Переход дошкольное образование – первый класс



Скачать 52,84 Kb.
Дата30.10.2016
Размер52,84 Kb.
Переход дошкольное образование – первый класс
Для определения готовности к обучению в школе может использоваться комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе, а также фиксация «стартовых» учебных возможностей первоклассников. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.

Инструментарий для такой диагностики должен включать:

1. Рекомендации по проведению изучения готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.

2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов).

3. Таблицы для фиксации результатов обследования.

4. Анкету для учителя начальной школы.

5. Анкету для родителей.

6. Карту первоклассника.

7. Формы для списков школ, учителей и учащихся.

8.Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся.

Таблица 2

Инструменты диагностики готовности к школьному обучению


Предмет исследования

Методы

Источники

1. Уровень развития предпосылок учебной деятельности (УД)

- умение ориентироваться на систему требований;

- умение действовать по правилу, произвольность

- уровень развития общения со сверстниками


«Графический диктант» (фронтально) Д.Б. Эльконина;

«Образец и правило» (фронтально) А.Л. Венгера




«Готовность детей к школе» Под ред. В.И. Слободчикова Томск, Пеленг, 1992



- уровень развития самооценки

«Лесенка» (Т. В.Дембо- С.Я. Рубинштейн)

Н.И.Вьюнова, Л.В. Темнова Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М.,2003

2. Определение типа ситуации психического развития ребенка

(отношение к взрослому и к учебной задаче)

- определение типа отношения ребенка к учебному заданию


Метод наблюдения за детьми в процессе учебной работы и внеучебных ситуациях (отношение к оставленным учителем задачам, отношение к учителю и его требованиям, отношение к сверстникам)

«Раскраска» (фронтально)

«Колдун» (с целью выделения «группы риска»)

«Зеркало» (индивидуально с целью уточнения типа отношения ребенка к учебному заданию)



«Готовность детей к школе» Под ред. В.И. Слободчикова Томск, Пеленг, 1992


- мотивационная сфера

Определение мотивов учения (М.Г. Гинзбург)

- определение «внутренней позиции»

«Беседа о школе» Т.А. Нежновой

3. Уровень развития познавательной сферы

- актуальный уровень развития наглядно-образного мышления;

- умение пользоваться схемами и условными изображениями, пространственная ориентировка



«Рисунок человека» (фронтально)

«Лабиринт»


«Готовность детей к школе» Под ред. В.И. Слободчикова Томск, Пеленг, 1992




- развитие воображения

«Несуществующее животное»




- развитие произвольного внимания

«Домик» (Н.И. Гуткина)



Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживался с помощью специально разработанных анкет. При разработке инструментария могут использоваться авторские методики и материалы, материалы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (2001-2004 годы), а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS).

Необходимо определить оптимальный набор показателей, позволяющий осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Все показатели можно разделить на два блока:

– показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

– контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.

В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе делятся на три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.

Третья группа показателей (дополнительная), характеризует адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса. После проведения обследования в образовательном учреждении и обработки полученных данных формируется профиль готовности первоклассника (каждого ученика) к обучению в школе и профиль готовности класса в целом.



Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие позиции:

1. Познавательная сфера

  • Тест «Рисунок человека»

  • Тест «Графический диктант»

  • Тест «Образец и правило»

  • Тест «Первая буква»

  • Общая успешность в 4-х тестах.

  • Навыки чтения, письма, счета

2. Индивидуально-личностные особенности ребенка

  • Мотивация

  • Усвоение норм поведения в школе

  • Успешность функционирования в роли ученика

  • Взаимодействие со сверстниками

  • Эмоциональная стабильность (тревожность)

  • Эмоциональное благополучие

3.Семья как ресурс адаптации первоклассника

  • Подготовка к школе в семье

  • Установки родителей по отношению к школьному обучению

  • Условия ребенка в семье для обучения

  • Помощь ребенку в обучении

  • Цена адаптации ребенка к школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница