат ребёнок

И мяукал, как котёнок.

Зарычал он, повзрослев.

Потому, что это… (Лев) .

***


Затаившись средь ветвей

Всю окрестность и зверей

Словно сцену из портера

Видит чёрная… (Пантера) .

Запах чувствует отлично,

Падаль – вот её добыча.

Ну, зачем ей гигиена

Что попало, ест… (Гиена)

***

Кораблик пустыни идёт по песку



Воды по бутыли есть в каждом горбу.

Колючки ещё на обед подают

Везёт в караванах товары… (Верблюд)

***


Всем известный тихоход.

По делам она ползёт.

В панцирь прячется от страха

Долгожитель… (Черепаха)

***

Великан стоит в порту,



освещая темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!» (Маяк)

***
Он в сто обхватов,

Видел миллион закатов.

В нем, как в караван – сарае,

Поселились попугаи…. (Баобаб)

***


Носом-шлангом великан

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше… (Слон)

***

Если холодно, ребятки,



Вот вам жаркие загадки.

Эта линия проста -

Нулевая широта.

И про климат знаем мы,

В этом нет секрета -

Тут не может быть зимы,

А все время лето. (Экватор)

***


Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян. (Африка)

***

Что за птичка, ох и ах!



Пестренькая крошка.

Меньше всех на свете птах,

Чуть крупней горошинки. (Колибри)

***


Эта птица больше всех,

Не летает, просто смех!

Хоть она и не порхает,

Может бегать тут и там.

Перья птицы украшают

Шляпки девочек и дам. (Страус)

***

Вот живой подъемный кран,



Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан. (Жираф)

***


До чего нарядный хвост –

Пышный, разноцветный.

Он сверкает ярче звезд

В парке заповедном.

А хозяин - чудо-птица –

Оперением гордится. (Павлин)

***

Любит он среди саванны



Принимать в озерах ванны.

Только ноздри-то и видно

Над водой, снаружи.

Зверь большой, но безобидный,

Очень неуклюжий. (Бегемот)

***


Это птица жарких стран,

Есть под клювом чемодан.

В нем пернатый рыболов

Сохраняет свой улов. (Пеликан)

***

Я лошадка, но не та,



Что бежит в упряжке.

Я от носа до хвоста

В меховой тельняшке. (Зебра)

***


Грива для меня - корона.

Царь зверей - большая честь.

Жалко, нет в саванне трона,

Но зато он в цирке есть. (Лев)

***

Ты пловец, быть может, бравый,



Только в Ниле с ним не плавай.

Этот ящер очень злой,

Зубы в ряд торчат пилой. (Крокодил)

***


Я по Африке пойду,

Словно по бульвару.

Встречу птицу какаду

И увижу ара.

Дайте сразу же, ребята,

Мне названье тех пернатых.  (Попугаи)

***

Этот непролазный лес,



Жаркий, очень влажный.

Встретит множество чудес

В нем турист отважный.

Намекну я для подсказки -

Жил тут Маугли из сказки. (Джунгли)

***


Ходят стадом, как коровы,

Только более суровы.

Каждый зверь серьезен, строг,

На носу опасный рог. (Носороги)

***

Африканская река



Широка и глубока.

Тут ныряют крокодилы,

А на дне запасы ила. (Нил)

***


Вот на пальме высоко

Вырастает молоко.

Там тропический орех,

Весь косматый - просто смех! (Кокос)

***

Когда он в клетке, то приятен.


На шкурке много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку (Леопард)

***
Носит бревна, строит дом,


Принимает душ потом.
Он огромен и силен.
Каждый знает это… (Слон)

***
Он ходит, голову задрав,


Не потому, что важный граф.
Не поту, что гордый нрав.
А потому, что он… (Жираф)

Конспект занятия: «Здравствуй мир» Тема: «Путешествие в Африку»


Занятие: «Здравствуй мир»

Тема: «Путешествие в Африку»

Проблемы: 1)Умеет ли страус летать?

                     2)Для чего страусу нужны крылья?

                      3)На чём растут бананы?

Цель: Развивать  у детей творческие познавательные особенности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи: 1)Дать детям элементарные представления об  особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях и  взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

2)Развивать фантазию, образное мышление, память.

3)Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества и взаимопомощи.



Материалы: физическая карта мира, большая карта Африки (пазлы), большое письмо, рисунки животных и растений Африки, энциклопедия для детей, финики.

                                              Ход занятия.



Организационный момент: Дети  входят в группу. На столе  воспитателя большое письмо.

Воспитатель:

- Ребята, а что это такое  у меня на столе? (Письмо)

-Ой, какое оно  большое. А вы хотите  узнать, что в нём? (Да)

-Мне тоже очень интересно. Тогда, давайте открывать! (Открыли, а там фрагменты рисунка).

-А, что это? (Ответы детей) Интересно, что за рисунок получится? Как вы думаете? (Ответы детей)

-А как узнать? (Собрать рисунок)

-Тогда приступим.

                                  Игра «Собери рисунок» (дети собирают рисунок).

-Итак, ребята, что получилось? (Африка)

-А как сначала думали? (Ответы детей)

-А на самом деле, что это? (Африка)

-Так, о чём мы сегодня будем говорить? (О материке – Африка)

-А кто покажет на большой карте Африку? (Показывают)

Ребята, а ведь у  нас  в Африке есть друг. Как его зовут? (МАСМЕЛО)

-Наверное, это он прислал нам письмо. Но  неужели  Масмело никакой записки не оставил? Давайте ещё раз посмотрим в конверте? (Смотрят)

Точно! Вот она. Хотите узнать, что он пишет? (Да)

-Тогда слушайте!

                                       ПИСЬМО ОТ МАСМЕЛО.



Здравствуйте, мои дорогие ребята!

Пишет Вам ваш друг – Масмело. Спасибо Вам за интересное письмо. Мне и моим друзьям очень понравились ваши рассказы и рисунки. Мы, как-будто побывали у Вас в гостях. А у нас в Африке всё по-другому. И мы хотим, чтоб и Вы совершили путешествие по нашему  материку. А поможет Вам карта, которую вы уже, наверное, собрали. Счастливого пути, ребята! Ваш друг Масмело.



Воспитатель: Ребята, вы хотели бы  совершить путешествие? (Да)

Садитесь по удобнее.

                                  ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ.

Для того чтобы отправиться в  путешествие нужно произнести волшебные слова - «крибле, крабле, бумс!» ( Дети говорят волшебные слова)

-Ой, ребята,  а где это мы оказались:

Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями. Годами не бывает дождей.

-Как вы думаете, где мы? (В пустыне) - А почему она так называется? – ПУСТЫНЯ. (От слова пусто, ничего нет)

Да, кажется, в таком месте растения жить не могут, но оказывается, они все-таки есть!!! Растут  в пустыне низкие растения с маленькими листочками-КОЛЮЧКАМИ. (Показ рисунка)А как же они обходятся без воды?(Варианты ответов)

У них очень длинные корни с 15 –этажный дом, чтобы доставать воду под землёй.

Вы как сначала думали? (ответы) А оказалось? (ответы)

Разместите  растение на карте.

Кажется, что в пустыне и животных – то нет, но…

Зверь я горбатый,

В пустыне живу.

В дальние страны

Поклажи  вожу. (Верблюд)

Кто же это? (Показ рисунка)

А что вы о нём знаете? (Ответ)



Воспитатель:

Верблюд - хорошо приспособлен для жизни в пустыне. За день он может пройти 80км и нести груз 500кг. Шерсть помогает переносить жару и холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючими кустарниками, которые другие обитатели не едят. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма.

Ребята, а что самое замечательное у верблюда? (Горб)

Верно! В горбах накапливается жир и вода, которые, будут они расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может верблюд обходиться без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут дрябло болтаться.

Люди используют в пищу молоко, а из шерсти изготавливают одежду.

Ребята, а куда же мы поместим верблюда?(В пустыню. Ребенок размещает верблюда на карте)



Воспитатель:

А теперь закройте глаза, представьте, что мы идем по знойной пустыне. Нам жарко, и, о чудо-вода! Да это же священные воды Африки - река  НИЛ. Кто покажет её на карте?

Эта река даёт жизнь многим животным, растениям и людям.

Вот, например, ФИНИКОВАЯ  ПАЛЬМА (показ рисунка). Это одна из красивейших пальм со стройным стволом высотой до 30м и кроной перисто серо-зелёных листьев длиной 4-6м. Длиные листья - дар природы! Из них делают пальмовые крыши, корзины, сёдла. Плоды у неё – ФИНИКИ. Подойдите к столу, посмотрите - вот они(показ). Самые деликатесные финики - крупные, мясистые, полупрозрачные - вывозят в другие страны. Очень ценятся сухие или хлебные финики, мякоть которых высыхает и засахаривается на дереве. Арабы готовят из них десятки разнообразных блюд, даже пекут хлеб. Из сока свежих плодов делают финиковый «мёд» и напитки. А если горсть фиников часто составляет обед жителя песков-бедуина, то размолотые семена идут на корм его верблюду.  Недаром финики называют - «второй хлеб».

А вы хотите попробовать? (Да) Тогда угощайтесь.

А теперь, разместите на карте пальму. (Дети садятся на места)



Воспитатель:

По реке плывёт бревно, ох и злющее оно.

Тем, кто в реку угодил, нос откусит…(Крокодил) Показ рисунка

Крокодилы могут жить и в воде и на суше. На берегу или островке крокодилиха делает холмик из травы и водорослей; утрамбует его, выкопает ямку, отложит туда яйца и прикроет травой сверху. Два месяца заботливая мама будет лежать возле своего гнезда. За это время она почти не ест. Лишь изредка отойдет, в воду окунуться, чтобы принести на себе воды и полить гнездо. Малыши рождаются крошечными-20-30см. Только через 10-15 лет крокодил станет взрослым, и его длина достигнет 6 метров. Но, не смотря на его размеры, крокодила не сразу заметишь. Он сидит в засаде. Подкарауливая жертву, он лежит, погрузившись в воду, а над поверхностью выступают только глаза и  ноздри. Когда животные подходят, то крокодил взмахом хвоста сбивает с ног и утаскивает под воду. Поэтому, нам нужно быть осторожнее. Давайте, разместим его в реке и пойдём дальше. (Дети кладут крокодила на карту)



Воспитатель:

Закройте глаза. Представьте, что пустыня осталась позади. Начинают появлятся кустарники, причудливые деревья. Ура! Да это же – АФРИКАНСКАЯ САВАНА! Она желтая и сухая, когда нет дождя (ЛЕТО), и зелёная и сочная после дождя (ЗИМА)

И первое растение, с которым мы встречаемся, это – БАОБАБ (показ рисунка)

У него необычно раздутые ствол и чахлые кроны. По легенде бушменов, Гиена-дух зла - нарочно посадила первый баобаб «вверх ногами» - вот почему он выглядит так страшно. Баобаб цветёт в безлистном состоянии. У него крупные белые цветы, которые живут всего одну ночь. Плоды напоминают дыню и покрыты серым войлочным опушением. Взрослый баобаб-это как бы резервуар, заполненный водой. Мучимые жаждой животные атакуют стволы, разбивая их в щепы. Летом деревья сбрасывают листву. Как вы думаете, зачем?(Жарко)Старые баобабы часто пустотелы. Иногда в них живут люди. Известен случай, когда баобаб служил автобусной остановкой и вмещал 30 человек.

Давайте ,это интересное дерево разместим на карте.(Дети кладут рисунок)

Так, вижу вдалеке, за баобабами, животное-



Царём зверей его зовут,

Такие звери в Африке живут. (Лев)

Кто это? (показ рисунка)



Воспитатель:

Льва очень трудно рассмотреть в саванне. Цвет шерсти позволяет ему быть незамеченным среди желтой, сухой травы. Он Хищник. На охоту ходят, как правило, Львицы. Они более подвижны. Нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней. После удачной охоты сначала, как правило, едят львы, затем львицы и, наконец, львята. Львы не дают травоядным размножаться в большом количестве, спасая растительный мир от полного уничтожения.

Дети, давайте разместим льва на карте.

А кто это убегает ото льва?

-Коняшки, на всех тельняшки? (ЗЕБРЫ) Показ рисунка

Воспитатель:

Зебра бегает с большой скоростью. Защищается она - ударом копыт. В полёте зебра бьёт задними ногами. Такой удар может сильно повредить хищника. Кочуют зебры табунами, обычно состоящими из нескольких семей(4-7 голов). Узнают друг друга по рисунку. Держаться вместе, поэтому чувствуют себя в большей безопасности. Как вы думаете, почему? (Ответы) Чем больше глаз, тем больше шансов вовремя обнаружить врага.

Давайте разместим  животных.

Рядом с зебрами можно встретить…



Длиношеий,в рифму-шкаф,

А зовут меня... жираф! (Показ рисунка)

Воспитатель:

Жираф - самое высокое животное на земле. Высота его 6 метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Едят жирафы  не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно любят они лакомиться акацией. Пасутся жирафы рано утром или вечером. Почему? (Ответы детей) Спасаются от зноя. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если ложатся  отдохнуть, то ненадолго.

Давайте этого «великана» поселим в саванне.

Ой, а кто это так быстро пробежал? (Показ рисунка)



Страус

А кто такой страус? (Птица)

А он умеет летать? (Нет, да)

Сколько в группе мнений? (Два)

Какой возникает вопрос?(Кто прав?   Умеет  ли страус летать?)

Я вам расскажу.

Страус - самая крупная птица в мире. Рост 2,5 метра, вес 150 кг. И этот большой вес-помеха для полёта. Тогда для чего ему нужны крылья? (Варианты ответов) Вы смогли правильно ответить на мой вопрос? (Нет) Что вызвало затруднение? (Не знаем)

Непригодные для полёта слабые крылья нужны страусу для бега. С их помощью птица сохраняет равновесие. Давайте и страуса поместим в саванне.



Воститатель:

Ой,слышите…Топ-топ-топ…



Стоят четыре столба, на столбах  большая бочка,

По бокам два лопуха,по концам две верёвки. (Слон) Показ рисунка.

Слон - самое могучее и сильное  животное. А что же самое удивительное у слона? (хобот)

А зачем он нужен? (Ответ детей)

Он собирает листья, плоды, проявляет нежность, защищает от врагов. Семья у слона очень большая. Где численность слонов чрезмерно возрастает, существует опасность нанести природе ущерб, ведь большому слону каждый день требуется полтонны травы. Ребята, давайте и слона поместим в саванну. (Ребята располагают на карте)

Теперь двигаемся дальше. Появляется все больше растений. Проходить становиться труднее и труднее. В некоторых местах вообще только с топором. Да это же - влажные тропические леса. Сколько здесь интересного!

Вот, например, любимое лакомство обезьян. Что это? (Бананы) Показ рисунка.

А на чём растут бананы? (На пальме)

Давайте проверим. Подойдите к столу. У меня есть «умная» книга. Как она называется?- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Сейчас мы прочитаем: "На первый взгляд растения похожи на пальмы. Но такое впечатление обманчиво, поскольку на самом деле бананы не деревья, а травы! Правда, гигантские- высотой до 15м» (Энциклопедия для детей,том».Москва.Аванта+,1998г.стр. 405)

Так, где растут бананы? (ответы)

А вы как думали? (на пальме)

А оказалось? (на траве)

Кто разместит  растение на карте?

Ещё одно интересное растение- Кокосовая пальма. (Показ рисунка)

Как вы думаете, почему она так называется? (Растут на пальме кокосы)

А почему кокосы так называются? (Молчание)

Вы смогли ответить на мой вопрос? (Нет)

Что вызвало затруднение? (Мы не знаем)

Тогда слушайте.

Когда португальские моряки причалили к берегам Африки,  то они увидели пальмы. Между листьями они заметили что-то коричневое, и сказали «коко»,что значило-«обезьянки»!Но на самом деле это были плоды пальмы, которые мы сейчас  называет кокосы. Вот такая интересная история. Ребята, давайте кокосовую пальму разместим на карте.

А кто это прыгает с  дерева на дерево? (ГОРИЛЫ) показ рисунка.



Воспитатель:

Гориллы вовсе не лютые звери. Они питаются растениями. Большую часть времени  они играют и ищут пищу. Когда существует опасность, они бьют себя в грудь. Покажите, как они это делают (Дети имитируют поведение животных) Противник убегает. Такое поведение отпугивает непрошеных гостей. Давайте и эту замечательную обезьянку поселим во влажных экваториальных лесах.

Ребята, в Африке есть ещё очень много интересных животных и растений, но наше путешествие, увы, уже подходит к концу.

Чтобы вернуться на свой материк нужно произнести волшебные слова «Крибе, крабле, бумс»! (Закрывают глаза, произносят слова)

                                             Итог занятия.

Вот мы и дома! Вам понравилось путешествие, которое нам устроил МАСМЕЛО? Что нового узнали?

Где можете применить знания?

Стихотворение.

Приплыл по океану

Из Африки матрос

Малютку обезьяну

В подарок мне привёз.

Сидит она тоскует

Весь вечер на пролёт

И песенку такую

По своему поёт:

«На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах

Визжат мои подружки,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей.

Живут там обезьяны

И нет совсем людей».

Л. Громова.

В Африке пустыня есть

Вся в песках – Сахара.

Редкие колючки здесь,

Ведь воды – то мало.

А к экватору пойдёшь

Лес тропический найдёшь.

Львы, слоны, жирафы там,

Носорог, гиппопотам.

Змеи, обезьяны

Прячутся в лианах.

А зубастый крокодил

В самой длинной речке – Нил.

Есть ещё здесь чудо света:

Сфинкс и пирамиды это.

Там вулкан Килиманджаро

Дышит лавой и пожаром.

Стран различных целый ряд:

Ливия, Египет, Чад,

Эфиопия, Заир,

Мавритания, Алжир.

О. Ефимова «Животные Африки».

Львёнок в Африке живёт,

Лапу папину грызёт.

Не сердитесь на ребёнка

Зубки режутся у львёнка.

Зебра в Африке скучает,

Ждёт костюм повеселей.

Ведь в пижаме - каждый знает,

Не пойдёшь встречать гостей.

В жаркой Африке жираф

Намотал на шею шарф.

Из реки воды напился,

На полшеи простудился.

Пусть пока ещё ребёнок

Африканский я тигрёнок.

Всё борюсь со скукою,

Не рычу – мяукаю!

Африканские дороги

Очень любят носороги.

Стоит с кем - то повстречаться,

Начинают с ним бодаться.

Подбор дидактических игр.

1. Д\И: "Новые слова".

У льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).

А у бегемота толстые ноги, значит он какой? (толстоногий)

Если слон ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая)

У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

А у верблюда если один горб, то он? (одногорбый)

А если два горба, то (двугорбый)

2. Д\и: «Сосчитай»

Один кенгурёнок, два…, три…, четыре …, пять кенгурят.



3. Д\и: Назовите маму и её детёныша

львица – львёнок

тигрица – тигрёнок

зебра – зебрёнок



4. Д\и «Семья зверей»

Лев – львица – львёнок – львята

Верблюд – верблюдица – верблюжонок - верблюжата

5. Д\и: «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые… (обезьяны)

В Африке живут большие, толстокожие …(бегемоты)

В Африке живут сильные, гривастые… (львы)

В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые …(зебры)

В Африке живут пятнистые, длинношеие …(жирафы)

В Африке живут выносливые, двугорбые… (верблюды)

В Африке живут огромные, сильные … (слоны)



6. Д\и: «Чьё это?»

Грива чья? … львиная

Шея чья …жирафья

Хвост чей .. обезьяний

Хобот чей … слоновий

Горб чей … верблюжий



7. Закрепите материал с помощью небольшого теста. Правильные ответы отмечены плюсиком.

1.Что такое Африка?

а) страна

б) река


в) материк +

2.Есть ли в Африке пустыни?

а) да +

б) нет


в) раньше были, а теперь нет

3.Могут ли в пустыне жить обезьяны?

а) да

б) нет +


в) могут, но не все

4.Где живут слоны?

а) в саваннах +

б) в джунглях)

в) в пустынях

5.Что такое баобаб?

а) животное

б) цветок

в) дерево +

6.Зачем баобаб сбрасывает листья летом?

а) чтобы отрастить новые

б) чтобы сохранить влагу +

в) баобаб листья не сбрасывает

7.Какое из этих животных не живет в Африке?

а) лев

б) варан


в) белка +

8.Какие из этих животных живут в джунглях?

а) обезьяны +

б) черепахи

в) носороги

9. Что такое Лимпопо?

а) страна

б) река +

в) материк

10.Как еще называют тропический лес?

а) степь

б) пустыня

в) джунгли

11.Есть ли снег в Африке?

а) да

б) нет


в) есть на горе Килиманджаро

Подбор загадок по теме.

С пальмы вниз,

На пальму снова

Ловко прыгает…корова (обезьяна)

Длиннее шеи не найдёшь.

Сорвёт любую ветку …ёж (жираф)

Фрукты хоботом берёт

Толстокожий …бегемот (слон)

Над лесом

Солнца луч потух,

Крадётся

Царь зверей…петух (лев)

«Он огромней всех на суше.

У него большие уши.

Он чудесным шлангом–носом

Может с пальм срывать кокосы.

Издаёт он трубный глас.

С ним встречались вы не раз



В цирке или зоопарке.

А живёт он в странах жарких



И на острове Цейлон.

Угадали? Это …(Слон)»
Каталог: uploads -> doc
doc -> Программа магистратуры/ Специализация Код модуля по ооп 030200 «Политология»
doc -> С помощью решений Cisco построена система видеоконференцсвязи «Объединенной авиастроительной корпорации» «Объединенная авиастроительная корпорация»
doc -> Проект статьи руководителя проекта Михеева В. В. по вопросам организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления
doc -> Приложение №2 Предметизация. Библиографические источники: Мангутова, Светлана Дмитриевна
doc -> Отчет по итогам участия Республики Саха (Якутия) в Восточном экономическом форуме
doc -> Муниципальный инвестиционный стандарт
doc -> Перечень документов, представляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал