Подход к периодизации психического развития по Д. Б. Эльконину Изучите источник



Скачать 78,33 Kb.
Дата26.11.2017
Размер78,33 Kb.
Разработчик: Н.Г. Семёнова

Курс: Специальное дошкольное образование, 2 курс

Тема: Подход к периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину

Изучите источник.



1. Письменно ответьте на вопросы.
1.1. Какое содержание Д.Б. Эльконин вкладывал в понятие «общественный взрослый»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Какая сфера опережает в своем развитии другую при переходе из раннего детства - в дошкольное.
______________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу
Подход к периодизации психического развития Д.Б. Эльконина

Возраст

Система
отношений

Сфера
деятельности

Виды ведущей
деятельности

Центральное возрастное новообразование

Младенчество













Раннее
детство













Дошкольное детство














Подход к периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину

Остановимся на периодизации Д.Б. Эльконина, который развил представления


Л.С. Выготского о детском развитии. В основе данной периодизации используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования - психические функции, которых не было ранее в готовом виде, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.

Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения - деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру.

Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение.

В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации. Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени. Хотя, безусловно, каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие (скажем, рисование и составление аппликаций способствуют развитию восприятия). Условия жизни ребенка таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве - в непосредственно эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте - манипулируя с предметами, в дошкольном детстве - играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте - в учебной деятельности, в подростковом - в интимно-личностном общении со сверстниками, в старшем школьном - при подготовке к будущей профессии.

Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок - вещь» и «ребенок - взрослый».

Но вещь, обладая определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею, это, по сути - общественный предмет, действовать с которым ребенок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но и представитель какой-то профессии, носитель других видов общественной деятельности, с их специфическими задачами и мотивами, нормами отношений, т.е. общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы.

В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок - общественный взрослый» или, шире, «человек - человек».

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста - математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне но, по существу, и то и другое - освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок - общественный предмет» или «человек - вещь».



В деятельности первого типа, главным образом, развивается в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек - человек» и «человек - вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся.


Рис.1 Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину


Обозначения:



развитие мотивационно-потребностной сферы



развитие интеллектуально-познавательной сферы



переходы от эпохи к эпохе



переходы от периода к периоду

Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно - потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Для периода младенчества центральным новообразованием является потребность в общении, для раннего детства - сознание самого себя «Я-сам», для дошкольного возраста - соподчинение мотивов, возникновение самосознания.

Использованный источник: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. - М.: ТЦС. 2008. - 464 с.
Инструмент проверки

1.

1.1. (Взрослый) человек, являющийся носителем какой-либо социальной роли (с присущими ей знаниями, поведением, мотивами…).

1.2. Мотивационно-потребностная.
2.

Подход к периодизации психического развития Д.Б. Эльконина



Возраст

Система
отношений

Сфера
деятельности

Виды ведущей деятельности

Центральное возрастное
новообразование

Младенчество

«Ребенок взрослый»/ «ребенок - общественный взрослый»

мотивационно-потребностная сфера

непосредственно-эмоциональное общение

Потребность в общении

Раннее детство

«Ребенок-вещь»/ «ребенок - общественный предмет»

интеллектуально-познавательная сфера

предметно-манипулятивная деятельность

Сознание «Я-сам»

Дошкольное детство

«Ребенок взрослый»/ «ребенок - общественный взрослый»

мотивационно-потребностная сфера

ролевая игра

Соподчинение мотивов.

Самосознание






1.

За верный ответ

1 балл

2.

За верный ответ

1 балл

3.

За каждую полностью и верно заполненную строку

2 балла

За каждую строку, заполненную с одной ошибкой или пропуском

1 балл

Максимально

6 баллов

Максимальный балл

8 баллов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница