Пояснительная записка «Биология». 7 класс (70 ч )



Скачать 494,39 Kb.
страница1/3
Дата01.06.2018
Размер494,39 Kb.
  1   2   3
Пояснительная записка
«Биология». 7 класс (70 ч )

«Животные»
Курс биологии 7 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе и при изучении курса «Растения. Грибы. Бактерии». Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по биологии.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;

- систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Материал курса разделен на 8 глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением.
Основные технологии:

- проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их разрешению

- исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути ее решений

- проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности

- разноуровневое обучение

- лекционно-семинарско-зачетная система

- игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр

- обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа

- здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и физическую деятельность


Основное содержание:

В первой главе «Введение» учащиеся знакомятся с общими сведениями о животном мире, истории развития зоологии, методах изучения животных, сходствах и различиях животных и растений, систематике животных.

Во второй главе «Простейшие» учащиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей простейших, их многообразии, образе жизни и поведения, биологических и экологических особенностях, значении в природе и жизни человека.

Третья глава «Многоклеточные животные», знакомит учащихся с особенностями строения, многообразием, значением в природе и жизни человека, биологическим и экологическим особенностям типа Губок; Кишечнополостных; Плоских, Круглых, Кольчатых червей; Моллюсков; Членистоногих; Хордовых: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающих.

Четвертая глава «Эволюция строения и функций органов и их систем у животных» посвящена изучению покровов тела; опорно-двигательной системы; полостей тела; органов: дыхания, пищеварения; обмену веществ и превращению веществ; кровеносной системы, крови; органов выделения; органов чувств, нервной системы, инстинктам, рефлексам; регуляции деятельности организма; органов размножения, продолжения рода.

Пятая глава «Индивидуальное развитие животных», посвящена изучению продлению рода, органам размножения, способам размножения и оплодотворениям, развитию животных, периодизации и продолжительности жизни.

Шестая глава «Развитие и закономерности размещения животных на Земле», рассматривает доказательства эволюции, основные положения теории Чарльза Дарвина, усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции, миграции, ареалы обитания, закономерности размещения животных.

Седьмая глава «Биоценозы», посвящена изучению естественных и искусственных биоценозы, факторов среды, цепей питания, потоков энергии и взаимосвязи компонентов биоценоза.

Восьмая глава «Животный мир и хозяйственная деятельность человека», посвящена изучению влияния деятельности человек на животных, промыслу, одомашниванию, разведению и содержанию животных, а также изучению охраны животного мира и его рациональному использованию.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

Лабораторные работы имеют большое значение в обучении биологии, стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к естественным наукам в целом.

Учащиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности.

Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2-х часов в неделю.

Распределение учебных часов по темам курса

Часы по темам распределены следующим образом:

«Введение» - 2 часа

Глава 1. «Простейшие» - 3 часа.

Глава 2. «Многоклеточные животные» - 34 часа.

Глава 3. «Эволюции строения и функций органов и их систем у животных» - 12 часов.

Глава 4. «Индивидуальное развитие животных» - 4 часа.

Глава 5. «Развитие и закономерности размещение животных на Земле» - 4 часа.

Глава 6. «Биоценозы» - 5 часов.

Глава 7. «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» - 6 часов.



Требования к уровню подготовки учащихся

Достижение планируемых результатов оценивается на базовом уровне, свидетельствующим о сформированности знаний, умений, способов деятельности по биологии, которые необходимы для успешного продолжения обучения в старшей школе, и предполагает освоение опорной системы знаний и правильного выполнение учебных действий при решений простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач(заданий) с очевидным способом решения. Чаще всего это задания, в которых необходимо узнать биологические объекты, процессы, явления и/или привести их примеры; применить знания в знакомой ситуации.

Называть:

- общие признаки живых организмов

- признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных.

- причины и результаты эволюции

- приводить примеры: усложнения животных в процессе эволюции, природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде обитания, наиболее распространенных видов и пород животных

Характеризовать:

- строение, функции клеток, животных; деление клетки

- размножение, рост и развитие животных

- среды обитания организмов, экологические факторы

- природные сообщества, пищевые связи, приспособленности организмов к жизни в сообществе

- дыхание, передвижения веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельностях в живом организмов

Распознавать:

- организмы животных

- клетки, ткани, органы и системы органов животных

- наиболее распространенные виды животных своего региона, разных классов, типов

Сравнивать:

- представителей разных типов животных

Применять знания:

- о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выведения, мер охраны

- о видах, популяциях природных сообществ для обоснования мер их охраны

Наблюдать:

- сезонные изменения в жизни животных

Соблюдать правила:

- приготовления микропрепаратов и рассмотрения их под микроскопом

- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности животных

- поведения в природе

Делать выводы:

- о клеточном строении всех царств

- об усложнении животного мира в процессе эволюции

Планируемые результаты освоения курса биологии

Предметные:

- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов

- доказывать биологические закономерности появляющиеся в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека

- объяснить общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

- описывать и анализировать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

- знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии

УУД: познавательные

- находить информацию (в текстах, таблицах и т.д.)

- анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать(делать выводы) на основе на основе фактов и абстрактных понятий

- классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления

- сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия

- устанавливать причины и их следствия

- устанавливать аналоги ( в т.ч. создавать модели объектов)с помощью учителя и самостоятельно

- представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, план) в т.ч. используя ИКТ


Регулятивные:

-определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе

- панировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно

-оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

- быть готовым изменить свое точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки

- участвовать в диалоге: слушать и слышать другого

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно

-использовать речевые средства с в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

- работать в паре, в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения

- предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться

Личностные

- отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях

- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои)

- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях

- осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели

- строить отношения с людьми не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления

- пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов

- выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях

- признавать свои плохие поступки и отвечать за них ( принимать наказание, определять для себя наказание)


Календарно-тематическое планирование 7 класс


№ урока

п/п


№ урока по теме

Тема

Тип урока

Элементы

содержания



Основные виды деятельности учащихся

Виды

Контроля


Домашнее задание

Дата

проведения урока




По плану

По факту

  1. 1

1

История развития зоологии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общие сведения о животном мире. История изучения животных. Методы изучения животных

Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных

Текущий

§1

1 нед.




  1. 2




2

Современная зоология

Урок закрепления знаний

Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений.

Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают роль и значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека, Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны. Знакомятся с Красной книгой

Текущий

§2

1 нед.




  1. 3




1

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Простейшие. Многообразие, среда, места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «простейшие», «корненожки», «радиолярии», «солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают растения с простейшими. Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

Фронтальный

§3

2 нед.




  1. 4




2

Простейшие: жгутиконосцы

Урок закрепления знаний

Простейшие. Многообразие, среда, места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «жгутиконосцы», знакомятся с многообразием, особенностями строения и значением в природе и жизни человека

Фронтальный

§4

2 нед.




  1. 5

3

Простейшие: инфузории

Урок закрепления знаний

Простейшие. Многообразие, среда, места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «инфузории», знакомятся с многообразием, особенностями строения и значением в природе и жизни человека

Фронтальный

§4

3 нед.




  1. 6

1

Тип Губки: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Общая характеристика многоклеточных животных. Простейшие многоклеточные – Губки. Распространение и экологическое значение

Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов, дифференцировку клеток и появление тканей. Описывают представителей типа Губки, подчеркивая их значение в природе и жизни человека

Текущий

§5

3 нед.




  1. 6

1

Тип Кишечнополостные. Класс: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

Определяют понятия: «двухслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выделяют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и в жизни человека

Фронтальный

§5

4 нед.




  1. 7

2

Тип Плоские черви. Класс: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Плоские черви. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «орган», «система органов», «трехслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно-мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни

Фронтальный

§6

4 нед.




  1. 8

3

Тип Круглые черви

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и в жизни человека

Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни

Фронтальный

§7

5 нед.




  1. 9

4

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Кольчатые черви. Многощетинковые. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихета», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная система», «забота о потомстве». Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

Фронтальный

§8

5 нед




  1. 10

5

Класс кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки

Урок закрепления знаний

Малощетинковые. Пиявки. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Лабораторная и практические работы: «Знакомство с многообразием кольчатых червей»



Определяют понятия: «диапауза», «защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками(книги, Интернет) для получения дополнительной информации.

Текущий

§10

6 нед.




  1. 11

6

Тип Моллюски

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Текущий

§11

6 нед.




  1. 12

7

Класс моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Урок закрепления знаний

Брюхоногие. Двустворчатые. Головоногие.

Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие»,»реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчужина»

Текущий

§12

7 нед.




  1. 13

8

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские ежи, Офиуры

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «водно-сосудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов

Проверочная работа

§13

7 нед.




  1. 14

9

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа: Многообразие ракообразных

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «жаберный тип дыхания», проводит наблюдение за ракообразных.

Текущий

§14

8 нед.




  1. 15

10

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные

Урок закрепления знаний

Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «паутинные бородавки», «паутина», «легочные мешки», «трахеи», «легочный тип дыхания», «трахейный тип питания», «партеногенез». Иллюстрируют примерами значения ракообразных в природе и жизни человека.

Текущий

§14

8 нед.




  1. 16

11

Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Насекомые, многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа: Многообразие насекомых



Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие».

Фронтальный

§15

9 нед.




  1. 17

12

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Урок закрепления знаний

Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Работают с текстом параграфа, заполняют таблицу

Письменный

§16

9 нед.




  1. 18

13

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Урок закрепления знаний

Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы. . Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «развитие с превращением». Обосновывают необходимость использовать полученные знания в жизни. Продолжают заполнять таблицу.

Письменный

§17

10 нед.




  1. 19

14

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Урок закрепления знаний

Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «чешуекрылые», «гусеницы», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи».

Письменный

§18

10 нед.




  1. 20

15

Отряды насекомых: Перепончатокрылые

Урок закрепления знаний

Перепончатокрылые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Определяют понятия: «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матки», «трутни», «рабочие пчелы», «мед», «прополис», «воск», «соты». Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами.

Текущий

§19

11 нед.




  1. 22

17

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные, беспозвоночные животные

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

Обобщение знаний по беспозвоночным животным

Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. Обосновывают необходимость использовать полученные знания в повседневной жизни

Проверочная работа

Тетрадь

11 нед.




  1. 23

18

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Класс Ланцетники. Класс Круглоротые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок».Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником.

Текущий

§20

12 нед.




  1. 24

19

Классы рыб: Хрящевые и Костные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Рыбы, многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и редкие виды. Лабораторная работа: Внешнее строение рыб.

Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой и костный скелет», «двухкамерное сердце».

Текущий

§21

12 нед.




  1. 25

20

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

Урок закрепления знаний

Хрящевые рыбы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Характеризуют многообразие, образ жизни, местообитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов.

Письменный

§22

13 нед.




  1. 26

21

Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

Урок закрепления знаний

Костные рыбы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы». Выделяют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб. Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации

Письменный

§23

13 нед.




  1. 27

22

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Выявляют различия и сходства рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Текущий

§24

14 нед.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница