Посвящаю своим коллегам и друзьям из чудесной страны Детство…



страница1/8
Дата22.10.2016
Размер1,86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8










Посвящаю своим коллегам и друзьям из чудесной страны - Детство…
Автор
ВВЕДЕНИЕ
Мы вошли в новый век. В общественном процессе развития суверенного Казахстана особое место занимало и занимает молодое поколение. В силу юношеского максимализма и идеальных устремлений именно юные казахстанцы становились активными носителями благородных идеалов и свершений, демократической приверженности новых интеграционных процессов.

Приходили новые поколения, подхватывали новые идеи, связывая с ними свое становление. Таким образом, молодежь - будущее страны, и будущее принадлежит молодежи.

От социализации молодых поколений, приобщения их к общественной практике зависит прогресс страны, общества, государства.

Бурное начало XXI века в Казахстане усилило внимание общества к проблеме социализации молодых поколений, что и стало объективной причиной развития детского, молодежного движения.

В молодежных организациях, составляющих живую ткань движения, дети и подростки добиваются защиты и реализации своих прав, базирующихся на общечеловеческих гуманистических ценностях.

Детское движение в силу возрастных особенностей его участников возникает при помощи и поддержке государства и общества, политических институтов и общественных организаций.

Интерес к прошлому всегда усиливается на крутых поворотах истории. Процесс структурной ломки политической системы казахстанского общества, его реформирования связан с осмыслением исторического опыта, попыткой найти ответы на сегодняшние вопросы в историческом прошлом. Международное детское и молодежное движение имеет почти вековую историю. Стремление включиться в общественную практику, принять участие в ее преобразовании, отстоять свои права на это и интересы различных групп детей, молодежи стали фактором казахстанской общественной жизни. Формы, методы, механизм социальной адаптации молодежи корректировались не только общечеловеческими представлениями, но и социальными интересами людей. Идейная борьба между различными политическими силами отразилась и во взглядах различных общественных сил и партий на передачу социального опыта от одного поколения к другому, на цели детского, молодежного движения.

Молодежная политика в стране не могла быть неизменной, так как она реформировалась в соответствии с объективными условиями развития страны. При этом происходило переплетение общечеловеческих, национальных, социальных интересов. Следовательно, детское движение зависит от состояния общества, но и будущее общества зависит от того, каким является детское, молодежное движение сегодня, как дети, молодежь учатся взаимодействовать. Изучение этого опыта на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма актуальным.

Автор исходил из того, что детское движение является составной частью молодежного движения, поэтому представляет собой часть общего социального движения.

Детское движение – процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими Детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и Формы одежды. .В. Трухачева)

Детская организация - представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. (Е.Н.Сорочинская)

Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. (Е.В. Титова)

Детское объединение – разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация со свободной организационной структурой, демократическими иерархиями «взрослый – ребенок», где у каждого члена коллектива есть свои роли, содержание которых и формирует взаимодействие внутри группы, активизирует межличностные отношения.

Детское общественное движение – социально-педагогическое явление, находящееся на пересечении социально-политической сферы общества и его педагогических систем; совокупность детских общественных объединений разных типов и видов (движений, организаций, коллективов), действующих в обществе на конкретном этапе его развития. (Д.Н. Лебедев)

Понятие "детское движение" шире понятия "детское объединение" и "детская организация". Детское движение составляют объединения, организации. В состав объединения могут входить организации, которые в свою очередь, состоят из организаций, имеющих собственные наименования. Детские организации, применительно к Казахстану, включают в себя скаутскую организацию, пионерскую организацию и т.п.

По данным Республиканского агентства по статистике на 1 сентября 2005 года в Казахстане действует 252 детских организации, которые объединяют в своих рядах более 646755 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Организации состоят из первичных коллективов, включают в себя различные детские объединения по интересам, дружины, отряды, клубы, союзы, ассоциации и т.п.

Характерной чертой современной организации является наличие уставных положений, структуры, системы управления, руководства и самоуправления. В этих положениях отражены условия членства, самоуправления членов, материальная база и источники финансирования.

Изучение эволюции детского движения в Казахстане и других странах в XXI веке при глобальных изменениях общества позволяет не только объективно оценить возникший опыт, осознать сегодняшнее положение, но и извлечь уроки, высказать рекомендации.

Акмарал Какишева участница Акмолинского областного конкурса творческих работ написала: «… Я люблю историю. Она не заглушает для меня пульс сегодняшнего дня. Она помогает мне глубже понять величие моего времени. История обладает генетической памятью, она передает народам и государствам наследственные болезни. Моему поколению доведется учиться распознавать эти болезни. Нам не надо бояться ошибок. Надо бояться повторять ошибки…» [6].

Теоретическими предпосылками исследования стали общепризнанные в мире общечеловеческие, гуманистические идеи, демократические ценности мировой и отечественной общественно-политической, педагогической научной мысли. Они изложены как в трудах мыслителей, ученых, так и в документах о правах ребенка и его защите. Эти общечеловеческие идеи отражены в заключенных международных актах и ратифицированы в разные годы Советским Союзом и Казахстаном: Женевская декларация прав ребенка 1924 г.; Декларация прав ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.; Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах (в частности статьи 23 и 24); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в частности, статья 10); Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 сентября 1989 года.

Исходя из этих международных документов за ребенком признается право:



  • на свободу ассоциаций, объединений и свободу мирных собраний, то есть ребенок волен объединяться с другими детьми и взрослыми в любые мирные общественные организации;

  • на жизнь, социальную защиту, обеспечение своих интересов, на гражданство, на образование;

  • на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может служить препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

  • свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию, идеи любого рода, имеет право на свободу мысли, совести, на личную жизнь, неприкасаемость жилища, на защиту чести и достоинства, право на отдых, досуг, участие в играх, культурной жизни.

Государства подписавшие «Великую хартию детей» также взяли на себя обязательство обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста не принимали прямого участия в военных действиях.

Анализ истории детского движения рассматривается авторами через призму истории. Вырвать историю детского движения из контекста гражданской истории - значит не объяснить тех или иных моментов в деятельности организации, составляющих детское движение, не осмыслить его истории. Замолчать историю детского движения, как общественного явления, значит обеднить историю.

В центре внимания автора не только анализ реальных историй детских, подростковых, юношеских объединений, но и несостоявшиеся проекты их преобразования, намечавшие иные пути организации и участия подрастающего поколения в жизни государства и общества.

Одним из важнейших критериев оценки состояния любой страны является наличие и степень развития гражданского сознания, которое реализует себя через различные общественные институты, организации. Такое направление возникает «снизу», а не по указке государственных структур, действует достаточно независимо от официальных линий и программ. Именно поэтому общественные институты и организации оказываются способными стать реальным механизмом выражения мнений и интересов, как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Вместе с тем, устойчивость любого детского общественного объединения, организации, союза, ассоциации и т.д. во многом определяется наличием в ней воспитательной системы, которая выстроена на основе национальных культурных традиций.

История развития международного детского движения и накопленный опыт показывают, что часто встречаемая на практике недооценка деятельности детских объединений связана с утратой традиций воспитания. Учеными социокинетиками доказано, что стремление к объединению ребят – естественная потребность детства. В совместной деятельности добровольного объединения ребята при грамотном педагогическом управлении, реализуют важнейшие в детском возрасте потребности принадлежности к группе сверстников, совместной деятельности, потребности самоопределения и самоорганизации. Для детей и подростков очень важна в этот период роста оценка их действий и поступков не только со стороны ровесников, но и взрослых.

Динамика развития суверенного Казахстана и опыт преодоления кризисных явлений в современном обществе ещё раз доказывает всем ныне живущим поколениям казахстанцев XXI века то, что нельзя перечеркивать уроки прошлого. История сегодняшнего дня предлагает задуматься о том, какой результат мы получили, разрушив СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.

После роспуска Всесоюзной пионерской организации и комсомола не нашлось никого из видных политических деятелей, ученых, кто бы смог спрогнозировать результат такого разрушения социального института. Дети, подростки и молодежь получили полную свободу, которую никто не направлял и не управлял. В этот сложный период времени развития и становления государства начинают продаваться с молотка детские оздоровительные лагеря, закрываются дворовые клубы, дома детского творчества, дошкольные учреждения, станции юных техников и т.д.. Активно развиваются на приобретенных территориях кооперативы, игровые залы, видео салоны, бары и развлекательные зоны отдыха.

Дети, как мы уже отмечали по своей природе всегда тянуться друг другу для того, чтобы быть вместе. Из – за того, что у большинства ребят процесс социализации проходил на основе «уличной» методики, это поколение (1980 – 1996 годов рождения) оказалось потерянным для общественной жизни. Они не видели и не участвовали в организации и проведении больших красивых праздников, демонстраций, не принимали участия в решении общих проблем своего коллектива, страны.

Из – за невостребованности обществом и низкой оплаты труда многие профессиональные работники ушли из сферы воспитания, когда - то приоритетной. Данной категорией занимались только педагогические работники образования – учили, а воспитывали – улица, дискотеки, игровые и видео салоны. Духовным, эстетическим воспитанием начали заниматься быстро развивающиеся религиозные секты, телевидение с широким ассортиментом фильмов разного направления. Общественные институты воспитания такие как – родительские комитеты, шефы - производственники самоустранились от процесса общественного воздействия и контроля за воспитанием подрастающего поколения. В результате такого отношения к воспитанию мы сегодня имеем плачевные результаты.

Главный вывод прошедших лет состоит в том, что выросло целое поколение молодых людей, на долю которых выпало время бездействия детских и молодежных организаций. Результатом стало появление уже не нового типа поколения – «нигилистов». Характерным для этого типа поколения являются: проблемы вхождения в сложные новые условия, отсутствие не только знаний, но, главное - личностно качественных характеристик: ответственность за результаты своего труда и уровня благосостояния, любовь к труду. Увеличение употребления табачных изделий и алкогольных напитков; рост наркомании в детской и подростковой среде; включение детей и подростков в преступные группировки; увеличение влияния на формирование духовных ценностей со стороны запрещенных религиозных направлений; агрессивное поведение к взрослым и сверстникам; безразличие по отношению к ценностям общества.

Средства массовой информации, которые подчас пользуется термином «свобода слова» - являются на сегодняшний день основным разрушителем ценностей подрастающего поколения. Всеобщий доступ к интерактивным методам общения часто наносит неповторимый ущерб не только психо – физическому здоровью, но также формированию неверного толкования смысла жизни, норм и правил общественной морали.

Общественные процессы не подразумевают развития новых форм, методов и приемов по воспитанию и привитию у подрастающего поколения навыков культуры труда. Не развивается уровень оценки качества своего труда. Проще сломать песочницу или детскую качель, нежели взять вместе со взрослыми из КСК благоустроить свой двор для себя и младших ребят.

В процессе воспитания практически полностью стерлась грань между экологическим и трудовым воспитанием, отсутствует привитие навыков экономического уровня развития. Теоретические программы, курсы имеются, а вот службы занятости подростков, создание детских ферм, кроликоферм и т.д. – отсутствуют, так как нерентабельны. Вот и ответ на один из вопросов развития современного сельского хозяйства нашей республики - бегут молодые люди из сельской местности, так как труд их родителей ниже оценен по сравнению с трудом жителей города; нет условий (а те которые были все уже морально устарели) для полноценного развития. Не модно сегодня быть дояркой, механизатором. Пить молоко, есть хлеб, и жарить картошечку всем хочется, но лучше быть юристом, экономистом, чем специалистом сельского хозяйства. Отсутствует всякое взаимо сотрудничество между ребятами из сельских районов и городов. Они не ездят друг к другу в гости, не помогают учиться жизненной ситуации – посильная помощь в уборке урожая – это нынче не модно! «Ну, что вы, как же так, мой ребенок и картошка? Хватит, сами налопатились при коммунизме!» - скажет обыватель. А вот как её садят, пропалывают, собирают ему, расскажут теперь уже, наверное, только бабушка с дедушкой из жизни в коммунистическом обществе.

Полностью разрушено направление сети детских лагерей труда и отдыха, которое в своё время способствовало не только отдыху ребят, но и привитию трудовых навыков, оценке в эквиваленте зарплаты за собственный труд и друзей. Деньги, заработанные классом, шли на ремонт и нужды школы. Лучшие классы школ городов и районов по итогам летней трудовой практики поощрялись туристическими путевками в каникулярное время. В результате этого возникает вопрос: как можно научить ребят жизненным ситуациям только на теоретическом уровне зарабатывания денег?

Правительством нашей страны, Министерством образования и науки, департаментами образования в сотрудничестве с акимами городов, районов изыскивается возможность приобщения ребят в летний период к делу во благо общества и собственной семьи, но количество занятых детей настолько мало, что и не приходиться сравнивать с детьми фигурирующими в сводках МВД РК за этот же промежуток летнего времени. Оплата труда ребят, конечно же, оставляет желать лучшего, но хоть на карманные расходы этот ребенок возьмет не из бюджета семьи, не сворует, не ограбит бабушку пенсионерку или зазевавшегося прохожего. Вызывает уверенность, что эти деньги, собственно заработанные, чаще всего ребята тратят действительно на свои нужды, а не, как бытует мнение в обществе, «на сигареты».

Привитие этических норм на уровне милосердия, сострадания к проблемам близких людей имеет месту быть, а вот к страданиям других людей – отсутствует. Акции милосердия носят перманентный характер, и то о них вспоминают благодаря красным дням календаря: 1 октября – День пожилых людей, 9 мая – День Победы, 3 декабря – Международный день инвалидов.

Большие проблемы у нас сегодня возникают в связи с увеличением агрессивного поведения детей не только друг к другу, но и к окружающим. Моральные, этические нормы, ценности общества практически не имеют границ с нравственностью современной детской субкультуры. Подростки избивают, ставят «на счетчики», проигрывают в карты сверстников, складывается ощущение не развивающегося современного общества, идущего к воплощению гуманистических идей, а сплошное, да простит меня читатель, «СИЗО».

Медицинские работники и психологи с озабоченностью отмечают наметившуюся тенденцию по психологической зависимости ребят от компьютерных игр. Данная категория игровой формы не только негативно сказывается на здоровье детей, но главное на необратимых процессах психического развития. Предлагаемые игры никем не регламентируются и не анализируются. Иллюзорный мир голубого экрана с двигающимися «полулюдьми, монстрами, военными», безжалостно уничтожающими друг друга на глазах еще не сформировавшейся психики юного игрока.

Педагоги – дефектологи отмечают катастрофическое явление недоразвития речи современных детей и подростков, так как они «молча» «общаются» получая команды с экрана. Растет новая формация «Человека XXI века – робота», четко запрограммированного к командам людей типа «зомби». Как они будут общаться с друзьями? О чем говорить? Мыслить только на уровне команд?

Как им, тем, кому сегодня 12 – 18 лет доказать, что это не лучший вариант жизни? Когда им с телеэкранов показывают сплошные кровавые сцены насилия, стрельбы, взрывов, ненормативной лексики, самоуничтожения человека – человеком, употребление главными героями фильмов сигарет и алкогольных напитков. Документальные фильмы по проблемам наркомании, это иллюстрированный практический журнал для начинающих наркоманов. Авторы показывают все подряд, специалисты подробно объясняют, как готовится зелье в домашних условиях, его название, виды - ну, просто энциклопедия начинающего наркомана. Возникает правомерный вопрос, а может быть лучше было бы сначала данную продукцию просмотреть специалистам – педагогам, психологам, а только потом пускать в прокат для всех?

Сегодня в нашем обществе есть глобальная демографическая проблема. Демографы, социологи, политологи и другие ученые констатируют тот факт, что сегодня у нас в республике уровень смертности начинает преобладать над уровнем рождаемости. Статистические данные, приводимые в ежегодных отчетах наглядно показывают, что уровень разводов преобладает над регистрацией брака. Молодые люди, вступая в брак чаще всего не готовы нести моральную и социальную ответственность за «своих новых членов семьи». В результате разводов вновь страдают дети, так как неполная семья вызывает комплекс неполноценности у ребенка в кругу сверстников, отчужденности от общепринятого уровня в нашем обществе. Почему так происходит? На наш взгляд, в этом вновь виноваты все мы взрослые и конечно же никто не снимает полной ответственности с семьи. Общественные институты не могут полностью нести ответственность за половое воспитание подрастающего поколения, но могут влиять на этот процесс.

Многие каналы телевидения, особенно местные и кабельные, показывают в дневном эфире, когда родители еще на работе, и никто не может воспрепятствовать просмотру фильмов с откровенными сексуальными и эротическими сценами. О каком половом воспитании и нравственности можно говорить? По анализу исследований наших коллег из России, сексологов, первый сексуальный опыт отношений сегодня опускается ниже порога физического и полового развития ребенка.

Многие молодые семьи не осознают пагубности присутствия детей во время питейных встреч за семейным столом, а иногда всей семьей позволяют себе выход в бары и совместное распитие алкогольных напитков, сквернословие, безнравственное поведение. С какими моральными установками вырастет все видящий и впитывающий в себя как губка, растущий ребенок?

Современные музыкальные попсовые «произведения» несут сплошной речевой поток речитативных фраз под буйную музыку, без смысловых связок.

Культура речи, о ней можно практически сегодня забыть, как о пережитке прошлого. Ёще не так давно, в начале 80- х годов, к сожалению, ушедшего ХХ века на улице крайне неприличным было употреблять в разговорной речи ненормативную лексику, сегодня она составляет, чуть ли не 47% от всего словарного запаса молодого поколения страны и становится «нормой».

Подводя промежуточный итог выше изложенному, хотелось бы резюмировать только одной фразой - жаль, что в нашей стране полностью отсутствует цензура и контроль за негосударственными телекомпаниями.

Известный педагог В.П. Бедерханова отмечает, что в настоящее время наметилась тенденция серьезной борьбы за молодых людей со стороны политических партий и направлений [6, с.34]. Данная тенденция характерна не только для России, но и для нашего суверенного Казахстана. История развития детских и молодежных организаций ХХ столетия и их возникновение способствовало появлению политических партий. Этот процесс возникает в связи с проблемой подготовки резерва партии. Мы солидарны с точкой зрения В.П. Бедерхановой на предмет того, что это очень серьезное ограничение, которое существует в Законе и должно контролироваться всеми ветвями власти. Законы пишут мудрые люди, которые анализируют опыт, предшествующий времен. До совершеннолетия вовлекать детей в деятельность политических партий нельзя. Это вызвано на наш взгляд тем, что общество в нашей республики на сегодняшний день крайне неоднородно. У родителей разные убеждения, религиозные вероисповедания. Все родители отдают ребенка в школу и хотят, чтобы он получил главное – образование. И что же – школа автоматически включает его в организацию и начинает прививать определенную систему взглядов и убеждений. Как себя будут вести себя дети с разными политическими взглядами – как они будут относиться друг к другу? Правильно, начнут драться, строить баррикады. Мы считаем, что педагог должен не транслировать собственную идеологию, а вводить ребенка в мир культуры, цивилизаций, готовить к самоопределению, к самостоятельному выбору жизненных взглядов, в том числе и политических. Может такой выбор сделать 12 – 13 летний ребенок? Нет. Поэтому считаем, что данные «игры» очень опасны. Очень важно обращать внимание на то, кто создает детскую организацию, и на основе какой идеологии она действует. А значит, главной в детском объединение должна стать – ИДЕЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА.

Какие есть лекарства, чтобы найти в себе силы и приглушить болезненные раздумья о смысле жизни? Человек впрягает себя в ещё большей мере в гонку по известному уже кругу. Грустно...

Тем не менее, выход и вход рядом! Учиться новому мышлению, учиться понимать себя, свои ощущения, действия и поступки, учиться единению с другими и чуткости к Великому Миру вокруг нас, учиться слушать голос своей глубинной Сущности, голос истины в себе. Простота этих слов обманчива, а путь к себе – тернист!

Все больше перечисленные факторы вызывают крайнюю настороженность и нетерпимость современного общества, требуют пересмотра существующих взглядов на то положение, в котором оказалось самое дорогое, что, есть у каждого из живущих на земле - к проблеме восстановления СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.

Происходящие преобразования в нашей стране выдвигают чрезвычайно важную задачу воспитания человека, способного жить и работать на благо общества. Тот человек, который будет успешен и конкурентоспособен, должен хорошо знать свои корни, родовые и национальные традиции. Важнейшими целями является усвоение мировой культуры, формирование статуса и позиции личности как полноправного субъекта культурного глобального пространства.

По мнению известного педагога практика, руководителя разновозрастного объединения «Каравелла» Л.А. Крапивиной (Россия, г. Екатеринбург): «..чтобы ни говорили сегодня, мы неизбежно возвращаемся к воспитанию и к пониманию того, что только в детской общественной организации ребята способны получить навыки нравственно - правового волеизъявления и гражданского самовыражения. Именно здесь, а не за партой, качественно и гораздо быстрее вырабатываются умения определять ценностные ориентиры, выстраивать карьеру, взаимодействовать самыми разными людьми…»[7, с. 25].

Широкие социально – педагогические возможности в преодолении названных кризисных проблем заложены в деятельности общественных организаций, представляющих собой особый социальный институт.

Детские общественные объединения, организации благодаря гуманистическим взаимоотношениям участников процесса, создают условия для правового и гражданского воспитания детей, адаптируя их интересы к любой сфере человеческой жизни. Воспитательная система детского объединения, организации кроме двух названных задач выполняет ещё одну дополнительную – показать детям в практическом общении варианты взаимодействия личностного роста и научить различным способам совместной деятельности представителей разных поколений.

По мнению А.В. Волохова: «…Ребенок общается со сверстниками, разными людьми. Особое значение имеет его общение со взрослыми. Если оно – со стороны взрослых – приобретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается на саморазвитии личности. Другая крайность – полное невмешательство в жизнь и деятельность ребёнка, - способствует развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволенности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков обеспечивает правильные взаимоотношения с ними….» [5,с.30].

Успешность переговоров между старшими и младшими во многом определяет мир в семье, эмоциональное состояние в разных видах деятельности, устойчивую социальную позицию. Данная идея должна быть одной из приоритетных направлений деятельности детской организации.

Изменения в системе образования в целом не могут оставить в стороне и детское общественное движение, так как историческая судьба свела два социальных института, выполняющих каждый своим путем, единые цели – помочь в становлении подрастающего поколения [12,с.14].

По исследованию, проведенному специалистами Республиканского учебно – оздоровительного центра «Балдаурен» и по имеющимся статистическим данным сегодня есть накопленный опыт во всех регионах нашей республики. Не все так и плохо, когда есть энтузиасты, творцы, люди, которым не безразлична судьба наших детей.

Большое внимаете данному вопросу уделяется Министерством образования и науки. Хотелось бы отметить, что именно с приходом на пост Министра образования и науки Б.С. Айтимовой большое внимание стало уделяться именно воспитательно – образовательному процессу, а не наоборот как это было раньше.

В результате такого грамотного подхода на сегодняшний момент активизируются процессы по разработке и усовершенствованию нормативно – правовой базы по реализации «Закона Республики Казахстан о правах ребенка», подписанного Президентом нашей страны 8 августа 2002 года. Изыскиваются средства для поддержки детских инициатив, обучения одаренных детей и детей оставшихся на попечении государства; обобщается педагогический опыт лучших педагогических работников страны; открываются детские оздоровительные центры. По поручению Главы нашего государства Н.А. Назарбаева в 2002 году был открыт Республиканский учебно – оздоровительный центр «Балдаурен» по аналогу Международного детского центра «Артек» (Крым, Украина).

Многие мальчишки и девчонки участвуют в разнообразной полезной деятельности, где имеют возможность развивать свой творческий потенциал. Для одаренных детей во всех областных центрах открыты филиалы Республиканского научно – практического центра «ДАРЫН», наши дети неоднократно занимали и занимают призовые места на Международных Олимпиадах по предметам. Начинает развиваться работа системы дошкольных учреждений, дворовых клубов.

Большой вклад в развитие детского движения Казахстана внесла замечательный педагог, кандидат педагогических наук Е.А. Дмитриенко. Областное детское объединение «Жулдыз» - это одно из наиболее крупных общественных детских объединений на территории нашей республики. В его рядах большое количество детей и подростков, разновекторное развитие педагогических программ. Участие ребят в данных программах предполагает не только сам процесс воспитания, а именно самовоспитание, саморазвитие личности ребенка в консолидации со старшими друзьями педагогическими работниками.

Большую работу в данном направлении проводят наши коллеги из Костанайской области – ДОО «Мурагер», Восточно-Казахстанской области – ассоциация школьных и детских организаций «Жас толкын», Павладарская область – пионерское движение, Карагандинская область – ДОО «Болошак», Карагандинский филиал скаутов и многие другие [3;с.8].

На наш взгляд, парадигмальные изменения в сфере образования, востребованные временем и изменившимися социально - экономическими условиями, перемещают аспекты в развитии и становлении самой личности – от идей адаптации личности к личности ориентирующей. Можно утверждать, что именно в данном процессе особая роль принадлежит детскому общественному объединению, реализующему:



  • свободный выбор ребенка;

  • ориентацию в сложном современном мире;

  • выбор его возможностей, его способностей;

  • познание окружающего мира и самого себя.

Изменившиеся условия, модернизация системы образования, требуют проведения конструктивной дискуссии по проблемам развития современных детских общественных объединений, организаций, союзов, ассоциаций и т.д., внесение изменений в содержание их деятельности, систему ценностей, уточнение целевых установок, совершенствование технологии организации процесса деятельности.

Таким образом, актуализируются проблемы, связанные с ответами на вопросы, позволяющие увидеть перспективы развития организации: для чего? как? какой результат? Вопросы тесно связаны между собой, они позволяют определить: какова цель современной организации, чем диктуется основное содержание, как можно организовать процесс реализации, каков главный результат: в чем он проявляется, как замеряется?

На сегодняшний день имеет месту быть больше статистический анализ, так как носит массовый, коллективный характер - численность организации, количество проведенных мероприятий, количество участников в них и другие формальные характеристики, которые не отражают на наш взгляд, истинных результатов. Часто, за системой показателей, которыми мы располагаем сегодня, теряется сам ребенок – конкретный член детского объединения, организации, ассоциации или союза. А пришел он в организацию к нам, потому что поверил, что именно у нас получит то, что не получает в школе, иногда дома, да и в других социальных институтах. Значит, результат нашей общей работы – в конкретном ребенке, в конкретном члене организации. Это должно стать отправной точкой в организации деятельности, учитывая, что деятельность должна развиваться не от личности ребенка, а навстречу ему, ориентируясь на его потребности, способности, учитывая его интересы.

Целью данного пособия является обобщить имеющийся исторический опыт международного детского движения и суверенного Казахстана, восполнить «белые пятна» в истории социального института детской и подростковой субкультуры.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница