Понятие медиаобразования и его ключевые характеристики



Скачать 95,27 Kb.
Дата06.09.2017
Размер95,27 Kb.
УДК 374

Бубнова Юлия Алексеевна

студентка 3 курса,

факультета психологии и социальной педагогики

Таганрогского института имени А.П. Чехова

(филиал РГЭУ (РИНХ)

Руководитель: к.п.н., доцент Мурюкина Е.В.
Понятие медиаобразования и его ключевые характеристики

Краткая аннотация: в статье мы рассмотрели определения «медиаобразования», разработанные разными организациями (например, ЮНЕСКО), отечественными и зарубежными медиапедагогами (А.А. Журиным, И.А. Фатеевой, И.В. Жилавской, А.В. Федоровым, Л. Мастерманом). Также нами рассмотрены основные цели медиаобразования, которые предполагают развитие способностей аудитории к: критическому мышлению; восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов; эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов и т.д.

Ключевые слова: определение «медиаобразования», сущность, цели, аудитория.

Bubnova Julia

3rd year student,

faculty of psychology and social pedagogy

Anton Chekhov Taganrog Institute

(branch of Rostov State University of Economics)

Supervisor: Pr. E.V. Muryukina

nikenikerrr@mail.ru



Key features of media education

Abstract: in the article we have considered the definition of "media education", developed by different organizations, national and foreign media educators (A. A. Zhurin, I. A. Fateeva, I. V. Zhilavskaya, A. V. Fedorov, L. Masterman). We also reviewed the main objectives of media education, which involves the development of abilities of the audience to: critical thinking; perception, evaluation, understanding, analysis of media texts; aesthetic perception, evaluation, understanding of media texts, to the evaluation of aesthetical qualities of media texts, etc.

Key words: the definition of "media education", nature, purpose, and audience.

Термин «медиаобразование» в научном смысле его понимания возник относительно недавно. Так в 1973 году о необходимости включения медиа в образовательную систему заявили эксперты ЮНЕСКО. Ими была разработана первая программа массового медиаобразования, согласно которой «процесс развития личности должен происходить с помощью и на базе средств массовой коммуникации» [1]. Постепенно многие страны признали необходимость включения медиа в собственные образовательные структуры, чему служит принятая в 1982 году девятнадцатью нациями Грюнвальдская Декларация по медиаобразованию. На западе был признан огромный культурный потенциал печати и графики, фотографии, аудио и видеоматериала, начали предприниматься меры по внедрению средств массовой коммуникации в образовательные учреждения.

С падением «железного занавеса» в 1980-х годах данный термин появился и в обиходе российского научного сообщества. Тем не менее, это не значит, что ранее медиа совершенно не привлекалась к образовательному и воспитательному процессу. Напротив, положительным примером служил особый интерес к кинематографу в начале XX века. В нашей стране публиковались научные работы, посвященные воспитательному потенциалу данного вида искусства. В послереволюционные годы государство признало особую роль СМИ в формировании нравственных идеалов подрастающего поколения. Повсеместно открывались киноклубы, любительские кружки, фотостудии, публиковались многочисленные молодежные газеты, организующие молодежные союзы. В школах появилась практика выпуска стенгазет, которые носили не только характер политической пропаганды, но и отражали интересы школьников, служили простором для их творчества. Позднее с приходом к власти тоталитаризма, начинания в сфере медиаобразования были свернуты и свое второе рождение получили уже с всемирным признанием медиаобразования как науки.

Следует учитывать, что определение «медиаобразование» является производным от английского словосочетания «media education». Поэтому в переводе термина на русский язык существуют различные толкования, которые подчас не только не совпадают со значением, данным ему в словаре, но и противоречат друг другу. Для более глубокого понимания сути изучаемого, рассмотрим основные определения медиаобразования, предлагаемые различными научными деятелями.

А.А. Журин рассматривает медиаобразование в трех ключевых характеристиках:

- как педагогическую науку, основной целью которой является теоретическая разработка вопросов подготовки учеников к восприятию медиапродукции;

- как практическую область, занимающуюся подготовкой подрастающего поколения к пользованию массовой информацией и к пониманию ее культурной ценности;

- как науку, содержащую в себе знания о неоценимой воспитательной роли массовой информации, а также умения эффективной работы с ней [3, с. 26].

И.А. Фатеева отмечает, что рассматриваемые А.А. Журиным характеристики могут быть сведены к единому определению. Автор предложила следующее толкование: «Медиаобразование – это научно-образовательная область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком» [6, с. 10]. По ее мнению, следует рассматривать теоретический и практический аспекты данной области. В первом случае медиаобразование выступает в роли науки смежной с педагогикой. В практическом значении оно подразумевает деятельность по подготовке подрастающего поколения к жизни в современном «медиатизированном» мире.

Безусловно, следует обратить внимание на наиболее цитируемое определение, разработанное учеными ЮНЕСКО. Под медиаобразованием они понимали «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике» [1]. При этом они провели четкую грань между медиаобразованием как научной дисциплиной и медиа как вспомогательным средством в преподавании других наук. Между тем И.А. Фатеева [6] отмечает, что в российских словарях эти определения часто смешивают, что мешает адекватному пониманию истинной цели медиаобразования.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» Б.М. Бим-Бада [5] представлена иная формулировка термина «медиаобразование», которая значительно ограничивает сферу его применения. Согласно ему, медиаобразование представляет собой педагогическое направление по изучению средств массовой коммуникации в рамках школьного обучения. Таким образом, игнорируется факт того, что медиаобразование может быть применимо на стадиях среднего профессионального и высшего образования.

Особое внимание следует уделить ещё одному определению медиаобразования, разработанному И.В. Жилавской. Оно представляет собой «совокупность системных действий субъектов медиаобразовательной деятельности, направленных на формирование личности, обладающей культурой общения со средствами массовой коммуникации на основе гуманистических идеалов и ценностей» [2, с. 84]. В дополнение автор предложила рассматривать образование в сфере медиа как целенаправленное действие всех субъектов этого процесса: журналистов, медиаменеджеров, педагогов и учеников.

По нашему мнению, наиболее близко к пониманию сути медиаобразования подошел А.В. Федоров. Формулировка медиаобразования, предлагаемая этим автором, закреплена во многих научных источниках, а также, как мы считаем, действительно соответствует реалиям современного мира. Под медиаобразованием автор предлагает обозначать «процесс образования и развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации (медиа), творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [7, с. 54]. К тому же А.В. Федоров [7] полагает, что в результате этого процесса формируется особое качество – «медиаграмотность», которое способствует эффективному использованию возможностей всего информационного поля: радио, видео, интернета, прессы и кинематографа.

Определившись с тем, что подразумевает под собой термин «медиаобразование», мы хотели бы рассмотреть цели медиаобразовательной деятельности. В связи с тем, что существует огромное множество различных пониманий исследуемого явления, в формулировке его целей также прослеживается разрозненность. А.В. Федоров провел специальный опрос российских и зарубежных медиапедагогов для конкретизации целей медиаобразования. В итоге были получены следующие результаты, проранжированные по частоте упоминания:



  • «развитие способностей аудитории к критическому мышлению, к критической автономии личности (около 85% респондентов);

  • развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (68%);

  • подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе (около 62%);

  • обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов (61%);

  • обучение аудитории декодированию медиатекстов (сообщений) (59%);

  • развитие коммуникативных способностей личности (57%);

  • развитие способностей аудитории к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов (54%);

  • обучение аудитории творческому самовыражению с помощью медиа (53%);

  • обучение аудитории умению идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты (50%);

  • обучение аудитории теории медиа и медиакультуры (47%);

  • обучение аудитории истории медиа и медиакультуры (37%)» [8, с. 114].

Несмотря на то, что результаты, полученные исследователем, дают полное представление о формулируемых медиапедагогами целях, следует отметить еще одну классификацию, разработанную отечественным автором И.А. Фатеевой. По её мнению [6], существует две ключевые цели медиаобразования в зависимости от сферы его применения. Первая выражает непрофессиональный аспект медиаобразования и заключается в помощи аудитории адаптироваться к современным условиям жизни в медиатизированном мире. Вторая цель носит профессиональный характер, так как в ней отмечается необходимость подготовки специалистов для работы с медиаматериалом.

Британский ученый Л. Мастерман внес неоценимый вклад в развитие теории и терминологии исследуемого нами феномена. Главной целью медиаобразования, по его мнению, является воспитание «критической автономии». Она представляет собой «способность человека к самостоятельному аргументированному критическому суждению о медиатекстах» [4, с. 52]. В дополнение к этому Л. Мастерман выделил следующие области медиаобразования, необходимые для изучения:

-аудитория медиа;

-авторство, собственность и контроль в области медиа;

-способы достижения эффекта воздействия медиатекста;

-репрезентация окружающей действительности с помощью медиа [12, с. 58].

И.В. Жилавская, изучив труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами внедрения массовых средств коммуникации в систему образования, разработала задачи, на которые должны опираться в своей работе медиапедагоги. По ее мнению [2], первостепенной задачей медиаобразования является обучение подрастающего поколения грамотному восприятию медиатекстов.

И.В. Жилавская считает, что педагоги в сфере медиа должны способствовать развитию у учеников критического мышления, способности к восприятию и оценке, поступающей по каналам массмедиа информации, развитию эстетического вкуса, формированию социальной и гражданской ответственности. В дополнении автор отметила такую общую задачу медиаобразования, как «привлечение аудитории, повышение ее медиаграмотности и создание вокруг СМИ благоприятной медиасреды» [2, с. 84].

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели определения «медиаобразования», разработанные разными организациями (например, ЮНЕСКО), медиапедагогами (А.А. Журиным, И.А. Фатеевой, И.В. Жилавской и др.). По нашему мнению, наиболее близко к пониманию сути медиаобразования подошел А.В. Федоров. Формулировка медиаобразования, предлагаемая этим автором, находит отражение как в имеющемся практически 100-летнем опыте медиаобразования в нашей стране, так и отвечает реалиям современного мира. Под медиаобразованием автор понимает процесс развития и образования личности на материале и средствами СМК и СМИ, «творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [7, с. 54].

Также нами рассмотрены основные цели медиаобразования, среди которых можно выделить наиболее распространенные: развитие способностей аудитории к критическому мышлению, к критической автономии личности (85% респондентов); развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (68%); подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе (около 62%); обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов (61%); обучение аудитории декодированию медиатекстов (сообщений) (59%); развитие коммуникативных способностей личности (57%); развитие способностей аудитории к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов (54%).

И.А. Фатеева отмечает, что цель медиаобразования необходимо формулировать в зависимости от сферы его применения. Она может формулироваться как помощь аудитории адаптироваться к современным условиям жизни в медиатизированном мире (в этом случае подразумевается непрофессиональная аудитория). Вторая цель предполагает работу с профессиональной аудиторией и направлена на подготовку специалистов для работы с медиаматериалом. Вне зависимости от цели учеными отмечается необходимость медиаобразования в современной образовательной среде России.

Литература



  1. Бюро ЮНЕСКО в Москве [электронный ресурс]. http://www.unesco.ru. Дата доступа: 2.11.2016.

  2. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. 322 с.

  3. Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы: дис. … д-ра. пед. наук. Москва, 2004.

  4. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 4. С. 23.

  5. Педагогический энциклопедический словарь / Бим-Бад Б.М. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 320 с.

  6. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: ЧГУ, 2007. 270 с.

  7. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.

  8. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с.

References

1. The UNESCO office in Moscow [electronic resource]. http://www.unesco.ru. Date of access: 2.11.2016.

2. Zhilavskaya I. V. Media education of the youth audience. Tomsk: TIIT, 2009. 322 p.

3. Zhurin A. A. Integration of media education with chemistry course of secondary school: dis. ... d-RA. PED. Sciences. Moscow, 2004.

4. Masterman L. Teaching the language of the media // the Expert. 1993. No. 4. P. 23.

5. Pedagogical encyclopedic dictionary / Bim-bad B.M.: Big Russian ENCYCLOPAEDIA, 2002. 320 p.

6. Fateeva I. A. media education: theoretical basis and implementation experience. Chelyabinsk: CSU, 2007. 270 p.

7. Fedorov A.V. Media education: history, theory and methods. Rostov: CVVR, 2001. 708 p.



8. Fedorov A.V. Media education: sociology surveys. Taganrog: Publishing house Kuchma, 2007. 228 p.
Каталог: pdf -> 2016
2016 -> Секьюритизация ипотечного кредитования в России в современных условиях
2016 -> Ключевые слова
2016 -> Фомина Наталья Николаевна
2016 -> Созидание космодромов и ракетно-ядерного щита нашей Родины – подвиг военных строителей
2016 -> Цамакаева А. М
2016 -> Студентка 1 курса юридического факультета
2016 -> Феномен физики как наглядное проявление универсального закона творения одухотворенной материи
2016 -> Мельник О. Н. 1, Гуцул Ю
2016 -> 1. Цогоева Ф. А. Баликоти Д. А


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал