«под парусом»



страница1/23
Дата26.09.2017
Размер8,09 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Иоахим Шульт

«ПОД ПАРУСОМ»

Издательство «Физкультура и спорт», Москва, 1959 г.

Редактор А. И. Шавердова

Спецредактор Е. Г. Кошелев

Технический редактор А. А. Доценко

Художественный редактор В. Г. Петухов

Корректоры 3. Г. Самылкина и А. Ю. Гринштейн

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Перевод книги известного немецкого яхтсмена И. Шульта «Под парусом» является первой попыткой познакомить читателей с опытом зарубежного парусного спорта.

Книга написана популярным, простым языком и рассчитана на широкий круг занимающихся парусным спортом.

Первую часть автор посвящает описанию конструкции яхты, излагает основы теоретического чертежа.

Читатель знакомится с видами древесины и тросов — манильского, сизальского и перлонового.

Впервые публикуются сведения о парусной ткани, ее строении, свойствах. При этом рассказывается не только об общепринятых видах тканей, но и о новых, сделанных из искусственных материалов. Имеющиеся в книге таблицы весов тканей для различных парусов помогут яхтсмену оценить качество ткани и подобрать для своего паруса наиболее подходящую.

Ценные советы дает автор по уходу за яхтой. Очень подробно рассказано о ремонте корпуса яхты.

Весьма практичны советы по определению состояния яхты и выявлению ее дефектов. Здесь автор подсказывает, на что нужно обратить особое внимание, чтобы правильно оценить состояние корпуса яхты и такелажа.

Вторая часть книги посвящена вопросам обучения яхтсмена. В ней рассматриваются приемы постановки и уборки парусов, снастей, расчалки яхты на стоянке, даются советы о содержании судна во время плавания. Хорошо освещает автор ряд положений лавировки яхт в различных условиях плавания и особенности управления яхтой.

Несомненный интерес для яхтсменов, ежегодно отправляющихся в дальние плавания, представляет третья часть, излагающая вопросы устройства и оборудования крейсерской яхты.

К недостаткам книги следует отнести то, что автор в ряде мест в погоне за популярностью упрощает изложение, недостаточно полно дает сведения о ветре и о аэродинамике паруса. Бессистемно приводится яхтенная терминология.

Книга И. Шульта «Под парусом» издана в Берлине (ГДР) издательством «Спортферлаг» в 1957—1958 гг. тремя отдельными выпусками. Для удобства пользования издательство «Физкультура и спорт» объединило эти выпуски в отдельную книгу.

При переводе были произведены некоторые сокращения текста. Так, в первой части сокращено описание национальных классов яхт ГДР и помещены только те, которые могут представить интерес для советских яхтсменов. Во второй части опущена глава о правилах плавания по водным бассейнам ГДР.

Книга может быть использована яхтсменами и руководителями кружков в качестве дополнительного пособия при обучении яхтсменов-рулевых, подготавливаемых в коллективах физической культуры.



КНИГА ПЕРВАЯ

УСТРОЙСТВО ПАРУСНОЙ ЯХТЫ И УХОД ЗА НЕЙ

ОТ АВТОРА

Вдыхая ни с чем несравнимый запах краски, парусов я просмоленных канатов, я впервые осторожно прокрался между эллингами, в которых хранились яхты одного яхт-клуба и, сгораемый страстным желанием, смешанным со страхом, заглянул в открытые люки. Мое мальчишеское любопытство, наконец, взяло верх, и я полез, спотыкаясь о флоры и ударяясь о переборки, в темное нутро элегантной яхты из красного дерева, а затем солидного дубового баркаса.

С тех пор я часто с бьющимся сердцем часами просиживал на корточках рядом со швертовым колодцем в низкой каюте, а голова моя в это время была преисполнена самых смелых мечтаний, уносивших меня в далекий океан.

Весной, когда начались подготовительные работы и в зимнем эллинге было шумно и людно, я тоже стал действовать: после нескольких рукопожатий грубая мужская рука помогла мне спуститься в носовой трюм. Мне поручили очистить трюм и те места, в которые может пролезть без труда только самый маленький. Охваченный желанием трудиться, я чистил, скоблил, красил и был горд от сознания того, что имею право находиться на «борту».

Затем яхты вышли в море для первой дифферентовки, и на этот раз мои старания оказались ненапрасными. Мне разрешили плыть на яхте, убирать ее, работать на стаксель-шкотах, а позднее, в далеких гаванях, когда усталые от долгого перехода матросы лежали на своих койках, делать покупки или же смотреть за яхтой и парусом на то время, когда матросы, валко ступая по трапу, уходили на берег.

Сейчас каждый, кто хочет отправиться в самостоятельное путешествие по рекам и морям, в любое время может воспользоваться яхтами, принадлежащими теперь всему народу. Однако борьба с ветром, водой, различными превратностями погоды требует от яхтсмена не только желания и любви к делу. Наряду с необходимым мужеством, уверенностью в своих силах, присутствием духа и умением спокойно оценивать обстановку, яхтсмену нужен также известный опыт и прежде всего хорошие теоретические знания

Данная книга и содержит в себе тот запас знаний, который необходим каждому начинающему яхтсмену.

На том долгом и не всегда легком пути к получению звания классного рулевого автор хотел бы стать вашим другом и советчиком. Только к тому, кто сумеет совместить теоретические знания с практическим опытом, придут в будущем спортивные победы.

Иоахим Шульт

Берлин, 1957 г.


СОДЕРЖАНИЕ





От издательства.

2

Книга первая. Устройство парусной яхты и уход за ней.

3

От автора.

-

Глава 1. Раскрытые секреты.

4

Глава 2. Корпус судна.

8

Глава 3. Вооружение яхты.

24

Глава 4. Такелажные работы.

38

Глава 5. Классы яхт.

51

Международные классы.

-

Монотипы.

-

Класс «Дракон».

-

«Звездный класс».

-

«Летучий голландец».

53

5, 05-метровый швертбот.

-

Швертбот «Олимпик» 1936г..

-

Швертбот «Финн».

-

Свободные классы.

54

5, 5-метровый гоночный класс.

-

7-метровая крейсерско-гоночная яхта.

-

8-метровая крейсерско-гоночная яхта.

-

Национальные классы.

-

Монотипы.

-

«Пират».

-

Свободные классы.

55

Крейсерский швертбот с парусностью 20 м2.

-

«Турист» с парусностью 15 м2.

-

Глава 6. Уход за яхтой.

57

Удаление старой краски.

58

Работа перед первой покраской.

60

Малярные работы как ремесло.

64

Покраска деревянных яхт.

67

Покраска металлического корпуса.

69

Покраска подводной части судна.

70

Уход за палубой.

71

Уход за внутренними частями яхты.

73

Зимнее хранение.

74

Глава 7. Уход за парусом.

77

Виды парусной ткани.

-

Изготовление парусной ткани из хлопка.

-

Характеристика хлопчатобумажной ткани.

78

Изготовление паруса из хлопчатобумажной ткани.

80

Уход за парусом из хлопчатобумажной ткани.

82

Ткани из синтетических волокон.

84

Глава 8. Покупка яхты.

87

Приложения.

93

Книга вторая. Маневрирование яхты.

99

Глава 1. Первый урок по парусу для яхтенного матроса.

-

Глава 2. Ветер.

111

Глава 3. Первый урок рулевого.

123

Управление яхтой на курсе бейдевинд.

-

Поворот оверштаг.

-

Лавировка.

125

Полные курсы.

126

Курс фордевинд.

-

Поворот фордевинд.

127

Глава 4. Выход из гавани и постановка яхты на место.

130

Выход из гавани.

-

Подход к причалу.

133

Глава 5. Маневрирование яхты.

137

Маневрирование при шквалистом ветре.

-

Взятие рифов.

-

Опрокидывание яхты и постановка её на киль.

138

Постановка яхты на якорь и снятие с него.

139

Человек за бортом.

141

Прохождение через шлюзы.

142

Буксировка.

-

Снятие с мели.

145

Глава 6. Что надо делать при авариях.

148

Повреждения корпуса.

-

Повреждения такелажа.

149

Поломки руля

150

Глава 7. Традиции и обычаи яхтсменов.

152

Глава 8. Парусные регаты.

155

Книга третья. Оборудование крейсерской яхты.

161

От автора.

-

Глава 1. Корпус яхты.

-

Мореходные качества.

162

Конструктивные признаки.

163

Безопасность в море.

166

Глава 2. Оборудование палубы.

167

Откидные люки.

-

Сдвижные люки.

168

Верхние светлые (световые) люки.

169

Чехлы на светлые люки.

170

Дождевые колпаки.

171

Кокпит.

173

Палубные устройства.

174

Леерные устройства.

175

Страховочные канаты.

177

Спасательные приборы.

178

Радиолокационные отражатели.

180

Вентиляторы.

181

Сектор для гика.

185

Установка огней.

187

Рычажная лебедка.

190

Битенг.

191

Глава 3. Якоря и якорные устройства.

192

Типы якорей.

-

Выбор якоря.

196

Якорное устройство.

200

Якорные цепи и канаты.

204

Глава 4. Паруса.

211

Распределение площади парусности.

211

Вес парусной ткани.

214

Грот.

215

Штормовой парус.

216

Приспособления для рифления.

217

Стаксель.

219

Бизань-стаксель.

222

Стаксель в качестве спинакера.

224

Спинакер.

-

Приспособления для спинакера.

226

Двойной спинакер.

229

Спинакер на штаге.

231

Глава 5. Такелаж.

232

Мачта.

-

Расположение краспиц, вант и штагов.

234

Наклон мачты.

239

Топовая оковка.

240

Оковка краспиц.

241

Рельсы и ползунки на мачте.

242

Крепление мачтовых ползунков к парусу.

244

Оковка пятки гика.

245

Ванты.

-

Бакштаги.

247

Штаги.

249

Вант-путенсы.

250

Защита от молнии.

251

Рангоутные дерева.

253

Бегучий такелаж.

255

Фалы.

-

Шкоты.

258

Завал-тали.

261

Оттяжка гика.

262

Глава 6. Каюта.

263

Планировка помещения каюты.

-

Койки.

-

Шкафы.

266

Выдвижные ящики.

267

Полки.

268

Столы.

-

Места для сидения.

270

Стол для карт.

-

Укладка парусов.

271

Откачивающие помпы.

272

Газовая плита.

273

Камбуз.

276

Провиант.

277

Питьевая вода.

278

Слани.

279

Бортовой туалет.

-

Прочее снаряжение

-

Глава 1. РАСКРЫТЫЕ СЕКРЕТЫ

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему яхта идет по ветру в том направлении, в каком только захочет рулевой? Ветер, дующий над поверхностью воды, гонит перед собой любое тело, плывущее по ее поверхности. При постоянной скорости ветра оно движется тем быстрее, чем меньше оказывает ему сопротивление вода и чем больше поверхность тела, которая испытывает на себе силу ветра Для того чтобы лучше уловить ветер и использовать его силу для приведения в движение плывущего на воде предмета, на нем устанавливают парус, увеличивающий поверхность, на которую действует давление ветра.

Однако предмет, имеющий со всех сторон одинаковую форму подводной части (например, куб, кастрюля или плот), может двигаться только в том направлении, в котором дует ветер, так как со всех сторон он испытывает одинаковое сопротивление воды. Даже при изменении положения паруса направление движения предмета останется в основном неизменным. Только тогда, когда предмету будет придана обычная форма лодки, он сможет двигаться под парусом в ином направлении, чем то, которое определяет ветер. Лодочная форма как бы в миниатюре изображает собой погруженную в воду и расположенную в направлении движения плоскость. При лодочной форме в наибольшей степени уменьшается поверхность тела в направлении его движения, чем снижается лобовое сопротивление, но зато увеличивается площадь поверхности, расположенной перпендикулярно движению, т. е. боковое сопротивление. Боковая часть судна, находящаяся под водой, называется боковой проекцией (рис. 1).






Рис. 1.
Следовательно, корпус судна должен быть сконструирован таким образом, чтобы он по своей форме или соответствовал выше приведенной боковой проекции, или давал возможность укрепить на нем дополнительные плоскости, водяное сопротивление которых по ходу судна (для возможно большего сокращения лобового сопротивления) должно быть наименьшим, а перпендикулярно к движению (для увеличения бокового сопротивления)— наибольшим. Если такая плоскость жестко соединена с корпусом, она называется килем, а судно — килевым судном; если же плоскость может убираться (подниматься), то она называется швертом, а судно — швертботом.

Исходя из тех же принципов, производится и установка парусов. Они устанавливаются в продольной плоскости судна таким образом, чтобы обеспечить наиболее полное использование силы ветра, для чего на судне имеется хорошо укрепленная со всех сторон мачта, обеспечивающая поворот паруса в обе стороны на 90°. С помощью тросов парус можно установить под любым углом к продольной оси судна. Давление ветра на поверхность паруса и его наиболее выгодная установка по отношению к корпусу судна, при котором обеспечивается наименьшее лобовое и наибольшее боковое сопротивление, дают яхте хороший ход, преимущественно вдоль его продольной оси. Отсюда мы можем плыть в любом направлении, как по ветру, а если угол паруса около 45°, то и против ветра; применяя лавирование (движение зигзагами против ветра), можно прийти к цели, расположенной в той стороне, откуда дует ветер.





Рис. 2.

Возникающая в результате давления ветра на поверхность паруса сила стремится прижать выступающие над корпусом судна мачту и паруса к поверхности воды и тем самым опрокинуть все судно. Если мы хотим, чтобы судно сохранило свое нормальное положение на плаву, то остойчивость корпуса судна должна обеспечивать противодействие этой опрокидывающей силе. Поэтому корпус судна по своей форме и прочности строится таким образом, чтобы при любом боковом наклоне, вызванном давлением ветра, он обладал достаточной поперечной остойчивостью; продольная же остойчивость в большинстве случаев уже обеспечена длиной судна (рис. 2).

Если на плывущую доску установить мачту и парус для того, чтобы она двигалась быстрее, то окажется, что на плаву доска не сохранит своего горизонтального положения и перевернется (рис. 3). Однако, если к той части поверхности доски, которая находится под водой, прицепить балласт, то доска уже сможет сохранить свое первоначальное положение на плаву и при крене снова будет возвращаться в прежнее положение (рис. 4). В основу этого положен тот же принцип, что и в игрушку «ванька-встанька» (рис. 5). (Укрепленный в нижней части игрушки груз немедленно поднимает «ваньку-встаньку» из любого наклонного положения.) В зависимости от места расположения балласта на судне различают внутренний и внешний балласт. Чем тяжелее груз и чем ниже он расположен, тем больше остойчивость веса судна (весовая остойчивость).







Рис. 3. Неустойчивое положение

Рис. 4. Стабильное остойчивое положение

Учитывая, что глубоко сидящий балластный киль, или фальшкиль, имеет ряд недостатков, попытаемся обойтись без дополнительных грузов — балластин. Для этого свяжем нашу доску с другими в один плот (рис. 6), с тем чтобы при наличии мачты он смог оказать значительное сопротивление опрокидывающей силе ветра за счет своей широкой плывущей поверхности. В этом положении плот будет обладать остойчивой формой (рис. 7). Если, коснувшись воды, тело почти не делает крена, то можно сказать о нем, что оно обладает большой начальной остойчивостью.




Рис. 5. Остойчивость веса
Наша же утяжеленная грузом доска быстро кренится на воде, однако также быстро принимает и свое первоначальное положение, независимо от величины крена. Таким образом, несмотря на малую начальную остойчивость, доска обладает большой конечной остойчивостью. Для обеспечения продольной остойчивости, в противоположность поперечной, совершенно не требуется каких-либо особенных конструктивных решений, так как остойчивость обеспечивается сама по себе за счет длины корпуса судна.




Рис. 6. Низкая и высокая остойчивость

формы



На мелководье, где осадка судна ограничена, наибольшее распространение получили швертботы, реже — килевые яхты. Борьба с креном или даже с перевертыванием швертботов, имеющих очень остойчивую форму, обеспечивается подвижным балластом, роль которого выполняет вес самого экипажа (рис. 8). Чем дальше свешивается человек с обращенной к ветру стороны судна, тем больше становится плечо рычага и тем действеннее груз, оказывающий сопротивление силе ветра. Таким образом, для придания швертботу наилучшего положения на плаву недостаточно только управлять рулем, парусом и швертом, а необходимо также участие и корпуса человека.





Рис. 7. Остойчивость формы

Рис. 8.

Паруса яхты должны отвечать целому ряду требований, определяющих способ постановки и управления ими, а также форму и материал, идущий на их изготовление. Парус укрепляется таким образом, чтобы обеспечить возможность поворота его в обе стороны, а также снятия по приходе судна в гавань. В зависимости от того, дует сильный или едва ощутимый ветер, следует иметь возможность уменьшить или увеличить площадь паруса. Величина и распределение поверхностей парусов должны быть согласованы с площадью бокового сопротивления судна так, чтобы точка паруса, в которой концентрируется давление ветра (так называемый центр парусности), находилась бы примерно на перпендикуляре, восстановленном из центра бокового сопротивления, в котором сходятся действующие в противоположном направлении силы, оказывающие сопротивление боковому давлению на подводную часть судна. В целях увеличения остойчивости судна центр парусности следует располагать как можно ниже. Учитывая все это, конструктор яхт еще до начала строительства судна вынужден сделать огромное количество расчетов, прежде чем сможет сдать свои чертежи на судостроительную верфь.

Глава 2.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница