Поурочное планирование по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»



Скачать 186,63 Kb.
Дата26.10.2016
Размер186,63 Kb.

Поурочное планирование по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» по программе Л. К. Ермолаевой

для 9-х классов на 20____ -20____ учебный год; 34 часа (1 час в неделю)



Названия разделов и подразделов



п/п

Тема урока

План урока

Дидактические единицы

Ведущие формы занятий

Форма контроля





Введение.

1

Введение в курс.



1. Мотивация.

2. Общая характеристика эпохи.

3. Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX в.

4. Обобщение.

5. Домашнее задание.

Петроград,

1917 – 1991 гг.

Беседа, работа с текстом, с наглядностью



Работа на уроке

Раздел I. Петроград – Ленинград

советского времени (1917 – 1991 гг.)

Тема 1. Довоенный социалистический город (1917-1941 гг.)

2

Октябрьские события 1917г. в Петрограде.

Памятники и памятные места революции.




1. Мотивация.

2. События в Петрограде в октябре 1917 г.

3. Памятные места революции: Смольный институт, Таврический дворец, крейсер «Аврора», Марсово поле.

4. Последствия октябрьских событий.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




24-25 октября 1917 г., В. И. Ленин, Смольный институт, Аврора, Таврический дворец, 1918 г.


Беседа, дискуссия, работа с

документами, картой, с наглядностью, КП




Работа ан уроке, д/з







3

Этапы развития советского государства – этапы развития Петрограда-Ленинграда.


1. Мотивация.

2. Петроград в годы Гражданской войны.

3. Кронштадтский мятеж.

4. Петроград в эпоху НЭПа.

5. Петроград и индустриализация.

6. Петроград в годы репрессий. Памятные места.

7. Обобщение.

8. Домашнее задание.




Гражданская война, Кронштадтский мятеж, политические репрессии, «Большой дом», 1924 г., Ленинград


Беседа, работа с документами, картой, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








4

Уничтоженные

памятники Петербурга.




1. Мотивация.

2. Уничтоженные памятники царям.

3. Утраченные святыни (на примере храмов Фрунзенского района).

4. Переименования (утраченные топонимы).

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.







Беседа,

работа с документами, картой, с наглядностью, КП, выступления учащихся




Работа на уроке, д/з








5

Карты Петрограда-Ленинграда, городские ориентиры. Урок-практикум.


1. Мотивация.

2. Генеральные планы развития Ленинграда и их «следы» в современном Петербурге.

3. Фрунзенский район на карте Ленинграда в 1930-е гг.

4. Обобщение.

5. Домашнее задание.


Генеральный план развития Ленинграда, Международный проспект (Московский)


Беседа, работа с текстом учебника, картой, с наглядностью, КП, выступления учащихся


Работа на уроке, д/з








6

7


Строительство в Ленинграде в 1920-30-е гг.
Петроград-Ленинград – крупный экономический центр СССР.


1. Мотивация.

2. Новый архитектурный стиль - Конструктивизм.

3. Облик Ленинграда в 1930 – е гг.

4. Городские ориентиры.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.

1. Мотивация.

2. Восстановление промышленности Петрограда.

3. Достижения ленинградских заводов к 1941 г.

4. Ленинградская торговля.

5. Ленинград – крупный транспортный узел страны.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


Конструктивизм жилмассив, коммунальная

квартира, сталинский ампир


ГОЭЛРО, Волховская ГЭС, универмаг




Беседа, работа с текстом учебника, картой, с наглядностью, КП, выступления учащихся

Беседа, работа с текстом учебника, картой, с наглядностью, КП, сообщения учащихся





Работа на уроке, д/з

Работа на уроке, д/з










8

Ленинград – центр образования, просвещения и науки.

Урок- семинар.





1. Мотивация.

2. Ленинградские школы.

3. Высшие учебные заведения Ленинграда.

4. Центры просвещения в Ленинграде. Музеи.

5. Научные центры и учёные Ленинграда.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


Октябрёнок, пионер, рабфак, ликбез, Дом культуры,

Дворец пионеров, НИИ,




Презентация групповых проектов, беседа,

работа с наглядностью и текстами




Работа на уроке, д/з








9

Население Ленинграда. Урок-практикум.


1. Мотивация.

2. Состав населения Ленинграда в 1917-1940 гг.

3. Где и как жили ленинградцы?

4. Система снабжения.

5. Праздники и развлечения ленинградцев.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


Коммунальная квартира, «красные дни» календаря, демонстрация,

дом-коммуна, общежитие.



Беседа, работа с текстом учебника, документами, картой, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








10

Город-место жительства горожан.


1. Мотивация.

2. Городское управление.

3. Городское хозяйство Ленинграда в 1920-30-е гг.

4. Городской транспорт.

5. Городские службы (пожарные, почта, здравоохранение).

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


Петросовет, Ленсовет, Ленгорсовет,

С. М. Киров,

А. А. Жданов





Работа на уроке, д/з








11

Повторительно-обобщающий урок по Теме №1.








Самостоятельная работа учащихся


Контрольный тест № 1, проверка рабочих тетрадей





Тема № 2. Ленинград – город-герой (1941 – 1945 гг.)


12

Ленинград в стратегических планах немецкого командования. Начало блокады.


1. Мотивация.

2. Исторические источники об изучаемом периоде.

3. Ленинград в стратегических планах немецкого командования.

4. Начало блокады. Подготовка города к обороне.

5. Установление блокады.

6. Обобщение.


7. Домашнее задание.


8. 09.1941 г., группа армий «Север»,

блокада, трудовой фронт, ополчение, эвакуация



Беседа, работа с текстом учебника, документами, картой, с наглядностью, КП


Работа на уроке








13

Военные действия на Ленинградском фронте в 1941-1944 гг.: хронология событий.


1. Мотивация.

2. Бои за Ленинград в 1941-1942 гг.

3. Операция «Искра» - прорыв блокады Ленинграда.

4. Полное снятие блокады.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




Невский пятачок, Ораниенбаум-ский плацдарм, Пулковские высоты, 18.01.1943 г., 27.01.1944 г.


Беседа, работа с текстом учебника, документами, картой, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








14

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Часть 1.


1. Мотивация.

2. Как изменился облик города?

3. Городское хозяйство во время блокады.

4. Снабжение города. Дорога жизни.

5. Условия жизни ленинградцев.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


Противовоздуш-ная оборона, Дорога Жизни, буржуйка, коптилка, «тарелочка»


Беседа, работа с текстом учебника, документами, картой, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








15

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда. Часть 2.


1. Мотивации.

2. Трудовой подвиг в блокадном городе.

3. Дети блокадного Ленинграда.

4. Музы не молчали.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




Подвиг, отряды МПВО, метроном, бытовые отряды


Презентация группового задания, беседа, работа с документами, наглядностью


Работа на уроке, д/з








16

Памятники и памятные места, напоминающие о блокаде.


1. Мотивация.

2. Зелёный пояс славы.

3. Современные памятники.

4. Жизнь современных блокадников.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




Зелёный пояс славы, блокадник


Презентация группового задания, беседа, работа с документами, наглядностью


Работа на уроке, д/з








17

Повторительно-обобщающий урок по Теме № 2.








Самостоятельная работа учащихся


Контроль-ный тест № 2





Тема № 3. Наследие Ленинграда (1945- 1991 гг.)


18

Ленинград – «зеркало» и «арена» истории.


1. Мотивация.

2. Исторические источники об изучаемом периоде.

3. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда.

4. Городские события.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




250-летие Ленинграда, Город-герой, 1948 г. - Генеральный план развития Ленинграда, 1955 г., «Ленинградское дело», 1991 г.


Беседа, работа с текстом учебника, документами, с наглядностью, КП


Работа на уроке








19

Карта города в 1945-1991 гг. Городские ориентиры.


1. Мотивация.

2. Рост территории города с 1945 по 1991 гг.

3. Изменения в планировке города.

4. Городские ориентиры.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




«спальный» район, микрорайон, жилой район, городской район


Беседа, работа с текстом учебника, картой, документа-ми, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








20

Облик Ленинграда в 1941-1991 гг.


1. Мотивация.

2. Индустриальное строительство.

3. Как облик Ленинграда отражал историческое Время?

4. Территория и облик Фрунзенского района.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




«хрущёвка», курдонеры, панельное

строительство, кирпичное строительство




Беседа, работа с текстом учебника, картой, документа-ми, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з

Работа на уроке, д/з










21

Население Ленинграда в 1941-1991 гг.


1. Мотивация.

2. Состав населения Ленинграда в 1945-1991 гг.

3. Обустройство быта горожан.

4. Повседневная жизнь горожан.

5. Праздники и развлечения ленинградцев.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


«Лимитчик», социальная защищённость граждан


Урок-семинар, беседа, работа с текстом учебника, документами, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








22

Ленинград – место жительства горожан.

Урок-семинар.




1. Мотивация.

2. Управление городом.

3. Городское хозяйство.

4. Городской транспорт.

5. Система снабжения.

6. Проблемы горожан.

7. Обобщение.

8. Домашнее задание.




Мегаполис


Беседа, работа с текстом учебника, картой, документа-ми, с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








23

Ленинград – крупный экономический центр СССР.


1. Мотивация.

2. Роль ленинградской промышленности в СССР.

3. Проблемы ленинградской промышленности.

4. Ленинградская торговля.

5. Ленинград – транспортный узел СССР.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


НПО, дефицит, гастроном, универсам, универмаг


Презентация группового задания


Работа на уроке, д/з








24

Ленинград – центр образования, просвещения и науки.


1. Мотивация.

2. Ленинградская школа в 1960-80-е гг.

3. ВУЗы Ленинграда.

4. Ленинградские центры

просвещения.

5. Ленинград – научный центр страны.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.




Лекторий, Планетарий, студенческий городок, ДПШ


Презентация группового задания, беседа, работа с

наглядностью, КП




Работа на уроке, д/з








25

Ленинград – центр художественной культуры.


1. Мотивация.

2. Творческая интеллигенция.

3. Самый читающий город СССР.

4. Театральная жизнь Ленинграда.

5. Музыкальная жизнь Ленинграда.

6. Киноискусство.

7. Обобщение.

8. Домашнее задание.




Творческий Союз, неформалы, «Ленфильм»


Презентация группового задания, беседа, работа с наглядностью, КП


Работа на уроке, д/з








26

Повторительно-обобщающий урок по Теме № 3.








Самостоятельная работа учащихся


Контрольный тест № 3.





Тема № 4. Наш край в XX веке.


27

Карта Ленинградской области. Экономика и демография края.


1. Мотивация.

2. Как и почему менялась карта Ленинградской области?

3. Освоение территории края.

4. Население области.

5. Экономика области.

6. Инфраструктура области.

7. Повседневная жизнь жителей области.

8. Обобщение.

9. Домашнее задание.


Ленинградская область, садоводство


Презентация группового проекта, беседа, работа с картой, нагляд-ностью, текстом, КП


Работа на уроке, д/з








28

Состояние культурного и природного наследия на территории края.


1. Мотивация.

2. Памятные места Ленинградской области.

3. Природные памятники Ленинградской области.

4. Туризм в Ленинградской области: направления, проблемы, перспективы.




Отбор материала по усмотрению учителя


Презентация группового проекта, беседа, работа с картой, нагляд-ностью, текстом, КП


Работа на уроке, д/з


Раздел II.

Город, в котором вы живёте…


Тема № 5.

Современный Санкт-Петербург.


29

Исторические

события и их значение: 1991 – настоящее время. Урок-семинар.




1. Мотивация.

2. Исторические источники об изучаемом периоде.

3. События 1991-2010-х гг.

4. Как и зачем изучать город?

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




6.06.1991 г.,

Санкт-Петербург, 300-летие Санкт-Петербурга




Представление индивидуального задания, беседа, дискуссия


Работа на уроке, д/з








30

Карта и облик современного Санкт-Петербурга. Урок-практикум.


1. Мотивация.

2. Генеральный план развития Санкт-Петербурга.

3. Новостройки: особенности архитектуры, планировки, инфраструктуры.

4. Развитие транспортной системы города.

5. Новые памятники Петербурга.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


Дамба, КАД, скоростной диаметр


Представление индивидуального задания, беседа, дискуссия, работа с наглядностью, текстом


Работа на уроке, д/з








31

Санкт-Петербург – место

жительства горожан. Урок-семинар.




1. Мотивация.

2. Управление городом.

3. Население современного Петербурга.

4. Экономика города.

5. Какие проблемы существуют в Петербурге?

6. Обобщение.

7. Домашнее задание.


Законодательное собрание Санкт-

Петербурга, губернатор, Правительство Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления, трудящийся мигрант, вандализм




Представление

индивидуального задания, беседа, дискуссия, работа с наглядностью, текстом




Работа на уроке, д/з








32

Санкт-Петербург – город больших возможностей для самореализации.


1. Мотивация.

2. Какие возможности предоставляет Петербург горожанам?

3. Какие возможности предоставляет Петербург гостям города?

4. Петербург объединяет людей.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.




Толерантность, «открытый город», инвестиции, малый бизнес


Представление индивидуального задания, беседа, дискуссия, работа с наглядностью, текстом


Работа на уроке, д/з








33

Повторительно-

обобщающий урок по Темам № 4-5.










Самостоятельная работа учащихся


Контрольный

тест № 4, проверка рабочих тетрадей










34

Итоговое повторение.


1. Мотивация.

2. Вы – жители Санкт-Петербурга или петербуржцы?



3. Обобщение.





Беседа


Работа на уроке






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница