Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз



страница1/5
Дата23.10.2016
Размер0,7 Mb.
  1   2   3   4   5

Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога»




Проект «Развитие молодежного участия»

Проект осуществлен при поддержке Генерального Консульства Королевства Нидерланды


Партнеры по реализации проекта:

Управление по делам молодёжи администрации города Петрозаводска

НКО «Союз детских и молодёжных общественных объединений Карелии» (СДМ)


Развитие молодежного участия. Опыт города Петрозаводска / Проект «Развитие молодежного участия»; Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога» [сост. Д.В. Рогаткин]. – Петрозаводск. 2009. – 44 с. – 1000 экз.
Составитель: Д.В. Рогаткин, координатор Юниорского союза «Дорога», председатель НКО «Союз детских и молодежных общественных объединений Карелии» (СДМ).

В сборнике представлен опыт развития молодежного участия в городе Петрозаводске. Раскрыты основные положения концепции молодежного участия, теории позитивного развития молодежи, представлен опыт реализации городской молодежной политики, программ и проектов молодежных организаций. Адресован специалистам, работающим с молодежью.

В оформлении обложки использована фотография Алексея Лукиянчука.

Содержание публикации отражает точку зрения авторов и не является позицией Генерального Консульства Королевства Нидерланды.



Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога»


Интернет-сайт: http://doroga.karelia.ru

E-mail: doroga@karelia.ru

Телефон: (8-142) 77-46-80

Петрозаводск, 2009


Оглавление
Денис Рогаткин. Что такое молодежное участие?

Денис Рогаткин. АЙРЕКС в Карелии: опыт реализации Программы поддержки молодежных инициатив

Денис Рогаткин. Молодёжная политика Петрозаводска как политика развития молодежного участия

Светлана Начинова. «Молодежь не бывает плохой - она разная». Интервью

Сергей Воздвиженский, Денис Рогаткин. Система дополнительного образования как площадка для развития молодежного участия
Денис Рогаткин

Что такое молодежное участие?
Молодежное участие рассматривается во всем мире как фундаментальный принцип молодежной политики. Ключевая идея молодежного участия заключается в предоставлении молодым людям возможности оказывать влияние на все вопросы, которые касаются их жизни. Это влияние молодежь может реализовать как через участие в принятии решений совместно со взрослыми, так и через собственную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую жизнь.

До настоящего времени концепция молодежного участия не стала основой для разработки российских стратегических и программных документов в сфере молодежной политики. Обратимся к документам, принятым на европейском уровне.


Новая стратегия молодежной политики ЕС1

В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на ближайшее десятилетие (2010 – 2018 гг.). Получившая название «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей», новая стратегия исходит из того, что:



  • молодые люди являются одной из наиболее уязвимых групп общества, особенно в нынешних условиях экономического и финансового кризиса, и

  • в нашем стареющем обществе молодые люди являются важнейшим ресурсом.

Новая стратегия является межсекторальной, содержит как краткосрочные, так и долгосрочные меры, касающиеся ключевых областей политики, затрагивающих молодых людей в Европе: образование, занятость, творчество и предпринимательство, социальная интеграция, здравоохранение и спорт, общественное участие и добровольчество. В новой стратегии подчеркивается важная роль молодежной политики и определяются меры по усилению её эффективности на уровне Европейского Союза.

Стратегия основана на двустороннем подходе:



  • с одной стороны, инвестирование в молодежь – увеличение объема ресурсов, предоставляемых для развития отраслей, которые оказывают ежедневное влияние на молодых людей и обеспечивают их благополучие;

  • с другой стороны, наделение молодых людей правами и полномочиями – развитие и использование потенциала молодых людей для обновления общества, реализации европейских целей и ценностей.

Согласно опросам, образование, занятость, социальная интеграция и здоровье являются проблемами, которые больше всего волнуют сегодняшних молодых людей. Помимо этого, европейская молодежь должна иметь возможность самореализации в таких областях, как гражданское и политическое участие, добровольчество, творчество и предпринимательство, спорт и международное сотрудничество. С принятием новой стратегии различные мероприятия будут осуществляться как со стороны Европейской Комиссии, так и со стороны государств-членов ЕС.

Стратегия «Молодежь – инвестирование и расширение возможностей» преследует следующие цели:



  • создание более широких возможностей для молодежи в сфере образования и занятости;

  • полномасштабное участие всех молодых людей в жизни общества;

  • развитие солидарности между молодежью и обществом.

Заметим, что две последние цели из числа трёх, обозначенных Стратегией, напрямую указывают на приоритетность развития молодежного участия.

Говоря о новой стратегии ЕС для молодежи, Европейский комиссар по вопросам образования, культуры и молодежи Ян Фигель подчеркнул: «Молодежь – это наше настоящее и наше будущее, и мы должны приложить совместные усилия для открытия максимально возможных перспектив для наших молодых граждан, особенно в свете нынешнего экономического и финансового кризиса. Ключевой подход заключается в наделении молодых людей правами и возможностями для решения многочисленных проблем, с которыми они сталкиваются в сегодняшнем глобализованном мире. Наша новая стратегия является своевременным ответом на эти вызовы и открывает дверь в новую эру развития молодежной политики на уровне ЕС».

Стратегия также определила приоритеты развития молодежного участия на ближайшую трёхлетнюю перспективу. Целью на ближайшие 3 года названо обеспечение полного участия молодежи в жизни общества через вовлечение молодых людей в общественную жизнь на местном уровне и в различные формы представительной демократии, поддержку молодежных организаций и других форм обучения участию, поощрение участия неорганизованной молодежи и обеспечение качества информационных услуг.

Планируемые действия государств-членов ЕС и Европейской Комиссии по развитию молодежного участия:



  • Разработка стандартов качества молодежного участия, информирования и консультирования.

  • Дальнейшая политическая и финансовая поддержка молодежных организаций, национальных и местных молодежных парламентов.

  • Продвижение «электронного участия» с целью вовлечения большего количества неорганизованной молодежи.

  • Дальнейшее развитие возможностей для диалога между европейскими, национальными институтами и молодыми людьми.

Новая Стратегия молодежной политики ЕС – не первый документ европейского уровня, закрепивший приоритетность развития молодежного участия. Аналогичные положения были отражены и в нескольких предыдущих документах Европейского Союза и Совета Европы.

В 2003 году государства-члены ЕС утвердили следующие задачи по развитию молодежного участия:



  • усиление участия молодых людей в общественной жизни на местном уровне;

  • усиление участия молодых людей в системе представительной демократии;

  • обеспечение наибольшей поддержки различным формам обучения участию.

В сфере информирования молодежи были согласованы следующие задачи:

  • улучшение доступа молодежи к информационным услугам;

  • улучшение качества предоставляемой информации;

  • усиление участия самой молодежи в создании молодежной информации.

Наиболее известным в России документом по вопросам развития молодежного участия является Европейская Хартия об участии молодежи в жизни региональных и муниципальных образований (новая редакция принята в 2003 году).

Хартия подчеркивает большое значение активного участия молодежи в процессе принятия решений и деятельности на местном и региональном уровне для построения более демократического, солидарного и процветающего общества. Участие в демократической жизни любого сообщества не сводится к голосованию или выдвижению своей кандидатуры на выборах, говорится в Хартии. Участие в жизни общества и активная гражданская позиция предполагают наличие прав, средств, пространства и возможностей, а где необходимо – и поддержки, для участия в процессе принятия решений и влияния на этот процесс, а также участия в любых формах деятельности с целью построения лучшего общества.

Местные и региональные власти, находясь ближе других к молодежи, призваны сыграть важную роль в деле вовлечения молодежи в жизнь общества. При этом местные и региональные власти могут обеспечить, чтобы молодые люди не только имели возможность познакомиться с принципами гражданского общества, но применить эти знания на практике. Участие молодежи в жизни общества не ограничивается лишь формированием активных граждан для построения демократии в будущем. Для того, чтобы участие в жизни общества действительно имело смысл для молодых людей, крайне важно, чтобы они имели возможность влиять на решения и предпринимаемые шаги.

Для достижения реального участия молодежи в жизни общества необходимо предоставить в распоряжение молодежи определенный набор инструментов:



  • подготовка молодежи к участию в общественной жизни;

  • информирование молодежи;

  • вовлечение молодежи в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий;

  • расширение участия молодежи в работе СМИ;

  • поощрение молодежи к безвозмездному труду и служению обществу;

  • поддержка молодежных проектов и инициатив;

  • развитие молодежных организаций;

  • участие молодежи в неправительственных организациях и политических партиях.

Также Хартия уделяет большое внимание созданию молодежных представительных органов, таких как молодежные парламенты и советы.
Партнерство молодежи и взрослых2

Концепция участия предполагает возможность молодых людей свободно участвовать в социальных процессах и процессах развития. При этом такая вовлеченность должна быть активной, добровольной и осознанной.

Начинаясь в семье, молодёжное участие должно развиваться в школе. С возрастом пространство участия молодых людей в общественной жизни расширяется. Молодежное участие реализуется через молодежные организации, местные сообщества, органы власти и наднациональные структуры.

Однако наличие неких структур еще не является достаточным признаком, свидетельствующим о высоком уровне молодежного участия. Нередко структуры молодежного участия, такие как молодежные парламенты или ученические советы в школах, превращаются в формальные органы, от которых ничего не зависит. Поэтому необходимо учитывать не только наличие структур молодежного участия, но и реальную роль молодых людей в подобных структурах, наличие у них полномочий и возможностей оказывать влияние на происходящее.

В 1992 году социолог Роджер Харт разработал "Лестницу участия", в которой выделено восемь типов участия молодежи, начиная от манипулятивного до отношения к молодежи как к партнерам.



Уровни взаимодействия молодежи и взрослых согласно «лестнице Харта»:
1. Манипуляция

Взрослые руководят молодежью в соответствии с планом, известным только самим взрослым. Молодые люди не понимают, что происходит. Они не вправе поступать согласно собственному мнению. Взрослые используют некоторые идеи молодых людей, но не признают той роли, которую они сыграли.



2. Декорация

Молодые люди могут принимать участие в мероприятии, например, петь, танцевать или носить футболки с логотипами, но они не очень понимают смысл происходящего.



3. Символический

У молодых людей спрашивают мнение по тому или иному вопросу, но они ограничены в возможности высказать то, что они действительно думают.



4. Уровень информирования

Взрослые принимают решения о проекте и привлекают молодежь к выполнению отдельных ролей в качестве добровольцев. Взрослые адекватно информируют молодых людей и уважают их взгляды.



5. Информирование и консультации

Проект разрабатывается и запускается взрослыми, но с молодыми людьми советуются. Молодые люди полностью понимают происходящее, и их мнение принимается всерьез.



6. Инициатива взрослых, совместное принятие решений с молодежью

Инициатива реализации проекта принадлежит взрослым, но молодые люди вовлекаются во все этапы планирования и реализации проекта. С их мнением считается, и они участвуют в принятии решений.



7. Инициатива и выполнение силами молодежи

Молодые люди являются инициаторами проекта и принимают решения о том, каким образом его осуществлять. Взрослые присутствуют, но играют лишь вспомогательную роль.



8. Инициатива молодежи, совместное принятие решений с взрослыми

Молодые люди создают проект и приглашают взрослых участвовать в принятии решений. Молодежь не только наделяется правами и полномочиями, но также получает возможность перенимать опыт взрослых в процессе реализации проекта.



Молодёжное участие в эпоху информационного общества

По данным, приведенным в Стратегии государственной молодежной политики России (2006-2016 гг.), только 2,7% молодежи России имеют опыт участия в работе общественных организаций. Разработчики Стратегии констатируют: «В настоящий момент между властью и молодежью практически не осуществляется прямое информационное взаимодействие, более того, по данным исследований, в своем большинстве молодежь не испытывает доверия к информации и проектам, исходящим от власти»3.

На наш взгляд, сложившаяся ситуация свидетельствует о кризисе традиционных форм молодежного участия. При всей своей полезности, различные молодежные совещательные органы и другие традиционные структуры, являвшиеся ранее основными каналами взаимодействия с молодежью, перестают оказывать существенное влияние на молодежную среду.

Традиционные формы молодежного участия входят во все большее противоречие с новыми реалиями информационного общества. Молодежь – мобильна, она быстро осваивает новые информационные технологии и использует их в своей жизни. Все большую часть времени молодые люди проводят в сети Интернет. Виртуальное общение молодежи становится даже более интенсивным, чем общение в реальной жизни.

Структуры власти и общественные организации, занимающиеся работой с молодежью, пока не дали адекватного ответа на эти изменения. Создаваемые ими Интернет-ресурсы не идут ни в какое сравнение по количеству посещений с популярными среди молодежи чатами и форумами. При этом оперативность и актуальность этих ресурсов – крайне низкая. В результате не используется важнейший канал взаимодействия с молодежной аудиторией.

Проблема касается не только органов власти, но также и молодежных организаций, центров для молодежи и иных структур, призванных обеспечить развитие молодежного участия. Отсутствие каналов прямого информационного взаимодействия с молодыми людьми резко снижает возможности их включения в различные формы общественной активности.

Молодежь объективно нуждается в расширении возможностей участия в различных сферах жизни на местном и региональном уровне. Это касается таких вопросов, как доступ к информации, участие в принятии решений, поиск поддержки для реализации собственных проектов и инициатив, доступ к услугам молодёжных НКО, социальных служб и иных структур. Решение проблемы обновления каналов молодежного участия станет важным шагом вперед в формировании активного поколения граждан современной России.

Речь идет о развитии «электронного участия» (e-participation) молодежи, в том числе об использовании молодежными организациями информационных технологий для вовлечения молодежи в свои программы и создании системы мониторинга уровня участия молодежи в общественной жизни на основе информационных технологий.


Выводы

Спроецировав мировой опыт на отечественную практику реализации молодежной политики, можно выделить следующие ключевые направления работы по развитию молодежного участия:



  1. Молодежное информирование. Необходимо не только предоставить молодежи информацию о возможностях участия в жизни общества, но и наладить постоянное информационное взаимодействие между молодежью и структурами молодежной политики. Для молодежи это, в том числе, создаст возможность влиять на принимаемые решения через Интернет.

  2. Развитие программ и проектов, которыми управляет сама молодежь. Нужно признать, что большинство проектов и программ, которые реализуются в рамках молодежной политики, разрабатываются по инициативе взрослых и предусматривают лишь ограниченную роль молодежи, а то и вовсе адресованы молодым людям как получателям услуг. Очевидно, что роль молодежи в управлении проектом должна стать ключевым критерием при принятии решения о его финансовой поддержке из средств, выделяемых на реализацию молодежных программ.

  3. Развитие молодежного представительства. Через формы представительства на разных уровнях молодым людям должна быть предоставлена возможность влиять на принятие решений, касающихся их жизни. Внимание к мнению молодых людей и учет их предложений должны стать нормальной практикой деятельности всех структур, работающих с молодежью.

Молодёжное участие должно рассматриваться не в качестве одного из направлений реализации молодежной политики, а в качестве фундаментального принципа её реализации. Это означает, что принцип молодежного участия должен присутствовать во всех направлениях работы с молодежью, а уровень молодежного участия необходимо рассматривать в качестве основного критерия оценки ее эффективности. Можно говорить о молодежной политике в первую очередь как о политике развития молодежного участия.
Денис Рогаткин
АЙРЕКС в Карелии: опыт реализации Программы поддержки молодежных инициатив
С 2008 года Карелия участвует в реализации Программы поддержки молодежных инициатив. Программа разработана Советом по международным исследованиям и обменам АЙРЕКС и финансируется Агентством по международному развитию США.

Цель программы – содействовать распространению опыта лучших молодежных проектов, показавших свою успешность в регионах России.

Традиционным механизмом поддержки социальных проектов являются грантовые конкурсы. Для получения гранта заявители разрабатывают оригинальные проекты, предлагая новые методы решения существующих проблем. Множество организаций независимо друг от друга изобретают один и тот же велосипед, подчас не подозревая, что велосипед уже давно изобретен коллегами из соседнего региона.

АЙРЕКС предложил оригинальную схему реализации Программы:



  • На первом этапе был проведен «Конкурс инноваторов» – организации из всех регионов России могли представить свои проекты, которые ими уже успешно апробированы и могут быть тиражированы в других регионах. По итогам конкурса было отобрано 25 лучших проектов;

  • В каждом из семи целевых регионов Программы были созданы молодежные инициативные группы, желающие познакомиться с этим опытом и выбрать для практической реализации какой-либо из предложенных проектов. Отбором молодежных инициативных групп (участники программы называют их МИГами) занимались Региональные координирующие организации – партнеры АЙРЕКС по реализации Программы. Региональные координаторы также участвовали в выборе проектов, наиболее актуальных для своих регионов. Так, для возможного тиражирования в Карелии из 25 проектов было выбрано 12. Региональной координирующей организацией в Карелии является Юниорский союз «Дорога»;

  • В мае 2008 года МИГи из Карелии встретились с инноваторами в Петрозаводске на Ярмарке молодежных проектов, во время которой они получили возможность изучить их опыт в непосредственном общении;

  • Летом 2008 года был проведен грантовый конкурс для МИГов. Выбрав один из предложенных проектов, МИГи совместно с инноваторами должны были предложить годовой план реализации этого проекта в Карелии. По итогам конкурса Программа предоставила гранты в размере от 100 до 125 тысяч рублей на реализацию в Карелии семи проектов.

  • Инноваторам, чьи проекты получили поддержку, Программа также предоставила гранты для ведения деятельности по методической поддержке МИГов. Таким образом, организации, приступившие к внедрению новых технологий, имели постоянную возможность получать консультации разработчиков проектов, как дистанционно, так и лично.

В Карелии Молодёжные инициативные группы созданы при молодежных центрах, общественных организациях и образовательных учреждениях. Каждый МИГ возглавляет взрослый куратор, выполняющий роль руководителя проекта. Возраст молодежи, входящей в состав инициативных групп – от 14 до 23 лет.

Принципиальным подходом Программы является то, что проекты должны осуществляться самими молодыми людьми при партнерской поддержке со стороны взрослых. В основу Программы была положена теория позитивного развития молодежи, о которой мы поговорим подробнее.


Теория позитивного развития молодежи4

В рамках теории позитивного развития молодые люди рассматриваются как потенциал общества, который нужно не только наращивать, но и использовать уже сейчас. Молодёжь может предложить свое видение мира, энергию и способности для решения существующих общественно важных проблем.

До начала 90-х годов ХХ века большинство молодежных программ были нацелены на борьбу с негативными явлениями, существующими в молодежной среде. После анализа результатов подобных программ исследователи пришли к выводу, что предлагаемые методы недостаточны для решения проблем молодежи в целом. Основной вывод, который был сделан в результате исследований: «Не имеющий явных проблем молодой человек – не значит хорошо подготовленный к взрослой жизни».

Это не означает того, что профилактические программы не нужны. Однако необходимо осознавать, что подобные программы решают узкие задачи, и предлагаемые ими подходы не могут быть приняты за основу для выстраивания работы с молодежью в целом. Для того, чтобы стать успешными во взрослой жизни, молодым людям не достаточно «держаться подальше от проблем». Для достижения жизненного успеха они должны овладеть широким набором социальных компетенций.



Изменение подхода к работе с молодежью, предложенное теорией позитивного развития, заключается в следующем:

  • прежний подход: проблемы, существующие в молодежной среде, рассматриваются как основное препятствие для развития молодых людей. Из этого вытекает необходимость сосредоточиться на профилактике этих проблем (т.н. негативных явлений). Следствием этого подхода являлась специфическая организация молодежных программ:

    • работа не с молодежью в целом, а только с определенными категориями молодых людей: например, трудные и талантливые;

    • передача молодежных программ в руки узких специалистов по принципу «этим должны заниматься профессионалы», при этом общественные структуры оказываются на обочине процесса как «дилетанты»;

    • реактивный характер планирования: реакцией на появление в молодежной среде той или иной проблемы становится запуск новой программы, призванной с ней справиться. В результате одно ведомство борется со СПИДом, другое – с наркоманией, третье – с правонарушениями. Огромные усилия тратятся на нейтрализацию последствий неблагополучия, тогда как общие причины возникновения негативных явлений остаются вне сферы внимания;

    • молодые люди рассматриваются не как равноправные участники молодежных программ, а как клиенты, получатели тех или иных услуг.

  • новый подход: необходимо концентрироваться не на профилактике негативных явлений, а на развитии позитивных возможностей и сильных сторон молодых людей, которые обеспечивают их успешность. Так, благодаря привлечению к работе в социально направленных программах, прежде всего формируются жизненные навыки молодых людей, что, в свою очередь, снижает вероятность возникновения поведенческих проблем. Программы позитивного развития молодых людей основаны на следующих принципах:

    • позитивная ориентация: вместо вопроса «что мы можем сделать для искоренения негативных явлений?» ставится вопрос «какие возможности, какую поддержку нужно предоставить молодым людям для того, чтобы они были подготовленными и вовлеченными в жизнь общества?»;

    • опора на сильные стороны: необходимо предоставить молодым людям возможности для развития своих способностей, имеющихся у них «сильных сторон», которые позволят им найти своё место в жизни;

    • универсальность: вместо разделения молодежи на категории по принципу наличия той или иной социальной проблемы и отдельного воздействия на каждую из категорий проблемной молодежи, необходимо создавать возможности для развития всех молодых людей, вне зависимости от различий;

    • опора на общество: позитивное развитие молодежи – дело всего общества, а не только специалистов. Из этого следует, что обеспечение позитивного развития молодежи требует расширения сферы деятельности традиционных молодежных программ и привлечения широкого спектра общественных структур;

    • партнерство: молодые люди должны находиться не в роли получателей услуг, а в роли партнеров. Они должны иметь возможность вносить свой собственный вклад в планирование и реализацию деятельности.

Авторы теории позитивного развития выделяют три основных модели взаимоотношений взрослых и молодежи:

  • Молодежь как объект (дрессура). Молодежь ставится в позицию объекта воздействия со стороны взрослых. В этом варианте работа с молодежью строится по четким правилам, каждое действие предсказуемо, система предполагает смену поощрений и наказаний. Вся ответственность за процесс и результат деятельности лежит на взрослых. Сформированный таким образом у молодых людей алгоритм поведения четкий, но неустойчивый – молодые люди поступают так, как им предписано, только находясь в поле зрения взрослых.

  • Молодежь как получатели (репетиторство). В этой модели взрослые стремятся передать молодым людям накопленный ими жизненный опыт. Взрослые обучают молодых людей алгоритмам деятельности, которые оказались успешными в их практике и предоставляют возможность их освоить. Модель является весьма эффективной, поскольку молодые люди имеют возможность взаимодействовать с взрослыми и оценить передаваемый опыт через практику собственной активности. Однако, в условиях современного, быстро изменяющегося мира этот подход становится ограниченным: в силу стремительного развития технологий опыт предыдущих поколений быстро устаревает. Сегодня молодежь должна уметь не столько присваивать чужой опыт, сколько нарабатывать свой собственный. Как это ни парадоксально, все чаще не молодежь учится у взрослых, а наоборот – взрослые у молодежи.

  • Молодежь как партнеры (партнерство). Ответственность за приобретение знаний и опыта делится пополам между молодыми людьми и взрослыми: я, взрослый, создаю структуру, а ты, работая в ней, приобретаешь свой собственный опыт, и что именно ты вынесешь для себя в результате – зависит только от тебя. Взрослые создают структуру и событийность, тогда как степень активности является ответственностью молодых людей. Ключевой особенностью модели партнерства является ответственное участие молодежи в управлении деятельностью: молодые люди не только являются исполнителями, но и принимают решения совместно с взрослыми, разделяя ответственность за последствия принятых решений. Ответственное отношение молодежи к делу формируется не сразу. Требуются терпение и определенные усилия со стороны взрослых, но в этом случае результаты могут превзойти все ожидания и являются очень стабильными. Именно на выстраивание партнерских отношений молодежи и взрослых ориентирована теория позитивного развития.

Цель эффективных взаимоотношений взрослых и молодых людей – приобретение последними практического опыта, который усиливает потенциал молодежи и помогает им стать активными членами общества. У взрослых, в свою очередь, появляется возможность по-новому взглянуть на «старые» проблемы, они получают заряд энергии и позитивный настрой, которыми обладают молодые.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие цели программ позитивного развития молодежи:



  • предложить молодым возможность приобретения опыта, знаний и навыков для адекватного усвоения того огромного объема информации, с которым они сталкиваются в современной жизни;

  • предоставить молодым людям возможность приобрести опыт долгосрочных поддерживающих взаимоотношений со взрослыми через участие в молодежных программах;

  • предоставить молодым людям возможность получить подготовку к самостоятельной взрослой жизни, включая формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница