Покровская Е. М., Озеркин Д. В. (г. Томск)



Скачать 90,93 Kb.
Дата16.08.2017
Размер90,93 Kb.

Покровская Е.М., Озеркин Д.В. (г. Томск)




Алгоритм обеспечения информационно-коммуннкационной безопасности личности

Прежде чем говорить об алгоритме обеспечения информационно-коммуникационной безопасности (ИКБ) личности, важно определить, что представляет собой функционирование субъекта в инфокоммуникационном пространстве. По сути это – межперсональное кросскультурное взаимодействие. Выявлены [1, с. 41] следующие механизмы регуляции эффективного кросскультурного взаимодействия:

- развитие способности к эмпатии, основанной на технике вникания в переживания другого человека и реализующей принцип подобия определенных биосоциальных особенностей интеркоммуникантов;

- формирование способности к глубокому осмыслению окружающей реальности, в нашем контексте в речевой коммуникации, выраженной в таксономических этномаркированных стереотипах (когниция);

- развитие умения избирательности восприятия, умения вычленить главные и игнорировать второстепенные признаки коммуникативной ситуации (абстрагирование и фильтрация, упрощение отфильтрованной информации);

- формирование способности к включению в общую аналитико-синтетическую деятельность (ассоциирование, комбинирование и реорганизация информации);

- развитие способности к рефлексии, «расшифровке» истинных целей и мотивов поведения интеркоммуникантов, преодолению стереотипов социальной перцепции, разного рода негативных установок. Рефлексирование ценностных ориентаций, статусно-ролевых позиций, мотивов, черт характера;

- развитие личностных качеств субъекта.

Однако данные механизмы не работают без учета коммуникативной личности. В литературе существует множество определений понятия «коммуникативная личность». С точки зрения нашего исследования, это личность, которая складывается из двух подсистем – внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней (мира коммуникативного поведения). Использование именно этого определения выводится из полигонных испытаний, где испытуемые назвали потребности, знания, верования, стереотипы, выбор и взаимооценку ролей, эмоциональное состояние в качестве основных элементов обеспечения ИКБ личности.

Ядром коммуникативной личности является ее внутренняя подсистема, детерминирующая коммуникативное поведение, способное реализовываться как через выполнение функций коммуникатора, так и реципиента.

Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих [2, с. 193]:

- целемотивационный компонент – цели и мотивы личности, как субъекта коммуникации («коммуникационное хочу»). В полигонных условиях испытуемые указывали на «интерес узнать что-то новое», «довольно интересно, хотелось бы попробовать» и т.п.;

- абилитационный компонент – коммуникационные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»). Испытуемые показывали, что те или иные информационные события по-разному воздействуют на людей, находящихся в различных психо-эмоцональных и физических состояниях в определенное время в определенном месте;

- когнитивный компонент (или ресурсно-когнитивный компонент) – знания, освоенная информация (освоенный информационный ресурс), обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного актора. Это связано, прежде всего, с тем фоновым знанием, ментальностью личности. В полигонных условиях установлено, что восприятие зависит от мировоззренческих установок индивида, и степень негативности влияния тех или иных информационных событий может варьироваться. Например, реклама нового пива вызывает очень сильную негативную реакцию у людей, ведущих здоровый образ жизни, интерес к маркетинговым ходам – у бизнесменов, предвкушение нового вкуса – у эстетов и гурманов и т.д. («коммуникативное знаю»);

- операциональный (или инструментальный) компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматичскими ресурсами для осуществления коммуникации («коммуникативное умею»), т.е. осознаю цель коммуникации, ориентируюсь на собеседника, понимаю коммуникативный контекст, прогнозирую возможную реакцию и предполагаю обратную связь для принятия корректирующих воздействий.

В целом внутренняя структура коммуникативной личности может быть представлена как некоторая многослойная сфера, каждый из последующих слоев которой надстраивается над внутренними глубинными слоями. Каждый из компонентов является необходимым, а их совокупность – достаточной. Отсутствие, либо полная неразвитость любого из этих компонентов делает личность неспособной к коммуникации, а как следствие – механизм обеспечения безопасности не включается.

Еще один аспект реализации коммуникативной личности – это коммуникативное поведение, представляющее собой осмысленную последовательность коммуникативных действий субъекта в качестве как источника, так и получателя сообщений. Одновременно это и сложная форма социальной активности субъекта, реализуемая в постоянных коммуникативных практиках, являющаяся функцией не только личностного внутреннего коммуникативного потенциала (ментальность), но и потенциала партнеров по коммуникации (полиментальность).

Исходя из целей обеспечения ИКБ личности, заметим, что коммуникативная личность может выступать в любой коммуникативной функции – и как коммуникатор, и как реципиент. В зависимости от функции будут по-разному разворачиваться компоненты коммуникативной личности и защитные механизмы, обеспечивающие ИКБ. Важно учитывать, что для личности коммуникатора «сильными» сторонами выступают его целемотивационный и когнитивный компоненты, а «слабыми», подверженными угрозам – абилитационные и операциональные характеристики. Поясним, что «коммуникативное могу» включает в данном поле способности к производству и передаче сообщения, а «коммуникативное умею», обобщающее совокупность коммуникативных практик индивида. Оно включает такие умения как: правильно выбрать кодовую систему; закодировать, выстроить дискурс в соответствии с особенностями коммуникативной ситуации и реципиента; может обнаружить несостоятельность или малую эффективность собственных коммуникативных умений. Как следствие, если в процессе коммуникации выявляются определенные барьеры, то не препятствуют коммуникативному процессу и угрожают психо-эмоциональному состоянию личности, ведут к его дисфункции.

Для личности реципиента «сильная сторона» – это целемотивационный компонент (поскольку информационный «спам» не удовлетворяет потребности индивида), а «слабые», подверженные угрозам – когнитивные, абилитационные и операциональные характеристики, но в другой плоскости по сравнению с ролью коммуникатора. В абилитационных характеристиках важны возможности восприятия сообщения когнитивные характеристики, связанные со знанием кодовых систем, прагматических правил их использования в конкретном контексте, среди операциональных – оценить коммуникативную ситуацию, коммуникативную компетентность коммуникатора (достоверность, надежность, искренность и пр.), отселектировать шумы и адекватно декодировать сообщение.

Как было отмечено, информационная и коммуникационная составляющие в современном мире взаимообусловлены и взаимозависимы. Эффективная коммуникация немыслима без использования информации. В данной статье мы будем использовать кибернетическое понимание информации, физический смысл которой состоит в «изменении параметра наблюдателя, вызванном взаимодействием наблюдателя с объектом» [3, с. 93] и приводящем к модификации внутренних управляющих структур информационной системы (наблюдателя) [4].

Рассмотрим подробнее уровни коммуникационной защиты личности.

Информационный уровень коммуникационной защиты личности предполагает использование критерия – достаточность информации. В соответствии с данным критерием информация может быть: недостаточной, достаточной, избыточной, сверхизбыточной [5, с. 408]. В целях обеспечения ИКБ нельзя злоупотреблять большим количеством информации, это может привести к перегрузке каналов и сказаться на эффективности коммуникативной деятельности индивида. Правильным способом будет дозирование информации, тщательная рефлексивная обработка небольшой части информационного потока.

Перцептивный уровень коммуникационной защиты сказывается на отношениях интеркоммуникантов. Защита минимальна, если интеркоммуниканты симпатизируют друг другу, и механизм защиты работает полностью при взаимодействии с людьми, которые вызывают антипатию. С этих позиций становится очевидным, что процесс познания и понимания другого человека, в основе которого отражательная деятельность с присущей ей динамичностью, очень важен для обеспечения ИКБ личности. В условиях полигонных испытаний испытуемые показывали различные реакции на сообщения от одного и того же источника, но в разные моменты отношения к этому источнику. Если источник нравился, доверяли и не рефлексировали, а если вызывал отторжение – критиковали, не принимали.

Таким образом, можно заключить, что специфика перцептивных процессов при обеспечении ИКБ личности состоит в том, что они выступают в своих особых формах – как межличностное восприятие и как социальная перцепция. В свою очередь, социальная перцепция охватывает широкий круг явлений, среди которых Г.М.Андреева [6] выделяет такие значимые для процесса обеспечения ИКБ личности как: восприятие членов собственной группы (внутрикультурное взаимодействие), восприятие членов другой, «чужой» группы (межкультурное взаимодействие).

В значительной мере процесс коммуникационной защиты в этом аспекте связан со следующими механизмами социальной перцепции: физиогномическая редукция, социальная категоризация, стереотипы, групповая идентификация. Срабатывает механизм защиты в тот момент, когда объясняя поведение, других мы совершаем фундаментальную ошибку атрибуции. Т.е. мы пренебрегаем ситуационными воздействиями, нам «удобнее» приписать человеку то поведение, которое для нас понятно, приемлемо, не задумываясь и не рефлексируя по поводу, а действительно ли все так, как мы себе это представляем.

Поэтому в обеспечении ИКБ личности основную роль должны играть следующие элементы социальной перцепции:

- личностная идентификация;

- рефлексия;

- самокритичность;

- ориентация на получателя;

- готовность к непониманию, критичность мышления.

Интерактивный уровень коммуникационной защиты связан с воздействием на поведение партнера. Предположим, что условно все коммуникативные действия можно разделить на 4 области: позитивных эмоций, решения проблем, постановки проблем, негативных эмоций. Механизмы защиты будут включаться преимущественно в следующих областях: решения проблем и негативных эмоций. Поясним, при позитивном эмоциональном фоне у нас не возникает проблем с психоэмоциональным состоянием, мы можем количественно, а иногда и качественно улучшить свои показатели. В ситуации постановки проблемы, когда мы информируем, указываем на что-либо, мы выступаем в роли коммуникатора (источника) и наше поведение связано с убеждением, манипулятивными воздействиями.

Напротив, в области негативных эмоций наше психологическое состояние нестабильно, подвержено дисфункции и, как следствие, нуждается в защите. Такие же сценарии развития событий могут проявляться в области решения проблем. Поэтому защитным механизмом здесь является сравнение, как познавательное средство, операция сопоставления.

Эмоциональный уровень коммуникационной защиты напрямую связан с обеспечением безопасности личности, ведь, по словам С.Л. Рубинштейна, «эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею»[7, с. 155]. Выделяют [5, с. 421] 6 «эмоциональных» критериев коммуникационной защиты:



  1. Регламентация, лимитирование эмоциональной экспрессии;

  2. Эмоциональная восприимчивость;

  3. Эмпатия;

  4. Адекватность эмоций;

  5. Коммуникабельность эмоций;

  6. Толерантность.

Таким образом, при обеспечении ИКБ личности необходим учет вышеуказанных критериев с точки зрения их эмоциональной эффективности, т.е. наименьшие затраты психологических и физиологических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия интеркоммуникантов.

Последний процессуальный уровень коммуникационной защиты свидетельствует о том, насколько качественен и эффективен коммуникационный процесс. С точки зрения обеспечения ИКБ личности важно учитывать такие критерии как оперативность информационных потоков, сочетание формальной и неформальной информации (анализ и сопоставление информационных событий из разных источников).

ИКБ личности актуализирована в контексте коммуникативной компетенции индивида, характеризующейся когнитивным и функциональным параметрам. Процесс обеспечения ИКБ личности реализуется максимально, в случае, когда свойства коммуникативной личности обусловлены совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, определяемых степенью коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией.
Список использованной литературы

1. Покровская Е.М. Выявление механизмов регуляции эффективности кросскультурного взаимодействия //Вопросы культурологии. 2010. №11. С. 37-42.

2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

3. Шаповалов В.И. Энтропийный мир. Волгоград: Перемена, 1995. 217 с.

4. Стюгин М.А. Методы и модели защиты от исследования при управлении конфликтом в открытых системах // Автореферат диссертации на соискание степени кандидата технических наук. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2023. (дата обращения 25.09.2016)

5. Шарков Ф.И. Коммуникология. М.: Дашков и К, 2010. 592 с.



6. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2003. 364 с.

7. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница